Железнодорожный вокзал в Сухуми

Власти Грузии готовы предоставить Абхазии особый статус

43
Власти Грузии хотят предложить населению Абхазии и Цхинвальского региона защиты их политических и гражданских прав, предусмотренных Конституцией страны.

БАКУ, 04 ноя — Sputnik. Правительство Грузии готово к рассмотрению модели федеративного устройства страны, в рамках которого Абхазии будет предоставлен особый статус, заявил госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили в среду, 4 ноября, информирует Sputnik Грузия.

В августе 2008 года Грузия разорвала дипотношения с РФ в ответ на признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Однако представители нового правительства Грузии, которые пришли к власти по итогам выборов в октябре 2012 года, назвали одним из главных приоритетов внешней политики нормализацию отношений с РФ.

"Грузия готова рассмотреть, и у нас есть определенные видения и мнения, например, каким должно быть федеративное устройство в Грузии, где у Абхазии будет особый статус. Над этим мы немало работали, даже вместе с нашими оппонентами. Так что мы готовы к большей открытости в этом направлении", — заявил Закареишвили на заседании комитета ассоциации Грузия — Евросоюз.

Власти Грузии хотят предложить населению Абхазии и Цхинвальского региона защиты их политических и гражданских прав, предусмотренных Конституцией страны.

 

43
Теги:
Грузия, Госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили, Правительство, Федеральный статус, Абхазия

Президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл на палубе подводной лодки HMAS Waller, управляемой ВМС Австралии, на острове Гарден в Сиднее

Австралия отказалась от многомиллиардного контракта с Францией в пользу США

12
(обновлено 18:01 19.09.2021)
Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал происходящее "ударом в спину". Однако, по всей видимости, официальный Париж не станет на антиамериканские рельсы и не выйдет из НАТО.

Уже давно мировое сообщество не наблюдало такого резкого обострения отношений между США и одним из главных его союзников в Европе - Францией. Причиной этого стало создание военного триумвирата Вашингтона с Лондоном и Канберрой. Как известно, Австралия отказалась от многомиллиардного контракта с Парижем, который предусматривал продажу 12 французских дизель-электрических подводных лодок для военно-морских сил Австралии. Не то, что австралийцам стали не нужны субмарины, просто Канберра решила заключить примерно такой же контракт, но с Вашингтоном и Лондоном.

Такой шаг со стороны Австралии и США вызвал бурю негодования во Франции. Несмотря на старания пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки сгладить ситуацию, возмущение Парижа было огромным. Франция никак не ожидала таких вероломных действий со стороны ближайших союзников.

Послы Франции в США и Австралии были отозваны, а министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал происходящее "ударом в спину", и с удивленным негодованием отметил, что так союзники не поступают. С ним невозможно не согласиться, действительно, союзники не должны так поступать, однако Вашингтон уже давно совершает действия, не соответствующие разумным и общепринятым правилам: у Белого дома своя, непонятная даже для ближайших союзников, шкала ценностей.

Свой союз и контракт с Австралией Вашингтон объясняет необходимостью усилить противостояние с Китаем. Это отдельная тема, но сейчас, довольно интересно, как будут развиваться события в Париже ?

Кроме экономического урона, который понесла Франция после потери контракта на 66 миллиардов долларов, надо учитывать и политические факторы. История наглядно указывает на то, что у французов хорошая память, и они не забывают откровенно недружественные действия против их государства. Думается, что во Франции начнется чреда громких антиамериканских выступлений, но отметятся в этом не власти, а, конечно же, оппозиционные деятели.

Такого рода выпады в сторону США уже наблюдаются: депутат Национального собрания и кандидат в президенты от социалистов Жан-Люк Меланшон призвал официальный Париж не питаться иллюзиями, а выйти из НАТО и закрыть Центр передового опыта Североатлантического альянса, который Вашингтон намеревается разместить во французском городе Тулузе. Громкий призыв известного своей эмоциональностью Жан-Люка Меланшона, можно не сомневаться, услышали в Елисейском дворце, но вряд ли президент Франции Эммануэль Макрон пойдет на то, чтобы выйти из НАТО.

Отметим, что разрыв контракта очень сильно ударил по авторитету Эммануэля Макрона, который и так был не очень высок. За семь месяцев до выборов союзники преподнесли действующему президенту Пятой Республики нежданный и очень болезненный сюрприз. Однако, тем не менее, Макрон и его команда вряд ли будут рассматривать выход из НАТО, как ответный шаг. Уж слишком сильна зависимость Франции от этого военного блока.

Макрон с 2018 года делал попытки избавиться от этой зависимости, когда начал призывать к созданию отдельных вооруженных сил Европы. Он призывал к этому всех европейских политиков и использовал для этого трибуну ЕС. Он призывал руководителей европейских стран создать свои объединенные вооруженные силы и перестать быть зависимыми от НАТО, то есть от США. Он отмечал, что европейские страны являются союзниками США, но, такая полная зависимость превращает союзника в вассала.

Однако, в целом весьма здравое предложение Макрона не нашло поддержки в ЕС и в особенности у Германии. Ангела Меркель посчитала предложение Макрона неоправданно расточительным. Многие европейские политики видели в действиях Макрона, который чуть ли не требовал срочных реформ в ЕС, желание молодого французского президента показать себя реформатором и выдвинуть в лидеры европейского альянса. Так что предложение Макрона о создании военных сил Европы не прошло.

За всеми этими перипетиями достаточно внимательно следили в Вашингтоне. Желание Макрона не зависеть от США должно было вызвать ощутимое раздражение у американского политического истеблишмента. И вот сейчас, за семь месяцев до выборов, французский президент жестко столкнулся с этой самой зависимостью от США, от которой он так горячо убеждал европейских политиков освободиться. Рад был бы Макрон ответить на эту откровенную вашингтонскую пощёчину должным образом, но не может. Никакого выхода из НАТО не будет.

Напомним, что с началом 2022 года Франция будет председательствовать в ЕС. В такой ситуации Макрон найдет уместным выход из блока, который в огромной степени обеспечивает безопасность европейского альянса.

Есть еще один весьма важный факт, который наводит на мысль, что Эммануэль Макрон вряд ли решится на дальнейшую эскалацию отношений с США: выборы совсем скоро, а позиции Макрона и так шатки. Очень серьезную конкуренцию ему на выборах по итогам различных опросов должна составить лидер "Национального объединения" Марин Ле Пен, которая в отличие от Макрона мало-помалу, но постоянно наращивает свой рейтинг.

Вместе с этим, с падением рейтинга Макрона, растет популярность 23-го президента Французской республики Николя Саркози и возглавляемой им партии "Республиканцы". Саркози отличает четкая проамериканская позиция. На выборах 2022 года Макрон опасается, что если начнет вести антиамериканскую политику, то Саркози удачно сможет сыграть на этом. А тут еще с каждым днем набирающая большую популярность Марин Ле Пен: в такой ситуации на предстоящих выборах Макрон может даже не пройти во второй тур, уступив Саркози и Ле Пен.

Учитывая изложенное, можно предположить, что Макрон и его команда вряд ли в ближайшее время смогут дать аналогичный ответ Вашингтону или встать на рельсы антиамериканской политики. Эммануэля Макрона на нынешний момент интересует не реноме государства, а свои собственные интересы, продиктованные предстоящими выборами. В ответ на эту увесистую вашингтонскую пощёчину Париж немного поворчит (притом в пределах разумного), а потом сделает вид, что ничего не произошло.

12
Теги:
США, Франция, контракт, Австралия
Выборы в Государственную думу в РФ (2021)

Итоги недели в международной политике: саммиты ОДКБ и ШОС, заявления Путина и выборы

29
(обновлено 17:10 19.09.2021)
На уходящей неделе состоялись саммиты ОДКБ и ШОС. В обоих случаях центральной темой была безопасность на фоне ситуации в Афганистане. Об этих и других событиях недели - в материале Sputnik Азербайджан.

БАКУ, 19 сен — Sputnik. Крупные политические мероприятия состоялись на этой неделе в рамках взаимодействия таких структур, как Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Основной темой обсуждения стала ситуация в Афганистане.

Саммит ШОС

Заседание Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) прошло 17  сентября в Душанбе под председательством Президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Президент России принимал участие в мероприятии в режиме видеоконференции. Во встрече также участвовали премьер-министр Индии Нарендра Моди, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, председатель КНР Си Цзиньпин, президент Кыргызстана Садыр Жапаров, премьер-министр Пакистана Имран-Хан, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

Президент РФ Владимир Путин в ходе заседания назвал поспешный вывод войск США и их союзников из Афганистана бегством.

"Действительно, смена власти произошла практически бескровно, и это, безусловно, позитивный момент. Талибы (движение запрещено в РФ как террористическое) контролируют сегодня практически всю территорию Афганистана, и следовало бы стимулировать новые афганские власти к выполнению их собственных обещаний об установлении мира, нормализации общественной жизни, обеспечении безопасности для всех", - сказал российский президент Владимир Путин.

Российский лидер считает необходимым задействовать потенциал ШОС для содействия инклюзивному мирному процессу в Афганистане и противодействию негативного воздействия ситуации в этой стране на соседние государства.

"Ведь все мы хорошо понимаем, что происходящее в Афганистане напрямую проецируется на интересы безопасности государств-членов ШОС и, тем более, что целый ряд наших стран имеет с Афганистаном общую границу", - сказал российский президент.

"Думается, что в первую очередь нам важно задействовать потенциал организации, чтобы оказать всемерное содействие началу инклюзивного межафганского мирного процесса и одновременно сделать все, чтобы блокировать исходящие из этой страны угрозы терроризма, наркотрафика, религиозного экстремизма", - добавил он.

В связи с этим российский президент предложил проработать вопрос о возобновлении работы контактной группы ШОС-Афганистан, "которая как раз и создавалась в свое время для работы с афганскими партнёрами".

"Следовало бы стимулировать новые афганские власти к выполнению их собственных обещаний об установлении мира, нормализации общественной жизни, обеспечению безопасности для работы всех", - сказал Путин.

Также в ходе заседания глава Узбекистана Шавкат Мирзиеев предложил разморозить афганские активы за рубежом, что, по его мнению,  предотвратит гуманитарный кризис Афганистана и сократит поток беженцев.

 

Заседание ОДКБ

Саммите ШОС предшествовало заседание Совета коллективной безопасности Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), на котором Афганистан также был центральной темой обсуждения.

Президент РФ Владимир Путин отметил, что ситуация в зоне ответственности ОДКБ "не только не стабильная, но и несет новые, по-настоящему острые вызовы и риски для безопасности членов организации".

В целях предотвращения негативного влияния на сопредельные с Афганистаном страны-члены ОДКБ была отмечена важность усиления южных рубежей организации.

В связи с этим, как заявил генсек организации Станислав Зась, уже через месяц вблизи таджикско-афганской границы пройдет серия масштабных учений коллективных сил ОДКБ.

"Это учения сил и средств разведки "Поиск", учения сил и средств материально-технического обеспечения "Эшелон", наши самые крупные учения в этом году - "Взаимодействие" - с коллективными силами оперативного реагирования и "Кобальт", - сообщил Зась журналистам.

Также стороны договорились ускорить работу по принятию предложенной Таджикистаном целевой межгосударственной программы по укреплению границы этой страны с Афганистаном.

По итогам саммита была принята декларация Совета коллективной безопасности ОДКБ, в которой выражена озабоченность высоким уровнем угроз в зоне ответственности организации, в том числе в связи с ухудшением ситуации в Афганистане.

Документом члены ОДКБ подтвердили свое единство и заявили, что объединение продолжит поступательное развитие сил и средств коллективной безопасности.

При этом, страны-члены организации подтвердили, что их сотрудничество не направлено против третьих стран и других организаций. Так в декларации отмечено, что страны объединения будут углублять сотрудничество с ООН, ШОС, СНГ и ОБСЕ в областях, представляющих совместный интерес.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, общаясь с журналистами рамках мероприятий ОДКБ, сделал некоторые важные заявления, в том числе по взаимодействию РФ с НАТО, выборам в Госдуму, а также запуску трубопровода "Северный поток 2".

Как отметил российский министр, НАТО категорически против диалога по линии военных с Москвой.

Министр подчеркнул, что Москва готова говорить, но "профессионально, а не на полуистеричных тонах".

"В целом они (Североатлантический альянс) категорически отказываются вести диалог по линии военных, который был прерван в качестве так называемого наказания после событий на Украине и в Крыму. Мы готовы разговаривать, но разговаривать профессионально, а не на таких эмоциональных, полуистеричных тонах", - заявил глава МИД РФ.

Также Лавров отметил, что Москва ждет от Вашингтона ответа на вопрос: почему со стороны США происходит вмешательство в российские выборы.

Стоит отметить, что 10 сентября американского посла в Москве Джона Салливана вызвали во МИД РФ.

"Данные ему (послу) передали, они достаточно серьезные. Вот и все. Ждем ответа от наших американских коллег, почему так происходит", - сказал он.

Факты вмешательства США в дела России касались отказа ряда зарубежных платформ убрать запрещённый контент, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, отвечая на вопрос, какие конкретно факты были предъявлены американскому послу.

В интервью журналистам Сергей Лавров высказался и о дальнейшей судьбе "Северного потока 2", заявив, что нападки на проект продолжатся.

"Я не сомневаюсь, что продолжатся попытки на этот газопровод нападать. Наиболее рьяно против него выступает меньшинство, но это меньшинство агрессивное, прежде всего это прибалты, Польша, ну и еще несколько стран Евросоюза, которые просто руководствуются антироссийскими своими мотивами", - сказал Лавров.

Выборы в Госдуму РФ

Немаловажным общесвтенно-политическим событием для региона являются выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, основной день которых пришелся на 19 сентября.

Голосование на выборах продолжается третий день с 17 сентября. Своих кандидатов в депутаты Госдумы зарегистрировали 14 партий, всего в списках 3,8 тысячи кандидатов, а в парламент из них попадут лишь 450 народных избранников.

Всего по данным на июль 2021 года в РФ зарегистрировано 108,145 миллиона 648 избирателей, а еще чуть более 2,47 миллиона избирателей за рубежом.

Для голосования за пределами России сформированы 348 избирательных участков в 143 странах. Наряду с голосованием на участках в текущем году жители семи регионов РФ имеют возможность отдать свой голос в онлайн-формате.

Президент России Владимир Путин воспользовался своим избирательным правом 17 сентября, отдав свой голос посредством онлайн-голосования.

 

Читайте также:

29
Теги:
ОДКБ, ШОС, Сергей Лавров, Выборы в Госдуму РФ
Выборы в Государственную думу в РФ (2021)

Как проходят выборы в Госдуму: заявление международных наблюдателей

0
О чем говорит отказ ОБСЕ направить своих наблюдателей в Россию, в эксклюзивном интервью Sputnik объясняют члены Межпарламентской ассамблеи СНГ.

БАКУ, 19 сен — Sputnik. В России проходят выборы депутатов в Государственную Думу. Впервые голосование длится три дня, причем отдать голос можно не только очно, на избирательном участке, но и онлайн.

Станет ли новый формат российских выборов тенденцией для всего СНГ? Влияет ли на процесс выборов отказ ОБСЕ направить своих наблюдателей в Россию и как можно расценивать заявление Европарламента насчет итогов выборов в Госдуму? Об этом в интервью YouTube-каналу "Sputnik на русском" говорят представители Межпарламентской ассамблеи СНГ (МПА СНГ) - заместитель председателя сената парламента Казахстана, координатор группы наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи СНГ Аскар Шакиров и заместитель руководителя секретариата совета Межпарламентской ассамблеи СНГ, директор международного института мониторинга развития демократии Иван Мушкет.

Дело не только в пандемии

Нынешние выборы проходят в беспрецедентных условиях из-за пандемии, и Россия смогла обеспечить все необходимые меры безопасности для граждан, считает Аскар Шакиров.

"Те участки, что мы посещали, все оснащены, следуют строгому соблюдению карантинных мер. Мы опрашивали наблюдателей, знаем, что есть все средства защиты, санитайзеры", - заявил он, уточнив, что температуру на входах в участки измеряли не только избирателям, но и представителям СМИ, а также международным наблюдателям.

При этом стоит помнить: Россия начала разрабатывать закон об электронном голосовании еще до пандемии, и он прежде всего нацелен на совершенствование выборов, подчеркивает Аскар Шакиров. "Дистанционный формат надо рассматривать в разных ракурсах, не только с точки зрения пандемии, - говорит он. – Он предполагает защиту людей преклонного возраста и людей с ограниченными возможностями, но полезен и для людей, находящихся за пределами страны, они тоже могут проголосовать. Инфраструктура соответствует предъявляемым требованиям, электронные бюллетени работают безотказно".

В думских выборах участвуют 14 политических партий, и Межпарламентская ассамблея СНГ встречалась с их представителями, рассказывает Иван Мушкет. "Мы задавали им вопросы, как они оценивают ход подготовки к выборам, как оценивают работу ЦИК, - объясняет он и добавляет: - Наш отчет говорит о том, что в целом работа проведена большая, масштабная".

Электронное голосование – будущий тренд СНГ?

Оценивать практику электронного голосования прежде всего должны сами россияне, считает Аскар Шакиров. "Но я выражу мнение всей нашей группы – этот опыт достоин изучения, - говорит он. – Современные тренды общие для многих стран".

Цифровизация развивается не только в России, но и в других странах, добавляет Иван Мушкет. "Мы давно живем в информационном обществе, у него свои вызовы, и мы в ответ развиваем различные технологии, - объясняет он и приводит в пример Молдову. – В этом году мы подготовили монографию "Цифровизация и выборы", изучили развитие современных технологий в этой республике. Также цифровые технологии развиты в Кыргызстане".

Но нужно признать: часть населения к электронному голосованию относится со скепсисом, уточняет Иван Мушкет. "Люди считают: опустить бюллетень в урну – это одно, а как голоса обработает машина? Поэтому дистанционное голосование будет развиваться и дат стимул другим странам Содружества. Но не думаю, что это будет быстрый процесс и завтра все начнут голосовать онлайн. Кто-то не так сильно разбирается в электронных устройствах, нужна будет разъясняющая работа с населением".

Зачем нужны три дня голосования

Поводом для широких обсуждений послужило и другое нововведение на думских выборов – впервые в истории выбирать депутатов в Думу можно целых три дня. Однако в этом нет ничего противоестественного, утверждает Аскар Шакиров.

"За это время можно охватить большее количество людей. Защищая права людей, мы имеем в виду, что надо защищать всех без исключения. А право на волеизъявление – это тоже субъект правозащитной работы", - говорит он.

С его мнением солидарен и Иван Мушкет.

"Временной отрезок позволяет проголосовать не сразу. Ведь, может, кто-то не успел за один день. Или человеку надо подумать, - рассуждает Мушкет. – За три дня он наверняка найдет время прийти и проголосовать, поэтому, на мой взгляд, эти нововведения эффективны и продуманы".

За три дня избиратели могут ознакомиться и с информацией о кандидатах в депутаты, полагает Аскар Шакиров. "Данные максимально доступны, и я был приятно удивлен. Один кандидат даже указал, что у него ранее была судимость – побег из-под стражи, - говорит он. - Мое первое впечатление – выборы организованы на высоком уровне. В первую очередь важен такой показатель, как явка. Посетили участок в Басманном районе Москвы вчера – более трети избирателей проголосовали к 11.30 утра. Сегодня были в Московском доме композиторов – там проголосовала практически половина".

Заявления Запада неприемлемы

В отличие от Межпарламентской ассамблеи СНГ, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направить в Россию своих наблюдателей. Как считает Аскар Шакиров, такое решение вызывает сожаление.

"Выборы – это не только контроль за процессом их проведения, - поясняет он свою точку зрения. – Это и обмен мнениями, это выработка рекомендаций, которые могли бы быть полезны для других стран. Я, как представитель наблюдателей, могу сказать, что нарушения выявлены не были. Мы опираемся на общепризнанные нормы – это, в частности, Конвенция о стандартах демократических выборов в СНГ (Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств – ред.)".

Во время предыдущих мониторингов выборных процессов Межпарламентская ассамблея СНГ обменивалась мнениями с европейскими партнерами, и шел диалог, рассказывает Иван Мушкет. "Их не пригласили, они не приехали – это их решение, но есть другой момент важный. Организация, которая культивирует ростки демократии, могла бы приехать и посмотреть, как выборы проходят".

Однако некоторые организации позволяют себе преждевременные заявления, говорит Мушкет, подразумевая Европарламент, который в своем докладе рекомендовал странам Европейского Союза быть готовыми не признавать результаты выборов в Госдуму.

"Надо приехать и сделать выводы, а иначе это неприемлемо из-за этических соображений. Многие политики уже об этом говорят, и наша группа обменивается своими мнениями. Да, я считаю, что это неприемлемо", - подытожил он.

Читайте также:

0
Теги:
Россия, Госдума РФ, выборы