Контейнеровоз “Ever Given” в Суэцком канале, фото из архива

Куда мировой торговле податься от Суэцкого канала?

253
(обновлено 16:31 04.04.2021)
На прошлой неделе в Суэцком канале застрял гигантский контейнеровоз, закрыв проход в обе стороны для десятка торговых судов. За шесть дней блокировки канала потери составили около миллиарда долларов.

Инцидент с контейнеровозом Ever Given далеко не первый в истории Суэцкого канала – в 2017 году на мель сел японский контейнеровоз, который, впрочем, быстро удалось снять, но уже тогда на ум приходил вопрос: где гарантия, что подобный инцидент не повторится и не приведет к еще большим экономическим последствиям? Страхи подтвердились на опыте с застрявшим Ever Given, что подтолкнуло мировые логистические компании искать альтернативу Суэцкому каналу.

Проливы и каналы, через которые проходят торговые суда, всегда становились объектом манипуляций и шантажа. Вспомнить хотя бы периодически звучащие угрозы Ирана закрыть Ормузский пролив, через который транспортируется 90% нефти и сжиженного газа из стран Персидского залива на мировые рынки. Или другую точку мировой торговли - Баб-Эль-Мандебский пролив на юге Йемена в Аденском заливе, на котором периодически происходят вооруженные конфликты с участием йеменских хуситов.

Опасения насчет судьбы Суэцкого канала звучали с приходом к власти в Египте исламистов "Братьев-мусульман" (запрещенная организация - ред.) во главе с президентом Мохаммедом Мурси, от которого все ожидали "Второго Суэцкого кризиса". Однако после прихода к власти военного руководства во главе с Абдель-Фаттахом Сиси опасения манипуляций Суэцким каналом сошли на нет. Военное руководство Египта начало реализовывать проект по расширению торгового маршрута. В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра с тем, чтобы обеспечить двусторонние движение судов. Дублированный Суэцкий канал был сдан в эксплуатацию уже в 2015 году.

Затем власти Египта озвучивали необходимость в расширении канала в более узких местах, видимо, предвидя сценарий, сходный с блокировкой пути Ever Given. Однако это очень дорогой проект для и так ослабленной экономики страны, тем более, что Египет уже потратил 8,5 миллиарда долларов без привлечения спонсора на строительство дублера канала. Ввиду этого проект по расширению узких мест был временно отложен в "долгий ящик".

Так как расширение канала пока не рассматривается, а последний инцидент уже напугал мировую торговлю, рассматриваются варианты альтернативного Суэцкому каналу маршрута поставок, связывающего Азию с Европой.

Первой альтернативой Суэцу всегда называется российский проект Северного морского пути (СМП), который проходит через Арктику. Такой маршрут грузоперевозок короче маршрута Суэцкого канала почти в два раза и не имеет проблем с географической узкостью проходов, что позволяет крупным судам с легкостью преодолевать маршрут. Однако и тут не все так просто: серьезной проблемой Северного морского маршрута называют сезонность его использования. Так, даже с мая по октябрь вода на большей части пути покрыта льдом, и часто проход через маршрут без ледокола является невозможным. Использование ледокола для прохождения судов увеличивает цену за фрахт, что делает маршрут сравнительно менее рентабельным.

Доля ГЭС в производстве электроэнергии в Азербайджане возрастет – эксперт>>

Однако, несмотря на некоторые неудобства, с 2013 года китайские контейнеровозы используют маршрут Северного моря для доставки грузов в Роттердам. В сезонный период контейнеровоз проделывает дорогу от китайских портов до Роттердама за 35 дней, вместо 48-дневного пути через Суэцкий канал.

Даже несмотря на интерес китайских контейнеровозов, объемы грузоперевозок по Северному морскому пути все еще довольно скромные - в 2020 году по этому маршруту перевезли 32 миллиона тонн грузов против 1,17 миллиарда тонн в том же году через Суэцкий канал.

Второй альтернативой называют не морской, а наземный проект транспортировки грузов из Азии в Европу - транспортный проект "Север-Юг", который призван связать Индию с Россией через иранские порты, территорию Ирана и Азербайджан. "Север-Юг" доставляет грузы из индийских портов до европейских рынков почти в три раза быстрее, чем по Суэцкому каналу.

Альтернативой Суэцу может стать также направление "Восток-Запад", в котором Бакинский международный порт способен сыграть роль логистического хаба, связав азиатских производителей с европейскими рынками. Частью маршрута "Восток-Запад" может стать и коридор Ляпис-Лазурь, расширение и активизация которого в январе текущего года обсуждались на трехсторонней видео-конференции руководителей межведомственной группы Азербайджана, Туркменистана и Афганистана.

Таким образом, альтернативные Суэцкому каналу проекты существуют, хотя и имеют некоторые неудобства или недоработки. Но в условиях, когда мировая экономика и так пострадала от пандемии коронавируса, продолжать сохранять зависимость от единственного транспортного маршрута между Европой и Азией, является, как минимум, рискованным.

253
Теги:
Суэцкий канал
По теме
В SOCAR оценили, как закрытие Суэцкого канала повлияет на работу компании
Как снимали с мели контейнеровоз, заблокировавший Суэцкий канал - видео

Вид на город Стамбул, фото из архива

Что принесет канал "Стамбул" - выгоду или разногласия?

153
(обновлено 12:44 19.04.2021)
На фоне нескончаемого шума вокруг проекта канала "Стамбул" Sputnik Азербайджан решил узнать у экспертов, будет ли канал построен, и как отреагируют на реализацию этого проекта в регионе.

БАКУ, 19 апр — Sputnik, Айгюль Тагиева. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган 16 апреля объявил, что строительство канала "Стамбул" начнется в июне. Ранее, выступая в Президентской национальной библиотеке в Анкаре, Эрдоган говорил, что проект канала "Стамбул" не имеет никакого отношения к Конвенции Монтре и придаст Анкаре "чувство спокойствия и комфорта".

Эрдоган раскрыл также некоторые подробности проекта. Так, предполагается, что канал сможет пропускать около 160 судов в день, включая танкеры дедвейтом до 300 тысяч тонн. По маршруту новой водной артерии планируется построить 10 мостов, а у ее берегов будет заложен жилой район численностью населения до 500 тысяч человек.

Через пролив Босфор, который имеет допустимую пропускную способность в 25 тысяч судов в год, в настоящее время следуют около 40-42 тысяч судов в год. Для того, чтобы проплыть через Босфор, им приходится ждать около недели.

Sputnik Азербайджан поинтересовался у экспертов, каковы реальные перспективы строительства канала "Стамбул", и как остальные страны бассейна Черного моря отнесутся к новому проекту Эрдогана.

Строительство канала "Стамбул" абсолютно реально, потому как это вопрос исключительно политической воли президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, считает аналитик Центра политической информации Иван Пятибратов.

Страсти по "Стамбулу": выйдет ли Турция из конвенции Монтрё>>

"Оппозиционные силы в Турции действительно активно выступают против строительства нового канала, но их выступления либо полностью игнорируются, либо самим же Эрдоганом порицаются. Против строительства выступили чуть больше сотни турецких адмиралов-ветеранов. Об этом написали СМИ, на это отреагировал сам Эрдоган, но изменилось ли что-то в общем контексте? Нет. О строительстве канала "Стамбул" продолжают говорить, как о проекте, решение по которому принято окончательно и бесповоротно", - сказал эксперт.

Пятибратов отметил также, что с технической точки зрения канал без сомнений реализуем, хотя и вызывает опасения относительно своей экологичности. По его словам, заявлено, что под действие Конвенции Монтре в части свободного прохода торговых судов новый канал не подпадет. Соответственно, контроль торгового потока по нему будет полностью во власти Турции, то же касается и стоимости использования нового канала для торговых судов.

"В силу этого у многих есть сомнения в целесообразности нового канала в целом: если через Босфор трафик никак ограничиваться не будет, то зачем, собственно, "Стамбул"? Но тут, как мне кажется, все просто: дополнительный канал позволит как минимум увеличить товаропоток, проходящий через Стамбул. А это выгодно не только самой Турции, но и поставщикам, которые смогут более эффективно наладить свою логистику", - считает собеседник Sputnik Азербайджан.

Проходимости Босфора в последнее время просто недостаточно, а простой товаров в очередях – это потерянные деньги. Так что именно с экономической точки зрения данное строительство будет полезно в том числе и для третьих стран. А для самой Турции – подавно, считает Пятибратов.

В чем интерес Турции на Южном Кавказе - взгляд из Анкары>>

По словам эксперта, не стоит также игнорировать и безусловно политический характер данного проекта. Босфор, согласно Конвенции Монтре, - пролив международный, и находится не столько под контролем Турции, сколько под ее надзором.

Безболезненно нарушить Конвенцию по Босфору Турция не сможет. Соответственно у Эрдогана возникло логичное желание сделать канал-дублер, который полностью был бы в юрисдикции Турции. Это укрепит суверенитет страны, что особенно важно в свете амбиций Эрдогана на самостоятельную и активную международную политику. Это ярко демонстрируют недавние действия Турции на международной арене", - сказал Пятибратов.

Что касается того, как остальные страны региона отреагируют на строительство нового канала на Босфоре, эксперт отметил, что особого восторга в России по данному вопросу ожидать не стоит. Чисто с геополитической точки зрения усиление какого-либо из черноморских государств, в том числе и Турции, меняет баланс сил в регионе. Соответственно для России это потенциально несет угрозу, считает он.

"Думается мне, в поддержке или разрешении России в этом вопросе нет необходимости. Больше всего сейчас переживают насчет того, изменится ли режим пребывания военных судов в акватории Черного моря. Но, как говорят в МИД РФ, строительство канала "Стамбул" никоим образом не влияет на конвенцию Монтре в пунктах, касающихся военных судов и военного присутствия. Поэтому я бы сказал, что отношения России и Турции из-за данного строительства ухудшиться не должны, но общая напряженность в регионе безусловно вырастет", - сказал Пятибратов.

Что будет с БТК, если Турция построит новую железную дорогу в Азербайджан - эксперты>>

Другого мнения в этом вопросе придерживается профессор экономического факультета турецкого университета "Ататюрк", эксперт по экономике Керем Карабулут, который считает, что канал "Стамбул" будет выгоден для всех стран Черноморского региона, так как повысит значимость региона в международной логистике.

"Пока неизвестно, реализуется проект или нет, но ясно одно: будет содействовать разгрузке Босфорского пролива и уменьшит трафик в этом проливе. Ясно, что в перспективе вырастет интерес к Босфоскому проливу и к Черному морю в целом, так как крупные грузовые суда смогут переплыть пролив через канал "Стамбул", не ожидая очереди", - считает Карабулут.

По его словам, проект также способствует развитию экономики Турции, так как создает новые рабочие места, по обе стороны от канала будет заложен новый жилой район, что способствует разгрузке центра Стамбула.

"Несомненно, территория вокруг канала "Стамбул" станет новым центром туризма в городе, что также положительно скажется на этой сфере экономики страны", - сказал турецкий эксперт.

По словам эксперта, пока неизвестно, какой будет судьба проекта и какие еще скандалы разразятся вокруг него, но учитывая то, что Эрдогану несвойственно отступать от своих решений, канал будет построен несмотря ни на что.

153
Теги:
Разногласия, Выгода, канал, Турция
Флаги стран-членов D-8 в преддверии саммита D8 в Исламабаде 20 ноября 2012 года

"Исламская восьмерка" и Турция "Асрике" быть?

336
(обновлено 17:10 18.04.2021)
Одним из приоритетов курса турецкой правящей партии изначально было экономическое объединение исламских стран и создание экономического союза. Для этой цели как раз и подходила организация "Исламской восьмерки".

БАКУ, 18 апр — Sputnik, Айгюль Тагиева. Создать Исламский мегабанк, который будет финансировать инфраструктурные проекты в исламских странах и будет направлен на обеспечение ликвидности исламских финансовых институтов, предложил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган участникам последнего саммита лидеров стран-участников "Исламской восьмерки", которую также называют "Организацией экономического сотрудничества D-8".

Кроме того, он также предложил странам перейти к национальным валютам при ведении торговли и призвал участников организации довести объемы торговли внутри организации до 10% совокупной торговли стран.

Организация "Исламской восьмерки", в которую входят Турция, Египет, Бангладеш, Иран, Пакистан, Малайзия, Индонезия и Нигерия, создавалась в 1996 году для углубления экономического сотрудничества между исламскими странами. Инициатором создания организации была Турция под руководством тогдашнего премьер-министра страны Неджметтина Эрбакана, который на тот момент отметил, что целью создания организации является не противостояние "Большой семерке", а налаживание с ней сотрудничества.

С приходом к власти партии Реджепа Тайипа Эрдогана, который был сторонником идеи объединения исламских стран, роль "Исламской восьмерки" стала для Турции более значимой.

Россия как последняя надежда Турции помириться с арабами>>

В период правления Партии Справедливости и Развития страны-участники организации договорились углубить экономическое сотрудничество, в 2006 году подписав соглашение о преференциальной торговле. Также в 2017 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Исламским банком развития (ИБР) и организацией D-8, что стало показателем доверия со стороны международной финансовой организации и вывело "Исламскую восьмерку" в разряд "серьезных" организаций.

Однако на прошедшем саммите организации прозвучали более смелые решения. По итогам саммита D-8, кроме решения о создании Исламского мегабанка, также была принята дорожная карта по развитию сотрудничества между странами "Исламской восьмерки", согласно которой, следующие десять десять лет будут направлены на развитие торговых отношений в рамках организации, а также на реализацию инфраструктурных проектов. В дорожной карте предусмотрены все аспекты сотрудничества стран в экономической, торговой, промышленной, транспортной, энергетической и других сферах.

Что касается Исламского мегабанка, пока непонятно, как и откуда будет идти его финансирование, но можно сказать, что его создание, которое, как ожидается, заручится поддержкой Исламского банка развития, будет важным шагом на пути увеличения влияния D-8.

Президент Турции также призвал увеличить число стран-участников организации, и вполне ожидаемо, что следующим участником станет Катар – нефтедолларовая монархия из Персидского залива, которая около десяти лет ведет холодную войну с соседями по заливу и отличается дружбой с Ираном.

Сжиженный газ против трубопроводного: каковы тенденции на газовом рынке>>

К тому же Катар в прошлом месяце подписал соглашение с Пакистаном, членом "Исламской восьмерки", на поставки сжиженного газа на десять лет, что можно расценить как сближение двух стран на фоне ухудшения отношений между Исламабадом и Эр-Риядом из-за отказа последнего в поддержке Пакистана в Кашмирском вопросе.

В этом случае присоединение Катара к D-8 как нового, экономически сильного участника, сыграет на руку организации и, возможно, ускорит создание единого банка, а также укрепит дальнейший авторитет организации, в которую будет входить и богатейшая страна исламского мира. Наряду с этим, если присмотреться к странам-участникам организации, можно заметить, что в основном это сильные страны исламского мира: тут и энергетические гиганты, и сильнейшие армии исламского мира, и важные игроки региональных и мировых конфликтов.

На фоне активации организации и создания дорожной карты по экономическому сотрудничеству необходимо вспомнить другой проект Турции по созданию некого исламского союза со своей конституцией, судебной системой, столицей, и другими атрибутами, под названием "Асрика" (производное из слов Азия и Африка). Такая идея была выдвинута советником Эрдогана, членом совета по безопасности и торговле при Администрации Президента Турции Аднаном Танриверди.

Так, на состоявшейся в 2017 году конференции в Стамбуле Танриверди призвал создать организацию с общим таможенный союзом, совместными экономическими зонами, общим рынком, валютным фондом и другими экономическими проектами, которые будут нацелены на создание единого исламского союза "Асрика", который, как планировалось, станет неким исламским прототипом Европейского союза, с единой армией и судебной системой.

Таким образом, если рассматривать идею создания исламского союза, выдвинутую советником Эрдогана через призму последнего саммита "Исламской восьмерки", невольно задаешься вопросом, а может быть, создание "Асрики" уже близко?

336
Здание АФФА в Баку, фото из архива

АФФА не поддержит футбольных революционеров?

5
(обновлено 15:48 19.04.2021)
Исполнительный вице-президент АФФА Эльхан Мамедов поделился видеороликом с участием экс-игрока "Манчестер Юнайтед" Гари Невиллом, который раскритиковал создание европейской Суперлиги.

БАКУ, 19 апр — Sputnik, Теймур Тушиев. Ассоциация футбольных федераций Азербайджана (АФФА) пока не обнародовала свою официальную позицию по созданию европейской футбольной Суперлиги, но, скорее всего, не поддержит футбольных революционеров и выступит на стороне Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), сообщает Sputnik Азербайджан.

В ночь на понедельник, 19 апреля, двенадцать европейских футбольных клубов, в число которых вошли "Манчестер Юнайтед", "Арсенал", "Челси", "Тоттенхэм", "Манчестер Сити", "Ливерпуль" (все – Англия), "Реал Мадрид", "Барселона", "Атлетико" (все – Испания), "Интер", "Милан" и "Ювентус" (все – Италия) объявили об учреждении нового клубного европейского футбольного турнира - Суперлиги. Был опубликован формат проведения турнира, в нем планируется участие двадцати команд (вместе с привлекаемыми дополнительно).

УЕФА в совместном заявлении с национальными ассоциациями Англии, Испании и Италии выступил с резкой критикой в адрес инициаторов создания Суперлиги. В частности, отмечается, что клубы и футболистов, которые будут участвовать в Суперлиге, ожидают жесткие санкции. УЕФА также напомнило о заявлении ФИФА и шести ее конфедераций о том, что все участвующие в этом проекте клубы будут дисквалифицированы и не смогут участвовать в любых турнирах на национальном, европейском или мировом уровне, а футболистам этих клубов будет запрещено играть за национальные сборные.

"Нефтчи" одержал первую победу с Кейсукэ Хондой в составе >>

Кроме того, по данным зарубежных СМИ, УЕФА, помимо дисквалификации, может подать иски в размере 50-60 миллиардов евро (100-120 миллиардов манатов) к каждому клубу, планирующему выступать в Суперлиге.

В АФФА пока не обнародовали своей официальной позиции по поводу создания европейской футбольной Суперлиги. Однако, как стало известно Sputnik Азербайджан, исполнительный вице-президент ассоциации Эльхан Мамедов разместил в своем статусе в Whatsapp видео с обращением экс-игрока "Манчестер Юнайтед" Гари Невилла, который раскритиковал решение о создании футбольной Суперлиги. Учитывая этот факт, а также предстоящее проведение в Баку матчей ЕВРО-2020 по футболу, можно с достаточной долей уверенности считать, что АФФА в данном вопросе поддержит УЕФА.

Роналду, Неймара и Саллаха пригласили сыграть в Агдаме и Физули - видео >>

Между тем, кризис в европейском футболе усугубляется. Так, все 12 клубов, объявивших о создании Суперлиги, вышли из состава Европейской ассоциации клубов (ECA), в том числе и руководитель этой организации, президент "Ювентуса" Андреа Аньели, сообщает на своей странице в Twitter журналист BBC Саймон Стоун. Также он отметил, что представители всех 12-ти клубов покинули свои должности, которые они занимали в различных комитетах УЕФА.

5
Теги:
футбол, Революция, АФФА
Тема:
Спорт Азербайджана: события и лица
По теме
Эльхан Мамедов назвал дату начала продажи билетов на ЕВРО-2020 в Баку: стоит поторопиться
Ключевая загвоздка: как в Азербайджане относятся к Объединенной футбольной лиге?
Азербайджан поддержал решение УЕФА революционно реформировать Лигу чемпионов
Сколько заработала за год главная футбольная организация Азербайджана?