Старый автобус в Баку, фото из архива

Криминал и хамство в крови: решить проблему могут только новые люди

8729
(обновлено 15:34 15.10.2018)
Исмаил Рафигоглу
Маршрутными автобусами в Азербайджане, в основном, управляют люди с криминальным укладом мышления. Эта истина давно известна и подтверждается ежедневными действиями этих самых водителей.

Далеко ходить за примерами не надо: примерно за последние десять дней водители маршрутки номер 160 трижды совершили нарушения, повлекшие за собой ранения и гибель десятков людей. В первый раз автобус этой линии столкнулся с поездом, в результате чего скончались двое, еще 40 человек получили ранения и ушибы. Пять пострадавших — малолетние дети.

Как выяснилось позже, автобусом управлял Алихан Ширалиев, который, по официальным данным, находился за рулем в состоянии наркотического опьянения. По делу арестовали еще и диспетчера ООО "Айшен Лтд." Мубариза Фараджева, который выпустил на линию водителя без прохождения соответствующего медицинского обследования.

Одним из погибших оказался 12-летний мальчик Юсиф Дадашзаде – единственный сын семьи, родившийся после 17 лет ожидания. Мать Юсифа попыталась совершить самоубийство из-за потери сына, ее с трудом спасли. Ужасная трагедия, безусловно, вызвала к жизни бурные обсуждения в обществе. Все понимают, что с этим что-то надо делать.

Четвертого октября столкнулись две маршрутки — 160 и 217, в результате чего пять человек получили ранения. А шестого октября маршрутка номер 160 столкнулась с легковым автомобилем. В результате аварии ранения разной степени тяжести получили управлявшая автомобилем Мансура Мамедова, 1976 года рождения, и ее шестилетний сын Рашад Мамедов.

Конечно, идеализировать автобусы "BakuBus не следует

Случайны ли все эти происшествия? Почему буквально в течение такого короткого времени водители одной и той же маршрутки подряд совершают дорожно-транспортные аварии? Дело в том, что подобные события повторяются изо дня в день, просто мы о них мельком слышим из новостных блоков телеканалов, и кажется, что все это происходит где-то далеко, не с нами.

"Дорога смерти": как предотвратить аварии на оживленной трассе в Барде?>>

Несколько лучше обстоят дела с пассажироперевозками в автобусах BakuBus. На линии работают современные автобусы, оплата производится при помощи специальных карт, а система полностью контролирует процесс движения маршруток. Конечно, идеализировать их не следует: скажем, в час пик водители автобусов номер один этой компании частенько ведут себя неадекватно. Орут на пассажиров, тон некоторых из них оставляет желать лучшего. Понятное дело, что вышли они все из той же самой системы, хамство у них в крови, как говорится. Их, безусловно, инструктируют, за ними следят с камер, штрафуют, как известно, но вежливости явно не хватает.

Впрочем, и у самих пассажиров часто отсутствуют эти самые нормы приличия. Ведут себя неадекватно. Трудно отказаться от привычной модели поведения за такой короткий отрезок времени. Скопление у передних дверей, нежелание двигаться к середине автобуса, создание искусственных пробок, дело обычное —даже в таких красивых маршрутках. Как известно, в этих автобусах нужно заходить в переднюю дверь и выходить из задней. Довольно сложно сделать подобное, когда автобус переполнен людьми.

Там, у них в Европе, все цивилизованно именно благодаря четкой и точной работе маршруток: если интервал между машинами 3-5 минут, то можно подождать следующую, а если нет? В вечернее время этот же самый автобус номер один приходится ждать почти 20-25 минут. Вот и лезут все подряд. А ведь график их прибытия — пять минут. Не соблюдают.

Ему не остается ничего, кроме вождения автобуса

Это мы говорим все же о более или менее благополучной линии. А на других линиях водитель одной маршрутки может схватить молоток и стучать по стеклу другой только за то, что водитель не уступил ему дорогу. Водители автобусов занимаются поножовщиной, и все это происходит на глазах удивленных пассажиров. Самые жестокие драки, мордобой водителей за рулем случаются именно в общественном транспорте столицы. YouTube переполнен такими видеосюжетами. Пассажиры вымещают злобу на водителях, а те избавляются от стресса или путем принятия наркотиков, или же повышением скорости на дорогах, что вполне логично заканчивается авариями и человеческими жертвами.

Кто-то хочет делать бизнес, но из-за чьих-то желаний страдают десятки тысяч людей>>

Все тот же водитель маршрутки номер 160 Алихан Ширалиев, оказывается, уже был однажды осужден за дорожно-транспортное происшествие. После освобождения он благополучно вернулся на прежнюю работу.

Почему с нами такое происходит? Почему за рулем наших автобусов собираются люди с явным криминальным прошлым и мышлением? Почему их никто не проверяет на наличие в крови наркотиков? Неужели нельзя подобрать более или менее приличных водителей?

Оказывается, нельзя. Дело в том, что условия работы настолько тяжелые, что практически никто в здравом уме не соглашается добровольно идти на нее. И те, кто принимает на работу, и те, кто соглашается, прекрасно понимают, что альтернатив нет. Если у человека криминальное прошлое, нет образования, нет иной профессии, ему не остается ничего другого, кроме вождения автобуса. Это опасное, трудное занятие.

Обычно перед водителем устанавливается определенная сумма денег, так называемый ежедневный план. К вечеру нужно сдать деньги в кассу. Только после определенного времени суток водитель начинает работать на себя. Поэтому вечером так трудно уехать домой: пока автобус полностью не заполнится людьми, он не выйдет на дорогу. По пути водитель собирает еще столько же людей, пассажиры фактически едут в автобусе с риском для жизни. Кто-то висит на подножках, иногда переполненный автобус кренится в сторону. А водитель знает точно одно: ему ничего за это не будет, его прикрывают влиятельные чиновники. А если он не соберет денег в эти незначительные промежутки времени, то его семья будет голодать, а завтра нечем будет заливать бензин.

Необходимо вдвое сократить рабочее время для водителей автобусов

Раздраженные пассажиры готовы разорвать этого водителя на части, они озлоблены и также неадекватны во время внутрисалонных разборок. Но ничего не меняется. Для того, чтобы на эти автобусы пришли работать нормальные люди, необходимо в корне изменить правила работы на общественном транспорте.

В Баку водитель автобуса "под кайфом" пытался скрутить самокрутку за рулем — видео>>

Посмотрите, как хорошо работает Бакинский метрополитен. График расписан по минутам, в салонах чистота, в случае возникновения проблем на место выезжает аварийная команда. А на линиях маршруток полный бардак. Некоторые даже своевольно устанавливают расценки. Им закон не писан.

Так что же нужно изменить в транспортной системе? В первую очередь, график работы самих водителей. Если человек работает 20-25 дней ежемесячно и зарабатывает, скажем, в пределах 700 манатов, то эти условия и порождают нынешнюю ситуацию. Необходимо вдвое сократить рабочее время для водителей автобусов, оставляя при этом тот же заработок. Человек должен успеть восстановить силы после тяжелого рабочего дня. Хороший заработок плюс возможность отдыхать привлечет в эту сферу не только людей с криминальным прошлым и наркоманов, но и вполне адекватных представителей общества.

Ужесточение закона поможет в корне изменить ситуацию

Безусловно, по возможности нужно перевести всю транспортную систему на безналичную форму оплаты. Водитель не должен заниматься сбором денег и передачей их кому-то еще. Такая форма работы лишь усиливает стрессовую ситуацию. Даже если частично сохранится оплата наличными, все равно рабочее время для водителя нужно сокращать. Необходимо чаще проводить медицинское освидетельствование шоферов на предмет здоровья, причем обязательно в независимых клиниках. Лучше брать на работу молодых, здоровых и некурящих людей. А такие люди потянутся в эту сферу. Почему бы не поработать водителем, если зарплата хорошая и почти нет невыполнимых требований?

Сами по себе владельцы автотранспортных линий не пойдут на уступки. Зачем брать лишних людей, платить им хорошие деньги, когда эту же работу выполняют за полцены не очень здоровые в психическом плане темные личности?

Элементарные, но судьбоносные правила не соблюдаются: причины кроются в детстве>>

Ужесточение закона и создание специального комитета по делам общественного транспорта поможет в корне изменить ситуацию. Транспортная компания должна нести полную ответственность за действия водителя. Тогда, возможно, изменятся и условия труда, и будут на работу брать более правильных людей.

Старый кадровый состав общественного транспорта нужно полностью обновить новыми людьми. Это потребует огромных усилий и проявления воли.

8729
Теги:
проблемы, Водители, автобусы, Баку
По теме
ДТП на трассе Баку-Сумгайыт, "пострадала" дорога
В Кюрдемире россиянки попали в ДТП, есть погибший
Кровавый маршрут: в ДТП погибли почти все пассажиры маршрутки
Задержан участник страшного ДТП в Сумгайыте
В Минздраве рассказали о состоянии жертв аварии на железнодорожном переезде
Арестованы двое виновников аварии с участием поезда и автобуса в Баку
Путь в никуда: в авариях погибли четверо человек, десять ранены - видео
Загрузка...