Мужчины общаются на улице, фото из архива

Вынужденные "бездельники" бакинских сел: поел - и то хорошо

14939
(обновлено 12:51 03.09.2018)
Исмаил Рафигоглу
Общины бакинских сел живут веками в рамках своих неписаных правил и законов, и зарабатывали за счет разведения скота и растениеводства. На проблему частичной безработицы их жителей мы не привыкли обращать внимание.

Практически в любом бакинском поселке почти всегда наблюдается одна и та же картина. То там, то тут небольшими группами собираются местные жители, мужчины и целый день общаются. У каждого магазина и торговой точки, у каждой автобусной остановки есть своя "аудитория".

Ездить на старых автобусах надоело всем без исключения — но выход есть >>

Зачастую молодые, здоровые люди проводят всю жизнь в этой точке. Удивительно, но о чем могут говорить одни и те же люди, на одном и том же месте? Почему жители бакинских сел так бесцельно прожигают жизнь?

В Азербайджане таких людей называют бездельниками

Дело в том, что у многих из них нет работы, они безработные или же частично заняты на каких-то случайных заработках. Получить хорошее образование в свое время не удалось, старая профессия потеряла смысл с развалом Советского Союза, новые технологии освоить не получается и вот остается только один путь в жизни: сидеть у обочины дороги и наблюдать за чужими людьми. В Индии такое состояние назвали бы медитацией, но в Азербайджане таких людей называют бездельниками. Конечно, они могли бы изменить свою жизнь, найти какую-то работу, получить новую профессию, но у них нет на то желания.

Среди этого контингента можно выделить и водителей такси, и тех, кто выходит из дома в надежде подработать у кого-нибудь на участке, и маклеров, ждущих хоть какого-то клиента. Но, по сути, они безработные. Конечно, при случае может повезти, и удастся заработать. Это как получится.

Эти общины живут веками в рамках установленных правил и неписаных законов

На проблему полной или частичной безработицы жителей окрестных сел Баку как-то в стране не принято обращать внимания. Эти общины живут веками в рамках каких-то установленных правил и неписаных законов. Традиционно абшеронцы жили за счет земледелия и разведения скота. Инжир, виноград, шафран, фисташки, миндаль и другие присущие местным условиям растения служили для населения источником прибыли. Свободной земли было много, можно было разводить баранов и верблюдов.

Настанет ветер перемен: хазри развеет дурные настроения людей >>

На зиму готовили великолепный бекмес из винограда и инжира, уксус и абгору из того же винограда, сушили кишмиш и инжир. Только благодаря сушеному инжиру можно было не бояться голодной зимы. Сила, заключенная в этом растении, фактически позволяет человеку иметь бодрый вид и хорошее настроение. А шафрана импортировалось столько, что почти все население Абшерона могло позволить себе абсолютно безбедное существование.

В XX веке Баку и окрестные поселки начали снабжать водой, газом и электричеством, что, естественно, расширило род деятельности абшеронцев. Теперь можно было сажать зелень, помидоры, огурцы, баклажаны, оливки, тут (шелковицу), унаби, лох, гранаты и все это продавать на рынках столицы. Вдобавок сельчане увлеклись цветоводством, и это приносило немалые доходы. Были периоды, когда окрестности Баку снабжали почти все крупные города СССР гвоздиками. Прекрасные розы традиционно растут в поселке Мярдакан, а неприхотливые нарциссы — почти во всех уголках полуострова. Цветоводство находится в особом почете у жителей Абшерона.

Свободные земли превратились в объект купли-продажи

В годы независимости произошли изменения, повлекшие за собой тяжелые последствия для жителей абшеронских селений. Столица начала расширяться в разные стороны, народу прибавилось, по самым скромным подсчетам, в Баку сейчас живет четыре миллиона людей. Свободные земли превратились в объект купли-продажи.

Черные туфли, старые пиджаки — как стереотипы портят жизнь азербайджанцам >>

Все, у кого были лишние деньги, стали приобретать участки на полуострове. Был бум строительства огромных вилл, ограждения земель высокими заборами, установки камер слежения и так далее. Не стало свободной земли, не стало даже остаточных форм животноводства. Теперь баранов в Баку и окрестности везут из регионов. Может быть, кое-где у кого-то в частных хозяйствах есть куры, утки, гуси, овцы и коровы, но дороговизна сена и пшеницы вынуждает сельчан отказываться и от этого предприятия. Себе дороже получается. Пасти скот негде, пустых участков все меньше и меньше.

Занятие земледелием также нерентабельно. Земли стало маловато, вырастить знаменитые сорта абшеронского винограда не получается. Винограду нужен воздух, тепло от песка, достаточное расстояние между черенками и, естественно, понимающий толк в продукте клиент, готовый заплатить за него подходящую цену. Ведь получить на Абшероне с лозы столько винограда сорта агшаны, как в Сальяне, не получится. Сальянским виноградом завалены полки всех магазинов и базаров. В среднем килограмм сальянского винограда продается за один манат и чуть выше. А абшеронский агшаны стоит в разы дороже, но при этом найти клиента довольно затруднительно при такой конкуренции. Все тот же знаменитый говсанский лук стоит в десять раз дороже обычного лука, но продать его так же трудно, как и вырастить.

Можно ли спасти эту культуру от постепенного вымирания?

Современная цивилизация в виде огромного мегаполиса постепенно лишила этих людей источника существования, нет ни прежних колхозов, совхозов, ни той системы соцстрахования. Будут ли получать пенсию по старости эти вынужденные "бездельники"? Это большой вопрос. Теперь они думают только о том, как бы прокормиться сегодня. Прожил день у магазина, достал курева, поел что-нибудь, и то хорошо. Окрестности Баку не в состоянии конкурировать с фермерами регионов по части производства сельхозпродукции по вполне понятным причинам. Нет достаточного количества земли, мало воды, нет условий для эффективного производства.

Преступный сговор: почему на стол бакинцев попадает товар по высоким ценам >>

Как выжить жителю столичного селения в таких условиях? Те, кто еще не потеряли надежду, идут работать в магазины, нанимаются в охранники к зажиточным дачникам, работают садовниками на виллах с больших участках, берутся за мелкую работу в сфере услуг или на автобусных линиях. Окрестности Баку нуждаются в государственной программе по спасению абшеронских общин от полного исчезновения.

Можно ли спасти эту культуру от постепенного вымирания? Безусловно, можно. Для сохранения самобытности абшеронских поселков нужно создать специальную комиссию для выработки конкретной программы. Безработные люди нуждаются в рабочих местах, образовательных программах, государственных субсидиях, привлечении туристов, обновлении общественного транспорта. Комиссии прежде всего нужно разобраться с насущными проблемами сел Баку и подготовить для правительства подробный отчет по решению и исправлению возникающих сложностей.

Необходимо создание рабочих мест, туристических центров, внедрение обучающих программ, соответствующих условиям современного мира. Вместо отнятых у людей образа жизни и средств к существованию нужно предоставить другие возможности для работы и профессиональной подготовки. Не нужно вкладывать больших денег, просто следует правильнее организовать жизнь в абшеронских поселках, дать людям больше возможностей для самореализации.

Без принятия каких-либо срочных мер, скорее всего, мы потеряем еще один культурную самобытность Азербайджана.

14939
Теги:
бездельники, Села, Баку
По теме
Работодатели могут солидно сэкономить на зарплате сотрудникам
Потеряете работу - получите смс по страховке от безработицы
Госслужба занятости предоставила безработным до сорока тысяч вакансий
Уровень безработицы в разных странах
Безработным станет легче: создается единая база вакансий
Загрузка...