Каспийскую безопасность обсудили на Sputnik Азербайджан

228
(обновлено 23:48 04.07.2021)
Обеспечение устойчивого диалога в сфере политики и безопасности играет важную роль в реализации проектов, касающихся экономического взаимодействия государств каспийской пятерки.

С 10 по 12 августа в Москве пройдет II Каспийский экономический форум (КЭФ. Его проведение предусмотрено подписанным в ходе Пятого каспийского саммита 12 августа 2018 года Соглашением между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве. В соответствии со статьей 5 КЭФ проводится в целях развития и укрепления торгово-экономического сотрудничества государств региона.

Важным условием для реализации проектов, касающихся экономического взаимодействия государств каспийской пятерки, является обеспечение устойчивого диалога в сфере политики и безопасности. Не случайно, по общему мнению политиков и экспертов, Каспийское море давно признано морем сотрудничества и развития. Сегодня каспийская политическая повестка активно развивается, способствуя созданию нового геополитического ландшафта в регионе.

О том, как это отразится на экономическом сотрудничестве и создании нового геополитического ландшафта в регионе, рассказывают 2 июля в 12:00 в ходе круглого стола, организованном Sputnik Азербайджан совместно с политологическим Центром Север-Юг, Trend и BakuNetwork в онлайн-формате, спикеры:

  • Намик Алиев – чрезвычайный и полномочный посол, заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики.
  • Станислав Притчин - старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН.
  • Эдуард Полетаев - политолог, журналист-международник, президент общественного фонда "Мир Евразии".
  • Гюльнара Мамедзаде - заместитель генерального директора информационного агентства Trend, руководитель аналитического центра BakuNetwork (ведущая).

Вопросы к спикерам можно заранее адресовать на электронный адрес: ivelizade@gmail.com.

Контакты:

Телефоны: 404-13-84/85

Мультимедийный пресс-центр Sputnik Азербайджан расположен по адресу: Проспект Метбуат, 529-й квартал, дом 23 М, 4-й этаж.

Читайте также:

228
Теги:
Каспийский регион, безопасность

На берегу Каспийского моря, фото из архива

Экологическая катастрофа, или Каспий примеряет судьбу Аральского моря

390
(обновлено 17:08 30.07.2021)
Спустя 18 лет после подписания Тегеранской конвенции по защите морской среды Каспия, эксперты продолжают говорить об усиливающейся экологической катастрофе в уникальном море.

БАКУ, 30 июл — Sputnik. Тегеранская конвенция по защите окружающей среды оказалась на деле недостаточно эффективной. Об этом заявили эксперты в ходе онлайн-заседания круглого стола в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан на тему "Решение экологических проблем Каспийского моря".

Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря — региональная международная конвенция, подписанная 4 ноября 2003 года в Тегеране представителями пяти прикаспийских стран: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана.

По прошествии лет Тегеранская конвенция все еще находится в спящем состоянии, заявил председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. Документ был ратифицирован, но от этого экологическая повестка не стала более активной.

"Конвенция до сих пор не проявила себя в полной мере. Заложенные нормы и тезисы, требования и стандарты не работают", - подчеркнул он.

В результате экологический вопрос вышел на повестку правоохранительных органов стран и даже может стать предметом климатических спекуляций в процессе торговых отношений углеродных регулирований.

"Примером тому может стать недавнее коммюнике Европейского союза по их видению развития нового углеродного регулирования на этой территории, включая транснациональный углеродный налог. Это барьер, и многие эксперты считают, что он идет вразрез с установленными международными нормами ВТО. Когда мы видим, что используется инструмент климатической повестки как инструмент давления, например, в отношении России, это очень чувствительно отражается на местных экспортерах", - отметил Исмаилов.

Забытые нюансы

Экологию Каспия разрушает не столько нефтедобыча, сколько сточные воды, загрязнения рек и промышленность на берегу.

Современные технологии позволяют учитывать каждую каплю нефти - установлено, что в окружающую среду выбрасывается мизерное количество "черного золота". Всего 30% загрязнения бассейна Каспия приходится на долю нефтедобывающей промышленности, сказала председатель Движения зеленых Азербайджана (ДЗА) Фарида Гусейнова.

© Sputnik / Murad Orujov
Фарида Гусейнова – председатель Движения зеленых Азербайджана (ДЗА), эксперт-эколог

В Тегеранской конвенции не учтено, что бассейн Каспийского моря больше всего загрязняется реками Кура, Волга и Урал. В связи с этим, следует уделять больше внимания береговой деятельности, говорит эксперт.

В качестве примера был приведен случай в конце 90-х годов, когда большая популяция тюленей погибла на севере Каспия. А причиной тому послужила вовсе не нефть, а ядохимикаты, использованные для борьбы с нашествием саранчи.

Снижение уровня Каспия: версия Казахстана

Еще в 60-е годы была подсчитана математическая кривая изменения уровня Каспия со временем. Установлено, что наиболее резко уровень воды в море упал в 90-х годах. Он опустился на 30 метров по сравнению с мировым океаном.

Наиболее мелкая глубина Каспия находится на северо-востоке бассейна. Каждое изменение уровня бассейна имеет очень сильное влияние, отметил руководитель Центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг" Алибек Тажибаев.

Если даже планка воды падает или поднимается на 18-30 сантиметров в год, возникают затопления. Прогнозы зарубежных ученых относительно понижения воды, с точки зрения экономического развития Казахстана, свидетельствуют о том, что любые изменения, касающиеся уровня Каспийского моря, имеют глобальное влияние как на экономику, так и на жизнь населения, проживающего на его берегу.

"В 2016 году было подписано соглашение между правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан о создании Комиссии по контролю и решению сложных вопросов, связанных с трансграничными реками, в частности, по реке Урал. Оно имеет большое значение для экологии Каспийского моря, особенно северо-запада бассейна. В этом регионе имеются крупнейшие игроки нефтедобычи", - пояснил эксперт.

В силу изменения уровня Каспия, многие суда теряют доступ к месторождению на удаленных платформах. В связи с этим в Казахстане планируют углублять дно моря. Проектирование строительства каналов шириной от 85 до 115 метров для доступа судов к нефтяным платформам может нанести урон экологической ситуации на Каспии. Не исключаются потери поголовья осетровых рыб.

© Sputnik / Murad Orujov
Онлайн круглый стол: Меры по защите морской среды Каспия
"Важно максимально выстраивать экологическую дипломатию, так как сложно предугадать, к каким точно последствиям это может привести", - сказал Тажибаев.

Эксперт опасается, что Каспий может постигнуть участь Аральского моря.

Аральское море - бывшее бессточное соленое озеро в Центральной Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. Во второй половине прошлого века объем воды в нем стал резко снижаться. Причиной такого явления послужил забор вод из рек Амударья и Сырдарья, являющихся основными источниками, питавшими водоем.

Уже в 1989 году море разделилось на два водоема - Северное и Южное Аральское море. Спустя много лет, в 2014 году наиболее крупное по величине Южное Аральское море высохло.

До начала обмеления Аральское море было четвертым по величине озером в мире.

Читайте также:

390
Теги:
Каспийское море, Экология
Фарида Гусейнова – председатель Движения зеленых Азербайджана (ДЗА), эксперт-эколог

Эксперт-эколог: Каспийское море загрязняется не только из-за нефтедобычи

77
(обновлено 14:59 30.07.2021)
Каспийское море загрязняется не настолько сильно из-за нефтедобычи, насколько по другим факторам, отметила эксперт-эколог Фарида Гусейнова.
Гусейнова: раньше не было необходимой активности для защиты экологии

Тегеранская конвенция акцентировала глубокое внимание Каспийскому морю. Об этом сказала в мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан председатель Движения зеленых Азербайджана (ДЗА), эксперт-эколог Фарида Гусейнова.

Защита морской среды от загрязнения, включая защиту, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование ее биологических ресурсов оговаривается международным документом.

"Движение зеленых Азербайджана зародилось в конце 80-ых годов. В те времена в связи с понижением уровня Каспийского моря Движение зеленых специально создало группу, которая отправляла петиции и обращения в международные организации для того, чтобы обратить внимание на экологические проблемы Каспия. В 1996 году была также создана Каспийскую экологическую программу, которая должна была охватывать  страны прикаспийского региона, и эта программа три года действовала в Баку. В дальнейшем была принята Тегеранская конвенция, что акцентировала глубокое внимание Каспию. Несмотря на то, что Тегеранская конвенция была ратифицирована, необходимой активности для защиты экологии Каспия не было. Считаю, что есть определенные недостатки. Каспийское море загрязняется не настолько сильно из-за нефтедобычи, насколько по другим факторам",- отметила Гусейнова.

Подробный комментарий эксперта слушайте в аудиофайле.

77
ГАЗ-67 - автомобиль Горьковского автозавода 1953 года выпуска

Машина на все времена: как 68-летний "старик" радует молодежь Гянджи

0
(обновлено 15:44 01.08.2021)
,
Вагиф Ахмедов вот уже 15 лет водит ретро-автомобиль, который гянджинцы нередко арендуют для своих свадебных торжеств.

БАКУ, 1 авг — Sputnik. Любителей ретро-автомобилей можно встретить по всему миру, немало их и в Азербайджане. Один из них – житель Гянджи Вагиф Ахмедов, всегда увлекался старыми советскими авто. Сегодня его "ГАЗ-67" - автомобиль Горьковского автозавода 1953 года выпуска, несмотря на почтенный возраст, полностью в рабочем состоянии.

© Sputnik / Rahim Mammadov
Вагиф Ахмедов

В беседе со Sputnik Азербайджан Ахмедов признался, что старинными автомобилями увлекается с раннего детства.

"Я люблю старые машины. Когда езжу на них, будто возвращаюсь в прежние годы. Купил я свою машину в Гяндже, честно говоря, уже и не помню, сколько заплатил за нее", - говорит он.

По словам Ахмедова, после покупки ретро-авто его запчасти он не менял, немного повозился лишь с мотором. Несмотря на возраст, автомобиль отличается выносливостью, работает четко и исправно. 

  • ГАЗ-67 - автомобиль Горьковского автозавода 1953 года выпуска
    © Sputnik / Rahim Mammadov
  • ГАЗ-67 - автомобиль Горьковского автозавода 1953 года выпуска
    © Sputnik / Rahim Mammadov
  • ГАЗ-67 - автомобиль Горьковского автозавода 1953 года выпуска
    © Sputnik / Rahim Mammadov
1 / 3
© Sputnik / Rahim Mammadov
ГАЗ-67 - автомобиль Горьковского автозавода 1953 года выпуска

Гянджинцам автомобиль Ахмедова также нравится - люди с интересом разглядывают машину, подходят, хотят сфотографироваться. "Нередко забирают на свадьбы, чтобы поехать на ней за невестой", - говорит владелец.

© Sputnik / Rahim Mammadov
ГАЗ-67 - автомобиль Горьковского автозавода 1953 года выпуска

По словам автолюбителя, ему нередко предлагали продать машину или обменять на новую, современную модель. Но пока расставаться со своим "железным конем" он не собирается.

Автомобиль остается в таком хорошем состоянии благодаря бережному уходу, говорит Ахмедов. Сам он хотел бы, чтобы его машину почаще снимали в сериалах и фильмах - так она навсегда осталась бы в памяти.

Читайте также:

0
Теги:
Гянджа, автомобиль, Ретро