Соленое озеро в поселке Говсан

Полезно ли Соленое озеро в Говсане: вопросов больше, чем ответов

5073
(обновлено 10:58 14.08.2017)
Ответственные структуры давно наложили запрет на купание в этом небольшом водоеме, однако люди продолжают сюда стекаться и верят в его чудодейственную силу.

Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан

Про Соленое озеро в поселке Говсан я слышала давно, но ни разу его не видела. Рассказывали, что к нему за исцелением постоянно приезжают сотни людей. Небольшой водоем богат минеральными солями и йодом, и стекаются сюда в основном люди, страдающие кожными заболеваниями. Пользование ваннами, заполненными целебной грязью, обходится в 50 гяпиков на человека.

Соленое озеро в поселке Говсан
© Sputnik / Irade JELIL
Пользование ваннами, заполненными целебной грязью, обходится в 50 гяпиков на человека

Министерство здравоохранения запретило купание в Соленом озере, о чем предупредило Исполнительную власть Сураханского района. Однако это не останавливает желающих лечиться грязями целебного озера, число которых за последнее время не только не уменьшается, а наоборот, растет с каждым днем.

Отметим, что согласно информации Республиканского центра гигиены и эпидемиологии, купание в Соленом озере официально запрещено по причине антропогенного воздействия на йодобромистые воды озера.

Поездка к Соленому озеру

Знаменитый водоем расположен недалеко от въезда в Говсан — надо повернуть направо и пройти немного вглубь поселка, и тогда первым делом перед глазами появляется покосившаяся постройка с надписью "Кафе".

Для того, чтобы пройти к озеру, нужно заплатить 50 гяпиков, но в тот день плату с нас никто не взял. К слову сказать, тут все стоит столько — и чай в кафе, и лежаки, и вход в душевую.

По словам местных жителей, здешняя грязь очень полезна для кожи
© Sputnik / Irade JELIL
По словам местных жителей, здешняя грязь очень полезна для кожи

Разговорившись с работниками различных объектов, расположенных вокруг озера, я узнала, что еще утром сюда приезжали представители Исполнительной власти Сураханского района. Они осмотрели все вокруг и распорядились разрушить все находящиеся вокруг озера объекты. В некоторых местах снос уже начался, правда, это совершенно не волновало посетителей — они продолжали принимать свои грязевые ванны.

Как рассказали местные жители, в цехе нефтеочистительного завода недалеко от Соленого озера с 1993 года поселилось около 40 вынужденные переселенцев из Зангилана, Физули и Губадлы. В то время они построили тут кафе, душевые и другие объекты, и таким образом начали зарабатывать на жизнь.

К озеру в основном приходят пожилые люди, при этом много приезжих — в основном из России, в том числе и проживающие там наши соотечественники.

Повсюду стоят ванны, заполненные целебной грязью, пользование которой обходится во все те же 50 гяпиков на человека, правда, иногда за эту сумму грязевые ванны принимает вся семья.

Соленое озеро в поселке Говсан
© Sputnik / Irade JELIL
К озеру в основном приходят пожилые люди, при этом много приезжих — преимущественно из России

Один из тех, кто принимал грязевые ванны — Фаиг Омаров — рассказал, что приезжает лечиться к озеру уже давно: "У меня проблемы с кожей. В этом году я был здесь уже пять раз. Сперва принимаю грязевую, потом йодобромную ванну".

Владельцы объектов рассказали также, что строят все сами, но за аренду последние пять лет они платят хозяину этой территории по 2000 манатов за три месяца.

Несмотря на полезные свойства этого озера, очевидно, что запрет министерства здравоохранения не является безосновательным. Помимо бактериологического состава, ситуация вокруг озера тоже ужасная – сплошная антисанитария.

Но работники с этим не согласны. Так, по словам одного из них, Сурхая Оруджова, тысячи людей приезжают к озеру лечиться, и никто до сих пор ни на что не жаловался, в том числе на то, что заразился какой-нибудь инфекцией.

В свою очередь, наш соотечественник из Москвы Вагиф Абдуллаев говорит, что каждый год специально приезжает в Баку, чтобы купаться в Соленом озере – это помогает бороться с кожным заболеванием.

"Было бы лучше организовать работу объектов на высоком уровне. Но сейчас, как видите, сносят даже эти постройки", — сказал Абдуллаев, добавив, что планирует по-прежнему приезжать сюда каждый год на лечение.

Работающие тут люди говорят, что собирать грязь не так-то просто. Они заходят в озеро и собирают ее в ванны. При этом делают это каждое утро — на следующий день грязь не остается, высыхает.

Побочные эффекты лечения
© Карикатура
Побочные эффекты лечения

Владельцы объектов также рассказали, что в скором времени все старые постройки полностью разрушат и на их месте простроят новые, соответствующие всем стандартам.

А пока нелицеприятная картина на Соленом озере не беспокоит ни тех, кто туда приходит "полечиться", ни тех, для кого этот водоем давно является источником доходов.

5073
Теги:
Говсан, Исцеление, Соленое озеро, йод, грязевые ванны

Сотрудник полиции проверяет водителя, фото из архива

Где будут проверять водителей на наличие COVID-паспортов

13
(обновлено 21:11 23.09.2021)
Водители, участвующие в грузо- и пассажироперевозках, обязаны иметь при себе иммунные сертификаты от коронавируса. Ковид-паспорта будут проверять сотрудники полиции.

БАКУ, 23 сен — Sputnik. Проверять водителей на наличие ковид-паспортов будут методом случайного отбора на постах полиции, пояснил начальник отдела по связям с общественностью, майор полиции министерства внутренних дел Эльшад Гаджиев.

Ранее сообщалось, что к 1 октября все водители, участвующие в транспортных грузо- и пассажироперевозках, должны быть привиты обеими дозами вакцины от коронавируса.

Специальные группы нарядов полиции будут останавливать транспорт, чтобы проверить, обладают ли водители ковид-паспортами или иммунными сертификатами. Проверка будет осуществляться на стационарных постах патрулирующими местность сотрудниками государственной дорожной полиции.

Нарушители нового требования будут привлечены к ответственности в соответствии со статьей 211 (нарушение противоэпидемического, санитарно-гигиенического и карантинного режимов) Кодекса об административных правонарушениях АР.

Решением правительства с 1 октября не менее 70% населения должны обзавестись иммунными сертификатами от коронавируса. По данным на 23 сентября, в Азербайджане в процессе вакцинации использовано почти 8,170 миллиона доз вакцин. При этом обеими дозами препарата успели привиться 3,5 миллиона человек.

Читайте также:

13
Теги:
Коронавирус, паспорт, сертификат
Юноша получает дозу вакцины от коронавируса, фото из архива

Министерство образования требует от студентов вакцинироваться

13
(обновлено 21:06 23.09.2021)
Непривитые студенты не смогут попасть в учебные заведения. Учащиеся старше 18 лет без иммунного сертификата не будут допущены к занятиям.

БАКУ, 23 сен — Sputnik. Непривитые студенты старше 18-ти лет не будут допущены в учебные заведения, заявил заведующий отделом науки, высшего и среднего специального образования министерства образования Азербайджана Ниджат Мамедли, отвечая на вопросы журналистов.

Решением Кабинета министров АР с 29 сентября в Азербайджане разрешено возобновить занятия в высших и средних специальных учебных заведениях.

По словам представителя Минобразования, иммунизация студентов обоими дозами вакцин от коронавируса к 1 октября 2021 года означает, что учащиеся не столкнутся с возможными проблемами при пользовании общественным транспортом. Кроме того, по мере вакцинации студенты будут ограждены от угрозы инфицирования.

Отметим, что министерство образования предложило руководству высших учебных заведений сократить время занятий в университетах с 90 до 80 минут либо до 45 минут.

Еще одно разрешение касалось открытия библиотек, актовых залов и бассейнов в соответствии с режимом пандемии. Однако в министерстве запретили заполнять крупные аудитории более чем на 70%.

Читайте также:

 

13
Теги:
Министерство образования АР, студенты, Вакцинация
Посетители смотрят на картины французского художника Пьера Боннара во время пресс-показа выставки коллекции братьев Морозовых в Париже

"Из России с любовью": Ван Гог и Гоген выставляются во Франции

0
(обновлено 21:12 23.09.2021)
В Париже Эммануэль Макрон открыл едва ли не самую значимую экспозицию года: меценат Бернар Арно, пусть и с опозданием на 100 лет, отдает долг Франции в отношении России.

Две сотни шедевров, собранных братьями Морозовыми, выставленные в основанном самым богатым французом фонде Луи Виттона, позволяют оценить подвиг потомков русских крепостных, сумевших благодаря уму, таланту и, что скрывать, колоссальной щедрости создать рынок европейского искусства в том его виде, который мы знаем сегодня. Как картины великих художников оказались в России, изучала колумнист РИА Новости.

Империя семьи Морозовых началась с пяти рублей золотом, которые основатель династии Савва Васильевич, конюх, а потом и ткач-кустарь, обратил трудом и верой в состояние, выкупив и себя, и свою семью из крепостных.

История становления фамилии Морозовых — это история России, в которой яркое, сильное и свободное третье сословие дало старт процветанию российского государства и создало условия для восхождения русского искусства.

"И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…"

Получив отменное образование и отточив вкус, как и умение разбираться в искусстве, братья, уже составившие для себя коллекцию полотен русских мастеров, решают отправиться в Париж.

Друзья Морозовых художники Серов и Коровин их в этом начинании поддерживают. Оказавшись в столице Франции, русские купцы направились, вопреки расхожему тогда представлению, не в театр и не в ресторан, а прямиком к галеристам. Те им показали искусство, которое, как думали местные арт-дилеры, соответствует русскому духу.

Однако Морозовы, и Михаил (старший), и Иван (младший), назвали продавцам совершенно другие имена. Тех, чьи полотна тогда никто и не думал покупать. Первым был Ван Гог. Вторым — Гоген.

Сами французы легко отвергли и того, и другого: жестокий мир ярости и несправедливости, практически сочившийся кровью в тех же "Красных виноградниках в Арле", жизнь без неба и почти без воздуха в "Прогулке заключенных" предсказывали совершенно иную будущую реальность.

Но об этой новой реальности во Франции слышать никто не хотел. И поэтому революция, которая совершилась в искусстве, для самих французов, привыкших к галантной и гладкой живописи, прошла абсолютно в тот момент незамеченной.

Но эту боль, это страдание, это бесконечное желание вырваться на волю почувствовали потомки русского крепостного крестьянина. Морозовы сумели это ощутить потому, что воспитаны были в русской культуре, а она — в противоположность и французской и, если шире, европейской культуре — предполагает жертвенность и страдания: без них смысл жизни постичь невозможно.

Как из кровавого ада сопротивления ордынскому нашествию родилась "Троица" Рублева, так, пусть и с меньшими жертвами, грядущий слом прежнего порядка и Ван Гог, и Гоген, и Сезанн, и Матисс, и Пикассо ощутили и показали раньше других.

Российские рубли за французские шедевры

Собрание составлялось по-купечески основательно, когда нужное полотно выбиралось часами, а оплачивалось по-купечески же щедро. "Русский, который не торгуется" — так Ивана Морозова прозвали в Париже.

Именно он, Иван Абрамович, подхватив эстафету от скоропостижно скончавшегося брата Михаила, создал рынок, где цена на полотна Ван Гога взлетела от нескольких десятков франков до многих десятков тысяч франков, где Сезанн стал знаменитым (и покупаемым) художником благодаря тому, что Морозов, не скупясь, приобретал его пейзажи и натюрморты.

Семнадцать тысяч рублей — траты только одного дня, который Морозов как-то провел в парижской галерее. Ни один богатый европеец на такой размах способен не был, и речь шла не столько о размере состояния, сколько об умении разглядеть будущее искусства и, что еще важнее, оценить щедро — и по-русски, и по-купечески — мощь таланта.

Величие Ван Гога на фоне Триумфальной арки

Реакция на открывшуюся экспозицию во Франции была истинно французской. Описывая масштабы подвижничества Морозовых, пресса подробнейшим образом смакует детали экспроприации собрания после революции, изгнания и эмиграции коллекционера. С видимым удовольствием рассказывает о "разделе коллекции, хранившейся десятилетия под спудом цензуры и диктатуры" и о том, естественно, что "Бернар Арно сумел организовать выставку исключительно благодаря знакомству и личной встрече с Владимиром Путиным".

Любые иные интенции в заранее заученном списке у узколобых камердинеров от журналистики просто отсутствуют, как они отсутствовали у тех, кто полагал живопись Матисса, Гогена или Ван Гога "яркой и пятнистой мазней".

Посредственность видит посредственность издалека — в трех километрах от залов, где развешивали полотна гениев французского искусства, собранных русскими купцами, — рабочие заматывали Триумфальную арку в тряпки линялого сизого цвета. И это событие ровно та же пресса назвала "экспрессией свободы в эпоху постмодерна".

Заматывали не для реставрации, а для перформанса, как принято у прикормленных арт-критиков называть этот тренд: усопший не так давно автор прославился тем, что тратил много чужих денег, а еще больше — ткани из полиэстера, чтобы задрапировать известные здания или монументы.

Не создать свое, а прикрыть кем-то другим созданное, при этом громко сказав: "Я так вижу!". Более яркую антитезу неудержимому русскому коллекционеру, оказавшемуся способным предъявить городу и миру таланты французских художников, чем стыдливо закутанный в ношеное символ славы Франции, придумать невозможно.

В Париже Россия вновь утвердила величие истинных и неоспоримых вершин европейской живописи, ну а Триумфальная арка и жители столицы Франции, ходящие мимо, сдались, как обычно, на милость крикливых дельцов от псевдоискусства.

0
Теги:
Россия, Франция, Выставка