Саят Доссыбаев: не нефтью единой…

© Sputnik / Kemale AliyevaАрт-директор проекта Саят Доссыбаев.
Арт-директор проекта Саят Доссыбаев. - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Имя Саята Доссыбаева на постсоветском пространстве знакомо всем, кто занимается модой. Начав главный проект своей жизни Kazakhstan Fashion Week 17 лет назад, он спустя некоторое время решил не ограничивать свою деятельность рамками только родной страны. И в результате вот уже пять лет Саят Доссыбаев возглавляет также и Azerbaijan Fashion Week, юбилейный 10-й сезон которой пройдет в Баку в ноябре текущего года

Sputnik Style: Как начался ваш путь в мир моды?

Саят: Я учился на факультете дизайна окружающей среды, где мы среди прочего занимались промышленным дизайном. В какой-то момент меня привлек мир моды и аксессуаров. И я решил в качестве дипломной работы сделать костюм по мотивам преданий о Томирис Сакской — царицы, жившей более двух тысяч лет назад на территории нынешнего Казахстана. У меня была подруга, певица и танцовщица, и на нее мы и сшили этот костюм изо льна: чепец, сбруя, конусообразный бюстгальтер, как у Мадонны. (Смеется.) А на защиту диплома мы принесли магнитофон, включили музыку, и она начала танцевать перед приемной комиссией. Экзаменаторы, конечно же, никогда ничего подобного не видели, ведь они привыкли к малым формам: портреты, живопись и тому подобное — а тут такое! Нужно ли говорить, что защита прошла на ура? (Смеется.)

С этого момента я еще больше проникся миром моды и захотел организовать собственный показ: приобрел какие-то ткани, пригласил друзей и подруг в качестве моделей. Одна была ростом 150 см, другая — 190 см, они совершенно не соответствовали стандартам 90-60-90: одни были худенькими, другие — наоборот, то есть это была мода для всех. Чувствуете связь с бодипозитивом и модной толерантностью, которая стала сейчас очень актуальной темой? (Смеется.)

На мой показ пришла журналистка с казахстанского телевидения, которое в этот момент как раз заполняло сетку вещания новыми программами. Она предложила мне создать собственную передачу, посвященную моде, так как не видела никаких других возможных кандидатур на эту позицию. Я и подумал: почему бы ради эксперимента не попробовать себя в новом деле?

Мне выделили режиссера, телеоператора, и мы начали работу. Это был такой период, когда еще не было мощных современных телемонтажных, компьютерной графики, которая сейчас используется повсеместно. Сейчас это так смешно вспоминать. Эффект движущегося названия нашей программы «Эксклюзив-мода» в заставке мы делали следующим образом: сначала логотип нарисовал художник, который создавал все шрифты и графику на этом телеканале (никаких компьютеров не было и в помине), а затем мы помещали название на бумагу, которую передвигали перед камерой, и проявлялась надпись. (Смеется.)

Программа очень быстро завоевала своего зрителя, потому что ничего подобного на телевидении Казахстана просто не было. Телеканал был подписан на несколько мировых информационных агентств, и они очень удивились, когда от нас стали приходить запросы на видео с показов ведущих домов моды того времени.

Это были 1993–94 годы — эпоха Джанфранко Ферре, Юбера де Живанши и Пако Рабана, ведь в то время господствовал haute couture... Маккуин еще учился в Сент-Мартинс, Гальяно еще не покорил мир своими эпатажными нарядами, не начала свою работу антверпенская шестерка... Все это было позднее. Я помню, что даже застал Карла Лагерфельда в те времена, когда он еще был полным — размера 52–54-го, с неизменным бокалом колы и веером на показах.

© Photo : Адыль ЮсифовСаят Доссыбаев с атташе французского посольства по культурным вопросам Йоаном Шриттером и его супругой Верой Шриттер-Костенко
Саят Доссыбаев: не нефтью единой… - Sputnik Азербайджан
Саят Доссыбаев с атташе французского посольства по культурным вопросам Йоаном Шриттером и его супругой Верой Шриттер-Костенко

Sputnik Style: Когда вы впервые самостоятельно оказались на Неделе моды?

Саят: В 95-м или 96-м в Казахстан прибыла католическая миссия, которая открывала свои церкви. Возглавлял ее импозантный Дон Франческо. Он основал школу итальянского языка, и мы все, я в том числе, начали ходить туда учить итальянский. Как-то я попросил его привезти модные журналы из Италии. Он привез. Среди прочих был журнал Donna, в котором мне попался на глаза рекламный имидж модной выставки Moda Milano, и я сказал, что хочу попасть на это мероприятие. Сказал и забыл. Каково же было мое удивление, когда через пару занятий Дон Франческо сообщил мне, что я еду в Италию и надо поскорее собрать чемоданы.

Таким образом, моим первым европейским городом стал не Париж, о котором я всегда мечтал, а Милан. Мы прилетаем с нашей VHS-камерой (смеется), и нас встречает супруг ныне покойной Лауры Биаджотти, который на тот момент возглавлял итальянскую Палату моды. Помню, что мы зашли на стенд бренда Roberto Cavalli. Там сам Роберто со своей супругой Евой впервые представляли тогда джинсы с принтами и вышивками, а байеры восприняли эти модели в штыки, посчитав их чересчур аляповатыми. Но, как показало время, этот продукт все же нашел своего покупателя.

Там же мы впервые попали на показы: новая на тот момент линия D&G от Dolce & Gabbana, Laura Biagiotti, Giorgio Armani, Salvatore Ferragamo — все самые лучшие итальянские бренды. И, конечно же, это была эпоха супермоделей. Мы побывали за кулисами, и у нас появилась возможность вживую увидеть Наоми Кэмпбелл, Линду Евангелисту, Надю Ауэрман, Ясмин Гаури, пообщаться с ними… Во времена, когда не было инстаграма и миллионов подписчиков, это были настоящие звезды, аналогов которым на данный момент нет. Сейчас за моделями сохранено лишь право представлять одежду дизайнера, но таких, которые были бы при этом яркими личностями, за каждым шагом которых хотелось бы следить, по моему мнению, больше нет.

Таким был период моего освоения европейской моды. Потом уже возник Париж и конкурс, на который мы привезли нашего казахстанского участника. Затем я сменил канал и команду, работал приглашенным стилистом, журналистом и редактором моды для Cosmopolitan, сотрудничал с L’Officiel и Men’s Health.

Sputnik Style: Как появилась идея создать собственную Неделю моды?

Саят: К тому времени в Казахстане стала появляться собственная прослойка модных дизайнеров — их сначала было буквально три-четыре человека. Я уже достаточно поездил по другим Неделям и всегда обращал внимание на организационные и технические моменты: какой ставится свет, чем покрывается подиум… Брал какие-то образцы облицовочных материалов. Ведь дома моды тогда тратили баснословные суммы на проведение своих показов и не задумывались над съемными конструкциями многоразового использования. Помню, как меня шокировал момент, когда после показа Chanel пришли рабочие, сняли со стены логотип бренда — две огромные буквы C, покрытые лакированной кожей белого цвета, — разорвали, смяли и выбросили. У Etro, к примеру, подиум всегда был покрыт коврами, которые также выбрасывались после показа. До времени, когда начали возникать и высказываться идеи переработки или повторного использования реквизита, было еще далеко. Понятно, что сейчас глобальная экономика диктует свои правила, да и отношение к окружающей среде изменилось.

Таким образом, 17 лет назад, имея в багаже некий неплохой запас «насмотренности», мы решили создать нечто подобное у себя в стране. Изначально проект назывался Almaty Fashion Week. Но спустя пару сезонов, после того как к нам начали приезжать дизайнеры из других городов, мы стали называться Kazakhstan Fashion Week. На тот момент на постсоветском пространстве существовали лишь Russian Fashion Week и Ukrainian Fashion Week. Так что наш проект можно назвать одним из самых первых в регионе.

Несмотря на мировые стандарты, мы проводили Неделю раз в год, а через некоторое время перешли на общемировой режим — дважды в год. В этом году мы провели наш 28-й сезон. И сейчас в первых рядах Kazakhstan Fashion Week сидят даже не дети, а внуки наших первых гостей. А ведь когда-то их бабушки, носившие одежду исключительно мировых известных брендов, даже представить себе не могли, что на показы местных дизайнеров будут приходить в total look от казахстанских кутюрье.

© Photo : Адыль ЮсифовСаят Доссыбаев и азербайджанский дизайнер Эльнара да Бирбуэт
Саят Доссыбаев: не нефтью единой… - Sputnik Азербайджан
Саят Доссыбаев и азербайджанский дизайнер Эльнара да Бирбуэт

Sputnik Style: В какой момент вы решили, что одного Казахстана вам мало и надо проводить аналогичные мероприятия в других странах?

Саят: Все произошло в силу моей неусидчивой натуры и постоянного желания покорять новые вершины, а также из-за любви к путешествиям. Я много ездил по миру и каждый раз анализировал для себя потенциал той или иной страны по отношению к моде. В первый раз я приехал в Баку лет десять назад, когда здесь царила эпоха luxury-бутиков: Saint Laurent, Bottega Veneta и многих других. Баку славился тогда своей привлекательностью с точки зрения шопинга. Но на деле все, конечно, было не так радужно — все было очень дорого, даже по сравнению с Парижем, курс маната к тому же был очень высоким. Огромные деньги вливались в страну, инвестировались в строительство новых зданий и инфраструктуры. Я помню, что начал интересоваться, есть ли здесь в Баку своя Неделя моды? И когда понял, что нет, удачно познакомился с издателями журнала L’Officiel Azerbaijan, которые, как и я, думали о запуске этого проекта.

Мы объединили наши усилия и организовали первый сезон Azerbaijan Fashion Week.

© Photo : Адыль ЮсифовПоказ азербайджанского бренда Meeamee в рамках 9-го сезона AFW
Саят Доссыбаев: не нефтью единой… - Sputnik Азербайджан
Показ азербайджанского бренда Meeamee в рамках 9-го сезона AFW

А в ноябре текущего года мы, дай Бог, уже в десятый раз откроем это самое яркое модное мероприятие страны. И без ложной скромности могу заявить, что именно запуск Azerbaijan Fashion Week дал толчок к появлению большого количества местных дизайнеров. Один из ярких примеров — основание собственного бренда волонтером проекта, который настолько проникся идеями моды, что в рамках девятого сезона, который проводился в мае текущего года, представил свою собственную дебютную коллекцию. Понятно, что и до появления Азербайджанской недели моды в Баку существовали дизайнеры, но они работали в основном для себя и для своей узкой аудитории. А с появлением проекта у них появилось больше клиентов, расширились как коммерческие, так и творческие горизонты. Ведь Азербайджанская неделя моды — это нечто большее, чем просто модные показы дважды в год.

Мы также занимаемся продвижением азербайджанских дизайнеров на международной арене, организовывая их показы на дружественных нам аналогичных мероприятиях в Стамбуле, Лондоне, Париже, Москве и в других городах и странах. Также совместно с Институтом дизайна Италии мы провели конкурс и устроили молодым талантливым местным дизайнерам стажировку в этом учебном заведении. 

Sputnik Style: С какими сложностями вы столкнулись во время проведения Azerbaijan Fashion Week?

Саят: Несмотря на то, что проект существует уже довольно давно, у нас, конечно, до сих пор возникают разные трудности. К сожалению, как в Азербайджане, так и в Казахстане, руководство страны особо не проявляет интерес к моде, хотя она может стать одной из главных отраслей, приносящих государству прибыль. Нет необходимости приводить в пример Италию или Францию, всем известно, насколько экономически выгодны для этих стран их местные fashion-бренды.

Да, конечно, в Азербайджане замечательно развивается туризм, но не стоит забывать, что шопинг — это как раз значимая статья расходов для туристов. Лично я не представляю себя возвращающимся из Европы без каких-либо обновок, приобретенных в тамошних бутиках.

Сейчас Азербайджанская неделя моды может состояться только благодаря спонсорской поддержке, а возможности спонсоров, как известно, ограничены, особенно в условиях мирового экономического кризиса. Поэтому поддержка государственных структур, например министерства легкой промышленности, была бы весьма своевременной и взаимовыгодной по ряду причин. Ведь не нефтью единой богат Азербайджан! Как мне кажется, поддержка местной fashion-сферы, без сомнения, подчеркнет статус развития государства. Ведь появление в Азербайджане местных модных дизайнеров — это не только заполнение культурной среды страны, но и будущие вливания в ВВП государства.

© Photo : Адыль ЮсифовПоказ турецкого дизайнера Güler Baysal в рамках 9-го сезона AFW
Саят Доссыбаев: не нефтью единой… - Sputnik Азербайджан
Показ турецкого дизайнера Güler Baysal в рамках 9-го сезона AFW
Лента новостей
0