Автомобильные пробки в Баку, фото из архива

Кто-то хочет делать бизнес, но из-за чьих-то желаний страдают десятки тысяч людей

9799
(обновлено 17:22 01.09.2018)
Исмаил Рафигоглу
Азербайджанцы по сути индивидуалисты с большой буквы, и именно поэтому бороться с пробками в транспортной системе нужно решительно и всеми доступными методами.

Каждый среднестатистический житель Баку ежедневно проводит основную часть своего времени на работе, однако не менее значительный период времени уходит на дорогу.

На пребывание в офисе приходится примерно девять часов ежедневной жизни, на дорогу уходит от двух до четырех часов, на сон и личную жизнь почти не остается времени. У бакинцев особую неприязнь вызывает потеря времени в пути до рабочего места, которое зачастую расходуется просто так, приходится банально торчать внутри автомобиля или еще хуже — общественного транспорта из-за жутких пробок на дорогах.

Автомобильные пробки казались советскому человеку чем-то чуждым, западным явлением

Пробки – это бич нашего времени. От них страдают везде, и в перенаселенной Индии, где практически бока любых машин помяты ввиду отсутствия широких дорог, и в США, где создана прекрасная индустрия автодорог, люди одинаково ждут, пока эти пробки не рассосутся. Конечно, более развитые страны ищут возможности для лучшей организации автомобильного движения, но в целом полностью избавиться от пробок невозможно.

Азербайджанские автомобили скоро будут разъезжать по российским дорогам >>

Старые бакинцы с особой гордостью вспоминают те спокойные 60-70-е годы прошлого столетия, когда на дорогах было мало машин. Автомобильные пробки казались советскому человеку чем-то чуждым, западным явлением. Было мало машин и почти не было пробок, за исключением каких-то чрезвычайных аварий, приводивших к застою на дорогах.

Азербайджанцы далеки от коллективного мышления и индивидуалисты с большой буквы

Что такое автомобильная пробка? Почему она возникает? Как ее можно избежать?

Четкого определения автомобильной пробки нет. Для одних водителей это невозможность двигаться по трассе со скоростью 100-120 километров в час, когда приходится ездить со скоростью в пять раз ниже. Для других пробка – это абсолютная невозможность двигаться в какую-либо сторону. Конечно, ситуации, когда транспорт находится в состоянии полного бездействия, возникают не столь часто. Но даже двигаясь в ряду машин со скоростью 10-20 километров в час, порой хочется бросить автомобиль и уйти куда-нибудь отдыхать от этой городской суеты. Запастись терпением порой не получается.

Автомобильные пробки возникают по самым разным причинам. Главная заключается в непрерывном увеличении количества машин и постоянной нехватке свободного пространства. Строительство дорог практически всегда отстает по темпам развития от выпуска и реализации автомобилей. Зачастую власти любой страны вынуждены строить новые дороги, мосты, переходы и тому подобное только лишь для того, чтобы как-то утрясти недовольство населения создавшейся аховой ситуацией. Но этих мер всегда недостаточно, дороги всегда забиты машинами, особенно в мегаполисах.

"Чайка" Громыко, "Волга" Деточкина, "Москвич" и "ГАЗ-69" — легендарные авто в Баку >>

Есть еще и психологическая причина: пробки создают сами водители из-за нерешительного вождения, нарушения правил дорожного движения, боязни попасть в автокатастрофу и так далее. Внутренние проблемы зачастую служат основой для возникновения пробок на дороге.

Это кажется чем-то вроде из области фантастики, но достаточно посмотреть на поведение азербайджанцев в быту и общественных местах, и все становится на свои места. Азербайджанцы имеют вредную привычку занимать места у входа и выхода в автобусах и метро. Отчасти кто-то боится пропустить свою остановку, кому-то просто комфортнее занимать лучшие, на их взгляд, места, а кому-то может быть хочется контролировать ситуацию.

Народ любит останавливаться прямо посередине дороги и болтать со знакомым о чем-то несущественном, не замечая проблемы других людей, которым мешают эти двое. Азербайджанцы далеки от коллективного мышления и соблюдения общественных интересов, в сущности они индивидуалисты с большой буквы. Поэтому нарушают частенько и общественный порядок, и создают пробки на автомобильных и пешеходных дорогах, внутри общественного транспорта.

Супермаркет "Айхан" отнимает у жителей бакинских сел по 15-20 минут жизни ежедневно

Подобный индивидуализм порой проявляется и в других формах. К примеру, дорога Сабунчу-Бильгя постоянно переполнена машинами, их особенно много в летний сезон. И это естественно, так как часть горожан в летний сезон переселяется в загородные дачи. После работы поток автомобилей двигается в направлении поселков, а утром все те же автомобилисты едут на работу.

Удивительно, но и утром, и вечером на этой дороге есть пробки. Утром понятно — машин много, все едут на работу. А вот вечерние пробки имеют несколько иную причину. Раньше пробки были при въезде на трассу к метро "Кероглы" и на повороте к центру Сабунчу. Затем там построили переход для пешеходов, а недавно даже все оградили, перенесли автобусную остановку чуть дальше по трассе. Сейчас пробок на этом месте практически нет.

Пробка возникает дальше по трассе, у супермаркета "Айхан". Прямо у дороги возведен огромный торговый центр, у которого фактически нет стоянки для машин. Конечно, какие-то места для автомобилей есть, но их не хватает, и те водители, кто едет отовариваться в супермаркет, начинают тормозить и создавать пробки на дорогах. Супермаркет "Айхан" и направляющиеся туда за покупками, отнимают у жителей некоторых бакинских сел — Пиршаги, Кюрдаханы, Мамедли, Забрат, Маштаги, Нардаран, Бузовна, Албалылыг, Бильгя по 15-20 минут жизни ежедневно.

Без заторов лучше: изменена схема движения на одной из улиц Баку >>

Кто-то хочет делать бизнес, кто-то хочет приобретать товары по хорошим ценам, но почему за чьи-то желания должны страдать десятки тысяч людей? Есть ли решение у этой проблемы? Конечно, нужно поставить знак, запрещающий автомобилям останавливаться у маркета по прямой дороге. Впридачу к этому неплохо бы установить камеру: и казне хорошо, и дети смогут увидеть отца, возвращающегося с работы на 20 минут раньше.

Конечно, пробки возникают иногда по самым глупым причинам, например, кому-то нужно выгрузить себе во двор камни для строительства или иные стройматериалы, а соответствующих условий нет. Вот и ждут остальные участники движения, пока какой-то неумелый водитель сможет загнать грузовик во двор.

Движению на дорогах часто мешают свадебные и похоронные процессии, или же так называемые привилегированные кортежи. Изменить что-либо в ментальных установках народа довольно сложное занятие. Как ездили за невестой на 20 машинах, так, наверно, и будут ездить. Или на похороны одного человека порой собираются десятки машин. Поэтому у кладбищ почти всегда пробки. Дворцы торжеств хотя бы создают собственные места для парковок, а на похоронах практически все места заняты. Пробки на дорогах частично создают и высокопоставленные чиновники, которых порой сопровождает пара-тройка машин. Другие автомобили ждут в пробках, пока эти не разойдутся.

Транспорту нужны места для стоянок, что-то вроде "жилья для машин".

Есть ли в целом решение проблемы автомобильных пробок на дорогах? Конечно, есть. Эту проблему можно хотя бы решать локально. Есть где-то трудности, надо разбираться и находить решение задачи. Может быть, имеет смысл создать особую группу при министерстве транспорта, связи и высоких технологий АР, которая будет разбираться с каждым отдельным случаем и давать те или иные рекомендации.

Если дорога узкая, то ее надо расширять, если пробка возникает у маркета, то надо запрещать там остановку машин, если где-то скапливаются транспортные средства, значит, нужно строить подземные или надземные стоянки, как это делают в развитых странах. Машины у них находятся внутри высотных стоянок или гаражей, транспорту нужны места для стоянок, что-то вроде "жилья для машин".

Кроме того нужно обязательно создавать и внедрять точную систему навигации. Ведь водители часто жалуются, что информация в системе не верна и такая наводка приводит к очередным пробкам и застою в пути. Изучать положительный опыт за рубежом нужно постоянно. Не мешало бы создавать автомобильные свалки, чтобы частично разгрузить наши дороги от устаревших машин. Будет меньше машин, будет меньше пробок.

Баку обещана идеальная система общественного транспорта >>

Возможно, проблему пробок можно решить с помощью специализированных дорог, скажем, строительства отдельных путей для общественного транспорта, пожарных, машин скорой помощи. Создание специальных велосипедных полос или специальных дорожек для мопедов тоже может неким образом снизить напряжение на переполненных трассах. Ведь во всем мире ширится движение за здоровый образ жизни, за меньшее потребление ресурсов планеты. Велосипеду не нужен бензин и другие запчасти, а мопеду требуется намного меньше топлива по сравнению с огромным внедорожником.

Автомобильные пробки сами по себе не исчезнут. Полумерами делу не поможешь. Только совместными усилиями правительства и всех заинтересованных слоев общества можно как-то справиться с ситуацией. Без этого коллапса не избежать.

9799
По теме
Транспортники Баку взялись за самую большую пробку на выезде из города
Опять пробки: автомобилистов предупредили о закрытии дорог
"Азеравтойол" должен каждому водителю в пробке по 45 манатов, или Почему у нас все не так
Азербайджанец устроил многокилометровую пробку на шоссе в Германии
Осторожно, пробки: транспортники назвали "стоячие" улицы и проспекты
В Баку открыта новая дорога - против самой большой пробки "часа пик"
Загрузка...