Василий Солкин

В новом фильме студии "Зов тайги" показали жизнь леопарда и его соседей

52
Защитник дальневосточных леопардов Василий Солкин рассказал о работе над своим новым фильмом.

Журналист, документалист и защитник дальневосточных леопардов Василий Солкин рассказал о работе над своим новым фильмом "Земля леопарда. Карусель жизни", о сложностях съёмки в тайге, кропотливо собранном материале и творческих планах, сообщает Sputnik со ссылкой на save-leopard.ru.

 "Земля леопарда. Карусель жизни" — уже ваш десятый фильм о леопарде и нацпарке. С чем связан такой интерес к пятнистому герою?

– Ну начиналось-то всё с поединка, с брошенного вызова. Тридцать лет назад все в один голос утверждали, что снять кинокадры дальневосточного леопарда в дикой природе "врукопашную", без применения автоматической техники невозможно, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. У нас в конце концов получилось. Но за годы мучений вместе с уникальными кадрами уникального зверя пришла нешуточная любовь к нему. Вот и оказался я в рядах спасателей леопарда (а было нас тогда… по пальцам пересчитать) … И все предыдущие фильмы были нацелены на спасение самой редкой и самой любимой кошки на планете.

– Как появилась идея создать фильм не только о хозяине "Земли леопарда", но и о других обитателях национального парка?

– Собственно, именно за этим фильмом двадцать с лишним лет назад команда студии "Зов тайги" и отправилась в заповедник "Кедровая Падь", и девять раз пыталась именно его слепить. Но мы всё время вынуждены были срываться на крик, призывая спасти редчайшую кошку, старались "достучаться до небес", пугали зрителя пожарами, трупами леопардов, погибших от браконьерской пули, показывали людей, сражающихся за сохранение кошки… И вот, наконец, нам удалось осуществить свою мечту: сделать кино не о леопардовых проблемах, а о нём самом, о его "личной" жизни и жизни зверьков, его окружающих. Немудрено, что фильм сразу же нашёл дорогу в федеральный эфир.

Кадр из фильма Земля леопарда. Карусель жизни
© Photo : Канал "Зов тайги"
Кадр из фильма "Земля леопарда. Карусель жизни"

Почему выбрали именно такое название — "Земля леопарда. Карусель жизни"?

– В исходном варианте картина называлась просто: "Земля леопарда". "Карусель жизни" предложил добавить в название телеканал "Живая планета", который взял в прокат наше кино. Мы не возражали.

Как проходили съёмки фильма? Какую технику вы использовали?

– Не сыпьте мне соль на раны, спрашивая про используемую технику! Это самая острая проблема маленьких студий. Разве можем мы тягаться с тем "железом", которое использует BBC! Выручает русская смекалка, умелые ручки и отчаянный задор.

В этот фильм вошли кадры из золотой коллекции "Зова тайги", снятые за последние восемь лет. А вот более ранние кадры (совершенно уникальные, но не HD-качества) уже не вошли, поскольку сняты были "железом" старого поколения. Так что эта война форматов и гонка вооружений у нас в печенках сидит.

– Сколько человек трудилось над созданием картины?

Команда у нас небольшая. Когда снимаешь диких зверьков в дикой российской природе, воевать приходится не числом, а умением. Отечественный оператор-анималист — это не только и не столько оператор, сколько спец по одиночному выживанию в суровых таёжных условиях. А ещё биолог, знающий об объекте съёмки больше, чем вся Академия наук, и кроме всего прочего умеющий выходить живым из встреч один на один с опасными хищниками. Таким образом, и Геннадий Шаликов (великий мастер терпеливого сидения в скрадках при —25 по Цельсию) и Олег Кабалик (виртуозный пилот коптера, сбривающий винтами хвою с кедров) и Виктор Сторожук (крутейший специалист национального парка по видеокапканам) — это товар штучный.Разумеется, фильм никогда бы не увидел свет без всесторонней помощи и заботливой опеки ФГБУ "Земля леопарда" и поддержки Амурского филиала WWF России.

С какими трудностями сталкивалась съёмочная группа? Есть ли в фильме кадры, которые дались особенно тяжело или получились неожиданно?

– Лёгкой добычи в нашем деле не бывает. За время съёмки геройской смертью погибли две палатки, две камеры, шесть автомобильных аккумуляторов, три кинопрожектора и один квадрокоптер, воспалены одни лёгкие, сломана одна рука и вывихнута одна нога. Но ни одно животное не пострадало.

Кадр из фильма Земля леопарда. Карусель жизни
© Photo : Канал "Зов тайги"
Кадр из фильма "Земля леопарда. Карусель жизни"

Увы, наши дальневосточные зверьки человека боятся панически и ближе, чем на дистанцию прицельного выстрела из карабина, не подпускают. Для примера скажу: однажды нам довелось снимать кино в Монтане. Так мы за две недели сняли там дикой живности больше, чем за двадцать лет на родине! В этом смысле фразу "дались особенно тяжело" можно отнести к каждой секунде "Карусели жизни". Чудес не бывает: либо ты зверька перехитрил, а это почти невозможно, либо ты завоевал доверие зверька, а это вообще за гранью. Чтобы как следует снять непальскую куницу, вашему покорному слуге пришлось (без шуток) стать мамой осиротевшему детёнышу, выкормить, вырастить его и научить охотиться…

И всё же неожиданности случались. Например, дальневосточного кота в герои фильма мы не планировали. Он сам, совершенно добровольно, заявился на съёмочную площадку! Драка уток-мандаринок и семейные разборки влюблённой парочки у нас в сценарии тоже не присутствовали. Это был бонус за операторское терпение.

Ваши работы были отмечены на фестивалях, а как зрители приняли фильмы? Недавно "Карусель жизни" была показана и по центральному телевидению — может быть, Вы получили отзывы или комментарии от людей, посмотревших ленту?

Да уж! За двадцать с лишним лет фестивальных "бронзулеток" у нас накопилось на целый кабинет. И зрительскими симпатиями мы не были обделены. Но "Карусель жизни" — особый случай. Нас буквально завалило добрыми и тёплыми откликами зрителей. Такой "волны" ни одному фильму "Зова тайги" получать не приходилось.

Высокую оценку нашим съёмкам дал Иван Затевахин. За разнообразие показанной коммунальной жизни фильм даже назвали визитной карточкой Приморья. Восторги и благодарности посыпались и через соцсети — похоже, "Карусель жизни" не оставила равнодушным никого.

Увидят ли "Карусель жизни" зарубежные зрители?

– Не люблю забегать вперёд и делить шкуру неубитого медведя. Скажу только, что первые предложения на эту тему к нам уже поступают. Но если зарубежный зритель и увидит фильм, это будет совсем другая "карусель". Для зарубежного проекта фильму предстоит сложная адаптация.

Расстаётесь с леопардом после "Карусели жизни" или нам стоит ждать новых фильмов про эту редкую кошку? А может, вы смените главного героя, оставаясь в границах нацпарка?

– Эта картина — лучшее из всего, что мне и команде "Зова тайги" удалось сделать. Поэтому на душе… пусто и светло, и кажется, что всё уже свершил, и что пора на покой. Но, впрочем, это пройдёт, я знаю. Любовь к леопарду — это до самой смерти. Но нас ждут новые подвиги. На очереди — недолюбленная нами все эти годы великая река Бикин (русская Амазонка), наконец-то получившая статус национального парка. Чудеса этой жемчужины Приморья зрителю по-взрослому ещё никто не показал. Есть и ещё много несбыточных затей, например, показать вам жизнь зверьков Амура от истоков до устья.

Но не огорчайтесь, с леопардом в наших фильмах вы ещё встретитесь, потому что (открою страшную тайну) начата работа над фильмом с рабочим названием "Пять диких кошек Дальнего Востока".

52
Теги:
Россия, Василий Солкин, Зоопарк, Хищник, Леопард, Защита животных
По теме
Почти контактный зоопарк: открылась выставка "Белагро-2016"
Дальневосточный леопард – редчайшая кошка планеты
Зверский цирк: счастливые животные против зоозащитников

Актер Игорь Ясулович на выставке-инсталляции Шейнцис. Эссе в четырех картинах в Еврейском музее и центре толерантности, которая посвящена памяти режиссера-сценографа, народного художника России, педагога Школы-студии МХАТ Олега Шейнциса

Игорь Ясулович: "фрукт позднего созревания…"

336
(обновлено 11:32 24.09.2021)
Этот артист - один из последних представителей старой школы: он достигал своего актерского величия долго, упорно идя к намеченной цели и беззаветно служа искусству.

Советское кино дало мировому кинематографу большое количество великих актеров. Путь к славе у этих мастеров был разный: кто-то становился звездой сразу же, сыграв на вдохновенном уровне свою первую главную роль, кто-то довольно долго и стабильно хорошо воплощал на экране доверенные ему образы, но наконец, дойдя до главной роли в своей жизни, начинал сверкать гранями своего таланта, а некоторым талантливым актерам очень помогали взойти на Олимп мастерства гениальные режиссеры, которые встречались им на творческом пути.

Большинство этих мастеров экрана становились великими актерами благодаря проникновенному исполнению главных ролей в различных кинопроектах. Но есть и те, кто дошел до степени величия, не сыграв за свою карьеру ни одной главной роли: отметим из их числа Бориса Новикова, Сергея и Романа Филипповых, Владимира Басова, Готлиба Ронинсона, Александра Вокача. К этим общепризнанным мастерам советского кино, королям эпизодов и выдающимся исполнителям ролей второго плана относится и великий актер Игорь Николаевич Ясулович, который сегодня отмечает свой 80-летний юбилей.

Мне казалось, что Ясулович в кино был всегда. Во всяком случае, с тех самых времен, когда я был том возрасте, что позволял осознанно следить за фильмами, которые демонстрировались в кинотеатрах или на экранах телевизоров. Даже не зная фамилии этого актера, образы, которые были ему поручены в эпизодах и ролях второго плана, оставались в памяти даже у неискушенного зрителя. Будучи мальчишкой, я был очарован его персонажами, которых Ясулович с удивительным мастерством запоминающе воплощал на экране в эпизодах. Вспомним его Фирена в "Городе мастеров", белого клоуна в "Айболит-66", Игоря в "Не самом удачном дне", Игоря Румянцева в "Операции "Трест", соседа с собачкой в великой комедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука".

© Sputnik / Dmitriy Korobeynikov
Артист театра и кино Игорь Ясулович

А как достоверно он сыграл сочувствующего нашим разведчикам немца Аппеля в телевизионном фильме Евгения Ташкова "Майор Вихрь" и курсанта разведшколы абвера "Гогу" в знаменитом фильме Владимира Басова "Щит и меч"!

Но и тогда немногие знали этого актера по фамилии. Я вычитал в титрах имя Игоря Ясуловича и запомнил его только после того, как в 1970 году с большим успехом прошел показ телевизионного многосерийного художественного фильма режиссера Григория Липшица "Обратной дороги нет". Ясулович сыграл в этом фильме Бертолета, одного из немногочисленных бойцов, которые сумели выжить после выполнения партизанской группой особо важного и секретного задания. Ясулович был в этой роли очень убедителен, мастерски показав на экране образ молодого советского интеллигента, который без лишней бравады и пафоса совершает геройские поступки.

Но несмотря на безусловный успех в целом этой картины и, в частности, безупречной работы Ясуловича, ему по-прежнему доверяли только роли второго плана. Как-то не видели режиссеры Ясуловича в образах главных персонажей своих фильмов. На мой взгляд - это было большой ошибкой, но Ясулович продолжал трудиться, не отказывался даже от малюсеньких эпизодов и раз за разом стабильно убеждал зрителей в своем актерском мастерстве.

© Sputnik / Ekaterina Chesnokova
Актер Игорь Ясулович на приеме в посольстве Великобритании в честь дня рождения Королевы

Ясуловича всегда отличала его высокая профессиональность. Думается, что не могло быть иначе, так как учителем Ясуловича был сам великий Михаил Ромм.

Родившись в Самарской области в семье офицера, Ясулович в связи со службой отца вместе с семьей отправился в Таллинн, где пошел в школу, а еще через некоторое время увлекся театром. Игорь активно принимал участие в самодеятельном театре и по окончании школы отправился в Москву поступать в театральный вуз. Но не смог. Однако удача ему улыбнулась во ВГИКЕ, где талант мальчика был замечен великим Роммом, и мастер зачислил его в свой курс. Ясулович учился у великого мастера дважды: на актерском, а потом и на режиссерском отделении. Сокурсниками у него были такие известные лица, как Кончаловский, Смирнов, Трегубович…

Забегая вперед, скажу о том, что Игорь Ясулович несколько раз пробовал себя в режиссуре, но все же мы его лучше знаем и любим, как актера. Есть и другие грани его таланта, но об этом чуть позже…

Ясулович - удивительно пластичный актер, и этот его дар также был очень востребован режиссерами. Одно время Ясулович даже организовал экспериментальный театр пантомимы "Эктемим", но так как он был очень востребован как в кино, так и в Театре киноактера, пантомима осталась лишь его увлечением.

© Sputnik / Sergey Pyatakov
Игорь Ясулович на традиционном сборе труппы Московского театра юного зрителя перед началом нового сезона

Ясулович сыграл в огромном количестве фильмов. Назвать все кинопроекты, где он играл, в одной статье невозможно. Упомяну только некоторые из них. Так, Ясулович снимался у своего учителя Михаила Ромма в знаковом фильме "Девять дней одного года", у Михаила Швейцера он снялся в роли корреспондента в "Время, вперед!". Вспомним его инженера Щукина в "Двенадцати стульях" Леонида Гайдая, Гюнтера в "Бой после победы", Финна в "Руслане и Людмиле", Максима Лоскутова в "Приваловских миллионах", Куренкова в "Однажды двадцать лет спустя", референта в "Отпуске за свой счет", слугу герцога в "Том самом Мюнхгаузене", напыщенного адвоката в "Семейном счастье", сторожа в "Мэри Поппинс, до свидания!", Корна в "Гардемарины, вперед!", Андреича в "Друге", Шакалова в "Криминальном квартете". А его незабываемый фарцовщик в "Самая обаятельная и привлекательная", который произнес фразу, сразу ставшую популярной: "Ты кого привела? Она что, с Урала?".

Как видим, у Игоря Ясуловича огромный актерский диапазон: он с одинаковым успехом играл в драмах, комедиях, в приключенческих и детских фильмах. Несмотря на то, что ему не предлагали главных ролей, режиссеры очень любили работать с Ясуловичем. Актер этот высокопрофессионален и именно это привлекает к нему по сей день режиссеров. Хотя одну его роль можно назвать приближенной к главным: Ясулович просто великолепно создал образ криминального типа Юзича в "Петербургских тайнах".

© Sputnik / Grigoriy Syisoev
Актер Игорь Ясулович перед началом церемонии награждения премией Станиславского в отеле "Балчуг Кемпински" в Москве. Церемония приурочена к 155-летию со дня рождения актера, режиссера и педагога Константина Станиславского

Он играл Лаваля в "Королеве Марго", отца Поля в "Маркизе де Саде", князя Туруцкого в "Саломее". Игорь Ясулович очень востребован и сейчас: он постоянно снимается в самых популярных сериалах, из которых хочется отметить его исполнение роли Суслова в сериале "Брежнев", Аронзона в "Статском советнике", Фирса в "Саде", князя Цицианова в "Кровавой барыне", старшего Лучникова в "Дипломате", отца Калашникова в "Формуле мести".

Ясулович является превосходным мастером дубляжа. Перечислить все его работы в этом направлении также невозможно. Однако люди моего поколения прекрасно помнят фильм "Город мастеров", где Ясулович не только снялся в эпизоде, но его голосом говорит главный герой картины Караколь. Его голос существенно повлиял на успех таких картин, как "За спичками", "Знахарь", "Гостья из будущего", "Десять негритят" и других фильмов. Особо хочу отметить его отличную работу, когда он озвучивал Майкла Саразина, игравшего Роберта в "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" Сиднея Поллака, Мюррея Абрахама, сыгравшего Сальери в незабываемой картине "Амадей" великого Милоша Формана и, наконец, голосом Ясуловича говорил всеобщий любимец Пьер Ришар в фильмах "Укол зонтиком" и "Беглецы".

Конечно же, нельзя не отметить, что чарующий голос мушкетера Арамиса в "Трех мушкетерах" и в его сиквелах также принадлежит Игорю Ясуловичу. Игорь Старыгин, безусловно, прекрасно сыграл роль обаятельного сердцееда и мушкетера, но и голос Ясуловича также помог картине завоевать всеобщую любовь.

© Sputnik / Sergey Pyatakov
Актер Игорь Ясулович на юбилейном вечере, посвященном 30-летию Гильдии актеров кино России, в Центральном доме кинематографистов

Игорь Ясулович - характерный актер, органично проявляющий себя и в бытовой драме, и в психологическом детективе, и в жанре комедии. Он может блестяще преподнести любую, даже малюсенькую роль. Это ли не признак высокого мастерства!

Игорь Ясулович называет себя "фруктом позднего созревания", несколько иронично относясь к своему относительно позднему актерскому признанию. Ясулович - один из последних представителей старой школы актеров: он достигал своего актерского величия долго, упорно идя к намеченной цели и беззаветно служа искусству. Большое спасибо ему за это от благодарных зрителей, и пожелаем Игорю Николаевичу в день его юбилея крепкого здоровья и новых блистательных ролей.

Читайте также:

336
Теги:
актер, юбилей
Эксперт по образованию Кямран Асадов

Эксперт объяснил, почему в школах необходимо внедрить урок карьерного планирования

18
(обновлено 16:46 23.09.2021)
Многие родители ошибочно считают, что будущий успех их детей зависит только от высшего образования, полагает эксперт Кямран Асадов.
Асадов: люди не выбирают правильную профессию

К сожалению, всего 42% выпускников работают по своей специальности, сказал Sputnik Азербайджан эксперт в сфере образования Кямран Асадов.

"Это означает, что качество наших специалистов ниже 50 процентов. Выпускники вузов не работают по специальности. Основная причина этого в том, что эти люди не выбирают правильную профессию. Такие люди получают необходимый проходной балл для поступления в вуз и выбирают специальность для обучения на любом уровне. Для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ необходимо организовывать встречи с успешными людьми определенных профессий. Также необходимо внедрить уроки карьерного планирования для школьников. Многие родители ошибочно считают, что будущий успех их детей зависит только от высшего образования. Есть очень много специальностей, которые не требуют высшего образования",- отметил Асадов.

Эксперт подчеркнул, что в этот список входят специалисты индустрии красоты, мастера по ремонту автомобилей и другие. Специалисты таких профессий не редко зарабатывают больше чем те, кто получал высшее образование.

Подробный комментарий эксперта слушайте в аудиофайле.

18

Единственный в мире: как азербайджанец создает шедевры скальпелем

0
(обновлено 12:21 24.09.2021)
,
Ученый, поэт и художник Гусейн Миртагави, наверное, единственный в мире автор, пишущий свои картины скальпелем на фанере. О своем необычном способе создавать шедевры художник рассказал Sputnik Азербайджан.

Все началось 40 лет назад, когда Гусейн делал наброски и иллюстрации для своих стихов. Первой его работой на фанере было лирическое посвящение любви: юноша и девушка, держащие над головой свои сердца, которые омывает нектар, стекающий на цветок, символизирующий будущего ребенка.

Техника работы художника чем-то напоминает старинный способ ксилографии для выполнения гравюр. Но если в ксилографии на фанерной доске остается выпуклый силуэт, то Гусейн Миртагави сразу пишет на темной фанере, скальпелем снимая краску и высветляя задуманный рисунок. Это искусство требует творческого видения будущей работы и мастерского умения работать острым пером. Одно непродуманное, неосторожное движение отточенным клинком, и картина может быть мгновенно испорчена.

Свои удивительные картины творит в небольшой мастерской на территории Шамахинской астрофизической обсерватории. Он очень надеется, что в ближайшее время найдется место, где он сможет выставить свои работы, чтобы их увидели как можно больше людей. 

0