Юганов Николай Николаевич

Почему иностранцы иногда принимали олимпийских водителей за пилотов?

275
(обновлено 11:50 27.07.2020)
В честь сорокалетия Олимпийских игр в Москве Sputnik продолжает рассказывать об атмосфере Олимпиады-80. Сегодня наши герои - водители олимпийских автобусов Александр Марочкин, Николай Шкаликов и Николай Юганов, которые в то время работали в Мострансавто.

БАКУ, 27 июл — Sputnik, Данара Курманова. Для Олимпиады 1980 года было задействовано больше 5 тысяч автобусов, но только 550 из них обслуживали непосредственно спортсменов и болельщиков. К работе на основных олимпийских маршрутах привлекли 1300 лучших водителей Москвы и Подмосковья, причем отбор проходил жестко. По словам Александра Марочкина, перевозившего иностранные делегации, у оргкомитета Олимпиады было много требований к водителям.

Агаджан Абиев: уровень советского бокса на Играх-80 был даже выше современного >>

Руль надо правильно держать

  • Удостоверение водителя Олимпиады-80 Николая Юганова
    © Photo : Мострансавто
  • Удостоверение водителя Олимпиады-80 Николая Юганова
    © Photo : Мострансавто
1 / 2
© Photo : Мострансавто
Удостоверение водителя Олимпиады-80 Николая Юганова

"И чтобы стаж работы не менее десяти лет, и статус шофера первого класса, - рассказывает он. - Если соответствовал, отправляли на медкомиссию, затем на проверку в ГАИ".

Отбор кандидатов завершился только за четыре месяца до начала Олимпиады - и водителей сразу же отправили на курсы по этикету вождения. Как вспоминает Александр Марочкин, больше всего ему запомнился урок, как правильно держать руль. "Мы ведь рулили, как хотели, - говорит он. - А тут нам рассказывают, что руки на руль надо класть правильно, чтобы было красиво".

Примерно в это же время водители получили автобусы - новые, прямо с завода, поэтому их необходимо было сначала подготовить, как говорится, обкатать. Например, водителю Николаю Юганову сначала поручили возить на этих автобусах детей в пионерлагерь. А еще все шоферы, приехавшие на Олимпиаду из подмосковных городов, должны были ездить по столице СССР, изучать маршруты.

Оделись как летчики

Не менее пристальное внимание организаторы Олимпиады уделяли внешнему виду водителей. Встречавший болельщиков в аэропорту Николай Шкаликов вспоминает, что каждому водителю выдали форму. Состояла она из двух костюмов. Один был легкий, из джинсового материала серого цвета, а другой - более плотный, темно-синий, как у летчиков. Строгие галстуки в тон и голубые рубашки только усиливали это сходство, поэтому туристы иногда принимали водителей олимпийских автобусов за пилотов.

© Photo : Мострансавто
Юганов Николай Николаевич

На время соревнований водителей расселяли в гостиницах или общежитиях, специально отремонтированных к Играм. "Нам, например, досталось общежитие на улице Дмитрия Ульянова, - рассказывает Александр Марочкин. - Жили мы по три человека в комнате, и у нас график работы был через день. Сменщики уйдут, а я порядком занимаюсь, рубашки эти, как у летчиков, им стираю-глажу. Потом - наоборот. Дружно жили".

Жвачку брать нельзя!

Типичный рабочий день водителя Олимпиады-80 выглядел следующим образом. Большинство автобусов стояли на территории МГУ, в яблоневом саду. Специально для соревнований там сделали временное КПП и стоянку. Как вспоминает Александр Марочкин, водители работали на легендарных автобусах ЛАЗ.

"Были мягкие ЛАЗы, на них возили по музеям-концертам, - объясняет он. - А были еще и жесткие, как их называли, или ЛАЗ-695. Вот мы работали на них, возили иностранцев на спортивные мероприятия".

Основными маршрутами для водителей были стадион "Лужники", спорткомплексы "Олимпийский" и "Крылатское", дворцы спорта "Сокольники", "Измайлово" и "Динамо", а также конноспортивный центр "Битца". Каждый вечер по возвращению на стоянку автобусы проверяли сотрудники КГБ, но ничего страшного в этой процедуре не было, говорит Николай Шкаликов: "Максимум - могли вопросы задать, мол, ну как, чего? Салон осмотрят, багажник откроют, и все".

Впрочем, суровые ограничения все же были. Еще на инструктаже КГБ водителям сказали: жвачку и сигары брать ни в коем случае нельзя. Можно было разве что меняться значками, вспоминает Николай Юганов. "Но не скажешь же туристам, если предлагают: мне нельзя! - рассказывает он. - Старались найти выход из положения. Предложат тебе покурить, а ты: "Нет-нет, я просто не курю, спасибо".

© Photo : Мострансавто
Юганов Николай Николаевич с семьей на Красной площади

Русские медведи, удивленные французы и индийский плащ

Но строже всего в КГБ относились к личным вещам туристов, забытым в автобусах. "Если мы что-то обнаруживали в салоне автобуса, вечером нужно было сдать вещь проверяющим, - рассказывает Николай Юганов. - А дальше они сами возвращали".

Советские власти не просто так уделяли повышенное внимание поведению шоферов. Западные СМИ, отговаривая читателей ехать на Олимпиаду в Москву, писали об отсутствии сервиса в СССР на всех уровнях. Чтобы опровергнуть эти утверждения, организаторы Олимпиады действовали по принципу "лишь бы гости были довольны", считает Александр Марочкин и приводит в пример случай, как однажды гостья из Индии потеряла плащ.

"Она даже не в автобусе его забыла, а где-то во время прогулки оставила, - говорит водитель. - Но все равно, чтобы она не расстраивалась, ей сказали: "Ничего, сейчас поедем в магазин, новый плащ купим". Так и взяли ей плащ за счет государства".

Александр Марочкин вспоминает, как его коллега однажды вез пару пожилых французов. Супруги очень хотели пить и купили лимонад, но вот незадача - открыть бутылку никак не получалось. "Друг мой увидел эту ситуацию в зеркальце, взял бутылку - щелк! - и сразу открыл. А все так совпало, что именно в этот день отмечали праздник военно-морского флота, и у француза глаза округлились: "Да вы тут все русские медведи!" Мы долго над этим смеялись".

© Sputnik / S. Solovev
Автобус для городских и междугородных туристическо-экскурсионных перевозок, выпускаемый Львовским автобусным заводом (ЛАЗ).

Проблем с языком не было

Иногда с водителями работали гиды, но порой приходилось возить иностранцев и без них. При этом проблем в общении с туристами не возникало. Во-первых, выручал трафарет с обозначением вида спорта на лобовом стекле автобуса - так гости Олимпиады понимали, на какие соревнования они могут поехать с этим водителем. Во-вторых, каждый водитель получал подробный заказ в письменном виде, где было указано, на какой стадион ехать и у какого сектора или выхода ждать болельщиков.

Конюшня и пресс-центр на колесах – что автопром СССР сделал для Олимпиады-80 >>

Легче всего было разговаривать с немцами, вспоминает Николай Юганов. "Ну а чего непонятного? - рассуждает он. - Скажут: "Фарен" - значит, надо ехать. Привезу, куда надо, они уходят, потом возвращаются и говорят: "бай-бай!" Значит, надо везти спать. Люди всегда смогут договориться. Так что скандалов и непониманий не было, все хорошо прошло".

Мы работать приехали

Находясь в самом центре событий, олимпийские водители, однако, не увидели практически ни одного состязания. Организаторы Игр сразу предупредили их: Олимпиаду они будут смотреть в основном по телевизору. Шоферам разрешили посетить лишь одно соревнование - на выбор.

© Photo : Мострансавто
Марочкин Александр Виторович (справа)
"Нужно было заранее заполнить заявку, мы с другом так пошли на велоспорт, нам было интересно, - говорит Александр Марочкин. - Но мы не обижались. Понимали же: мы сюда работать приехали".

Впрочем, многим водителям, припарковавшимся у стадионов, удалось посмотреть самую знаменитую часть закрытия Игр - полет Олимпийского Мишки. Но, по словам Александра Марочкина, соревнований им хватило и без этого, ведь после Олимпиады оргкомитет провел своеобразное первенство среди водителей. "У нас свои итоги подвели, - говорит он. - По количеству рейсов и отработанных часов. В результате водители из Коломны тогда заняли первое место, а мы, Орехово-Зуево, - третье".

275
Теги:
Водители, Олимпиада
По теме
Бойкот не испортил праздник: Матвиенко рассказала о своей работе на Олимпиаде-80
Нет лишнего билетика? Как заполнялись трибуны московской Олимпиады
Что пили и чем закусывали в дни Олимпиады-80?
"Ушли почти в ноль" - экономический обзор Олимпиады-80
Гимнаст Дитятин: за золото Олимпиады-80 обещали 10 тысяч, а на руки вышло 3700

Сколько денег СССР потратил на Олимпиаду-80 рассказывает Гоблин-Пучков

173
(обновлено 12:18 03.08.2020)
Что дороже - построить стадионы или дороги с гостиницами? Но главное - где на все это найти деньги? В этом выпуске к юбилею Олимпиады-80 мы расскажем, как СССР искал средства на Игры, чтобы выйти из ситуации победителем даже на фоне бойкота.

Как на обычных лотерейных билетах собрали почти миллиард советских рублей, кто и за сколько купил права на телетрансляцию соревнований и оправдались ли страхи Брежнева?

Платья с кроссовками и прически в стиле диско: как Олимпиада-80 повлияла на моду в СССР >>

Писатель и блогер Дмитрий Пучков, а также спортивный комментатор Дмитрий Губерниев включили калькулятор и посчитали, сколько денег потратили на Олимпиады в Москве, Афинах, Лос-Анджелесе, Токио и Сочи. 

Кто из стран ушел в минус, а кто вышел в плюс - смотрите в третьей серии спецпроекта Sputnik "Москва-80: Ретро-tube".

Специальный проект, стартовавший 20 июля на сайтах Sputnik, подготовлен к 40-летию Олимпийских игр 13 редакциями информационного агентства и радио Sputnik в странах бывшего Советского Союза и московского офиса. В проекте использовано множество форматов: от рассказов очевидцев и участников Олимпиады, спортсменов, чиновников – до уникальных архивных фото- и киноматериалов.

Центральная составляющая проекта – сериал "Москва-80: Ретро-Tube", ведущими каждой серии которого стали известные блогеры и журналисты.

173
Лицевая сторона золотой медали XXII Олимпийских игр 1980 года.

Cколько денег получали советские олимпийцы и на что тратили гонорары?

1114
(обновлено 11:36 02.08.2020)
Чем дальше от Москвы жил спортсмен, тем больше был вычет: за переводы взимались значительные суммы. И с этой точки зрения спортсменам из республик бывшего СССР не повезло.

БАКУ, 2 авг — Sputnik, Максим Огненный, Лев Рыжков, Алексей Стефанов. Для начала 1980-х спортсмены в СССР за выдающиеся результаты на московской олимпиаде получали приличные деньги даже после различных выплат. Атлеты покупали машины, делали ремонт, а кто-то отдавал гонорар родителям.

С выплатой подоходного налога

Как государство поощряло советских спортсменов, завоевавших медали на московской Олимпиаде? Знаменитый конник, заслуженный мастер спорта СССР, обладатель двух олимпийских медалей года Виктор Угрюмов помнит расценки.

"Гонорар за первое место на Олимпийских играх 1980 года был 4 тысячи рублей, за второе – 2 тысячи, за третье 1,5 тысячи и так до шестого, за которое давали одну тысячу, - вспоминает Виктор Угрюмов. - С учетом того, что в командном зачете я взял золото, а в индивидуальном первенстве бронзу, то получил 5,5 тысяч рублей".

Заслуженный мастер спорта по выездке лошадей, олимпийский чемпион 1980 года Виктор Угрюмов
© Sputnik / Aleksandr Lyiskin
Заслуженный мастер спорта по выездке лошадей, олимпийский чемпион 1980 года Виктор Угрюмов

Премии за медали выдавали не "чистыми" деньгами, а с вычетом налога и других выплат, например, за бездетность.

"За золото заплатили по 4 тысячи рублей минус подоходный налог, на руки выходило 3600 или 3700 рублей – уже не помню, - вспоминает легендарный гимнаст Александр Дитятин, которому Олимпиада в Москве принесла семь медалей. - У меня было три золота и четыре серебра".

Точную сумму, полученную за семь олимпийских медалей после уплаты налога, он не помнит, говорит, что это было около 20 тысяч рублей. Но, тем не менее, ожидал он большего.

"За золотую медаль нам обещали по 10 тысяч, так что сами видите, какая разница получилась между ожидаемым и действительностью", - добавляет спортсмен.

© Sputnik / Dmitriy Donskoy
Александр Дитятин, абсолютный Олимпийский чемпион 1980 года по спортивной гимнастике, выполняет упражнение на кольцах. XXII летние Олимпийские игры

Чем дальше от Москвы жил спортсмен, тем больше был вычет. За переводы взимались значительные суммы. И с этой точки зрения спортсменам из республик бывшего СССР не повезло.

"На тот момент за золотую медаль я получила три тысячи с лишним рублей, - вспоминает Лариса Савкина, обладательница золотой медали Олимпиады-80. - А у меня еще от того, что она переводилась из Москвы в Азербайджан, где я тогда жила, высчитали значительный процент. То есть, на тот момент было не мало, но и не так много, как получают современные олимпийцы".
Лариса Савкина, представляющая Азербайджанскую ССР, в составе гандбольной сборной стала олимпийской чемпионкой, а Лариса Попова из Тирасполя завоевала золото в парной двойке академической гребли.
© Sputnik / Dmitriy Donskoy
Советская гандболистка, олимпийская чемпионка 1980 года Лариса Савкина

Примерно одну пятую гонорара стоила пересылка призовых денег в Узбекистан.

"Призовые деньги мы тоже получили – по 1,5 тысячи рублей, - вспоминает Валентина Заздравных, обладательница бронзовой медали Олимпиады-80 по женскому хоккею на траве. - С учетом всех вычетов осталось 1200 рублей".

Автомобили, мебель и линолеум

На что же тратили олимпийцы свои наградные деньги? В основном, конечно же, совершали дорогостоящие приобретения.

"В Москве я получил две золотые медали, - вспоминает саблист Виктор Кровопусков. – Премию за них я потратил, в основном, на мебель. Как раз перед Олимпиадой я получил в столице квартиру. Она была совершенно пустая, и я смог приобрести обстановку. И осталось добавить к накоплениям на машину. "Волга" тогда, по-моему, стоила 4,5 тысячи рублей ("Волга" в зависимости от модели стоила от 10 до 15 тысяч рублей - ред). Это сейчас медалистам чуть не на Красную площадь автомобили пригоняют. Прямо с ключами. А тогда за право купить машину надо было еще и биться. Столько народу, столько желающих было!"
© Sputnik / Dmitriy Donskoy
Двукратный олимпийский чемпион по фехтованию на саблях Виктор Кровопусков после тренировки.

Сходным образом потратил свои призовые деньги и обладатель семи олимпийских медалей Александр Дитятин.

"Я сразу же купил новую машину, продав старую, и полностью обставил новую четырехкомнатную квартиру в центре Ленинграда", - вспоминает легендарный гимнаст.

Другой спортсмен – пловец Владимир Сальников, завоевавший на Олимпиаде-80 три золотых медали, сумел уложиться, что называется, тютелька в тютельку.

"За три золотые медали мне удалось купить автомобиль ВАЗ, - вспоминает Владимир Сальников. – Модель была "шестерка", 2106. Но в экспортной варианте. Вот все и уложилось"

© Sputnik / Sergey Guneev
Заслуженный мастер спорта, трехкратный олимпийский чемпион в плавании вольным стилем, неоднократный чемпион мира и Европы Владимир Валерьевич Сальников

А вот золотой медалистке Галине Савкиной призовых денег на машину не хватило.

"На эти деньги мы с мужем, дополнительно заняв, смогли купить "жигули" последней модели, - вспоминает чемпионка Олимпиады-80. - Притом, удивительно, но мы о призовых не думали. Я даже и не знала, что там будет какая-то – на тот момент бешеная – премия. Сейчас я тоже радуюсь за олимпийцев. Если у государства есть возможность дарить машины, почему нет? Спортсмены заслужили. Но сейчас люди стали другими. Сейчас человеку надо дать стимул и лишь тогда он будет стремиться к высоким результатам".

Воспользовалась возможностью купить машину и бронзовая призерша Олимпиады-80 Валентина Заздравных.

"В Андижане (Узбекистан - ред) нам всем разрешили купить вне очереди машины, - вспоминает спортсменка. - Это же был дефицит! Для того, чтобы купить автомобиль, надо было вставать в очередь и несколько лет ждать. А нас, девочек из сборной по хоккею на траве, пропустили вне очереди. Всем, кто захотел взять. Машина была обычная, "жигули". Но взяли не все. Некоторым и машина оказалась не нужна".

Валентина Заздравных — бронзовый призер Олимпиады-80 по хоккею на траве
© Photo : Maksim Blinov
Валентина Заздравных — бронзовый призер Олимпиады-80 по хоккею на траве

Автомобиль был по карману не всем. Так что заблуждением было бы думать, что все медалисты пересели на авто.

"Мне выделили призовые две тысячи рублей за олимпийскую медаль, - вспоминает серебряный медалист Олимпиады-80, стрелок Руслан Ямбулатов из Узбекистана. - Я потратил их на ремонт квартиры. А точнее, купил три рулона югославского линолеума, он тогда был в дефиците. Застелил им трехкомнатную квартиру. Один рулон стоил свыше 500 рублей".

Некоторые олимпийцы вообще не тратили свои призовые деньги.

"У меня к деньгам отношение всегда было ровное – покупал только необходимое, не шиковал, а тут родители моих учеников попросили в долг, - вспоминает дважды медалист московской Олимпиады Виктор Угрюмов. - Так я все и раздал. Ни о каких процентах речи не шло. А потом случилась перестройка, все стало обесцениваться, долги еще не вернули, но мне повезло – люди порядочными оказались. Сели с ними, посчитали, что они купили за полученные от меня деньги тогда, и сколько стоят эти вещи в момент возврата и по курсу вернули уже в долларах. У меня первая внучка как раз родилась – я все дочке и отдал".

А право получить автомобиль вне очереди олимпиец уступил знакомому из Ташкента.

Пловец Александр Сидоренко также не стал тратиться на себя. По словам атлета, его отец давно мечтал о машине, в итоге олимпийский гонорар медалист отдал ему.

© Sputnik / Sergey Guneev
Чемпион XXII Олимпийских игр 1980 года в заплыве на 400 метров Александр Сидоренко

Борьба за жилплощадь

Была у спортсменов еще одна льгота, не входившая в призовые деньги. Им могли дать квартиры. Жилплощадь в Советском Союзе также распределялась между очередниками. Ждать квартиры приходилось по десять и больше лет, но жилье давали бесплатно. И Олимпийским чемпионам – гордости страны – разрешали получить квартиры без очереди.

"Нам с мужем после Олимпиады дали квартиру в Баку, - вспоминает золотая медалистка Лариса Савкина. - Я "унаследовала" жилье после Гарика Каспарова, которому, как кандидату в чемпионы мира по шахматам, дали от Спорткомитета квартиру побольше и получше".

Семикратный медалист Александр Дитятин получил за свои заслуги четырехкомнатную квартиру в центре Ленинграда. Но за жилищное счастье пришлось еще и побороться.

"Называлось это улучшением жилищных условий, поскольку до этого у меня была квартира меньшей площади, - вспоминает чемпион. - Мы с женой, маленьким Алешей и родителями до Олимпиады-80 жили в трехкомнатной квартире. Но переселиться удалось не сразу. Председатель Ленинградского горисполкома подписал мне документ на получение четырехкомнатной квартиры в центре, но оказалось, что этого мало, мне долго не могли подобрать ничего подходящего".

В итоге спортсмену пришлось брать инициативу в свои руки. Товарищи подсказали спортсмену, что квартиру можно подыскать и самому, и объяснили, как это сделать.

"С готовым вариантом я пришел туда, где квартиры распределяют – сказал, что нашел, попросил дать мне ордер, - вспоминает Александр Дитятин. - Конечно, были там чиновники, которые не очень хотел это делать – да кто, мол, я такой, почему мне должны? Но все закончилось благополучно, и мне выделили эту квартиру, улучшили мои условия".

Спустя много лет, когда старший сын уже вырос, а с женой Александр Дитятин развелся, "спортивное жилье" в центре Санкт-Петербурга было разменяно на три квартиры.

1114
По теме
Почему иностранцы иногда принимали олимпийских водителей за пилотов?
Джинсы и кроссовки: как Олимпиада-80 повлияла на моду в СССР
Олимпийский размах: что строили в Москве к играм-80 помимо стадионов
Прощание с легендой: как проходили похороны Высоцкого в дни Олимпиады
Факел московской Олимпиады ушел с молотка
Урожай томатов, фото из архива

Помидоры стали "спасательным кругом" ненефтяного экспорта Азербайджана

0
(обновлено 13:24 30.07.2020)
По итогам первого полугодия на долю томатов пришлось почти 50% всей выручки от экспорта плодоовощной продукции, и 18% - от всего экспорта ненефтяной продукции.

БАКУ, 4 авг — Sputnik, Фуад Ализаде. На фоне снижения экспорта продукции ненефтяного сектора по итогам первого полугодия 2020 года, в связи с карантинными мерами по предотвращению пандемии коронавируса, объем продажи за рубеж азербайджанских помидоров продолжил рост, укрепив лидерство в соответствующем направлении.

По итогам первого полугодия экспорт продукции ненефтяного сектора экономики Азербайджана составил 911,9 миллиона долларов, что на 6,85% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствуют данные Государственного таможенного комитета.

В экспорте ненефтяного сектора экономики значительная доля принадлежит плодоовощной продукции, которая по итогам первого полугодия этого года составила 36% от ненефтяного экспорта. По итогам января-июня 2020 года Азербайджан экспортировал 327,2 тысячи тонн плодоовощной продукции на 328 миллионов долларов, что на 0,68% и на 3,14% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В поставках плодоовощной продукции на зарубежные рынки львиная доля приходится на азербайджанские томаты, продажа которых растет как в количественном, так и ценовом измерении. По итогам первого полугодия этого года экспорт томатов составил 148,8 тысячи тонн - на 162,3 миллиона долларов, что на 15,2% и на 17,6% соответственно опережает прошлогодние цифры.

Таким образом, по итогам первого полугодия на долю помидоров пришлось почти 50% всей выручки от экспорта плодоовощной продукции, и 18% - от всего экспорта ненефтяной продукции.

Между тем снизился экспорт фундука (лесного ореха), что связано с сокращением спроса кондитерской отрасли на сырье. По итогам первого полугодия 2020 года продажи фундука за рубеж составили 9,125 тысячи тонн - на 55,949 миллиона долларов, что на 27,4% и на 18,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Также заметно сократился вывоз из Азербайджана яблок, значительная часть которых поставлялась для дальнейшей переработки (соки, пюре, джемы и так далее). В январе-июне поставки за рубеж составили 21,449 тысячи тонн - на 9,027 миллиона долларов, что на 45,5% и на 44,5% меньше прошлогодних данных.

Снижение экспорта не миновало и хурму, поставки которой на внешние рынки по итогам первого полугодия составили 17,947 тысячи тонн - на 14,135 миллиона долларов, что на 24,7% и на 21,9% меньше прошлогодних данных.

В нынешних условиях экспорт томатов стал своеобразным "спасательным кругом" для азербайджанских экспортеров плодоовощной продукции. Впрочем, в связи со смягчением карантинных мер в европейских странах и России, возможно, спрос на азербайджанскую продукцию вскоре будет восстановлен, и экспортером удастся получить больше выручки.

По данным Государственного комитета по статистике АР, на 1 июля 2020 года собрано 716,9 тысяч тонн овощей, что на 6,2% больше в сравнение с 1 июлем 2019 года. Также, сбор бахчевых культур составил 76,6 тысяч тонн, рост на 39,8% в сравнение с 1 июлем 2019 года. Сбор фруктов и ягод составил 131,9 тысяч тонн, что на 5,3% больше сравнение с аналогичным периодом прошлого года. 

На 1 июля 2020 года в стране функционировали 3233 теплицы общей площадью 1,4 тысячи гектаров. По итогам первого полугодия 2020 года объем основной продукции выращенных в теплицах томатов составил 181,8 тысячи тонн, что на 4,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство огурцов в теплицах по итогам шести месяцев этого года составило 10,7 тысячи тонн, что на 10,5% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года

По данным Государственного таможенного комитета, экспорт плодоовощной продукции в 2019 году составил 605,8 миллиона долларов, из них экспорт томатов - 174,5 тысячи тонн, а выручка - 189,2 миллиона долларов.

0