Высокий жанр: чем запомнилась Неделя Haute Couture

© AFP 2023 / THOMAS SAMSONМодель во время показа коллекции Guo Pei Haute Couture осень-зима-2019-2020
Модель во время показа коллекции Guo Pei Haute Couture осень-зима-2019-2020 - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Несколько дней назад в Париже отгремел смотр Haute Couture. В рамках прошедшей Недели моды ведущие модные дома представили уникальные наряды, созданные в единичном экземпляре

Парижская неделя Haute Couture для мира моды — это нечто Самое Главное: как «Оскар» для киноиндустрии или финальный заезд «Формулы-1» для автоконцернов. В течение недели гиганты мировой фэшн-системы демонстрируют ведущим профессионалам и избранным клиентам самые сильные стороны собственной дизайнерской мысли. Наряды от-кутюр вряд ли возможно «выгуливать» в будничной жизни — это не просто модные вещи, но произведения модного искусства.

Что же такое Haute Couture? В дословном переводе с французского языка — «высокое портновское искусство», трасформировавшееся позже в «высокую моду». Первым в истории кутюрье (то есть буквально портным или творцом этой самой высокой моды) считается англичанин Чарльз Фредерик Уорт, открывший свой Дом во французской столице в 1858 году. Именно там, в первом парижском арондисмане (то есть городском округе), он и начал мастерить уникальные штучные платья повышенной, так сказать, затейливости.

© Photo : The Art Archive/ShutterstockЧарльз Фредерик Уорт — французский модельер английского происхождения, один из первых представителей высокой моды
Высокий жанр: чем запомнилась Неделя Haute Couture - Sputnik Азербайджан
Чарльз Фредерик Уорт — французский модельер английского происхождения, один из первых представителей высокой моды

Чуть позже вокруг Уорта сплотилась группа местных модисток-единомышленниц, также стремившихся создавать действительно хитросплетенные вещицы. Все эти люди и сформировали элитную, прямо скажем, лигу звезд кройки и шитья. Она в XX веке и обернулась общностью Недели Haute Couture.

В последний год Второй мировой войны идеологи Недели выработали собственный свод правил для желающих попасть в число участников высокородного предприятия. Итак, бренд, претендующий на участие в кутюрном смотре, должен:

а) иметь собственный модный дом именно в Париже (правда, в последние годы стремящимся в высшие ряды сделали поблажку — позволили заграничным маркам считаться членами-корреспондентами Недели);

б) иметь собственное ателье с как минимум пятнадцатью французскими швеями и двадцатью техническими работниками;

в) представлять не менее 50 образов, созданных в единственном экземпляре дважды в год;

г) производить наряды, у каждого из которых машинных швов должно быть не больше 30 процентов от общего числа ниточных соединений. Все остальное — декор, отделка — обязаны быть выполнены только вручную, желательно по технологиям XIX века.

Обыкновенно для одного кутюрного платья используется около 10 тысяч единиц декора (блесток, бусин, страз), на что, как правило, уходит не менее 300 часов работы. В частности, в прошлом году сотрудницы Дома Giambattista Valli потратили на создание нарядов из тюля и органзы с оборками, напоминающими пышные цветы, более 320 трудочасов.

© Photo : Swan Gallet/WWD/ShutterstockПоказ коллекции Giambattista Valli, Haute Couture, весна-лето-2018
Высокий жанр: чем запомнилась Неделя Haute Couture - Sputnik Азербайджан
Показ коллекции Giambattista Valli, Haute Couture, весна-лето-2018

Это труд мало того что крайне затратный, но еще и весьма замысловатый. Неудивительно, что профессиональных кутюрных вышивальщиц в мире насчитывается не более 2500 человек. У подобных героинь кулирной глади и оверлочного футера есть даже собственное внутрицеховое именование — Les Petite Mains (дословно — «Маленькие руки»).

«Малоручка — звучит достойно! — таким мог бы быть слоган этих дам. И по праву, ведь почти всегда «малоручка» — это представительница потомственного дела жизни и человек самого преданного нрава (вышивальщицы обыкновенно до гроба верны своему ателье, они крайне редко переходят в другой модный дом).

Надо думать, именно поэтому несколько дней назад креативный директор Valentino Пьерпаоло Пиччоли вывел своих мастериц на поклон сразу по окончании показа Haute Couture Fall-Winter 2019/20. Пиччоли отдал дань уважения тихим патриоткам бренда, каждая из которых провела не меньше тысячи часов за работой над вверенным ей образом. Более того, каждый наряд из новой коллекции Valentino получил имя собственное. В честь той вышивальщицы, которая над ним корпела.

© Photo : WWD/ShutterstockПьерпаоло Пиччоли с мастерицами своего ателье на показе Valentino, Haute Couture, осень-зима-2019/20
Высокий жанр: чем запомнилась Неделя Haute Couture - Sputnik Азербайджан
Пьерпаоло Пиччоли с мастерицами своего ателье на показе Valentino, Haute Couture, осень-зима-2019/20

И действительно, без этих скромных модисток не случилось бы никакой магии нового кутюра Valentino. Выдающиеся головные уборы и канареечные  платья, расшитые свалянными нитками со стеклярусом в духе «африканская фантазия, бьющая ключом», «райские» набивные цветы и натуральные перья при плаще с интарсией, романтизм Средневековья в складках драпировки платья с металлическим декором — все эти чудеса были бы невозможны без маленьких рук кудесниц Дома Valentino.

© Photo : Shutterstock/FotodomПоказ коллекции Valentino, Haute Couture осень-зима-2019/20
Высокий жанр: чем запомнилась Неделя Haute Couture - Sputnik Азербайджан
Показ коллекции Valentino, Haute Couture осень-зима-2019/20

Но не только представители Valentinо обрадовали почтенную публику эскападой затейливых образов. Вообще, прошедшая Неделя была какой-то особо напыщенной и/или насыщенной: нарядов с нее, безусловно, хватит на целый год для всех этих ваших «Оскаров» и Met Galа, а также для особо торжественных выходов и чрезвычайно значительных свадеб (надо знать, что почти каждый дизайнер представил свой вариант подвенечного платья, ведь белый наряд невесты — это, по традиции, финальная точка практически любого показа Haute Couture).

Кстати, о счастье свадебных сюжетов. Клэр Уэйт Келлер — девушка, которую все далекие от мира моды люди запомнили как «автора подвенечного платья Меган Маркл», в очередной раз продемонстрировала, что наряд новоявленной герцогини Сассекской — это еще только цветочки. Дом Givenchy, где подвизается на должности главного дизайнера Келлер, дал на Неделе такого драматизма, что первый зрительский ряд на показе марки беспрерывно охал. Восхищенные возгласы раздавались при демонстрации идеального кроя и лаконичной геометрии форм, а также по поводу простых цветовых решений Givenchy — черно-белых, бежевых, пыльно-розовых и даже изумрудно-зеленых. Все эти радости были сплетены и сконструированы в виде платьев действительно замечательно. 

© Photo : Shutterstock/FotodomПоказ коллекции Givenchy, Haute Couture, осень-зима-2019/20
Высокий жанр: чем запомнилась Неделя Haute Couture - Sputnik Азербайджан
Показ коллекции Givenchy, Haute Couture, осень-зима-2019/20

Говоря о конструкциях и таланте работать с кроем, сложно не вспомнить главную мастерицу этого дела Ирис ван Херпен. Идеи Ирис — это уже не совсем фэшн, но почти архитектура. Например, в этом году работать над коллекцией Iris van Herpen привлекли американского кинетического скульптора Энтони Хоу, совместно с которым было создано платье с двигающимися «ангельскими» крыльями. Наряды Ирис выглядели так, будто бы это какие-то голограммы: за счет специально наложенных «скелетных» образов, созданных на 3D-принтерах, вещи были объемными и движущимися.

© AFP 2023 / THOMAS SAMSONПоказ коллекции Iris van Herpen, Haute Couture, осень-зима-2019/20
Высокий жанр: чем запомнилась Неделя Haute Couture - Sputnik Азербайджан
Показ коллекции Iris van Herpen, Haute Couture, осень-зима-2019/20

Ангельскую тематику поддержали и другие модные дома. Увеличенные плечи, напоминающие крылья, летящие ткани — все это можно было обнаружить и у Azzaro, и у Zuhair Murad. А вот Мария Грация Кьюри (Christian Dior) продемонстрировала залу черного ангела с переливающимися перьями. Хотя, возможно, то был не ангел, а древнегреческая кариатида? Sputnik Style так и не решил для себя этот вопрос… В своей работе Кьюри (на днях, между прочим, награжденная орденом Почетного легиона за особые заслуги перед французским государством) обратилась к работе писателя Бернарда Рудофски «Are Clothes Modern?» и попыталась при помощи своих платьев ответить на вопрос «Что первично — красота или комфорт?». Как это? Непонятно, но давайте поверим орденоносной кудеснице на слово.

© Photo : Shutterstock/FotodomПоказ моделей из коллекций Azzaro, Zahair Muraid и Christian Dior, Haute Couture, осень-зима-2019/20
Высокий жанр: чем запомнилась Неделя Haute Couture - Sputnik Азербайджан
Показ моделей из коллекций Azzaro, Zahair Muraid и Christian Dior, Haute Couture, осень-зима-2019/20

Другая интеллектуалка, Виржини Виар (назвавшая себя «книжным червем» в недавнем интервью New York Times), вообще провела показ подведомственной ей Chanel в декорациях книжного магазина — именно таким библиофильским образом Виар переустроила залы роскошного дворца Гран-Пале. Свою дебютную коллекцию наследница Карла Лагерфельда посвятила женщинам, «стремящимся к культуре, поэзии и романам», и решила придерживаться классической эстетики Дома: узкие пальто, длинные платья с перьями в стиле ар-деко, куртки с эффектными воротниками, мини-платья. Однако за всеми кодами, которые разработали сама Коко Шанель и кайзер Карл, виден уже и собственный почерк Виар: классический парижский шик Chanel с ее подачи стал чуть более мягким и женственным.

© Photo : Shutterstock/FotodomПоказ коллекции Chanel, Haute Couture, осень-зима-2019/20
Высокий жанр: чем запомнилась Неделя Haute Couture - Sputnik Азербайджан
Показ коллекции Chanel, Haute Couture, осень-зима-2019/20

Дань уважения Карлу отдала и экс-напарница покойного кутюрье (уже по дому Fendi) Сильвия Вентурини-Фенди. Ее коллекция состояла из 54 образов — равноценно количеству лет, которые провел в модном доме Карл Лагерфельд. Ее кутюрное собрание отсылало к архивным нарядам 1970-х, но также было преисполнено и древнеримских мотивов (да и сам показ прошел у храма Венеры Прародительницы на вершине горы на фоне Колизея в Риме, вне основной Недели моды). Меха, мозаичные узоры, расшитая парча и сдержанность форм — вот главные составные модного чуда, которое показала нам Вентурини-Фенди.

© Photo : FendiПоказ коллекции Fendi, Haute Couture, осень-зима-2019/20
Высокий жанр: чем запомнилась Неделя Haute Couture - Sputnik Азербайджан
Показ коллекции Fendi, Haute Couture, осень-зима-2019/20

Ну и заканчивая перечислять главных «хитмейкеров» Недели, никак нельзя пропустить парочку Dolce & Gabbana, чей показ прошел сразу после парижской Нaute Сouture. Он также состоялся в Италии — и тоже у храма, а точнее, прямо в нем. В случае Доменико Дольче и Стефано Габбаны местом модного действа стала молельня древней богини Конкордии в городке Агридженто. Шоу в трех актах было объединено античной темой. Дизайнеры готовили это мероприятие несколько лет, ведь им пришлось восстанавливать разрушенный храмовый комплекс и засыпать его залы тоннами мелкого песка — все ради того, чтобы не пострадали древние полы зданий. Итог — 125 образов коллекции!

«Кутюр — это моя мечта. Именно работа над подобными коллекциями возвращает мне силы и помогает пережить следующие шесть месяцев тяжелой работы. Я счастлив окунуться в эту магию», — признался дизайнер Доменико Дольче.

Редакция присоединяется к мастеру: мы на все сто согласны, что кутюр — это и есть подлинное волшебство, магия длительного процесса, кропотливого труда и развития редкого дара — сотворения красоты великолепных предметов.

© Photo : Dolce & GabbanaПоказ коллекции Dolce & Gabbana, Haute Couture, осень-зима-2019/20
Высокий жанр: чем запомнилась Неделя Haute Couture - Sputnik Азербайджан
Показ коллекции Dolce & Gabbana, Haute Couture, осень-зима-2019/20
Лента новостей
0