Флаг США

Станут ли США мешать реализации новых транспортных проектов на Южном Кавказе - эксперт

437
(обновлено 18:24 25.03.2021)
Серьезные шаги по укреплению своей роли на Южном Кавказе Вашингтоном могут быть предприняты лишь после того, как им будут достигнуты успехи на более значимых фронтах, считает эксперт Василий Коновалов.

БАКУ, 25 мар — Sputnik, Александра Зуева. США вряд ли совершат попытку помешать реализации запланированных транспортных проектов в регионе. Тем более, что и ключевым интересам американцев они не угрожают, сказал Sputnik Азербайджан генеральный директор, совладелец Noble Russian Finance Club Василий Коновалов, рассуждая о нынешней роли США на Южном Кавказе.

Азербайджан не ошибся в своей стратегии сближения с Россией - Михайлов >>

Эксперт полагает, что с приходом Джо Байдена кардинальных изменений в отношениях США с Азербайджаном и Арменией не произойдет.

Во-первых, резкое сближение с одной из этих двух стран неизбежно осложнит отношения с другой. Во-вторых, Армения давно передана США в сферу интересов своего младшего партнера, Великобритании. В стране самое крупное британское посольство, и вряд ли администрация Байдена будет, вслед за Трампом, открыто пренебрегать интересами ключевых партнеров, считает собеседник Sputnik Азербайджан.

Сами американские власти традиционно отмечают, что интересы США в этом регионе являются серьезными, но не жизненно важными. Кроме того, у США на Южном Кавказе есть традиционная точка приложения усилий - Грузия. Это связано как с возможностью военного присутствия в подбрюшье России и на подступах к Ирану, с выходом к Черному морю, так и с планами транзита газа из Туркменистана и грузов из Китая в Европу в обход РФ, пояснил он.

Почему Азербайджану не нужен "Великий Туран" - объясняет историк >>

"В то же время в наследство демократам достались сильно испорченные отношения с Турцией - очень важным игроком в регионе. Вероятно, новый президент попытается эти отношения улучшить, при этом попытки кардинально изменить что-то в отношениях с Баку, который в Анкаре рассматривают как сферу своего политического влияния, могут только помешать в этих попытках. Равно как и явная поддержка Армении против Азербайджана", - считает Коновалов.

Кроме этого, ранее Байденом были заявлены планы восстановить политику договоренностей с Ираном, и они могут быть сорваны, если США начнут развивать бурную деятельность на Юго-Западном побережье Каспия, отметил эксперт.

Что же до влияния США на Южный Кавказ, то оно существенно ослабло после поражения Грузии в войне 2008 года, смещения американского ставленника Михаила Саакашвили, ухудшения отношений с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и общего изоляционизма, исповедовавшегося администрацией Дональда Трампа. Это ослабление, по словам собеседника Sputnik Азербайджан, в частности, проявилось и в том, как была мала роль Вашингтона в урегулировании карабахского конфликта.

"В свете того, что по многим пунктам политики Байден - это "анти-Трамп", наверняка будут предприниматься попытки увеличить эту роль. Но сейчас для новой администрации это не самая срочная и приоритетная задача", - отметил Коновалов, добавив, что серьезные шаги в этом направлении США могут быть предприняты лишь после того, как будут достигнуты успехи на более значимых фронтах.

Эксперт также не считает, что США попытаются помешать реализации запланированных транспортных проектов в регионе. По его мнению, такие действия добавят американцам недоброжелателей в регионе, но не прибавят сторонников. Ключевым интересам США эти проекты не угрожают.

Что будет с БТК, если Турция построит новую железную дорогу в Азербайджан - эксперты >>

"Если уж куда более неприятные для них Турецкий и Северный потоки, хоть и со скрипом, пробивают себе путь на фоне рисков ухудшения отношений с теми же Турцией и Германией, то более локальные проекты на Южном Кавказе вряд ли встретят американское противодействие", - заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

437
Теги:
Транспортный коридор, влияние, Южный Кавказ, США
По теме
Российский эксперт: регион заинтересован в развитии коммуникаций на Южном Кавказе
Пойдет ли Тбилиси на уступки в вопросе платформы 3+3 - отвечают эксперты
Депутат: Карабахский регион Азербайджана - это маленькая Швейцария Южного Кавказа
Совпадают ли интересы Баку и Москвы на Южном Кавказе - отвечает эксперт
Президент Алиев обсудил перспективы сотрудничества со спецпредставителем ЕС
Профессор: восстановление коммуникаций превратит Кавказ в регион стабильности

Танкер Лачын, фото из архива

Пойдет ли SOCAR против США, чтобы заменить часть российской нефти в Беларуси

412
(обновлено 11:32 08.05.2021)
Минск опять в поисках сырья для нефтеперерабатывающих заводов. Но неизвестно, согласятся ли поставщики "черного золота" пойти против воли Вашингтона.

США возобновили санкции в отношении 9 белорусских госпредприятий. Рестрикции, которые начнут действовать 3 июня, предусматривают 45-дневный период прекращения определенных операций с участием данных компаний, а также организаций, в которых они владеют долей в 50% или более.

Из-за действия ограничений поставки российской нефти на НПЗ Беларуси в мае могут снизиться. Есть ли у Минска возможность обойти санкции, в том числе и с помощью Баку, разбиралась обозреватель Sputnik Азербайджан Айгюль Тагиева.

Майское сокращение поставок нефти из РФ

Так, "Транснефть" проинформировала во вторник, что трубопроводные поставки нефти из РФ на НПЗ Беларуси в мае запланированы в объеме 608 тысяч  тонн, что в два раза меньше, чем в апреле

СМИ также сообщают, что из-за ужесточения санкций США в отношении ряда государственных белорусских компаний некоторые российские нефтяные компании перестанут поставлять нефть в эту страну. С начала мая поставки прекращают "Сургутнефтьгаз" и "Роснефть", которые экспортировали нефть на один из двух нефтеперерабатывающих заводов Беларуси - Новополоцкий НПЗ "Нафтан".

В целом, наряду с "Сургутнефтьгаз" и "Роснефть", на этот НПЗ поставляется 5,5 миллиона баррелей нефти в месяц рядом российских компаний, в том числе такими, как "Татнефть", "Русснефть" и "Нефтиса".

Пока официального опровержения или подтверждения этой информации от представителей российских компаний не поступало, но премьер-министр Беларуси Роман Головченко заявил, что поставки из России на белорусские НПЗ идут в штатном режиме и никаких проблем нет.

Поиск альтернативных поставщиков 

Однако, несмотря на заявление Головченко, опасения по поводу судьбы крупнейшего НПЗ Беларуси остаются. "Нафтан" перерабатывает почти половину импортируемой в страну нефти – свыше семи миллионов тонн. Этот завод также обеспечивает половину экспорта нефтепродуктов из Беларуси. А учитывая то, что страна получает около 2,7 миллиарда долларов выручки от экспорта нефтепродуктов, то остановка работы "Нафтана" может существенно повлиять на экономику республики.

В случае, если слухи окажутся правдой и российские компании все же откажутся от поставок в Беларусь, НПЗ "Нафтан" фактические перестанет работать – добычи белорусской нефти не хватит на работу завода даже на минимальной мощности, а поиск альтернативы российской нефти на этот раз окажется не таким легким делом.

Когда у Беларуси впервые начались проблемы с импортом нефти из России, Минск начал поиск вариантов выхода из ситуации, обратившись к Азербайджану, Венесуэле и странам Ближнего Востока для диверсификации поставок и снижения зависимости от российской нефти.

Сейчас найти выход будет труднее – Венесуэла покинула белорусский рынок, поставки из стран Ближнего Востока изначально не выгодны - из-за логистики они становятся нерентабельными. Остается Азербайджан, с которым Беларусь уже имеет партнерские отношения и успешно закупает нефть. Правда, поставки сырья из Азербайджана не такие объемные: Беларусь закупает 800 тысяч тонн нефти в год, но планирует увеличить объемы до 1 миллиона тонн ежегодно.

Позиция SOCAR

Азербайджан при желании мог бы помочь партнеру с заменой части российской сырой нефти, но и здесь есть вопрос - пойдет ли Баку на такой шаг в обход санкций США?

Напомним, что в I-ом квартале 2021 года в Беларусь отправили 4 танкера с азербайджанской нефтью общим объемом 360,1 тысячи тонн. Два танкера были отправлены из турецкого порта Джейхан, еще два - из грузинского порта Супса.

Отвечая на запрос Sputnik Азербайджан о том, рассмотрит ли Государственная нефтяная компания АР (SOCAR) увеличение поставок нефти в Беларусь в случае поступления запроса от Минска, заместитель начальника Управления по связям с общественностью и мероприятиям SOCAR Ибрагим Ахмедов сказал, что компания продолжает сотрудничество с белорусской стороной, но в то же время не нарушает международных санкций и не стремится вытеснить другие компании с рынка или занять их временно освободившиеся ниши.

"В случае, если будет такой запрос Минска, мы будем рассматривать предложения по мере поступления", - отметил Ахмедов.

Судя по ответу SOCAR, можно предположить, что Азербайджан не собирается увеличивать поставки в Беларусь в ущерб своему международному имиджу и сотрудничеству с США.

В обход санкций США

Таким же образом, вероятнее всего, поступят и другие страны-поставщики нефти, опасаясь продавать нефть в обход санкций, и Беларуси, видимо, придется искать поставщика среди "братьев по несчастью", также пострадавших от санкций США.

Таким партнером может оказаться Иран, тем более что страны уже имели опыт обмена сырьем и оборудованием в 2017 году. Тогда Иран поставил Беларуси две партии нефти в 600 и 800 тысяч баррелей, в обмен на поставки белорусского оборудования.

Далее, из года в год Тегеран обновлял свое предложение о торговле нефтью с Беларусью, но Минск тогда не выказывал к этому интереса. Возможно, сейчас он изменит свое отношение к вопросу и примет предложение об импорте иранской нефти. Особенно учитывая экономические потери, которые способна понести Беларусь в случае остановки работы одного из крупнейших НПЗ страны.

Читайте также:

412
Теги:
США, Беларусь, экспорт, нефть, SOCAR
По теме
Обнародован объем полученной с блока месторождений АЧГ нефти
Определены квоты по добыче нефти для Азербайджана в рамках ОПЕК+
Экспорт нефти с Сангачальского терминала снизился
Как менялся товарооборот между Азербайджаном и Беларусью
Интеграция Азербайджана в ЕАЭС: расширение рынков сбыта нефти или новый вектор экспорта?
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, фото из архива

Визит Лаврова в Азербайджан: что будет обсуждаться на переговорах в Баку

2139
(обновлено 12:12 08.05.2021)
Глава МИД России посетил Ереван перед приездом в Баку. Какие вопросы стоят в повестке дня – разбирался Sputnik Азербайджан.

Двухдневный визит министра иностранных дел России Сергея Лавров в Армению завершился. Однако на Южный Кавказ глава российской дипломатии вернется совсем скоро – 10 мая его ждут в Баку.

Глава МИД РФ в последний раз приезжал в Азербайджан в ноябре 2020 года, сразу после войны. И с тех пор тем для переговоров точно поднакопилось.

С чем и зачем Лавров едет в столицу Азербайджана в мае 2021 года, официально не сообщается. Эксперты считают, что непременно будет обсуждаться вопрос армянских диверсантов, содержащихся в Азербайджане, а также Зангезурский коридор.

В пользу этого говорит и повестка переговоров, которые глава российского МИД провел в Ереване.

Москве нужна разблокировка региона

В ходе встречи Лаврова с армянским коллегой Арой Айвазяном были затронуты обе темы. Причем, довольно подробно.

И хотя в детали министры на пресс-конференции особо не вдавались, Лавров тем не менее рассказал журналистам, что обсуждал с армянским коллегой все проблемы урегулирования в постконфликтный период – экономические, гуманитарные и многие другие.

Глава российской дипломатии убежден – разработанный на основании трехстороннего заявления лидеров Азербайджана, России и Армении механизм разблокировки коммуникаций предусматривает исключительно добровольный принцип реализации, на взаимовыгодной основе.

"Этот механизм никоим образом не предполагает ничего, кроме дипломатического согласия и решений, которые позволят полностью разблокировать экономические связи", - цитирует главу МИД РФ Sputnik Армения.

Армянские диверсанты не военнопленные

На встрече же с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном тема пленных была затронута весьма широко.

В частности, Лавров выразил уверенность в том, что в ближайшее время этот вопрос получится решить. По его мнению, это "создаст позитивную, конструктивную атмосферу для продвижения во всех остальных вопросах окончательного урегулирования".

Глава МИД РФ также заверил, что Москва будет всячески стимулировать деятельность Минской группы ОБСЕ по созданию максимально позитивной атмосферы для решения всех остающихся вопросов.

Между тем, президент Азербайджана Ильхам Алиев и глава МИД АР Джейхун Байрамов уже не раз повторили – "армянских военнопленных у Баку нет". Те люди, о которых постоянно твердит Ереван – диверсанты, которые были задержаны в Карабахе при проведении террористической операции против азербайджанских военнослужащих и мирных жителей уже после окончания войны.

Напомним, что на днях Азербайджан вернул Армении троих военнослужащих. И они, как показало проведенное Баку расследование, в террористической операции не участвовали. Диверсанты же будут нести ответственность за содеянное в полной мере и в соответствии с законом.

Хрупкий мир

Эксперты сомневаются в том, что Лавров в ходе визита в Баку предпримет шаги, которые пойдут во вред едва установленному хрупкому миру в регионе. Тем более, что на встрече с Пашиняном глава МИД РФ четко обозначил – "российская сторона ценит достижение договоренности по карабахскому урегулированию".

Еревану также стоило бы это ценить, отмечают политологи. Тем более, что разблокировка экономических и транспортных коммуникаций позволит не только на политическом уровне, но и на практике прекратить блокаду Армении, наладив взаимовыгодное сотрудничество в регионе.

Кстати, об этом же накануне говорил и секретарь Совбеза Азербайджана Рамиль Усубов. Рассуждая о реализации заявления по Карабаху, он отметил, что Азербайджан привержен всем взятым на себя обязательствам, является инициатором и гарантом мира на Кавказе.

"Мы готовы обеспечить безопасность - как своих граждан армянского происхождения, так и сделать вклад в благополучие населения Армении в интересах региона", - заявил он.

О соблюдении договоренностей по Карабаху говорил 6 мая и Пашинян, но конструктива в его словах аналитики не разглядели: "Армения готова предпринимать все усилия для выполнения трехсторонних договоренностей по Нагорному Карабаху, в то время как Баку своими действиями во многом срывает их".

При этом глава армянского правительства не вспомнил о том, что Армения за более чем полгода, прошедшие с окончания войны в Карабахе, так и не удосужилась предоставить азербайджанской стороне карты минных полей. А ведь в Карабахе до сих пор гибнут люди: как мирные жители, так и военнослужащие. Подрываются и российские миротворцы, присутствие которых, по словам того же Пашиняна, "является прочной гарантией безопасности Нагорного Карабаха".

Биолаборатории Армении снова на повестке дня

Внимание экспертов привлек еще один момент – Армения и Россия накануне заключили меморандум о биологической безопасности.

Как удалось выяснить Sputnik Армения, документом предусмотрены механизмы сотрудничества в данной сфере, обмен информацией, организация процесса переподготовки специалистов. Каким образом это будет происходить – не раскрывается. Более того, меморандум не предусматривает и права какой-либо стороны на доступ к лабораториям или односторонний контроль над ними.

А ведь именно биолаборатории, функционирующие в Армении на средства Пентагона, уже давно беспокоят Москву.

Российская сторона еще несколько лет настаивала на том, чтобы туда были допущены российские специалисты, так как подозревала, что в лабораториях может разрабатываться биологическое оружие. И как утверждал в 2018 году Пашинян, Москва доступ к ним получила и смогла убедиться, что лаборатории используются сугубо в медицинских целях.

Какие двери теперь откроет российским специалистам подписанный в Ереване меморандум о биологической безопасности – остается лишь догадываться.

А как же Мецамор

Азербайджан биологические лаборатории Армении не особо волнуют. В отличие от Мецаморской АЭС, которая представляет серьезную опасность для всего региона.

Баку не первый год призывает закрыть АЭС. В настоящее время на атомной станции идет ремонт, по окончании которого срок службы объекта будет продлен как минимум до 2026 года. Баку, по мнению экспертов, воспользуется возможностью задать Лаврову вопрос о Мецаморе.

Оправдаются ли ожидания аналитиков, мы узнаем уже в начале следующей недели. Следите за публикациями Sputnik Азербайджан.

Читайте также:

2139
Теги:
Азербайджан, переговоры, Сергей Лавров
Тема:
Майский визит Лаврова на Южный Кавказ
По теме
Лавров и Зариф обсудили обстановку в Карабахе
Лавров и Байрамов провели встречу в Москве
Россия ждет от Ирана ратификации Конвенции о статусе Каспия, подписанной четырьмя странами
Россия, Иран и Турция заинтересованы в восстановлении экономики Карабаха - Лавров
Состоялся телефонный разговор между главами МИД Азербайджана и России
Пассажиры на одной из станций Бакинского метрополитена, фото из архива

Простаивание подземки стоило Бакметрополитену миллионы манатов

0
(обновлено 20:38 09.05.2021)
В "Бакинском метрополитене" рассказали, как отразилась на финансовых показателях ЗАО приостановка работы метро из-за пандемии коронавируса.

БАКУ, 9 мая — Sputnik. Расходы ЗАО "Бакинский метрополитен" на пассажироперевозки в 2020 году возросли в три раза по сравнению с 2019 годом, на что повлияла в основном приостановка работы столичной подземки из-за риска распространения коронавируса.

Согласно данным, если в 2019 году перевозка одного пассажира обходилась Бакметрополитену в 1,03 маната, то в 2020 году расценка увеличилась до 1,54 маната.

Причиной такого роста стало снижение потока пассажиров и перерывы в работе бакинского метро в период пандемии COVID-19 в Азербайджане.

В "Бакинском метрополитене" сообщили, что если в прошлом году планировалось обслужить 228 миллионов человек, то к концу года этот показатель составил всего лишь 74,7 миллиона человек.

Напомним, в 2019 году Бакинский метрополитен перевез 236,7 миллиона пассажиров, из которых 229,7 миллиона оплатили проезд, а себестоимость перевозки на одного пассажира составила 0,51 маната.

С 4 июня 2020 года бакинское метро не работало по выходным. С 00:00 4 июля по 14 сентября прошлого года метрополитен уже во второй раз перестал обслуживать пассажиров. С 19 октября 2020 года столичная подземка вновь, уже в третий раз, была закрыта решением Оперативного штаба при Кабинете министров АР.

Таким образом, в 2020 году метрополитен в целом не работал 202 дня.

0
Теги:
ЗАО "Бакинский метрополитен"