Работа за компьютером, фото из архива

Российский медиаменджер: некоторые осознанно прибегают к черному пиару

307
На имидж можно влиять разными способами, и тот, кто выбирает методы так называемого "черного пиара", в первую очередь, решает свою личную этическую задачу, считает медиаменеджер.

В ноябре этого года исполняется 25 лет со дня создания Высшей школы экономики (ВШЭ). В 2015 году университет стал первым российским вузом, который начал набор студентов для обучения по образовательной программе "Медиакоммуникации". О том, что это такое и как они влияют на нашу жизнь в целом, Sputnik Азербайджан поинтересовался у заместителя декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики (ВШЭ), менеджера в системе образования медиажурналистики Дмитрия Шелухина.

- Что такое медиакоммуникация, чем она отличается от журналистики, и почему она задвигает журналистику в привычном ее понимании на второй план?

— Мы первый университет в России, в рамках которого появился образовательный стандарт медиакоммуникации. Потом стали появляться другие вузы, некоторым из них мы помогали, кто-то пошел своим путем.

И если разводить понятия медиакоммуникация и журналистика, то я бы выделил следующие признаки. Если мы говорим про журналиста, то мы говорим про классические навыки и умении журналиста. А это, в первую очередь, такие компетенции, как умение работать с текстом, с данными, проводить фактчекинг информации, уметь выстраивать профессиональные связи, работать в различных жанрах.

А медиакоммуникатор – это, в первую очередь, продюсер. Продюсер медиа, содержания, глянца, искусства, выставки, ивента. В этом смысле, умение создать любой медиапроект и управлять им, понимая всю широту возникающих специфических вызовов в рамках реализации этого проекта – это задача медиакоммуникатора.

И если говорить о том, кого готовит наша образовательная программа "Медиакоммуникации", то мы все-таки готовим менеджеров, специалистов, понимающих медиаотрасль, и умеющих работать не только с журналистами, но и с широким перечнем других специалистов различных областей.

- Один из ваших недавних мастер-классов назывался "Как повлиять на имидж с помощью медиа-проектов?". Вы много говорили об имидже. Но, в таком случае, как оценивать черный пиар, особенно в политике?

— Пиар сам по себе это один из видов маркетинговой коммуникации. Есть предмет науки, есть инструменты. И в рамках этой области предметных знаний есть этическая история, этический кодекс.

Когда мы говорим "черный пиар" – мы делаем окрас, тем самым давая понять, что те методы, которые используются кем-то, выходят за рамки принятой на данный момент морали и этики.

На имидж можно влиять разными способами, собственно, все что делается и даже не делается, формирует имидж. А тот, кто выбирает методы так называемого "черного пиара", в первую очередь решает свою личную этическую задачу.

Если же на имидж влияют с помощью технологий черного пиара, как к этому должен относиться тот, кто через призму новой информации начинает менять или не менять отношение к какому-то объекту или человеку? Наверное, он тоже может учитывать этот факт.

Это тоже вопрос его этики, насколько факты, которые выходят за рамки принятых в обществе норм (копание в грязном белье, перевирание фактов, недостоверная информация), он сможет понять, насколько он сможет с ними работать. И тут большое значение также играет медиаобразование и медиаграмотность.

Поэтому с точки зрения индивидуума в медиасреде можно сформулировать проблему модели имиджа у цифровой личности. То есть, какой я в сети, какой я в информационном пространстве.

И тут возможны две в достаточной степени логичные стратегии. Первая – это максимальная прозрачность, полная открытость и готовность к отсутствию приватности. Если человек выходит в медиапространство, он должен быть готов к тому, что в дальнейшем будет появляться много информации о нем, в том числе и фейковой. Но высокая степень прозрачности становится одновременно и формой защиты от фальсификата.

И вторая стратегия – это зачистка цифровой личности. Это очень серьезный тренд. Люди заказывают услугу для того, чтобы даже их фотографии нельзя было найти в сети. Наверное, в краткосрочной перспективе она может быть полезна, но стратегически она не эффективна.

Но иногда субъекты медиатизации прибегают к черному пиару и осознано. И это также делается для продвижения своей персоны/события/компании/мнения. Я бы этот феномен назвал псевдочерный пиар, самоуправляемый черный пиар.

- Когда вы стоите перед аудиторией и видите глаза своих слушателей, есть ли что-то, что вы хотели бы им сказать, но не скажете?

— Я могу не сказать что-то в связи с тем, что "на данный момент будет слишком много информации" или "это рано еще говорить". Но это не потому что я что-то утаиваю или не могу это сказать.

И когда я что-то недоговариваю, я рассчитываю на то, что во второй, третьей встрече у меня будет возможность досказать. Но чаще всего я стараюсь быть прозрачным и договаривать все.

Страница сайта Twitter на экране планшетного компьютера, фото из архива
© Sputnik / Aleksandr Kryazhev

- Какой вопрос вы хотели бы услышать от своих слушателей, но вам его еще не задали?

— Наверное он есть, но я о нем не знаю. Но если бы у меня был такой вопрос, я бы постарался актуализировать эту тему и сделать так, чтобы меня об этом спросили.

- Какой вопрос вы бы посоветовали журналистам никогда и никому не задавать?

— Мне кажется, такого конкретного вопроса не может быть. Есть этика, и если журналист считает, что в его этике, в этике его читателей, а также тех людей, у которых он что-то спрашивает, это допустимо, значит нет таких вопросов, которые не могут быть заданы.

Другое дело, что этик тоже бывает много. И они могут противоречить друг другу. Поэтому хорошо бы, чтобы каждый вопрос был задан. Но самое ужасное, если он будет не уместен в какой-то момент. Все очень ситуативно. Но с точки зрения вопросов табу – я не думаю, что они должны быть в будущем прозрачном мире.

- У вас большой послужной список, но можете ли вы сейчас с уверенностью сказать, что нашли себя?

— Нет. Я каждое утро и каждый вечер нахожу себя и также потом теряю, и потом опять нахожу. Делаю то, что доставляет радость и удовольствие, получаешь обратный процесс, потом проходит время, точка сборки и восприятия меняется, и ты опять что-то ищешь. Это нормально. И надеюсь, что так и будет.

Есть, конечно, такие вещи, которые внутри будут неизменны. Это стержень человека. В остальном же, мы все в поиске нового опыта, это интересно и хочется находить себя каждый раз.

307
Теги:
Россия, Москва, Дмитрий Шелухин, Высшая школа экономики (ВШЭ), имидж, медиакоммуникации, 'черный пиар'

Нефтяные насосы в Баку, фото из архива

Ко Дню нефтяников: 13 фактов об азербайджанской нефти

6
(обновлено 00:43 20.09.2021)
Роль нефти из Азербайджана в победе над фашизмом, лечение нефтью и другие факты об азербайджанском "черном золоте" читайте в подборке Sputnik Азербайджан.

БАКУ, 20 сен — Sputnik. Сегодня, 20 сентября отмечается День нефтяников Азербайджана. Этот относительно "молодой" профессиональный праздник в Азербайджане празднуется с 2001 года – после того как 16 августа 2001 года Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев подписал Указ "О Дне нефтяников Азербайджана".

В честь этой даты Sputnik Азербайджан подготовил факты об азербайджанской нефти.

1. Первая нефть промышленного назначения в мире была получена в Азербайджане в 1847-1848 годах из скважин на Биби-Эйбатском и Балаханском месторождении. Глубина первой разведочной скважины составляла 21 метр. Скважина на Биби-Эйбате считается первой в мире.

2. На бурение первой нефтяной скважины на Биби-Эйбатском месторождении министр финансов Российской империи поручил казенной палате выделить одну тысячу рублей серебром.

3. Азербайджан впервые в мире стал добывать нефть в открытом море. На месторождении "Нефтяные камни" в открытом море в 1949 году началась добыча нефти. Месторождение расположено в 100 километрах от Баку. "Нефтяные камни" числится в списке Книги рекордов Гиннеса, как старейшая морская нефтяная платформа

4. К началу XX века в Азербайджане добывалось 50% мировой добычи нефти. Точнее, в 1901 году Азербайджан добывал 11 миллионов тонн нефти, то есть половину мировой нефтедобычи.

5. С начала нефтедобычи в Азербайджане в середине XIX века и до начала XX века число нефтяных скважин в стране возросло в 100 раз. Так, если в 1873 в Азербайджане насчитывалось 17 скважин, к 1901 году их число составило уже 1740.

6. В годы Второй Мировой войны 75% нефти, добываемой в Советском Союзе, приходилось на долю Азербайджана. Республика обеспечивала фронт топливом, и тем самым сыграла большую роль в победе над фашизмом.

7. Азербайджанская нефть Azeri Light по плотности, содержанию серы и светлых фракций соответствует маркетинговым сортам нефти. Плотность нефти Azeri Light составляет 34-36 градусов.

8. Братья Нобель сделали свой капитал, и в том числе капитал Нобелевской премии, на производстве и сбыте азербайджанской нефти. Первую иностранную компанию в нефтяном секторе в Баку основали шведы братья Нобель - Альфред, Людвиг и Роберт. Нобелям принадлежали нефтяные скважины в Сураханах, Балаханах и Биби-Эйбате. К концу XIX века добыча нефти на месторождениях корпорации "Nobel Brothers" составляла девять процентов мирового производства нефти.

9. Азербайджанский сорт нефти из Нафталана имеет лечебные свойства. Нафталановая нефть — густая жидкость черно-бурого или коричневого цвета, имеет специфический нефтяной запах и используется при лечении ряда кожных заболеваний, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной системы и гинекологических заболеваниях.

10. Первый в России нефтепровод был проложен для транспортировки азербайджанской нефти. Трубопровод протяженностью 12 километров был построен в 1878 году и соединял Балаханинское месторождение с Бакинским нефтеперерабатывающим заводом.

11. Суммарный объем инвестиций в нефтегазовый сектор Азербайджана за 1995-2020 годы превысил 110 миллиардов долларов.

12. Азербайджан - первая страна на постсоветском пространстве, которая подписала (в 1994 году) соглашение с иностранными компаниями о разработке глубоководных месторождений, на которых невозможно было вести работы по советской технологии.

13. От продажи нефти и газа Азербайджан получил 153 миллиарда долларов чистой прибыли, начиная с декабря 1999 года до 2020 года.

Читайте также:

6
Теги:
День нефтяника, Дата, Факты
Маршрутное такси, фото из архива

Никакой логики, или Почему в "незаконных маршрутках" не распространяется коронавирус

18
(обновлено 00:39 20.09.2021)
Работа общественного транспорта в выходные дни все еще остается актуальной проблемой, очередной разбор сложившейся ситуации - в материале Sputnik Азербайджан.

БАКУ, 20 сен — Sputnik. На днях Главное управление государственной дорожной полиции распространило заявление, в котором говорилось, что лица, которые в выходные дни занимаются незаконными пассажироперевозками, создают благоприятные условия для распространения COVID-19.

Согласно постановлению Кабинета министров АР, с учетом текущей санитарно-эпидемиологической ситуации в стране, в выходные дни запрещены пассажироперевозки на общественном транспорте.

Заявление, как и сам факт работы микроавтобусов в уикенд, вызывает вопрос. В метро и автобусах пять рабочих дней ездят большую часть дня переполненными, а опасный вирус распространяется именно в выходные дни?

Несмотря на запрет, малогабаритные маршрутки продолжают в выходные перевозить пассажиров по столице и за ее пределами. Микроавтобусы главным образом забирают пассажиров с Бакинского железнодорожного вокзала и развозят за один или два маната. Действительно ли общественный транспорт приводит к ухудшению эпидемиологической ситуации в субботу и воскресенье, и куда смотрят ответственные структуры?

Никакой логики

Нет никакого логического объяснения в том, что общественный транспорт не работает в выходные дни, заявил в беседе со Sputnik Азербайджан депутат Милли Меджлиса Фазиль Мустафа.

Народный избранник уверен, что больше всего от этого решения страдают малообеспеченные люди, у которых нет личных автомобилей. И это именно те люди, которые вынуждены работать в выходные дни.

"Считаю решение о запрете на работу общественного транспорта в выходные дни ошибочным. Это решение отвечает только интересам службам, оказывающим услуги такси", - говорит депутат.

Какая разница между такси и маршрутками?

Эксперт по транспортным вопросам Эльмаддин Мурадлы говорит, что физические лица частным образом пускают по маршрутам свои микроавтобусы именно потому, что общественный транспорт в выходные не работает.

Если и эти маршрутки не будут работать в выходные, люди, трудящиеся в эти дни, просто не смогут попасть на работу и обратно. "В выходные дни в столице и регионах работает немало предприятий, люди ходят на работу. Отсутствие общественного транспорта для них – большая проблема. Эти люди в любом случае должны как-то добираться до работы и обратно. И нет особой разницы в том, ездят они вчетвером в такси или по восемь человек в микроавтобусе", - говорит собеседник Sputnik Азербайджан.

По его мнению, водителей микроавтобусов надо, наоборот, благодарить за то, что помогают людям. Путь, за который таксисты в уикенд берут по десять манатов, на микроавтобусе можно проделать за один манат.

Вообще, вышеупомянутое заявление дорожной полиции на самом деле на руку водителям и службам такси. "Утверждение, что коронавирус распространяется в общественном транспорте именно в выходные дни, нелогично. Тому есть какие-то научные доказательства? Конечно же, нет!", - возмущается Мурадлы.

За время пандемии все вопросы должны были быть проанализированы, но этого не произошло, продолжает эксперт. Никто не знает, где больше риск заразиться – в автобусе или такси. Если человек пользуется общественным транспортом, он может заразиться и в будние дни, и в выходные.

"Скоро начинается новый учебный год. Часть учебных заведений работает по субботам. И как теперь учащиеся и педагоги будут ходить на занятия по субботам? Об этом никто не думает… Пусть лучше найдут ответы на все эти вопросы, а потом принимают решения. По субботам и воскресеньям пассажиров, наоборот, меньше, а значит, по логике, риск заразиться в конце недели должен снижаться".

По словам Мурадлы, запрет на работу общественного транспорта в выходные дни оказывает серьезное влияние и на перевозчиков. Компенсация, которую государство выдало компаниям-перевозчикам за время пандемии, не восполняет нанесенный ущерб. "Транспорт – живой механизм. Нельзя его уничтожать".

Обратный эффект

Доцент Азербайджанского медицинского университета Адалят Рустам, в свою очередь, уверен, что запрет на работу общественного транспорта никак не уменьшает, а наоборот, увеличивает уровень заражения.

Комментируя для Sputnik сложившуюся ситуацию, он отметил, что люди, которым приходится добираться на работу в выходные, вынуждены пользоваться "одноманатными" такси. Кроме того, люди нередко пользуются попутными автомобилями, а все это повышает риск распространения вируса.

Читайте также:

18
Теги:
Общественный транспорт, Коронавирус, такси, выходные