В Крыму запустили первые станции мобильной связи стандарта LTE

Азербайджанцам грозит не радиация, а антенны мобильных операторов

(обновлено 10:09 28.09.2016)
Экологи самый высокий уровень естественного радиационного фона наблюдают в Шеки-Загатальской и Шамахи–Губинской зонах, где уровень излучения может достичь 12-26 микрорентген в час.

БАКУ, 27 сен – Sputnik. В Азербайджане показатели естественного радиационного фона находятся в допустимой норме. Об этом Sputnik Азербайджан заявил заведующий отделом Института проблем радиации Национальной академии наук Азербайджана Ислам Мустафаев.

По его словам, естественный радиационный фон возникает в результате радиоактивного излучения, производимого окружающей средой.

Отметим, что согласно последним оценкам Министерства экологии и природных ресурсов АР, в Баку и на Абшеронском полуострове уровень радиации составляет от 8 до 13 микрорентген в час, в Нахчыване этот показатель достигает 12-15 микрорентген в час, в Дашкесан-Гедабейской зоне — 7-10, в Газах-Гянджа-Агдам-Физулинской зоне — 6-11, на территории Центрального Арана — 6-13, а на юге, в Лянкяран-Астаринской зоне — 9-16 микрорентген в час. Самые высокие показатели естественных радиационных излучений отмечают экологи в Шеки-Загатальской и Шамахи-Губинской зонах – 12-26 микрорентген в час.

Надо сказать, что в различных странах мира норма радиации колеблется в пределах от 30 до 50 микрорентген в час.

Последние показатели в Шеки-Загатальской и Шамахи-Губинской зонах Азербайджана, как отмечает эколог, связаны с высокой концентрацией изотопов калия. Порой из-за этого радиация может быть более высокой, чем в других регионах, однако и это не является смертельной дозой излучений.

Мустафаев отметил, что вред от радиации порой зависит не от уровня микрорентгенов в час, а от времени пребывания человека в зоне с высокой концентрацией излучений. Между тем, он пояснил, что существуют локальные зоны, где наблюдается высокий уровень радиации. Там природа появления излучений носит техногенный характер. Например, на участках, где производится йод или бром, или где присутствуют выбросы от нефтяной промышленности. А таких территорий в Азербайджане очень мало.

"В Азербайджане не функционируют ядерные установки. Имеется ряд экспериментальных установок, где проводятся научно-исследовательские работы. Также существуют виды аппаратуры, используемые для терапии и диагностики заболеваний, например, рентгеновские установки. Все это является локальными источниками радиации. Они защищены и поэтому в связи с этим нет никаких проблем", — заявил Мустафаев.

В то же время эксперт не исключил, что всегда есть вероятность утечки радиоактивных выбросов, потери элементов во время транспортировки радиоактивных установок и других факторов.

Мустафаев также отметил, что в настоящее наблюдается большое воздействие электромагнитных волн, излучаемых электроприборами.

"Некоторые ученые утверждают, что электромагнитные волны безопасны, другие — наоборот. Я полагаю, что их воздействие не может пройти бесследно для здоровья человека. Они могут проявиться в будущем поколении. Этот вопрос в мировой литературе является спорным", — считает эксперт.

В связи с этим он придерживается мнения, что следует устанавливать ретрансляторы мобильных операторов вдали от населенных пунктов. Мустафаев категорически против того, чтобы установки находились на крышах жилых зданий.

Радиация, Угроза, Институт проблем радиации НАНА, Министерство экологии и природных ресурсов АР, Ислам Мустафаев, Азербайджан

Последствия сильного ветра в Баку, фото из архива

Берегитесь ветра: SOCAR приняла меры, ASCO и дорожная полиция сделали предупреждение

Главное управление Государственной дорожной полиции обратилось к водителям в связи с ветреной погодой. Ведомство рекомендует участникам дорожного движения быть предельно осторожными и внимательными.

БАКУ, 27 июл — Sputnik. В связи с изменением погодных условий в Азербайджане подразделениям Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR), занимающимся разведкой нефти и газа на морских платформах, дано указание усилить меры безопасности, сообщил замглавы компании по связям с общественностью и мероприятиям Ибрагим Ахмедов.

По его словам, работы на морских платформах остановлены, и при этом, хотя необходимости вывозить рабочих на берег не было, чтобы минимизировать риски, 17 рабочих с морских платформ были временно размещены в более безопасных местах.

ASCO сделало предупреждение кораблям

В связи с ухудшением погодных условий судам ЗАО "Азербайджанское каспийское морское пароходство" (ASCO) также направлено предупреждение.

В связи с ожидаемым ухудшением погодных условий с 27 июля на судах должны быть приняты меры безопасности, обеспечен заход кораблей в безопасные места.

Дорожная полиция обратилась к водителям

Главное управление Государственной дорожной полиции обратилось к водителям в связи с ветреными погодными условиями.

Так, управление рекомендует участникам движения быть предельно осторожными и внимательными во избежание происшествия на дорогах и повреждения транспортных средств.

"Водители должны выбирать ограничение скорости в соответствии с метеорологическими условиями, а также не останавливать автомобили около мест, где ведутся строительные работы, деревьев, больших рекламных щитов, в том числе других предметов, которые могут быть опрокинуты или сломаны в результате воздействия ветра", - говорится в информации ведомства.

Погода в Баку и Азербайджане на ближайшие дни

В Баку и на Абшеронском полуострове с вечера 27 июля прогнозируется сильный северо-западный ветер, временами будут идти дожди, сообщили в Национальной гидрометеорологической службе. Температура воздуха по сравнению с предыдущими днями упадет на 5-8 градусов.

Что касается регионов, то погода испортится вечером 27 июля, начиная с северных и западных районов - ожидаются грозы, дожди, местами пройдут ливни. Возможно, выпадет град.

Из-за обильных дождей в некоторых горных реках возможны кратковременные сели и разливы. Синоптики прогнозируют также сильный северо-западный ветер.

В целом, неспокойная погода продлится до 29 июля.

дорожная полиция, ветер, Предупреждение, SOCAR

Археолог: уникальная находка, сделанная в Азербайджане, заинтересует ученых мира

(обновлено 14:12 26.07.2021)
,
В ущелье Сарыйохуш в двух каменных курганах обнаружены археологические артефакты, имеющие большое значение для науки.

БАКУ, 26 июл — Sputnik. На территории государственного заповедника Кешикчидаг в Агстафинском районе страны ученые провели исследовательские и археологическо-спасательные работы. О раскопках и важных находках, представляющих немалый интерес для археологической науки не только Азербайджана, но и мира, попытался узнать больше корреспондент Sputnik Азербайджан.

Раскопки идут в курганах Ходжалы-Гедабейской культуры

Здесь началось изучение первого и второго каменных курганов в ущелье Сарыйохуш, и находки оттуда могут быть интересны для археологов всего мира, рассказал руководитель исследований Парвиз Гасымов.

Руководитель исследований Парвиз Гасымов

В курганах ученые обнаружили многочисленные предметы, относящиеся к Ходжалы-Гедабейской культуре позднего бронзового-раннего железного века, преимущественно погребальные образцы.

"Оба кургана оказались богаты на артефакты. В кургане, прикрытом большой скалой, мы на глубине 2,6 метра наткнулись на погребальную камеру эпохи поздней бронзы", - сообщил ученый.
  • Археологическо-спасательные работы на территории государственного заповедника Кешикчидаг в Агстафинском районе страны
© Sputnik / Ilham Mustafayev

В двухкамерной могиле были обнаружены человеческие останки в коленопреклоненном виде, а рядом с ними бронзовый меч, оконечник ножен, наконечники стрел из обсидиана и кремня, а также хорошо сохранившийся горшок с крышкой, рассказал Гасымов.

"Кроме того, там в качестве провизии для того света найдены варенные куски домашних животных в отполированной посуде", - заметил археолог.

Редчайшее свидетельство истории

Однако самым ценным артефактом глава экспедиции назвал цилиндрическую печать, лежавшую на шее скелета среди нитей бисера. Как сказал Гасымов, наличие печати свидетельствует о высоком статусе погребенного человека.

Как полагает ученый, этой специальной печатью, привезенной из Передней Азии, утверждались различные административные документы.

Также обнаружение подобной цилиндрической печати свидетельствует о существовании на территории Северного Азербайджана классового общества и государственных образований, соответствующих своему времени, еще в конце II – начале I тысячелетия до нашей эры, заявил он.

© Sputnik / Ilham Mustafayev

Как полагает ученый, эта находка станет предметом серьезного интереса среди ученых археологов также за пределами Азербайджана.

"Такая печать характерна для империи Митанни, существовавшей на территории Сирии в XV-XIII веках до нашей эры.

Находки, названные в науке цилиндрическими печатями, изготавливались из глины. И зарубежные ученые, исследующие их, всегда писали, что было бы хорошо найти такой вместе с органическими находками, чтобы произвести радиоуглеродный анализ и определить его точный возраст", - объяснил археолог.

© Sputnik / Ilham Mustafayev

По его словам, до сих пор существует лишь датирование по типологической периодизации, а обнаружение рядом с печатью человеческих останков поможет установить даты.

"Удача, что такая печать обнаружена в Азербайджанской Агстафе с человеческими останками. Уверен, что после ввода артефакта в научный оборот он вызовет большой интерес за рубежом", - подытожил Парвиз Гасымов.

Мир, ученые, Азербайджан, археологические находки
Ил 76, фото из архива

Россия строит новые самолеты "Судного дня": особенности третьего поколения

(обновлено 20:43 27.07.2021)

Минобороны России вскоре получит воздушный пункт управления третьего поколения – на базе Ил-96-400М. Сборка двух новых самолетов "Судного дня" началась на Воронежском авиазаводе в рамках проекта "Звено-С".

Воздушный пункт управления (ВПУ) позволяет Верховному главнокомандующему и руководству Генштаба ВС России надежно управлять всеми видами и родами войск, стратегическими ядерными силами в ходе глобального вооруженного конфликта (атомной войны), даже если противник уничтожит все наземные командные пункты. Авиационный комплекс подобного технологического уровня могут позволить себе лишь две страны в мире – РФ и США.

Новый российский воздушный командный пункт от американского аналога отличается тем, что рассчитан на несколько "Судных дней", и обеспечивает неотвратимость возмездия любому агрессору.

Что будет, если ВПУ собьют?

Новейший российский ВПУ сложно обнаружить и уничтожить. Высокая автономность, современные средства радиоэлектронной борьбы, технологии малозаметности для спутников и радаров противника, защита от радиоактивного излучения, скорость, дальность и практический потолок дают ВПУ значительные преимущества перед наземными, подземными или подводными командными пунктами.

Самолет с дозаправками может находиться в воздухе сутками. Пожалуй, сбить ВПУ – опаснее всего: в этой гипотетической ситуации за 2-3 минуты падения оперативная группа Генштаба успеет полностью стереть с лица Земли десяток-другой враждебных стран.

Современная война – не голливудский боевик, не зеркальный обмен ударами, стороны конфликта могут гибко менять сценарии во всех средах боевого применения. Огромное значение имеют общее состояние Вооруженных Сил РФ, система планирования и связи, алгоритмы боевого применения ядерного оружия, политическая воля главы государства и Верховного главнокомандующего. Разработка третьего поколения ВПУ свидетельствует о серьезности внешних военных угроз.

Российские самолеты "Судного дня" самим фактом существования охлаждают горячие головы в Пентагоне и НАТО, на неопределенно долгий срок отодвигают глобальный вооруженный конфликт.

Командный пункт для Третьей мировой

Российские войска оснащаются все более совершенными автоматизированными системами управления, вооружением с элементами искусственного интеллекта. Активно обновляются Стратегические ядерные силы. Развиваются средства космической разведки и связи. ВПУ должен соответствовать требованиям времени.

Радиокомплекс на борту самолета "Судного дня" позволяет доводить приказы и боевые распоряжения войскам, включая экипажи стратегической авиации, субмарин-носителей стратегического ядерного оружия, расчеты подвижных и шахтных пусковых установок в радиусе 6000 км.

ВПУ третьего поколения отличается уникальными характеристиками, повышенными функциональностью, живучестью, экономичным энергопотреблением. На борту созданы комфортные условия для многочасовой работы высшего командного состава ВС РФ, оперативной группы офицеров Генштаба и специалистов технической группы. В ситуации глобального конфликта главному командному пункту России предстоит полет с дозаправками в течение нескольких суток.

Основа всего – надежный носитель. Самолет Ил-96-400 – грузовая модификация Ил-96-300, который известен высоким могуществом и безопасностью. Современные материалы позволили уменьшить массу самолета, обеспечив запас прочности и экономичность. Специальные модификации Ил-96-300 используются в качестве борта №1 президента Российской Федерации, и адаптированы для выполнения функции Верховного главнокомандующего вооруженными силами.

Воздушный корабль Ил-96-400 с двигателями ПС-90А1 и увеличенной грузоподъемностью – надежная база для бортового комплекса, способного работать со всеми существующими и перспективными автоматизированными системами боевого управления. В гражданской версии Ил-96-400М рассчитан на перевозку до 370 пассажиров. Из всех машин российского авиапрома Ил-96 летает дальше всех, и все же необходимы запасные аэродромы в отдаленных уголках России и сопутствующие объекты инфраструктуры.

Пока специалисты Генштаба ВС РФ моделируют стратегические (компьютерные) сценарии широкомасштабного военного конфликта, несколько самолетов "Судного дня" тихо ждут своего часа на базовом аэродроме. Действующий сегодня воздушный пункт управления создан на базе самолета Ил-86 и называется Ил-80. Таких систем второго поколения построено четыре. Решение о создании ВПУ третьего поколения совпало с модернизацией второго – в 2019 году.

Американские аналоги

Военно-воздушные силы США располагают четырьмя современными командными пунктами для высшего руководства США, созданными на основе дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Boeing 747-200. Машины предполагается использовать по предназначению, если наземные системы управления будут разрушены в результате ядерной войны.

В гражданской версии Boeing 747-200 имеет максимальную взлетную массу 374,8 тонн, скорость – до 895 км/час, потолок – 13750 м, дальность полета – до 10670 км. Количество пассажирских мест – 490. В грузовом отсеке Boeing 747-200F возможна перевозка грузов массой до 113 тонн.

Технологические возможности американских комплексов можно оценить на нескольких примерах.

Современный воздушный пункт стратегического управления США на базе Boeing C-32 предназначен для решения разнообразных задач в ходе оперативного развертывания войск при отсутствии наземной инфраструктуры, или после поражения противником наземных пунктов управления, узлов и линий связи. А также в качестве мобильных пунктов управления Федерального агентства по действиям в чрезвычайных ситуациях FEMA.

На С-32А установлено новейшие оборудование, система навигации и средства связи. Пассажирская кабина разделена на несколько отсеков: рабочий кабинет высшего военного руководства, комнаты для совещаний, помещение оперативной группы, узел связи и комната отдыха (вероятно, все ВПУ имеют сходную компоновку отсеков).

Первый самолет был выпущен на заводе Boeing в Сиэттле 19 июня 1998 года. Всего произведено четыре самолета, каждый из которых способен выполнять функции воздушного командного пункта ОСК и пункта управления пуском МБР "Минитмен".

Самолет E-6B Mercury создан на базе Boeing 707-320 с четырьмя турбореактивными двигателями F108-CF-100 производства General Electric. Максимальная взлетная масса самолета – 155 тонн. Скорость полета – до 972 км/час на высоте 12000 м. Практический потолок – 12810 м. При несении боевого дежурства дальность полета без дозаправки в воздухе – 12400 км. Максимальное время полета с дозаправками – 72 часа. Летный экипаж самолета – 14 человек, оперативная группа штаба ОСК на борту – восемь специалистов.

Первые воздушные командные пункты появились в США в 1965 году, и это были оснащенные специальными средствами самолеты-заправщики КС-135А. Они играли роль самолетов главнокомандующего вооруженными силами США и действовали с авиабазы Эндрюс (штат Мэриленд), пока их не сменили в этом качестве три "Боинга" E-4A. Существовали отдельные варианты для Европейского и Тихоокеанского театров военных действий.

Стратегическая гонка высоких технологий России и США продолжается.

самолет, Россия