Грузовой поезд, фото из архива

"Агроэкспресс": между Россией и Азербайджаном запустят логистический коридор

983
(обновлено 16:22 12.08.2021)
Как будет работать "Агроэкспресс" между Азербайджаном и Россией и каким будет его вклад в увеличение товарооборота и экономической кооперации между Москвой и Баку, разбирался Sputnik Азербайджан.

БАКУ, 12 авг — Sputnik.  Баку и Москва договорились о создании межправительственной группы, которая будет регулировать запуск "Агроэкспресса" между странами, для поставок сельскохозяйственной продукции из Азербайджана в Россию, и в обратном направлении.

Создание такого коридора между Россией и Азербайджаном актуально в свете распоряжения президента РФ Владимира Путина об увеличении ввоза в Россию сельхозпродукции из стран СНГ. Недавно он поручил правительству принять меры для увеличения ввоза сельхозпродукции из стран СНГ для стабилизации цен на продукты.

Деловые встречи

"В рамках Деловой миссии Россия-Азербайджан обсуждался проект "Агроэкспресс" (Экспортный Экспресс) между Россией и Азербайджаном, в реализации которого совместно с партнерами из Российского Экспортного Центра нужно решить ряд задач. В том числе с учетом того, что АО "РЭЦ" предоставляет государственный инструмент финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров, в частности, в форме кредитования, страхования, компенсации части их затрат на экспортную логистику", - рассказали Sputnik Азербайджан в пресс-службе АО "РЖД Логистика".

По итогам совещания достигнуты договоренности о создании межправительственной контактной группы по проекту "Агроэкспресс" с целью подготовки технико-экономического обоснования расширения проекта в привязке к Азербайджану и соседним странам, возможностям его дальнейшего масштабирования по МТК "Север-Юг", определению грузовой базы и необходимых элементов товаросопроводительной инфраструктуры.

Кроме того, в "РЖД Логистика" рассказали, что группа займется обсуждением совершенствования тарифной и таможенной политики, внедрения элементов цифровой логистики для широкого диапазона грузов, включая возможную переориентацию поставок агропромышленных грузов с обычных на в рефрижераторные контейнеры.

С российской стороны Контактную группу возглавит заместитель Министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач.

План работы и дорожная карта

В свою очередь вице-премьер Азербайджана Шахин Мустафаев поручил подготовить технико-экономического обоснование проекта, определить грузовую базу по всем маршрутам МТК "Север-Юг", с участием и других стран Каспийского региона.

Также необходимо разработать и согласовать сквозные тарифы на мультимодальные сервисы по территориям всех стран-участниц коридора с учетом всех видов транспорта. А также продолжить работу по формированию "зеленого" таможенного и контрольного коридора между Россией, Азербайджаном и Ираном. Рассмотреть вопросы совместного использования транспортной инфраструктуры и терминалов с партнерами в Азербайджане, определив консолидирующую компанию с азербайджанской стороны.

На будущих деловых встречах предлагается обсудить создание устойчивой системы экспортной логистики, обеспечивающей постоянные грузопотоки и терминальную обработку товаров в транспортно-логистических центрах на коридоре "Север-Юг", связывающем Россию с Ираном, Индией и странами Персидского залива.

Кроме того, будет подготовлена дорожная карта масштабирования проекта "агроэкспресс" на маршруты МТК "Север-Юг", включая возможную переориентацию поставок агропромышленных грузов с обычных на рефрижераторные контейнеры.

Ключевые вопросы агрологистических перевозок

Генеральный директор "РЖД Логистика" Дмитрий Мурев рассказал Sputnik Азербайджан, что с азербайджанской стороной обсуждалось сотрудничество по перевозкам грузов АПК между Россией и Азербайджаном в целом и по коридору "Север-Юг"

"Здесь мы понимаем, что это комплексная задача, которую нужно решать, в том числе и на уровне государств, которые обеспечат решение ключевых вопросов. Первый вопрос – это создание необходимой инфраструктуры с возможностью поддержания температурного режима, а, следовательно, и сохранение качества продукции на этапе загрузки из Азербайджана в Россию", - отметил Мурев.

Второй вопрос, требующий решения, по словам гендиректора компании, – это необходимый подвижной состав и специализированное оборудование для перевозки таких грузов.

"В-третьих, это решение на уровне таможенных органов двух стран, создание "зеленого" коридора по перевозкам этих грузов и, наконец, создание регулярного высокоскоростного движения перевозки этих грузов между точками производства и точками потребления", - сказал Дмитрий Мурев.

Россия – основной рынок сбыта 

Комментируя вопрос создания "агроэкспресса" между Россией и Азербайджаном, профессор Государственного экономического университета Эльшад Мамедов рассказал, что еще долгие годы Россия будет для Азербайджана основным и безальтернативным рынком сбыта несырьевой и ненефтяной продукции.

"С точки зрения устойчивых долгосрочных трендов альтернативы российскому рынку для Азербайджана просто не существует в рамках несырьевого сектора нашей экономики. Любые попытки по повышению интенсивности торгово-экономических отношений между хозяйствующими субъектами наших стран должны приветствоваться", - рассказал Sputnik Азербайджан Мамедов.

По его словам, транспортно-логистическая система должна работать более эффективно, с тем, чтобы более оперативно доставлять сельскохозяйственную продукцию из Азербайджана в Россию. Но здесь, как подчеркнул эксперт, стоит отметить и другой фактор – для того, чтобы повысить деловую активность в стране и добиться существенного качественного прироста по товарообороту между странами в первую очередь необходима соответствующая денежно-кредитная политика, которая бы стимулировала прирост инвестиционной активности.

"Потому, что даже если сегодня рынок России будет полностью открыт для азербайджанских товаропроизводителей при нынешней денежно-кредитной политике в Азербайджане не будет тех необходимых производственных объемов, которые будут востребованы. Поэтому я считаю, что нужна стимулирующая денежно-кредитная политика и резкий прирост инвестиций, в первую очередь в несырьевой сектор экономики", - отметил собеседник Sputnik Азербайджан.

Стимуляция технологической кооперации

Вместе с тем, по словам Мамедова, необходимо также стимулировать и технологическую кооперацию между странами, так как торговля одним сырьем, будь то нефть, или ненефтяной сектор, не может дать позитивных, устойчивых и значительных результатов.

"На сегодняшний день, по данным статистики, около 70-80% международной торговли приходится на кооперацию, торговлю комплектующими, и если мы не сможем наладить совместные инвестиционные проекты в высокотехнологичном сегменте экономики, то добиться существенного прироста товарооборота между Россией и Азербайджаном не получится", - отметил эксперт.

Кроме того, по мнению Мамедова, важным для развития товарооборота между Россией и Азербайджаном является переход во взаиморасчетах на национальные валюты и уход от доллара, что может также стимулировать прирост торгово-экономической активности.

"Потенциал между странами в разы больше, чем сегодняшние цифры по взаимному товарообороту. И при реализации указанных мною мер, мы можем увеличить объемы товарооборота не в процентах, а в разы", - рассказал он.

Мамедов также отметил, что региональная экономическая интеграция и экономическая интеграция на постсоветском пространстве являются вызовом, и чем раньше будет реализовываться политика в этом направлении, тем лучше для стран региона.

"Не надо забывать, что политика декарбонизации в Европе фактически поставит страны нашего региона перед необходимостью увеличивать экономически-интеграционные проявления в нашем регионе", - сказал эксперт.

Опыт России с Узбекистаном

Ранее стало известно, что Россия и Узбекистан дорабатывают проект "Агроэкспресс", предусматривающий ускоренные взаимные поставки сельхозпродукции. Об этом сообщил журналистам заместитель Министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач.

"Сейчас мы с коллегами из Узбекистана завершаем подготовку к началу реализации пилотного проекта "Агроэкспресс", который предусматривает ускоренную доставку сельхозпродукции в рефрижераторном составе по маршруту Ташкент-Москва", - сказал Вольвач.

По его словам, уже разработан проект "дорожной карты", предусматривающий доработку технических условий взаимодействия таможенных и контрольных служб, предоставление тарифных условий и выделение специализированного подвижного состава.

"В настоящее время документ дорабатывается узбекской стороной. Реализация проекта по запуску логистического коридора позволит стабильно наращивать взаимные поставки сельскохозяйственной продукции. В перспективе планируется внедрить маршрутные контейнерные поезда, доставляющие продукцию "от двери до двери", - добавил замминистра.

Читайте также:

983

Экономист Эюб Керимли

Экономист назвал причины сокращения внешних инвестиций в Азербайджан

8
(обновлено 12:50 17.09.2021)
Страны, находящиеся в конфликтных ситуациях считаются зоной риска для инвесторов, отметил экономист Эюб Керимли.
Керимли: это сокращение носит временный характер

Напряженная экономическая ситуация, созданная пандемией, заставила инвесторов уделять больше внимания инвестиционным портфелям, сказал Sputnik Азербайджан экономист, председатель Общественного союза поддержки социальных исследований Эюб Керимли.

В январе-августе текущего года иностранные предприятия и организации в Азербайджане инвестировали в основной капитал 2 миллиарда 924,4 миллиона манатов. Это на 12,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

"Есть несколько важных причин сокращения инвестиций. Прежде всего, напряженная экономическая ситуация, созданная пандемией, заставила инвесторов уделять больше внимания инвестиционным портфелям. Экономические последствия пандемии не остались незамеченными в европейских странах. С другой стороны, 44-дневная Отечественная война, также повлияла на инвестиции. Таким образом, страны, находящиеся в конфликтных ситуациях считаются зоной риска для инвесторов. Это может повлиять на объем иностранных инвестиций. Но я думаю, что это сокращение носит временный характер и скоро расширит инвестиционные возможности на наших освобожденных территориях",- отметил Керимли.

Подробный комментарий экономиста слушайте в аудиофайле.

8
В Военном училище состоялось мероприятие по случаю начала нового учебного периода

В Азербайджанском высшем военном училище отметили начало учебного года

6
(обновлено 12:58 17.09.2021)
Выступившие в ходе мероприятия преподаватели заверили, что сделают все возможное для достижения задач, поставленных перед ВС страны, а курсанты пообещали лучше учиться и тренироваться.

БАКУ, 17 сен — Sputnik. В Азербайджанском высшем военном училище имени Гейдара Алиева состоялось мероприятие, приуроченное к началу нового учебного периода, говорится в сообщении министерства обороны.

Выступивший на мероприятии профессорско-преподавательский состав Азербайджанского высшего военного училища отметил, что и впредь с энтузиазмом будет выполнять требования и задачи, поставленные перед Азербайджанской армией. Подчеркивалось, что будут приложены все усилия для подготовки профессионального офицерского состава, отвечающего современным требованиям.

В свою очередь, курсанты заверили в том, что в процессе обучения будут углубленно осваивать предметы, совершенствовать свои теоретические знания и оттачивать практические навыки на занятиях.

Затем группе отличившихся на службе военнослужащих были вручены ценные подарки.

В заключение состоялось торжественное шествие личного состава перед трибуной.

Читайте также:

6
Теги:
Азербайджанское высшее военное училище имени Гейдара Алиева, Курсанты, Начало учебного года