Горный пейзаж в населенном пункте Кельбаджар в Нагорном Карабахе, фото из архива

Главные политические события в Азербайджане: что произошло за неделю

682
(обновлено 20:40 05.06.2021)
Ситуация на границе Азербайджана и Армении не сходит с повестки дня почти месяц. Но на этой неделе к этой теме добавилась трагедия с азербайджанскими журналистами в Карабахе, а также закрытые московские переговоры.

В Азербайджане за минувшую неделю произошло немало важных для страны событий. Ключевым из них по-прежнему остается ситуация на границе и в целом в регионе.

На границе неспокойно

На границе Азербайджана и Армении по-прежнему происходят столкновения, пусть и не такие серьезные, как некоторое время назад.

В частности, 1 июня 40 армянских военнослужащих проникли на территорию Азербайджана. Но это продлилось недолго – азербайджанские военные вынудили их отойти на исходные позиции. Оружие в этот раз ни одной из сторон не применялось. Ереван, как обычно, все опроверг.

Затем Минобороны Армении 2 июня сообщило о потасовке между азербайджанскими и армянскими военными, в ходе которой последние получили легкие телесные повреждения. Оружие также не применялось.

Кроме этого, на этой неделе азербайджанские военные перехватили беспилотник "Грифон-12", принадлежащий вооруженным силам Армении. Здесь Ереван промолчал.

Баку от своей позиции не отступает и убежден, что ситуация на границе должна решаться путем переговоров. Власти Азербайджана всецело поддерживают предложение Москвы о создании трехсторонней комиссии по делимитации и демаркации и призывают Ереван отказаться от провокаций.

В МИД Азербайджана уверены, только на основе этого можно нормализовать межгосударственные отношения, начать делимитацию и демаркацию и, наконец, заложить прочную основу для мирного сосуществования. Но происходить это должно с соблюдением территориальной целостности.

В Карабахе гибнут люди

Несмотря на завершившуюся войну, в Карабахе продолжают гибнуть люди. Причем, как военнослужащие, так и мирные граждане. Чаще всего в результате подрыва на минах.

Так, 4 июня автомобиль с представителями СМИ подорвался на противотанковой мине в Кельбаджарском районе Азербайджана.

Погибли сотрудники AzTV и АЗЕРТАДЖ, а также зампредставителя главы Исполнительной власти села Сусузлуг, где и произошел трагический инцидент. Еще четверо человек госпитализированы.

Многие сразу же задались вопросом – почему журналистов отправили на неочищенную от мин территорию?

Тут надо понимать, что не все так однозначно. Ведь, как рассказывал прежде представитель ANAMA Рамиль Азизов, "ВС Армении на территории Суговушана устанавливали в основном пластиковые мины, которые трудно обнаружить". Возможно, эти же мины были установлены и в Кельбаджаре.

Несколькими часами ранее Азербайджан направил в Европейский суд по правам человека еще одну межгосударственную жалобу, связанную с отказом Армении предоставить карты минных полей. Баку вновь призывал Ереван соблюдать взятые на себя обязательства, а ЕСПЧ — вмешаться в сложившуюся ситуацию.

Полномочный представитель АР в ЕСПЧ Чингиз Аскеров заявил, что отказ Армении предоставить карты минных полей не имеет стратегических, правовых или моральных оснований.

"Действия Армении ставят под угрозу жизни не только азербайджанцев, но армян, проживающих в Карабахе", - подчеркнул Аскеров.

Рабочая группа по Карабаху зашла в тупик

Исполняющий обязанности вице-премьера Армении Мгер Григорян 1 июня заявил о том, что трехсторонняя рабочая группа по Карабаху, отвечающая за транспортную разблокировку региона, приостановила свою работу из-за напряженности на границе.

"Контакты с азербайджанской стороной на этой площадке прервались после последнего инцидента на границе", - сообщил он.

Опасения по поводу дальнейшей деятельности рабочей группы на минувшей неделе высказывал вице-премьер России Алексей Оверчук, объявив о том, что сроки проведения следующей встречи трехсторонней рабочей группы зависят от Баку и Еревана. Он выразил надежду на то, что здравый смысл, который прежде демонстрировали стороны, возобладает, и удастся создать возможности для железнодорожного и автомобильного движения как между двумя государствами, так и между Россией и Арменией через территорию Азербайджана.

Пока, судя по всему, этого не произошло. На данный момент рабочая группа, в которую входят вице-премьеры России, Азербайджана и Армении, провела всего четыре встречи: последняя состоялась три месяца назад - 1 марта в онлайн-формате.

Баку ответил Парижу

Президент Франции Эммануэль Макрон 1 июня на встрече с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном заявил, что Париж будет содействовать восстановлению мира и развитию диалога между Баку и Ереваном.

"Франция, в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, вместе с Россией и США намерена сделать все, чтобы добиться деэскалации и восстановления диалога, в том числе прямого, между сторонами", - сказал французский лидер.

При этом Макрон считает, что в связи с недавними событиями на армяно-азербайджанской границе, ее делимитация должна осуществляться только путем переговоров и без применения силы.

"Стороны должны вернуться на позиции, которые они занимали по состоянию на 11 мая", - заявил президент Франции.

В Баку на выпад Парижа отреагировали и напомнили, что прекращение огня в Карабахе обеспечивается на основе трехстороннего заявления, подписанного лидерами Азербайджана, Армении и России. А миссию по его обеспечению выполняют российские миротворцы. Что же до роли Франции в обеспечении мира в регионе, ее Азербайджан пока не видит.

Закрытые московские переговоры

В Москве 2 июня прошли трехсторонние переговоры представителей Азербайджана, России и Армении. На них были обсуждены как пути деэскалации ситуации на армяно-азербайджанской границе, так и вопросы, связанные с шестью пленными армянскими военнослужащими.

Официальный Баку факт московской встречи не подтвердил. Однако в Ереване утверждают, что они были содержательными. Глава аппарата премьер-министра Армении Арсен Торосян заявил, что основной темой переговоров стало "возвращение пленных и уход азербайджанских сил с приграничных территорий Армении".

Что же до демаркации, по словам чиновника, никаких договоренностей с Азербайджаном по этому вопросу нет. "Вопрос демаркации стоит особняком и никак не связан с выводом азербайджанских сил с территории Армении", - отметил Торосян.

Заявление Торосяна противоречит данным газеты "Жоговурд", которая, ссылаясь на источники, уверяла, что для армянской стороны "позитивных сведений по вопросу пленных на переговорах не было".

Как там было на самом деле – неизвестно. Однако на следующий день после московских переговоров командующий российскими миротворцами в Карабахе Рустам Мурадов вылетел в Ереван, а замминистра иностранных дел России – в Баку.

Официально – в столице Азербайджана прошли политические консультации между МИД двух стран. Стороны обменялись мнениями о текущей ситуации в регионе, а также по ряду других вопросов, представляющих взаимный интерес. О чем договорились – не сообщалось.

Заседание по оборонке

Тем временем, в Баку 3-4 июня прошло 13-е заседание Азербайджано-турецкого военного диалога высокого уровня.

В ходе мероприятия были обсуждены нынешнее состояние двустороннего сотрудничества между Азербайджаном и Турцией в области безопасности, в военной, военно-технической, военно-медицинской, военно-образовательной, военно-промышленной и других сферах, а также рассмотрены перспективы развития и основные направления деятельности в военной и оборонной сферах.

Азербайджанскую сторону на заседании представил заместитель министра обороны генерал-лейтенант Керим Велиев, турецкую – второй начальник Генштаба корпусный генерал Сельчук Байрактароглу.

По завершении встречи между министерством обороны АР и Генштабом Турции был подписан итоговый протокол заседания. Очередная встреча подобного формата запланирована в 2022 году в Анкаре.

Азербайджан осудил "вакцинный национализм"

Но если говорить о событиях глобальных, то 31 мая президент Азербайджана Ильхам Алиев на 74-ой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, прошедшей в онлайн-формате, выступил с заявлением, в котором осудил "вакцинный национализм".

Сославшись на международные отчеты, глава государства отметил, что до сегодняшнего дня 82% существующих в мире доз вакцин были приобретены богатыми странами и только 0,3% пришлись на долю малообеспеченных стран.

"Продолжающийся "вакцинный национализм", постепенно углубляющееся неравенство между развитыми и развивающимися странами в доступе к вакцинам вызывают озабоченность", - отметил он, призвав развитые страны и донорские организации оказать поддержку наименее развитым странам.

Читайте также:

682
Теги:
Итоги, политика, Азербайджан

Эбрахим Раиси во время выборов в Иране

Санкционный консерватор Раиси: что нужно знать о фаворите президентских выборов в Иране

74
(обновлено 13:12 18.06.2021)
После утверждения списка кандидатов на пост нового президента Ирана главным претендентом на победу называется имя консерватора Эбрахима Раиси. Кто такой Раиси и что он предлагает иранскому избирателю - разбиралась обозреватель Sputnik Азербайджан Айгюль Тагиева.

Председатель Верховного суда Эбрахим Раиси проголосовал в пятницу на президентских выборах на избирательном участке, расположенном в мечети Эршад в районе Рей на юге Тегерана.

"Я надеюсь, что в результате выборов будет сформировано правительство, которое сможет справиться с проблемами народа", - заявил Раиси и призвал граждан страны принять активное участие в сегодняшнем голосовании.

В пятницу, 18 июня, в Иране проходят президентские выборы, по результатам которых определится новый президент и курс правления страной на ближайшие четыре года. На самом деле в победе самого видного кандидата-консерватора Эбрахима Раиси сомневаются только, наверное, самые заядлые скептики. В пользу его победы говорит не только головокружительная карьера, но и его происхождение – Раиси является представителем "сейидов", утверждающих, что их родословная восходит к пророку Мухаммеду, и это позволяет ему носить черный тюрбан.

Раиси один из тех, кто выберет нового аятоллу

Эбрахим Раиси - ультраконсервативный священнослужитель, хотя и не имеет статуса аятоллы, высшего звания шиитского духовенства. В 2019 году, наряду с избранием на пост главы Судебной власти, ему также была доверена вторая, возможно даже более значимая для теократического Ирана должность - вице-президента Ассамблеи экспертов ИРИ, которая уполномочена выбрать следующего верховного лидера после смерти Али Хаменеи.

Тут необходимо отметить, что Раиси, который также, как и Хаменеи, родом из священного для шиитов города Мешхеда, является фаворитом верховного лидера Ирана, что повышает его шансы на победу.

Успешная борьба с коррупцией

После назначения на пост главы Судебной власти Раиси провел успешную работу – за каких-то три года он сумел добиться внушительных успехов в борьбе с коррупционерами, не забыв при этом запятнать репутацию и некоторых своих политических оппонентов.

Именно борьба с коррупцией и стала основным лозунгом Раиси в предвыборной кампании. "Поскольку я знаю проблемы страны, большинство сегодняшних проблем можно решить. Сегодня борьба с коррупцией и дискриминацией является важным вопросом", - обещал своим избирателям консерватор Раиси с трибун.

Раиси также утверждает, если правительство ИРИ активирует свой регулирующий механизм, это в свою очередь может предотвратить коррупцию, и если кто-то совершит коррупционное преступление, позволит немедленно наказать его.

Кандидат в санкционном списке

В ноябре 2019 года, после вступления на должность главы Судебной власти Ирана, Эбрахим Раиси попал под санкционный список США из-за того, что в 1988 году входил в комитет, издававший смертные приговоры оппозиционерам исламского режима.

Для многих иранцев Раиси до сих пор ассоциируется с кровавой серией политических процессов и казней в 1988 году по окончании ирано-иракской войны. В то время Раиси был судьей в революционном суде Тегерана, подвергал чистке противников Исламской республики. Оппозиция, базирующаяся заграницей, утверждает, что Раиси был причастен к гибели тысяч людей.

Политические взгляды Раиси

Кандидат на пост тринадцатого президента Ирана Эбрахим Раиси является ультраконсерватором, считает исламский шариат (юриспруденцию) основой государства и правительства.

Раиси не поддерживает сближение с Западом и США. Однако, есть вероятность, что при нынешнем курсе Хаменеи все же сможет поменять свое отношение к западной дипломатии. Особенно, учитывая тот факт, что верховный лидер ИРИ не раз выражал поддержку переговорам с Вашингтоном по ядерной сделке.

Эбрахим Раиси уже принимал участие в выборах 2017 года и проиграл тогда действующему президенту Хасану Роухани, получив 38% голосов против 57% голосов в пользу последнего.

Главное проблема - пассивность избирателей

На данный момент самой главной проблемой президентской гонки остается ожидаемая пассивность избирателей. Понимание предопределенности итогов выборов и ограниченный список кандидатов, утвержденный Советом стражей конституции ИРИ, заставило многих иранцев не доверять выборам. Граждане исламской республики, в частности оппозиции, проживающие за границей, призвали бойкотировать выборы. Опасаясь рекордно низкой явки избирателей и последующего обвинения в нелегитимности выборов со стороны оппозиции, верховный лидер Хаменеи решил вмешаться в ситуацию. Он призвал проявить активность на президентских выборах и изменить ситуацию в стране с их помощью, предупредив, что отказ от участия будет означать выполнение работы "врагов ислама".

За день до окончания избирательной кампании двое из семи утверждённых кандидатов объявили о своем решении покинуть президентскую гонку. Так, Алиреза Закани заявил, что отказался от участия в выборах в пользу кандидата Ибрагима Раиси. Реформист Мохсен Мехрализаде также заявил о своем решении покинуть президентскую гонку. Он заявил об этом в письме, направленном в министерство внутренних дел Ирана, не объяснив причины такого своего поступка.

Читайте также:

74
Теги:
выборы, Иран
Президент РФ Владимир Путин и президент США Джо Байден пожимают руки во время встречи в Женеве на вилле Ла Гранж

Многообещающее начало: как изменится мировая политика после встречи Путина и Байдена

28
Даже небольшое "потепление" в отношениях США и России неизбежно ослабит антироссийскую риторику европейских союзников Вашингтона, поэтому позитивный исход саммита выгоден Москве в геополитическом аспекте, считают эксперты.

Встреча президентов России и США прошла накануне в Женеве. Оба лидера остались довольны ее результатами. Но стали ли переговоры шагом к сближению государств и смягчению санкций? Как беседа двух лидеров повлияет на отношения РФ с Европой? Об этом – в материале Sputnik.

Результаты с прицелом на будущее

Прошедшая накануне, 16 июня, беседа Владимира Путина и Джо Байдена в Женеве не привела к революционным переменам в отношениях двух стран, но может положить начало полноценному диалогу. Такую точку зрения разделяют эксперты, принявшие участие в дискуссии по итогам саммита на площадке международного мультимедийного пресс-центра МИА "Россия сегодня".

Важным результатом встречи двух президентов стало подписание совместного заявления, подтверждающего приверженность России и США контролю над стратегическими вооружениями, считает генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов.

"Хотя договор СНВ-3 продлен на пять лет, времени не так много. Очень хотелось бы, чтобы стороны договорились о новой модели контроля над вооружениями", — говорит он.

Немаловажным выглядит и согласие США включить в тематику взаимных консультаций проблему кибербезопасности. Раньше к подобной идее американская сторона относилась негативно, предпочитая бездоказательно обвинять Москву в хакерских атаках, добавляет эксперт.

Определенный оптимизм внушает решение о взаимном возвращении послов в Москву и Вашингтон, продолжает Андрей Кортунов. При этом он замечает, что для восстановления полноценных дипломатических отношений этого недостаточно.

"Послы – это "генералы", но у любых генералов должна быть "армия". Это значит, что нужно все-таки восстанавливать работу посольств в полном объеме, возвращать дипломатов, консульские службы", — подчеркивает специалист.

В российско-американских отношениях накопилось множество проблем, которые не исчезнут после первой же встречи, констатирует директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов.

"Саммит должен дать старт консультациям, переговорам. Если произойдет формирование рабочих групп, если начнутся встречи, а все это будут дополнять телефонные переговоры или очные встречи глав государств, то диалог будет возобновлен. Результат мы увидим в течение ближайших недель", — прогнозирует он.

Не повторить путь Трампа

Женевский саммит невольно сравнивается со встречей Владимира Путина и Дональда Трампа, состоявшейся в Хельсинки в июле 2018-го – почти три года назад, замечает Валерий Гарбузов.

"От переговоров с Трампом у всех тоже было много ожиданий. Некоторые даже называли эту встречу исторической. Разговор был приятный, все улыбались. В итоге все "ушло в песок". Не хотелось бы, чтобы в будущем мы точно так же говорили о саммите в Женеве", — говорит эксперт.

Вместе с тем в пользу Байдена говорит достаточно быстро организованная встреча с Владимиром Путиным, обращает внимание Андрей Кортунов. Предыдущему президенту США – Трампу – потребовалась полтора года на то, чтобы провести свои первые и последние отдельные переговоры с российским лидером.

Еще одно существенное различие заключается в восприятии российско-американских отношений администрациями Байдена и Трампа, добавляет Валерий Гарбузов.

"Нынешнее руководство Белого дома говорит о так называемом "новом" отношении к России – избирательном сотрудничестве. Это очень хорошая зацепка. Стержнем будущего сотрудничества может стать сфера контроля за вооружениями, проблемы стратегической безопасности. В дальнейшем повестку нужно расширять. Декларация двух сторон по итогам встречи – это многообещающее начало", — считает он.

Европа, санкции и Украина

Даже небольшое "потепление" в отношениях США и России неизбежно ослабит антироссийскую риторику европейских союзников Вашингтона, поэтому позитивный исход саммита выгоден Москве в геополитическом аспекте, уверен Валерий Гарбузов.

"Теперь сторонникам сотрудничества с Россией в Брюсселе станет немного легче, потому что ЕС всегда так или иначе оглядывается на Вашингтон. Они учитывают американскую позицию по России. Я полагаю, нашим коллегам из Германии, Италии и Франции будет легче выдвигать новые инициативы, предлагать новые форматы взаимодействия с Москвой, чем это было до встречи в Женеве", — соглашается Андрей Кортунов.

Эксперт не исключает, что переговоры Байдена и Путина помогут восстановить работу Совета Россия – НАТО, прекращенную в апреле 2014 года. Возобновление контактов создало бы дополнительные возможности для укрепления европейской безопасности.

В вопросе западных санкций против России никаких изменений не последует, предполагает программный директор РСМД, доцент МГИМО Иван Тимофеев.

"Никакие американские санкции в ближайшее время не отменятся. К этому нет предпосылок. Ряд санкций зафиксирован в законодательстве США. Байден может только приостановить их, как это произошло в отношении "Северного потока – 2", но не отменить. Смягчения санкций, думаю, тоже не будет. Но и новых драконовских мер ожидать не стоит", — отмечает он.

Впрочем, достичь взаимопонимания по некоторым важным вопросам лидеры двух стран все же не смогли, констатирует Андрей Кортунов. К таким проблемным темам он относит Украину. Взгляды сторон тут сильно расходятся – рассчитывать на единство позиций пока невозможно.

"Оба президента коснулись этой темы, но ни о чем не договорились. Есть общее понимание – надо соблюдать минские соглашения. Проблема в том, что их соблюдение совершенно по-разному интерпретируется Россией и США. Формула была повторена, но каждый остался при своем. Тема Украины поднималась, но прогресса в этом вопросе достигнуть не удалось", — заключает Иван Тимофеев.

Читайте также:

28
Теги:
Джо Байден, Владимир Путин
Тема:
Саммит Россия-США
Офисы Евросоюза в Брюсселе, фото из архива

На словах давить, на деле сотрудничать "новая" стратегия ЕС в отношении России

6
(обновлено 19:32 18.06.2021)
Народная пословица гласит, что всё новое является хорошо забытым старым. Это правило неприменимо к тому, что представлено, как новая стратегия ЕС по отношению к России.

Ростислав Ищенко, международный обозреватель – для Sputnik

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности (с изрядной долей условности его называют министром иностранных дел ЕС или главой европейской дипломатии) Жозеп Боррель обнародовал доклад, который 24-25 июня будет рассмотрен в Брюсселе на саммите Евросоюза. В нем он огласил три принципа, на которых будет строиться "новая" стратегия ЕС в отношении России.

Слово "новая" я неслучайно взял в кавычки. В данном случае говорить о "новизне" могла бы спящая красавица, благополучно проспавшая последние полвека и вчера неожиданно проснувшаяся.

"Давать отпор, сковывать, взаимодействовать", - ровно то же самое, что ЕС делал на российском направлении как минимум последние двадцать пять лет. Причём даже смысловая нагрузка этих терминов не изменилась. В интерпретации Борреля "давать отпор" - означает вмешательство во внутренние дела России под предлогом защиты прав человека, принципов демократии и международного права. "Сковывание" определяется как защита информационного пространства Евросоюза от попыток России донести свой взгляд на актуальные проблемы современности. "Взаимодействие" же означает координацию усилий с Москвой в тех областях, в которых ЕС не может достичь желаемого успеха без российской поддержки.

По советским лекалам?

Если в этом есть что-то новое, то исключительно названия, присвоенные принципам, на которых базируется европейская стратегия на российском направлении. Суть же её не изменилась ещё с тех пор, как ЕС взаимодействовал с ныне несуществующим СССР, и даже с тех пор, как в первой половине ХХ века Страна советов взаимодействовала с европейскими странами.

Тем не менее, для чего-то ЕС о новой-старой стратегии заявил. Более того, заявление Борреля прозвучало сразу после саммита ЕС-США (15 июня) и до российско-американской встречи в верхах в Женеве (16 июня).

Значит ли это, что евродипломат пытался послать Москве сигнал, что по итогам переговоров с Байденом в отношении Москвы с Западом ничего не изменится? Нет, не значит. Ибо всё изменилось ещё до переговоров. Ведь в лице Байдена именно коллективный Запад (причём его наиболее "ястребиные круги") вынужден был запросить у России переговоры на равных, под давлением обстоятельств непреодолимой силы, признав, что многолетняя политика давления и повышения ставок в отношениях с Москвой себя исчерпала. У Запада больше нет аргументов для продолжения действий в прежней парадигме.

Следим за руками!

Почему же Боррель новыми словами рисует старую политику?

Потому что давно пора привыкнуть к тому, что Запад говорит одно, думает другое, а делает третье. А также вкладывает в один и тот же термин массу разных смыслов. Для внутреннего западноевропейского употребления смысл один, для России - другой, для серой лимитрофной зоны на восточных границах ЕС – третий.

В данном случае важны не задекларированные принципы, которые, в отличие от весьма подвижной международной политики ЕС, остаются неизменными на протяжении десятилетий, а конкретные действия по их реализации и приоритетности.

Простой пример. В полузабытой уже истории с Навальным Германия заняла формально весьма жёсткую позицию. Немцы на высшем уровне безоговорочно приняли версию отравления, официально выражали России протесты и озабоченности. Но когда их союзники по ЕС попытались намекнуть, что сильным ходом в данной ситуации было бы введение санкций против "Северного потока – 2", германские политики сказали "это другое" и постарались оперативно сбагрить оппозиционера назад в Россию.

Результат: Навальный сидит, "СП-2" практически достроен (даже США уже не берутся помешать окончанию строительства), об инциденте все почти забыли. Действия Германии полностью соответствовали задекларированной только вчера "новой" стратегии ЕС. Берлин "дал отпор", озаботившись здоровьем оппозиционера, "сковал" Россию, отказавшись рассматривать альтернативные версии его болезни, при этом успешно продолжает "взаимодействие" с Москвой по конкретным важным для Германии экономическим проектам.

Думаю, что если ситуация резко и драматически не изменится (а такое возможно, поскольку Запад внутренне не един и по поводу взаимоотношений с Россией там продолжается активная борьба), то дальнейшее развитие отношений РФ с ЕС будет иметь примерно тот же рисунок, что и описанный германский случай.

Западная Европа будет выражать обеспокоенности и делать жёсткие заявления по поводу российской внутренней политики и прав оппозиции, при этом практически не имея возможности реально влиять на ситуацию в России. Своё информационное пространство ЕС также будет защищать от невыгодных ему сравнений с растущей Россией. Но вот в том, что касается конкретного экономического сотрудничества, Европа будет стараться избегать конфронтации и политизации, введения новых санкционных пакетов, постарается постепенно не отменить, но обойти (нивелировать) уже введённые санкции. "Новая" стратегия ЕС будет состоять в экономическом сближении с Россией при старательном политическом дистанцировании и подчёркнутом информационном шуме, имитирующем "жёсткую борьбу".

Предотвратить "бунт лимитрофов"

Зачем же лидеры ЕС демонстрируют эти чудеса политической эквилибристики? Вынужденно.

За двадцать пять лет нараставшего противостояния с Россией Запад вырастил целую свору лимитрофных режимов, весь смысл существования которых заключается в организации антироссийских провокаций. Часть из них вошли в ЕС, другим повезло меньше, но все они могут существовать лишь в формате внешней ресурсной накачки. Собственной базы для поддержания суверенного существования у них недостаточно.

Снижение напряжённости в отношениях Запада и России, не говоря уже о потенциальном переходе к нормальным прагматичным контактам, обессмысливает подкормку лимитрофов. Они уже ощутили на себе недостаток внимания Запада, и с ними (с прибалтами, поляками и украинцами) уже случились первые истеричные припадки по этому поводу.

Проблема Запада заключается в том, что в эпоху противостояния с Россией он позволил лимитрофам занять слишком серьёзные позиции в структурах, формирующих западную политику (в том числе в НАТО и ЕС). Поменять нынешнее положение дел быстро нельзя, для этого требуется время – несколько лет, в течение которых влияние восточноевропейских стран на политику Запада должно быть обнулено, а сами они маргинализированы.

Для Запада крайне важно не допустить в течение этого времени "бунта лимитрофов", которые в отчаянии могут попытаться спровоцировать конфликт с Россией, даже рискуя боевыми действиями на собственной территории.

Поэтому, в своих лучших традициях, ЕС заявляет о фактической неизменности своей политики (чтобы лимитрофы не волновались), при этом прекрасно понимая, что никто не может помешать ему играть смыслами заявленных "стратегических принципов" так, как он захочет.

Кстати, и на случай внезапного охлаждения с Россией тоже есть страховка. Никто ведь сегодня не может предсказать, какая группировка внутри Запада победит и какие политические принципы на российском направлении будут в реальности доминировать.

6
Теги:
сотрудничество, Стратегия, ЕС, Россия