Столкновение двух черных дыр

Эйнштейн был прав: гравитационные волны существуют

(обновлено 12:32 12.02.2016)
Ученые зафиксировали гравитационные волны детекторами обсерватории LIGO: "рябь пространства-времени" произошла в результате катастрофического столкновения двух "черных дыр" в дальнем космосе.

БАКУ, 12 фев — Sputnik. Группа американских ученых объявила в четверг в Вашингтоне об обнаружении гравитационных волн — спустя 100 лет после того, как их существование было предсказано создателем теории относительности Альбертом Эйнштейном. Это событие уже объявлено одним из главных в истории науки.

Волны были зафиксированы 14 сентября 2015 года детекторами гравитационной обсерватории LIGO в штатах Луизиана и Вашингтон. Ученым из Массачусетского технологического института и Калифорнийского технологического института удалось зафиксировать "рябь пространства-времени" от катастрофического столкновения двух "черных дыр" в дальнем космосе. Масса этих черных дыр в 29 и 36 раз превышала массы Солнца, а само слияние произошло 1,3 миллиарда лет назад.

Согласно общей теории относительности, две "черные дыры", вращаясь вокруг друг друга, теряют энергию из-за излучения гравитационных волн. Вследствие этого они постепенно, на протяжении миллиардов лет, сближаются. В результате происходит столкновение, образуется одна "черная звезда" и излучаются гравитационные волны. Попутно с существованием гравитационных волн ученые экспериментально доказали существование двойных систем "черных дыр".

Данное открытие научного сообщества дает начало новой дисциплине — гравитационно-волновой астрономии. Впрочем, как отметил руководитель Московской группы коллаборации LIGO Валерий Митрофанов, все его значение человечество осознает лишь спустя некоторое время.

Российский вклад

По словам ряда сотрудников МГУ имени Ломоносова, успешная реализация данного проекта вряд ли была бы возможна без международной научной коллаборации, в которой участвовал и ряд российских специалистов, задействованных в LIGO с 1992 года.

"Очень важно и примечательно, что фундаментальные открытия, сделанные замечательным российским ученым Владимиром Борисовичем Брагинским и его коллегами — квантовые пределы, способы квантовых измерений и квантовые флуктуации — оказались нужны и востребованы в этом проекте", — заявил профессор кафедры физики колебаний Игорь Биленко.

В свою очередь, Митрофанов отметил роль Владимира Брагинского — одного из пионеров гравитационно-волновых исследований в мире. Он создал школу на физическом факультете МГУ, воспитанники которой активно участвовали в проекте LIGO. Он выразил надежду, что данное открытие вдохновит студентов на решение многих интересных физических проблем.

Проект LIGO — система из двух одинаковых детекторов, тщательно настроенных для детектирования невероятно малых смещений от прохождения гравитационных волн. Детекторы расположены в 3 тысячах километров друг от друга в Ливингстоне, штат Луизиана, и Хэнфорде, штат Вашингтон. Исследования в LIGO осуществляются в рамках научной коллаборации LIGO (LSC — LIGO Scientific Collaboration), коллективом из более 1 тысячи ученых из университетов в Соединенных Штатах и 14 других странах, включая Россию. Россия представлена двумя научными коллективами: группой физического факультета Московского университета и группой академического Института прикладной физики (Нижний Новгород).

США, LIGO, Гравитация, Волны, Эйнштейн
Результаты исследований гравитационного поля Земли

В Азербайджане 1 августа отмечается День национального языка и алфавита

В очередной инфографике Sputnik Азербайджан можно узнать об особенностях азербайджанского языка, в том числе его звукового и буквенного состава.
Инфографика: Азербайджанский язык
© Sputnik / Elnur Salayev

Ежегодно 1 августа в Азербайджане отмечается День азербайджанского алфавита и азербайджанского языка.

После обретения в 1991 году независимости в стране был восстановлен алфавит на латинской графике. Тем не менее, еще в течение десяти лет делопроизводство велось на двух алфавитах (кириллице и латинице), что создавало множество трудностей на практике.

В июне 2001 года президент Азербайджана Гейдар Алиев подписал указ "Об усовершенствовании дела применения государственного языка", который сыграл важную роль в решении ряда проблем в сфере развития и применения азербайджанского языка. Согласно указу была создана Госкомиссия языка при Президенте Азербайджана - структура, не имеющая аналогов в мировой практике, основная задача которой связана с контролем использования азербайджанского языка, а также регулированием данного процесса в контексте общенациональных интересов.

Особенности азербайджанского языка

Азербайджанский язык считается одним из богатых в плане лексических, фразеологических оборотов и конструкций предложений.

Среди произведений на тюркских языках именно азербайджанский язык можно назвать лидером по насыщенности гиперболами, яркими и подробными описаниями. В современном азербайджанском языке присутствует множество неологизмов, понятий и словоформ.

Азербайджанский язык условно можно разделить на бытовой разговорный и литературный, а также профессионально-технический, деловой и академический.

Алфавит в современном азербайджанском языке состоит из 32 букв, всего звуков 34. Если сравнивать азербайджанский язык с русским, то многие буквы имеют одинаковое звучание, однако, ряд звуков не встречается ни в русском, ни в английском или ином другом популярном языке.

Что касается алфавита, то азербайджанская латиница отличается от турецкой. Ее особенность в том, что для знающего английский язык человека освоить произношение известных букв в новом звучании будет непросто.

Более подробную информацию об азербайджанском языке и алфавите вы можете получить в инфографике Sputnik Азербайджан.

Азербайджанский язык
Ученики в школе в Китае, фото из архива

Китай потратит миллиарды на правильную учебу своих детей

(обновлено 21:33 29.07.2021)
Вопрос на сотни миллиардов долларов: Китай начал наводить порядок в сфере частного образования, и один из авторов Bloomberg предсказуемо обвинил Пекин в завинчивании гаек и диктате компартии. А как на самом деле - разбирался колумнист РИА Новости Дмитрий Косырев.

Впрочем, блумберговцы — и не только они — всегда и неизменно обвиняют Китай именно в этом, что бы там ни произошло. Для начала — это вопрос громадных денег. Объем рынка частного образования только с хайтековым уклоном оценивается в этой стране в 100 миллиардов долларов. Дивиденды компаний в этой сфере должны были принести 76 миллиардов к 2024 году. Речь о мощной отрасли бизнеса, которую создавали как местные информационные гиганты, так и иностранцы. Только в Гонконге на бирже зарегистрировано 20 образовательных компаний (в основном иностранных) с активами на 24 миллиарда — и их акции сейчас резко пошли вниз. Так что внезапно отдавленных ног оказалось много, событие не пустяковое, это серьезный удар по бизнесу, просто так его наносить бы не стали.

Но когда начинаешь интересоваться, что и почему реально произошло, то обнаруживаешь у происходящего массу чисто местных особенностей. Это уж точно не борьба авторитарного режима с любыми живыми ростками неважно каких культур. На первом месте несколько другие соображения.

Особенности национального образования

В этой сфере только что принято несколько законов, к ним есть пояснительная записка Госсовета (правительства) — и выясняется, что прежде всего образовательному бизнесу обрубают многие возможности учить детей в выходные, на каникулах и поздно вечером. Нельзя теперь также бесконтрольно учить тех, кто младше шести лет, то есть дошкольников. Суть проблемы — в типичном для китайского, а также японского и прочих похожих обществ феномене, когда родители насильно загружают наследников таким объемом обучения, что начинаются всякие неприятные явления.

Отметим мимоходом, что вся китайская (и не только китайская, а и соседние) цивилизация стоит на трепетном уважении к образованию, прежде всего гуманитарному, но не только. Известно, что даже среди мигрантов из Китая в Юго-Восточную Азию (речь о беднейших кули, которые выезжали туда на рубеже IX и XX веков) первые заработанные копейки шли на обучение детей. И тот же феномен наблюдался на заре китайских реформ в начале 1980-х. Собственно, сегодня страна не была бы мировым технологическим и прочим лидером, если бы не возродившийся всенародный культ любого рода знаний, о котором внешний мир тогда знал довольно мало.

Но дети, замученные бесконечным школярством, могут стать и медицинско-социальной проблемой. Известны случаи в Китае, Японии и не только там, когда задерганные преподавателями и родителями дети давали какую-то невообразимую статистику самоубийств. Образовательные компании к этому тоже приложили руку. Так что происходящее — это прежде всего ответ властей на массовое беспокойство происходящим.

Образовательный фронт Запада и Востока

И уже во-вторых — да, без политики, причем глобальной, тут обойтись не могло. Например, образовательный бизнес, работающий в сфере музыки, искусств (да и хай-тека) коренных идейных перемен не ощутит. Но совсем другое дело те, кто хочет преподавать школьные предметы. Иностранному бизнесу эта сфера теперь закрыта или серьезно ограничена.

Не секрет, что школа и университет — это не просто политика, а один из фронтов происходящей сейчас глобальной гражданской войны. Вот (с сокращениями) цитата:

"Университеты за последние 40 лет стали нетерпимыми центрами левизны и все более антиконституционными центрами. И они заодно создали золотую схему, которую боялись тронуть их администраторы — поскольку речь шла о курице, несущей золотые яйца, — гарантированные на федеральном уровне студенческие кредиты, которые никак не гарантировали академическую ответственность, зато запускали в стратосферу расходы на образование".

Это про США. Но смотрим дальше:

"Было никем не оспариваемое предположение, что любой диплом любого престижного заведения был пропуском в американский успех. Мы цинично пожимали плечами, говоря, что наиболее престижные заведения все равно что клеймили скот, давая выпускникам незаработанные привилегии на всю жизнь… Но сегодня академические и прочие успехи белых или азиатских абитуриентов имеют все меньше значения… Университеты все больше вынуждены делать выбор между обвинениями в расизме или выставлении студентам оценок, имеющих мало отношения к их фактическим успехам… Публике это надоело. Впервые люди будут спрашивать: почему мы субсидируем студенческие кредиты, почему многомиллионные частные дотации освобождаются от налога и почему мы считаем, что диплом по социологии или гендерным исследованиям — это "инвестиции", которые готовят кого бы то ни было к чему бы то ни было".

Автор — один из столпов американского консерватизма Виктор Дэвид Хансен, который давно уже показывает, до какой стадии развала дошли многие сферы американской и в целом западной жизни. В том числе те, где причудливо перемешались глобальная политика, идеология и очень большой бизнес: это и образование, и медицина, и многое другое.

Так что понятно желание не только Китая, а любой вменяемой страны защититься от идейной заразы, способной прийти в страну через "инвестиции" в такие отрасли. Ведь получается, что в Китае (раз уж речь в данном случае о нем) было не так много тормозов для любого инвестора, заявлявшего, что несет детям свет знаний. И Гонконг, через который шла немалая часть таких инвестиций, оказался местом, где университеты стали штабами подрывной деятельности, которую вели прежде всего студенты. Вот на днях одного из таких приговорили за то, что он на собственном мотоцикле пошел на таран полицейских машин.

Другое дело, что просто запретить что-то, повесить всякие занавесы — это только кажется, что оно просто. Видимо, выход все-таки в том, чтобы перманентно вырабатывать свою — здоровую — систему образования.

Китай, образование, учеба, дети, миллиарды
Футболисты ФК Фенербахче, фото из архива

Стамбульский "Фенербахче" может приехать в Баку

Состоялась жеребьевка раунда плей-офф квалификации Лиги Европы и Лиги конференций, по итогам которых азербайджанские клубы "Нефтчи" и "Карабах" узнали своих потенциальных соперников.

БАКУ, 2 авг — Sputnik. Бакинский "Нефтчи" в раунде плей-офф квалификации Лиги Европы может сыграть со стамбульским "Фенербахче", сообщает Sputnik Азербайджан.

В понедельник, 2 августа, состоялась жеребьевка раунда плей-офф квалификации Лиги Европы и Лиги конференций УЕФА, в которых принимают участие азербайджанские клубы "Нефтчи" и "Карабах" соответственно.

Так, если действующий чемпион Азербайджана "Нефтчи" в третьем квалификационном раунде Лиги Европы одолеет финский ХИК, то в раунде плей-офф квалификации сыграет со стамбульским "Фенербахче". Первый матч турецкий клуб проведет на своем поле.

Напомним, что в прошлом сезоне "Нефтчи" завершил выступление в квалификации Лиги Европы после поражения от другого стамбульского клуба - "Галатасарай", со счетом 1:3.

Первый же матч третьего раунда квалификации Лиги Европы между "Нефтчи" и ХИКом состоится во вторник, 3 августа, в Баку и начнется в 21:00 по бакинскому времени. Если же по итогам двух матчей "нефтяники" проиграют финскому клубу, то отправятся в раунд плей-офф квалификации Лиги конференций УЕФА, в котором сыграют с победителем пары "Маккаби" (Хайфа, Израиль) – "Торшавн" (Фарерские острова).

Кроме того, определился потенциальный соперник агдамского "Карабаха" по раунду плей-офф квалификации Лиги конференций. Если подопечные Гурбана Гурбанова пройдут в третьем раунде кипрский АЕЛ, то в следующем круге клуб сыграет с победителем пары "Брейдаблик" (Исландия) – "Абердин" (Шотландия).

Первый матч третьего квалификационного раунда Лиги конференций против кипрского АЕЛа "Карабах" проведет на выезде в четверг, 5 августа.

'Фенербахче', ФК 'Нефтчи', ФК 'Карабах', Баку, УЕФА