Железная дорога, фото из архива

Как Азербайджан свяжет российский Север с индийским Югом

4406
(обновлено 21:16 16.02.2021)
Западный маршрут транспортного проекта "Север-Юг", проходящий через территорию Азербайджана, является наиболее реализуемым и рентабельным.

БАКУ, 16 фев — Sputnik, Айгюль Тагиева. Сотрудничество России с Индией имеет глубокую историческую основу: на протяжении долгих лет страны успешно работают в экономической, военно-технической, энергетической и транспортной сферах. Важнейшим же для экономики региона и мира в целом является сотрудничество Москвы и Нью-Дели в транспортной и логистической сферах, и тут необходимо указать на роль Азербайджана, как связующего звена между Севером и Югом.

РФ и Индия в настоящее время рассматривают реализацию двух проектов, которые свяжут Юг с Севером и облегчат грузовые перевозки по данному маршруту.

Первый проект, который носит символичное название Север-Юг, обсуждается с 2000 года. Маршрутный коридор Север-Юг предусматривает железнодорожный, сухопутный и морской пути доставок грузов из Индии и региона Индийского океана в Балтийский регион и страны Северной Европы. Маршрут будет проходить из Индии по морскому пути в Иран, дальше по территории Ирана с юга на север, через Каспий и дальше на территорию России, а оттуда уже в Балтийский регион и страны Северной Европы.

Проект должен сократить время доставки грузов, а также уменьшить расходы на транспортировку. Учитывая то, что в данный момент единственным способом доставки грузов из Индии и Индийского океана в страны Северной Европы является морской маршрут через Суэцкий канал, проект Север-Юг является приоритетным в сфере транспортировки и логистики в регионе и мире.

Президент Алиев: Азербайджан подтвердил репутацию надежной транзитной страны >>

Согласно расчетам, если доставка грузов в Финляндию из Индии через единственный существующий маршрут по Суэцкому каналу (морские перевозки через Персидский залив-Суэцкий канал-Средиземное море-Балтийское море) осуществляется в течение 45-60 дней, то по транзитному коридору Север-Юг время доставки до той же конечной дистанции составит 20-25 дней.

Стоит отметить, что стоимость отправки грузов контейнерами через железные дороги, автобаны и по морю обходится значительно дешевле, чем перевозки морским путем через Суэцкий канал. Предполагаемая длина коридора Север-Юг составляет 7,2 тысячи километров, а объём грузоперевозок в перспективе может доходить до 30 миллионов тонн ежегодно.

Инициаторами проекта Север-Юг изначально выступили Индия, Иран и Россия, а затем в него вступили Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман и Сирия.

Проект транспортировки грузов Север-Юг имеет три основных маршрута перевозок: транскаспийский, восточный и западный.

Транскаспийский маршрут предусматривает поставки грузов с использованием российских портов Астрахань, Оля, Махачкала и портов Ирана морским путем, пересекая Каспийское море.

Турецкий эксперт: сотрудничество России, Турции и Ирана - гарантия стабильности в регионе >>

Восточный маршрут предполагает прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен — Серахс.

Западный маршрут предполагает прямое железнодорожное сообщение через пограничные переходы России и Азербайджана с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничный переход Астара (Азербайджан) — Астара (Иран).

Если рассмотреть все три маршрута с точки зрения стоимости транспортировки и протяженности, становится очевидным, что западный наиболее выгоден. Он короче того же восточного маршрута, да и вся необходимая инфраструктура уже готова.

Кроме того, в отличие от Транскаспийского маршрута, по которому необходимо разгружать контейнеры и загружать их на корабли, а затем вновь разгружать, в западном маршруте таких неудобств нет. Также азербайджанская сторона уже не раз заявляла о том, что вся необходимая работа в рамках проекта Север-Юг ведется успешно и Азербайджан почти завершил на своей территории всю работу, связанную с реализацией западного маршрута транспортного проекта "Север-Юг".

Министерство транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана сообщило, что планируется строительство автомобильного моста на азербайджано-иранской границе для увеличения грузопотока между странами. Также в рамках подготовки к проекту завершилось строительство моста над рекой Самур на границе Азербайджана и России. Таким образом, западный маршрут проекта "Север-Юг", проходящий через территорию Азербайджана, кажется наиболее реализуемым и рентабельным.

TAP увеличивает авторитет Азербайджана: экономист о начале транспортировок >>

В реализации проекта "Север-Юг" также стоит отметить существенную важность иранского порта Чабахар, расположенного в Оманском заливе. В отличие от другого иранского порта — Бандар-Аббас, который находится в Персидском заливе, Чабахар менее развит с точки зрения инфраструктуры. Однако он находится ближе к Индии, вне Персидского залива, и в более выгодном географическом расположении.

Именно благодаря своей значимости порт Чабахар получил от Индии инвестиции в размере около полумиллиарда долларов на развитие инфраструктуры.

Второй, не менее важный транспортный проект России и Индии — это морской коридор Ченнаи-Владивосток. Маршрут коридора проходит через порты в Юго-Восточной Азии в Малайзии, Филиппинах и Южной Корее, и позволяет сократить время перевозки грузов из индийского порта Ченнаи до Владивостока до 24 дня. Ныне существующий маршрут из порта Мумбаи в Индии до порта во Владивостоке занимает более чем 40 дней.

Документ о введении в эксплуатацию маршрута Ченнаи-Владивосток был подписан в 2019 году во время визита премьер-министра Нарендры Моди во Владивосток для участия в Восточном экономическом форуме. Технико-экономическое обоснование проекта еще не проводилось, и ни российская, ни индийская сторона пока еще не давали оценку ожидаемой экономической выгоды от морского проекта. Не определены также и сроки его реализации, однако даже на данном этапе можно с уверенностью сказать, что данный маршрут, кроме экономической выгоды, также и усилит влияние двух стран в регионе Восточной Азии.

Железнодорожники доставляют грузы SOCAR в Китай >>

Ожидается, что во время запланированного 17-18 февраля визита в Россию министра иностранных дел Индии Харш Вардхан Шрингла стороны обсудят проекты, связывающие Север с Югом и договорятся о сроках начала их реализации.

4406
Теги:
Коридор 'Север-Юг', Индия, Россия, Азербайджан
По теме
О чем говорили Байрамов и Зариф в Баку
Азербайджан и Иран объединяют две магистральные дороги
Что может сблизить Баку и Москву в 2021 году
Баку может получить кредиты в 780 миллионов долларов для ряда отраслей экономики
Грузовые поезда будут объезжать Абшеронский полуостров

Платформа в Каспийском море

Дружба - дружбой: инвесторы в ожидании соглашения Баку и Ашхабада по "Достлугу"

286
(обновлено 10:54 02.08.2021)
Когда Азербайджан и Туркменистан подпишут коммерческое соглашение о разработке месторождения "Достлуг", и почему иностранные инвесторы пока не выражают заинтересованность в проекте, разбирался Sputnik Азербайджан.

Азербайджан и Туркменистан провели очередное заседание по совместному углеводородному месторождению на Каспии "Достлуг", которое, судя по ограниченности информации, прошло без особо значимых результатов.

Решив разногласия между собой, в январе 2021 года Азербайджан и Туркменистан подписали Меморандум о взаимопонимании по месторождению, которое было названо "Достлуг", символизируя дружбу стран, которая приведет к коммерческой выгоде. Однако, несмотря на то, что с момента подписания Меморандума прошло семь месяцев, никаких реальных шагов по началу разработки месторождения предпринято не было.

Стороны периодически проводят заседания на уровне министров и глав энергетических компаний, и в ходе последних переговоров темой обсуждения стало привлечение инвестиций на месторождение.

Как сообщает пресс-служба МИД Туркменистана, на встрече были рассмотрены вопросы реализации договорённостей, достигнутых в ходе предыдущих встреч, состоявшихся в марте и мае текущего года. Особый акцент сделан на активизацию совместных работ по привлечению партнеров, а также инвесторов, для успешного воплощения в жизнь перспективного межправительственного документа.

"Лукойл" - единственный заинтересованный инвестор

На сегодняшний день заинтересованность в участии в разработке "Достлуг" выражала только российская компания "Лукойл". Президент компании Вагит Алекперов заявлял в кулуарах состоявшегося в мае Петербургского международного экономического форума, что "Лукойл" продолжает переговоры с Туркменистаном и Азербайджаном о возможном вхождении компании в проект разработки каспийского месторождения "Достлуг" и заинтересован в получении статуса оператора данного проекта.

В самом деле, "Лукойл" проявлял интерес к тогда еще спорному месторождению с 1990-х годов. Однако компания заняла позицию ожидания. Сейчас же "Лукойл" может предложить Азербайджану и Туркменистану инвестиции в разработку довольно богатого месторождения. Тем более что "Лукойл" уже ведет разработку ряда проектов в Азербайджане, Казахстане и российском секторе Каспия.

Тут стоит вспомнить проект Транскаспийского газопровода, призванного поставлять туркменистанский природный газ на рынки Европы по дну Каспийского моря через подключение к экспортным мощностям Азербайджана. После достижения договоренности Баку с Ашхабадом реализация данного газопровода стала более реальной, и свою заинтересованность в проекте выразили такие компании как BP, Total и Shell.

Однако непосредственно к месторождению "Достлуг", в котором, судя по предварительной оценке, запасы нефти составляют, по разным оценкам, 65-130 миллионов тонн, а запасы газа – 30-100 миллиардов кубометров, интереса со стороны иностранных компаний пока нет.

Возможно, иностранных инвесторов отпугивает в первую очередь то, что Баку и Ашхабад пока не подписали коммерческого соглашения о реализации проекта, что означает, что стороны еще не могут договориться о деталях и доле распределения доходов от месторождения.

Разделение 30% на 70% это не про доходы

Говоря о том, что месторождение "Достлуг" разделено между Азербайджаном и Туркменистаном по системе 30% на 70% соответственно, не стоит забывать, что речь тут идет скорее о владении месторождением, а не доле добычи. То есть, роль Азербайджана в освоении месторождения может быть даже больше, чем у Туркменистана, и тогда долевое участие стран может измениться. Фактически будущая выручка с месторождения будет распределяться на основе инвестиций – кто больше вложит, тот и получит большие доходы.

Кроме того, в разработке месторождения и создания платформ, скорее всего, будет использоваться азербайджанское оборудование и техника, так как Азербайджан уже имеет необходимую инфраструктуру и опыт по добыче газа на Каспии.

Таким образом, инвесторам в лице крупных энергетических компаний остается дожидаться того часа, когда Баку и Ашхабад все же достигнут окончательного соглашения по "Достлугу" и перейдут к реальным шагам по реализации проекта.

Читайте также:

286
Теги:
Достлуг, Баку, Ашхабад, Соглашение, инвесторы, ожидание
Тема:
Нефтегазовое месторождение Достлуг
Баку, фото из архива

Еревану пора готовиться к мирному договору с Баку - эксперты

801
(обновлено 20:27 31.07.2021)
Альтернативы мирному соглашению между Азербайджаном и Арменией - нет, отмечают эксперты. Отказ Еревана от переговоров ведет к эскалации напряженности и новым жертвам.

БАКУ, 31 июл — Sputnik. На границе Азербайджана и Армении в последние дни все чаще происходят столкновения. После интенсивных перестрелок в минувшую среду, в результате которых есть пострадавшие и погибшие, договориться о перемирии сторонам удалось лишь при содействии России.

Правда, перемирие это было недолгим. Через какое-то время перестрелки продолжились, а Баку и Ереван обвинили друг друга в очередном нарушении режима прекращения огня.

Мировое сообщество призывает стороны сесть за стол переговоров. Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно предлагал Армении прекратить конфронтацию и начать обсуждение границ и других важных вопросов уже мирной жизни. Но его визави - лидер Армении - от прямого разговора раз за разом уклоняется, предпочитая общаться через посредников.

Ереван не слышит или не хочет слышать?

Министерство иностранных дел Армении, где наконец-то появился хотя бы исполняющий обязанности руководителя, настаивает на том, что "именно присутствие азербайджанских ВС на суверенной территории Армении привело к эскалации ситуации".

Официальный Баку в ответ задается вопросом: "почему страна, стремящаяся к деэскалации, постоянно обстреливает азербайджанские позиции на границе и не реагирует на призывы решить пограничный вопрос путем диалога?".

Тем более, что такие призывы с азербайджанской стороны звучат регулярно, причем, на самом высоком уровне. Но их Ереван предпочитает игнорировать.

Сам же лидер Армении Никол Пашинян проблемы страны предпочитает решать чужими руками. Говоря о создавшейся на границе ситуации, он отметил, что есть "смысл рассмотреть размещение опорных пунктов российских пограничников по всей протяженности границы". Это, по его мнению, даст возможность осуществить работы по делимитации и демаркации границ "без риска военных столкновений". И вновь говорит о необходимости мониторинговой миссии ОДКБ вдоль границы.

В Баку заявлениям Пашиняна удивляются: о каком риске вообще говорит армянский политик, если азербайджанская сторона на самом высоком уровне предлагает Армении мир.

Пашинян меняет Россию на западных друзей?

По мнению директора Центра истории Кавказа Ризвана Гусейнова, причины обострения на границе кроются в нежелании армянской стороны и, в частности, лично Пашиняна, выполнять обязательства, взятые на себя в рамках трехсторонних заявлений по Карабаху.

Армения, согласно договоренностям, должна разблокировать транспортные и логистические коммуникации в регионе. В том числе, Зангезурский коридор, который соединит Россию с Турцией через Азербайджан и Армению, напомнил собеседник Sputnik Азербайджан.

По словам эксперта, Пашинян еще весной начал затягивать процесс. Сначала он попросил у Москвы и Баку отсрочки из-за парламентских выборов, которые прошли в Армении в июне: "Однако, выиграв выборы, Пашинян решил опереться теперь на своих западных друзей – тех, что в ЕС и США. В частности, недавний визит главы Евросовета Шарля Мишеля в Ереван прошел на фоне столкновений на границе Азербайджана и Армении", - подчеркнул он.

"По совету своих европейских друзей Пашинян начал вновь тормозить, а в дальнейшем и вовсе будет пытаться остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном и разблокировку транспортных коридоров. И все это потому, что европейские и американские интересы не были учтены при подписании трехсторонних заявлений по Карабаху", - пояснил директор Центра.

Россия, Азербайджан и Армения договорились по итогам второй Карабахской войны, которую армянская сторона проиграла, о том, каким будет будущее региона. Но, так как в этом не участвовали ни европейцы, ни американцы, их интересы на Южном Кавказе сейчас серьезно могут пострадать. Это понимают и в Европе, и в США, отметил Гусейнов.

Обнулить договоренности по Карабаху не получится

Коллективный Запад решил путем дестабилизации на границе между Арменией и Азербайджаном попытаться обнулить договоренности, достигнутые по итогам войны, подчеркнул эксперт.

"Уже сегодня видно, что все эти затеи Пашиняна проваливаются. Азербайджанское руководство не собирается уступать и будет принуждать Армению к миру, а также к выполнению всех существующих договоренностей, в том числе по разблокировке Зангезурского коридора, делимитации и демаркации границы", - заявил собеседник Sputnik Азербайджан.

Понимая это, Пашинян решил перевалить все "с больной головы на здоровую". Он вновь попытался привлечь к этим вопросам ОДКБ и саму Россию, считает Гусейнов.

По его словам, Пашинян лукавит, когда говорит о том, что на границе Армении и Азербайджана могут появиться российские пограничники, так как сейчас это невозможно. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не стал даже комментировать последние заявления Пашиняна, еще раз подчеркнув, что Москва уже приложила немало усилий, чтобы восстановить режим прекращения огня на армяно-азербайджанской границе. И теперь пора выполнять взятые на себя обязательства.

"Более того, где могут стоять российские пограничники, если нет самой границы? Азербайджан и Армения еще не подписали мирный договор, признающий границы друг друга", - напомнил Гусейнов.

До тех пор, пока Ереван не выполнит все обязательства, пока не произойдет процесс делимитации и демаркации границы, пока не будут разблокированы транспортные коммуникации, ситуация в регионе останется напряженной.

"Несомненно одно, хочет того Армения или нет, до сентября – сроки были просчитаны заранее с учетом международной и региональной повестки – армянское руководство должно будет выполнить все вышеуказанные пункты и подготовиться к подписанию большого мирного договора с Азербайджаном", - заявил он.

Провокация против России и ОДКБ

Аналогичного мнения придерживается и эксперт клуба "Валдай" Фархад Маммедов.

"Заявления Пашиняна ничто иное, как провокация. Он предлагал это еще в мае. Однако накануне его визита в Москву пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков ясно дал понять — размещение российских миротворцев на границе Азербайджана и Армении не планируется", - напомнил политолог.

Пашинян, по словам Маммедова, с мая заявляет: "мы это предложим российским партнерам". Но за это время между армянской и российской стороной на разных уровнях были как телефонные переговоры, так и очные встречи. Получается, либо на них не было озвучено предложение, либо на него был получен отказ. О чем Ереван не спешит информировать общественность.

"Все дело в том, что Пашинян делает это намерено. Он хочет продемонстрировать армянскому обществу, что Россия не предпринимает никаких шагов для защиты интересов Армении", - считает Маммедов.

То же касается и ОДКБ. Не обсудив данные вопросы внутри организации, делать такие заявления – это тоже провокация в отношении военно-политического блока, подчеркнул политолог.

"В заявлениях Пашиняна давно просматривается линия дискредитации ОДКБ и России в Армении, но особенно это стало бросаться в глаза после его победы на парламентских выборах", - отметил собеседник Sputnik Азербайджан.

И Запад поддерживает армянского лидера в этом.

"Я не думаю, что если бы премьер-министром избрался бы экс-президент Роберт Кочарян, то Европейский союз в рамках "Восточного партнерства" выделил бы Армении такую внушительную сумму в качестве помощи, кредитов, инвестиций и прочего", - подчеркнул он.

Маммедов также обратил внимание на заявление "Фонда Сороса". В это раз в нем призвали армянские власти обратиться в Совбез ООН и ОБСЕ с просьбой направить в Армению специальную мониторинговую миссию для объективной оценки ситуации в приграничных зонах.

"Все это показывает, что Армения сейчас старается выйти из конфигурации с Россией и Азербайджаном, и не реализовывать пункты трехсторонних заявлений по Карабаху. Отсюда и обострение ситуации на границе", - заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

Читайте также:

801
Теги:
мирный договор, Ереван, Баку, Эксперты
Тема:
Обстановка на границе Азербайджана и Армении
Кинорежиссер Эльхан Джафаров

Режиссер: азербайджанское кино находится на стадии развития

0
(обновлено 15:32 02.08.2021)
Наши кинематографисты должны ставить новые цели и достигать их, считает кинорежиссер Эльхан Джафаров.
Джафаров: нас ждет светлое будущее кинематографа

Сегодня азербайджанское кино находится на стадии развития, сказал Sputnik Азербайджан кинорежиссер Эльхан Джафаров.

Сегодня в Азербайджане отмечается День национального кино. 2 августа 1898 года в Баку был продемонстрирован первый короткометражный немой фильм "Попался" ("İlişdin") производства азербайджанской кинематографии.

"Есть определенные этапы, до которых мы дошли, но наши кинематографисты должны ставить новые цели и достигать их. Для этого необходимо достичь сложных и несложных этапов развития. Хотелось бы, чтобы наше общество рассматривало кино не только как развлекательный, но и воспитательный фактор. Надеемся, что нас ждет светлое будущее кинематографа. Я очень рад, что и министр культуры и руководящие лица в кинематографии являются молодыми кадрами. Это вселяет надежду, потому что молодые люди бывают более энергичными и амбициозными",- отметил Джафаров.

Подробный комментарий  кинорежиссера слушайте в аудиофайле.

0