Государственный флаг Ирана в Тегеране, фото из архива

Продлит ли ООН действие эмбарго на поставки оружия в Иран - отвечает востоковед

328
(обновлено 12:16 11.08.2020)
Востоковед Игорь Панкратенко объяснил, почему не имеет никакого значения, будет принята резолюция Совета безопасности ООН, или нет.

БАКУ, 11 авг — Sputnik, Александра Зуева. Продлить оружейное эмбарго в отношении Ирана потребовал накануне Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива в своем письме, направленном в адрес Совета Безопасности ООН.

"Эмбарго должно быть сохранено из-за того, что Иран продолжает вооружать отряды ополченцев и незаконных формирований в странах региона", - утверждают члены организации - представители Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Омана, Бахрейна, Кувейта и Катара.

Это не первое подобное обращение - в июне американские дипломаты в ООН уже призывали членов Совбеза продлить эмбарго на поставки оружия Ирану. Тогда Россия в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова направила на имя генсека ООН и председателя Совбеза письмо, указав на отсутствие объективных оснований для обсуждения в СБ ООН данного вопроса.

О том, может ли быть продлено действие эмбарго ООН на поставки оружия в Иран, срок которого истекает в октябре этого года, Sputnik Азербайджан поинтересовался у востоковеда Игоря Панкратенко.

Эксперт уверен, что продление оружейного эмбарго для Ирана - это сейчас главная задача для всего антииранского фронта, раскинувшегося от Вашингтона до Персидского залива и дальше до Израиля. На решение этой задачи, по его мнению, брошены все возможные силы лоббистов: дошло до того, что президент США Дональд Трамп даже поменял спецпредставителя по Ирану.

СПРАВКА: Шестого августа стало известно, что специальный представитель США по Ирану Брайан Хук покинет свой пост. Эту должность в дополнение к своим обязанностям специального представителя по Венесуэле займет Эллиотт Абрамс.

"Так что, битва в СБ ООН ожидается достаточно жесткая. Ведь снятие оружейного эмбарго опасно еще и тем, что это некая форточка возможностей для иранской экономики и всевозможных денежных обменов. А этого никому не хотелось бы допускать", - отметил собеседник Sputnik Азербайджан.

При этом Панкратенко не сомневается, что резолюция СБ ООН принята не будет, потому как на нее будет наложено вето России и Китая. Это, по его словам, понимают и американцы, которые уже сейчас обдумывают, как проводить санкции в отношении Ирана в обход СБ ООН.

"Собственно, вариант тут сейчас один: вводить односторонние санкции. То есть те, кто будет замечен в торговле оружием с Ираном, будут подпадать под санкции США", - отметил востоковед, назвав этот способ оказания давления на тех, кто хотел бы работать с Ираном, достаточно эффективным.

Удастся ли спасти ядерную сделку с Ираном – мнение политолога >>

Так что, борьба за резолюцию будет тяжелой, но чем бы она в ООН не закончилась, американцы все равно не допустят никаких оружейных поставок в Иран. Таким образом, противостояние перейдет уже на новый уровень - на уровень противостояния Вашингтона, Москвы и Пекина в отношении Ирана, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

328
Теги:
Игорь Панкратенко, оружие, Иран, ООН
По теме
Очередной российско-американский договор висит на волоске
Чем увенчается вояж Зарифа в Москву и Анкару - отвечают востоковеды
России, Ирану и Азербайджану есть о чем задуматься
Если у власти останется Трамп: взгляд экспертов на ситуацию вокруг Ирана

Политолог: формат Азербайджан Турция Туркменистан выгоден для всех

44
(обновлено 14:32 25.02.2021)
Урегулирование проблемы вокруг месторождения на Каспии между Азербайджаном и Туркменистаном радует и Турцию, убежден политолог Эльхан Шахиноглу.
Шахиноглу: туркменский газ может поступить в Европу через Азербайджан и Турцию

Трехсторонний формат между Туркменистаном, Азербайджаном и Турцией выгоден всем сторонам. Об этом сказал Sputnik Азербайджан политолог Эльхан Шахиноглу, комментируя итоги встречи глав МИД стран, прошедшей в Анкаре.

По приглашению министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу с участием главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова и вице-премьера, министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова 23 февраля состоялась пятая трехсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств. Стороны утвердили приверженность заявлениям, принятым по итогам предыдущих встреч, и подтвердили взаимное уважение и безоговорочную поддержку суверенитета и территориальной целостности государств-участников в пределах их международно признанных границ.

"После развала Советского Союза между Азербайджаном и Туркменистаном возникли вопросы вокруг месторождения на Каспии. Но этот спор был урегулирован Меморандумом о совместной разведке и разработке углеводородного месторождения, названного "Достлуг". Это выгодно и Турции, потому что она имеет стратегические отношения с обеими странами. В дальнейшем может быть построен трубопровод по дну Каспия, что даст возможность туркменскому газу поступить через Азербайджан и Турцию на европейские рынки", - отметил Шахиноглу.

Подробный комментарий политолога слушайте в аудиофайле.

44
Цистерны c нефтепродуктами, фото из архива

Тюркские страны и энергетика: нужны новые идеи

424
(обновлено 16:29 26.02.2021)
Тюркские страны в вопросе энергетического сотрудничества объединяются скорее по географическому признаку, нежели по этническому: многие так или иначе взаимодействуют в рамках прикаспийского региона.

Страны-участники Тюркского совета, сотрудничающие во многих областях, провели первое заседание министров энергетики в рамках организации. В видеоконференции приняли участие представители Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции, Узбекистана и Венгрии. Стороны обсудили в том числе возможности сотрудничества по улучшению инвестиционного климата, обмена опытом по обеспечению энергоэффективности. Однако ограничиваться этим, не заглядывая в будущее, было бы неверно - тем более что существует несколько крайне интересных идей для совместной работы.

Интерес к сотрудничеству в энергетике именно в формате Тюркского совета вполне объясним, особенно учитывая тот факт, что данное заседание прошло в свете состоявшейся накануне встречи глав МИД Азербайджана, Турции и Туркменистана, главной темой которой было сотрудничество на Каспии и привлечение туркменского газа к Южному газовому коридору (ЮГК).

Можно сказать, что тюркские страны, сотрудничая в энергетической сфере, взаимодействуют скорее на основе географической составляющей, нежели этнической: многие государства-участники совета так или иначе объединены в рамках прикаспийского региона, богатого энергоресурсами.

Одним из самых ожидаемых проектов для данного региона является Транскаспийский газопровод, призванный доставлять туркменский газ в Европу через территорию Азербайджана, Грузии и Турцию. К проекту в дальнейшем может присоединиться и Казахстан: рассматривались варианты подключения к Транскаспию трубопровода из месторождения Тенгиз в Казахстане до Туркменбаши, и дальнейшие транспортировки "голубого топлива" по дну моря в Азербайджан.

Как Азербайджан свяжет российский Север с индийским Югом>>

Также необходимо учитывать тот факт, что страны в последнее время развивают сотрудничество также в сфере транспорта и логистики: налажена инфраструктура сухопутных, морских и железнодорожных перевозок, учитывая частичную реализацию "Железного Шелкового Пути".

Ранее сторонами-участниками Совета не раз высказывалась идея создания совместной судоходной компании - для увеличения эффективности грузоперевозок по Транскаспийской магистрали в направлении "Восток-Запад".

Развитие сотрудничества в транспортной и логистической сфере положительно отразится и на энергетическом сотрудничестве прикаспийских стран.

Так, ожидается, что начнется реализация проекта транспортировки готового сжиженного природного газа (СПГ) из Туркменистана и других стран Центральной Азии в Азербайджан по Каспию и его дальнейший транзит по железной дороге в Европу. Подобные проекты уже рассматривались в прошлом, но тогда еще не было налаженной железнодорожной связи. Однако запуск маршрута Баку-Тбилиси-Карс, а также открытие транспортного коридора между Азербайджаном и Нахчываном, могут ускорить продвижение такого проекта.

Перевозка сжиженного газа по железной дороге выгоднее, чем поставки СПГ по морю - поставки по морю обходятся дороже, да и объемы и частота перевозок по железной дороге значительно выгоднее, чем по морскому пути. Кроме того, транспортируя сжиженный газ цистернами по железной дороге, можно удовлетворить потребности в СПГ во многих точках по маршруту.

Помимо этого, в дальнейшем поступающий по Транскаспийскому газопроводу газ из западной части Каспия (месторождения Туркменистана и Казахстана) мог бы также доставляться по имеющимся трубопроводам в Турцию, а там обрабатываться на местных заводах по сжижению и дальше, морским путем, поставляться на рынки сбыта. Благо, пропускная способность TANAP позволяет поставлять по нему значительные объемы. Кроме того, его пропускную мощность планируется увеличить (путём добавления параллельных циклов и компрессорных станций) до 31 миллиарда кубометров с ныне существующих 16 миллиардов.

Учитывая это, становится понятным стремление Турции нарастить объемы газовых хранилищ. Так, министр энергетики страны Фатих Донмез заявил недавно, что Анкара планирует увеличить объем газохранилищ с нынешних 4,5 миллиарда до 11 миллиардов кубометров к концу 2023 года.

 

Таким образом, можно смело заявить, что наряду с традиционными и существующими энергетическими проектами странам Тюркского совета нужно обсудить и новые, ранее не затронутые идеи, а также рассмотреть вариант проведения подобных энергетических конференций в более широком составе, отталкиваясь от географических особенностей региона.

424

На чем ездили "советские" азербайджанцы

0
(обновлено 00:37 27.02.2021)
Автомобили, бывшие во времена СССР настоящей роскошью, давно уже стали всего лишь средством передвижения. Из инфографики Sputnik можно узнать, сколько легковых автомобилей насчитывалось в бывших советских странах.
© Sputnik / Elnur Salayev

В Азербайджане из года в год растет количество автомобилей на душу населения. А ведь было время, когда, перед распадом Советского Союза в 1991 году, в республике, согласно тогдашней государственной статистике, насчитывалось всего лишь 320 тысяч автомашин. Азербайджан не входил в число лидеров бывшего СССР по автомобилизации - всего 44 автомобиля на тысячу жителей.

Интересно, что соседняя Грузия, которая сегодня нередко служит поставщиком подержанных авто в Азербайджан, еще тогда была среди самых "автомобильных" республик некогда большой страны.

Sputnik Азербайджан подготовил специальную инфографику, из которой читатели смогут узнать, как сильно изменилась ситуация с легковыми автомашинами в республике за прошедшие 30 лет, и какое место она занимает среди постсоветских стран по уровню автомобилизации.

0