Экспаты в Баку: Серж Баинвель

© Photo : FacebookФранцуз Серж Баинвель (Serge Bainvel) учился в Париже, жил в Стамбуле, а теперь работает на азербайджанскую государственную компанию
Француз Серж Баинвель (Serge Bainvel) учился в Париже, жил в Стамбуле, а теперь работает на азербайджанскую государственную компанию  - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Француз Серж Баинвель учился в Париже, жил в Стамбуле, а теперь работает на азербайджанскую государственную компанию ОАО «Аграрные закупки и снабжение». Sputnik Style побеседовал с Сержем о причинах переезда в Баку, культурных различиях и планах на ближайшее будущее

Мсье Баинвель — консультант отдела маркетинговых исследований ОАО «Аграрные закупки и снабжение». Он изучает фермерский рынок страны и помогает работникам сельскохозяйственного сектора строить бизнес. По сути, француз продвигает национальную идею о сохранении и развитии мелкого и среднего фермерства, что, в свою очередь, должно остановить массовое переселение фермеров в города. 

Для Сержа это не первая и не единственная работа в Баку. Баинвель связан с Азербайджаном вот уже пять лет, причем не только карьерой. В 2018 году он женился на бакинке Севиндж. 

Супруги Баинвель рассказали Sputnik Style о своей работе, семейной жизни и планах на ближайшее будущее.

© Photo : FacebookСерж Баинвель со своей женой Севиндж
Экспаты в Баку: Серж Баинвель - Sputnik Азербайджан
Серж Баинвель со своей женой Севиндж

Серж, чем вы занимались, когда впервые приехали в Баку?

Серж: Пять лет назад меня пригласили работать менеджером в международную компанию BG Cleaning Systems. В 2015 году, когда начались определенные проблемы в экономике страны и компания прекратила свое существование, я остался без работы и серьезно задумался о том, чтобы вернуться во Францию, потому что не видел для себя здесь перспективы. Но именно тогда я встретил свою будущую жену Севиндж.

И вы остались?

Серж: Нет. Я предложил ей поехать со мной во Францию, чтобы узнать друг друга получше.

Севиндж, и вы, бросив все, отправились вслед за любимым?

Севиндж: Не совсем. Когда мы познакомились с Сержем, я строила планы поучиться за границей. Хотела окончить магистратуру по своей специальности в Германии, я налоговый консультант. Но, встретив Сержа, решила: «Почему бы не отучиться во Франции?»

Но во Франции вы жить не остались. Почему?

Севиндж: Во-первых, мы тогда еще не были женаты. Я находилась во Франции по студенческой визе и не имела права работать. Кроме того, я изучала английский, а французский знала на довольно посредственном уровне. Да и, честно говоря, я всегда хотела, отучившись за границей, вернуться обратно в Баку, никогда не было желания покинуть страну и остаться за рубежом навсегда. Через год французской жизни я уже очень хотела домой, хотя бы на месяц-два. Но когда приехала, мне почти сразу предложили работу. Я согласилась и осталась, а Серж решил приехать ко мне.

Можно сказать, что из-за вас он вернулся во второй раз?

Севиндж: Да, это так. И здесь он себя нашел: ему интересно, комфортно, ему нравится то, что он делает, и пока ему не хочется возвращаться обратно. 

Серж: Франция — прекрасная страна, богатая своей культурой, архитектурой, природой. Но жизнь там очень дорогая. Все мои парижские друзья уже не живут в столице, переезжают в другие города из-за дороговизны. Вот почему я поехал за границу. Я работал в Турции, Швеции и Азербайджане. А остался в Азербайджане, потому что моя жена — азербайджанка. Я стал изучать регионы, выезжать за пределы Баку, и теперь я знаю столько прекрасных мест, сколько не каждый местный знает. При этом я не трачу много денег, у меня хорошая жизнь здесь. Даже во Франции есть такая поговорка: «Жить как паша». У меня красивая, умная жена, у нас прекрасная квартира в центре города. Для меня жизнь очень удобна и комфортна. Конечно, каждые полгода я бываю в Париже. 

Не знаю, что произойдет в будущем. Может быть, мы вернемся во Францию или будем жить в какой-то другой стране. Но мне кажется, культура, еда и природа Азербайджана просто великолепны, а люди — по-настоящему гостеприимны и радушны.

Серж, ваша нынешняя должность — консультант. В каких вопросах и кого вы консультируете?

Серж: Азербайджанских фермеров. Моя работа нацелена на развитие агротуризма в стране. Я провожу ревизию на частных фермах и рассказываю, как улучшить их работу, как модернизировать, как использовать ферму в качестве туристического объекта. Сейчас мы работаем в таких регионах, как Губа, Шеки, Габала, в Шамахинском и Балакенском районах, в Закаталах. Если компания в целом занимается реализацией фермерской продукции (сейчас мы сотрудничаем с 50 хозяйствами), то моя задача — рассказать и показать, как из фермы или ее части сделать гостевой дом или кафе и быть готовыми принять как местных, так и иностранных туристов. У компании Agro Procurement and Supply в планах на ближайшие два года — увеличить в десять раз количество фермерских хозяйств для постоянного сотрудничества.

© Photo : Facebook«Я работал в Турции, Швеции и Азербайджане. А остался в Азербайджане, потому что моя жена — азербайджанка»
Экспаты в Баку: Серж Баинвель - Sputnik Азербайджан
«Я работал в Турции, Швеции и Азербайджане. А остался в Азербайджане, потому что моя жена — азербайджанка»

Почему, как вам кажется, компании понадобились именно ваши услуги в качестве консультанта?

Серж: Во-первых, я архитектор, дизайнер. Я советую фермерам, как решить вопрос организации пространства, как оформить экстерьер и интерьер. Во-вторых, я продвинутый турист, много путешествовал и путешествую. Я точно знаю, что хорошо, а что плохо для европейского туриста. И я советую не только, что стоит сделать, но и чего делать не следует. Это очень важно. Сейчас азербайджанскому туризму нужно выбрать правильное направление развития. И главное, я живу здесь, моя жена — азербайджанка. Мне доверяют больше, чем кому бы то ни было.

И что же необходимо предпринять для привлечения туристов в регионы?

Серж: Для начала — элементарно улучшать внешний вид зданий: где-то просто покрасить стены, где-то сделать косметический ремонт. Кроме того, европейскому туристу необходимо движение, поэтому я рассказываю азербайджанским фермерам о том, какие активные развлечения можно предложить потенциальным гостям — от рыбалки до конной прогулки, от дегустации местных вин до кулинарных мастер-классов. Мне кажется, что азербайджанцы сами не понимают, насколько богата их кухня и как много интересных мероприятий можно организовать, выбрав еду «главным блюдом», извините за каламбур. Знаете, я жил в Париже и Стамбуле — в двух городах, где туристу всегда есть что посмотреть, что попробовать и чем заняться. 

Сейчас в Баку туристов ощутимо прибавилось, но необходимо развивать именно регионы. Если сейчас не дать им позитивное развитие, не направить их работу, то есть риск оттока сельского населения в города. То есть главная идея проекта — сохранить фермерство, поднять его активную позицию в регионе. Мы же с вами знаем целые семьи, которые не только уезжают из деревни в большие города Азербайджана, но и вовсе эмигрируют в Россию, думая, что там будет лучше. Я в этом не уверен. Просто в азербайджанской ментальности нет уверенности, что можно работать на самого себя. И моя цель — эту уверенность в азербайджанцах воспитать.

Севиндж: Наши люди не могут найти работу, думая, что могут работать только на кого-то. Серж показывает и рассказывает, что необязательно ехать в Россию и торговать на базаре, бизнес можно придумать и организовать здесь: например, открыть маленький ресторанчик, арендовать небольшую лавочку, пригласить к себе людей и зарабатывать на этом деньги.

Серж: Меня очень удивляли такие ситуации. Например, заезжаешь ты гостем на ферму, и тебя тут же начинают угощать. А надо, чтобы платили (смеется). Европейцы привыкли платить. Этому я тоже пытаюсь научить азербайджанских фермеров — брать деньги за свои услуги (улыбается).

Каковы особенности работы с азербайджанцами?

Серж: О, я должен быть дипломатичен, отвечая на этот вопрос (смеется). У нас с вами разное представление о работе. Например, я спрашиваю человека: «Можешь ли ты мне помочь с этим делом?» Получаю от него однозначный ответ: «Без проблем». Но дальше ничего не происходит, потому что, оказывается, человек не умеет, не знает и поэтому не может мне помочь с моим делом, однако его воспитание не позволяет ему сказать простое «нет». Или спрашиваю: «Можешь прийти завтра?» В ответ ни да, ни нет, а «Инша Аллах!» («Дай Бог!»). И вот непонятно, ждать его завтра или как? Особенность работы с азербайджанцами — это терпение. Надо быть очень терпеливым, чтобы сработаться. И еще один странный момент. Мне азербайджанцы доверяют больше, чем своим. Вот мы искали квартиру, и агентам звонила Севиндж. Так ей не хотели сдавать квартиру, пока она не сказала, что ее муж француз. Почему так?! Ок, я хороший человек. Но моя жена тоже (смеется)!  

Если говорить о каких-то проблемах, то, конечно, меня волнует отношение местных к природе. Азербайджан — очень красивая страна, здесь столько потрясающих мест. Но азербайджанцы обращаются с окружающей средой, как французы 50 лет назад: бесцеремонно используют ее и загрязняют. Вот странно: если я зайду в дом к азербайджанцу и не сниму обувь, это будет неэтично, но выкинуть обертку от конфеты в море не проблема. Надеюсь, эта ситуация изменится быстрее, чем через 50 лет.

Местным кажется, что иностранцу здесь легче зарабатывать и жить. Это, по-вашему, иллюзия?

Серж: Лично для меня здесь действительно гораздо легче найти работу, чем даже во Франции. Но я не показательный пример, потому что я независимый работник. Я работаю на Agro Procurement and Supply как наемный сотрудник. Кроме того, я продолжаю удаленно работать на французское архитектурное бюро в качестве дизайнера. И наконец, я организовал тут с одним азербайджанцем совместное предприятие — коммуникационное агентство, которое занимается досугом для экспатов. Мы организовываем мастер-классы, дегустации, экскурсии, а также помогаем в решении каких-то бытовых проблем: поиск жилья, клининговые услуги и т.д.

Серж, у вас азербайджанская жена. Как отражаются на вашем браке национальность Севиндж и традиции, в которых она воспитана?

Серж: Если во французской паре возникают проблемы, она распадается — люди просто расходятся. Поэтому и женятся французы поздно, и партнеров у них бывает много. А я более консервативен, мне нравится идея традиционного брака. Для меня важно быть рядом с человеком, который разделяет мои взгляды, который смотрит со мной в одну сторону. При этом мне нравится, что моя жена не зависит от меня, она сама развивается, работает. Она не говорит мне: «Дорогой, купи мне вот это!» Она может себе позволить сама купить то, что ей хочется. В этом смысле она не совсем азербайджанка в стереотипном понимании. Она отвечает сама за себя. Многие азербайджанки так относятся к иностранцам: если ты иностранец, ты должен иметь много денег и дать мне свое гражданство. Схема, когда азербайджанский мужчина работает и приносит деньги, содержит семью, а женщина занимается только детьми, не для меня. Мы, например, любим путешествовать. Немногие пары разделяют нашу страсть, потому что сначала они встречались, потом поженились и сразу стали родителями, а с детьми путешествовать сложнее.

© Photo : Facebook«Когда мы с Сержем познакомились, я не думала, что это надолго. Но мне было с ним интересно, уютно и легко. Я поняла, что этому мужчине можно доверять»
Экспаты в Баку: Серж Баинвель - Sputnik Азербайджан
«Когда мы с Сержем познакомились, я не думала, что это надолго. Но мне было с ним интересно, уютно и легко. Я поняла, что этому мужчине можно доверять»

Севиндж, а вы мечтали выйти замуж за иностранца?

Севиндж: Нет, думала, мой муж будет бакинец. Мне всегда казалось самым главным, чтобы люди были из одной культурной среды, чтобы говорили на одном языке. Когда мы с Сержем познакомились, я не думала, что это надолго. Мне было с ним интересно, уютно, мы понимали друг друга, и я решила дать нам шанс — будь что будет. Года через два Серж захотел познакомиться с моим папой, и это был знак (смеется). Я поняла, что этому мужчине можно доверять. Азербайджанским мужчинам у меня довериться не получилось. Во-первых, потому что многие из них собственники и ревнивцы, а кроме того, в их системе координат женщине отведена определенная роль: женщина должна быть такой и никакой другой, заниматься тем-то и не делать того-то. И если женщина не соответствует каким-то его ожиданиям, он пытается ее менять. А Серж — не потому, что он француз, а потому, что просто такой человек, — с самого начала принял меня такой, какая я есть, со всеми моими амбициями и мечтами. Например, если мне надо было заниматься и я сидела до пяти утра и зубрила конспекты, он никогда не мешал мне, не попрекал. Он понимал, как мне важно было сдать экзамен или пройти аттестацию. Я могу задержаться на работе до 11 вечера и не услышать ни слова возмущения. Серж всегда был и остается для меня в первую очередь другом.  

Серж, Севиндж, о чем вы мечтаете?

Серж: Купить дом, завести собаку, разбить сад и продолжать много путешествовать. Очень простые у меня мечты.

Севиндж: И у меня те же. Нам нравится район Мардакян и еще Астара, откуда родом мои родители. Там очень красивое, идеальное место для просторной дачи.

© Photo : Facebook«Мечты у меня очень простые — купить дом, завести собаку, разбить сад и продолжать много путешествовать»
Экспаты в Баку: Серж Баинвель - Sputnik Азербайджан
«Мечты у меня очень простые — купить дом, завести собаку, разбить сад и продолжать много путешествовать»
Лента новостей
0