* АЗЕРБАЙДЖАН *
Мигранты идут к пограничному переходу Пазаркуле в Турции, фото из архива

Турция и ЕС далеки от решения проблемы беженцев

114
(обновлено 21:23 11.03.2020)
О конкретной возможности разрешения миграционного кризиса пока говорить преждевременно, считает турецкий политолог Джан Байдарол.

БАКУ, 12 мар — Sputnik. Разрешение миграционного кризиса между Турцией и Европейским союзом возможно в случае устранения большого числа технических сложностей и несостыковок между сторонами, и, судя по имеющейся на сегодня картине, Турция и ЕС пока далеки от окончательного решения данного кризиса. Об этом Sputnik Türkiye сказал турецкий политолог, эксперт по отношениям Турции и ЕС, вице-президент Ассоциации ЕС и глобальных исследований (ABKAD) Джан Байдарол, комментируя ситуацию с беженцами, а также итоги недавней встречи президента Реджепа Тайипа Эрдогана и представителей ЕС в целях решения этой проблемы.

Ситуация обострилась после открытия Турцией границ, что привело к потоку мигрантов, хлынувших к греческой границе.

"По итогам состоявшихся контактов в Брюсселе было сделано заявление, что переговоры по миграционному кризису прошли в конструктивном ключе, однако имеется большое количество различных технических сложностей и вопросов, которые требуют дальнейшего обсуждения, поэтому политический диалог по данному вопросу будет продолжен", - считает Байдарол.

Эксперт указал на то, что в своем заявлении глава МИД Чавушоглу подчеркнул, что между сторонами состоятся технические встречи, в рамках которых будет пересмотрена и дополнена достигнутая между Турцией и ЕС 18 марта 2016 года договоренность по беженцам.

Прекращение огня в Идлибе – временно: эксперт о соглашении Турции с Россией >>

Между тем, пока неизвестно, в какой именно форме она будет обновлена, отмечает Байдарол. По мнению турецкого политолога, пока рано говорить о конкретной возможности разрешения миграционного кризиса.

"Найти формулу, способную удовлетворить Турцию, возможно, но трудно сказать, когда именно это произойдет. Кроме того, пресс-конференция по итогам переговоров в Брюсселе прошла без участия Эрдогана. Это, на мой взгляд, говорит о том, что компромисс между сторонами не был достигнут, в ином случае Эрдоган присутствовал бы на пресс-конференции", - отметил Байдарол.

Продолжающийся миграционный кризис, по словам эксперта, является "крупнейшей гуманитарной трагедией XXI века": "Большинство скопившихся на границе людей - это беженцы из Ирана, Ирака, Афганистана, которым, в отличие от сирийцев, турецкие власти не предоставляют право на получение убежища. И эта ситуация сегодня играет против самой Турции, поскольку приводит к формированию убеждения, что турки намеренно провоцируют эту гуманитарную трагедию, способствуя скоплению на границе тысяч мигрантов".

Политолог объяснил, зачем Турции пришлось пугать Европу мигрантами >>

Кроме того, у Турции имеется ряд обязательств, в частности, она не должна подвергать риску жизнь беженцев, и, соответственно, не подталкивать их (к границе), указал политолог. В то же время он считает, что Турция поступила совершенно правильно, воспрепятствовав перемещению мигрантов через море, после того как Греция в Эгейском море потопила суда, что привело к гибели людей.

"Однако ситуация в Эдирне должна быть как можно скорее урегулирована. Как будет оказываться помощь этим людям? Что они будут делать, когда у них закончатся деньги? Должен быть найден выход, единая формула, дающая этим людям право нормально жить и обеспечивать себя. Кроме того, проблема мигрантов с точки зрения ЕС ограничивается не только турецкой границей. В нынешних условиях, в контексте проблем, связанных с глобальным потеплением, из-за голода, нехватки воды и столкновений неизбежным является масштабный миграционный поток в Европу из стран Африки. Следовательно, должно быть найдено комплексное решение этого гуманитарного кризиса", - сказал Байдарол.

Деньги не решат проблему: политолог о кризисе миграции в Евросоюзе >>

Говоря о том, что, скорее всего, Евросоюз в скором времени направит финансовую поддержку Турции, эксперт добавил: "Договоренность по мигрантам содержит четыре основных пункта. Турции должны были быть выделены шесть миллиардов евро. Мы видим, что три миллиарда были направлены, а другие три миллиарда по техническим причинам застряли в недрах европейской бюрократической машины. Я предполагаю, что сейчас на первом этапе мы можем ожидать оперативной выплаты этих средств, а далее - увеличения суммы поддержки".

Второй момент, по словам политолога, заключался в актуализации положений Таможенного союза. Этот вопрос, который ранее забуксовал по политическим причинам, на этот раз может быть разрешён, но и по нему переговоры продлятся минимум три-четыре года. Третий пункт заключается в либерализации визового режима. Здесь имеется 72 критерия, 68 из которых были выполнены турецкими властями, отметил Байдарол: "Осталось еще четыре критерия, главный из которых - это закон о терроризме, работа над соответствующими положениями в настоящий момент продолжается".

Четвертый основной момент заключается в открытии новой главы в переговорном процессе о полноправном членстве Турции в Евросоюзе, отмечает эксперт. По его мнению, на самом деле, в настоящее время никто о полноправном членстве даже не говорит. Для оживления этого процесса должны быть предприняты определенные шаги: "Но будет ли делать сейчас ЕС эти шаги, или нет – другой вопрос. Таким образом, насколько я понимаю, переговоры между сторонами ведутся в первую очередь по этим основным пунктам. Кроме того, к ним сейчас добавилась ситуация в Идлибе. Время покажет, как будут развиваться события по этому вопросу".

114
Теги:
мигранты, беженцы, Европейский союз, Турция
По теме
В поисках лучшей жизни: беженцы из Турции массово стремятся в Европу

Исполняющий обязанности премьер-министра Никол Пашинян (на первом плане в центре) у одного из избирательных участков во время досрочных парламентских выборов в Армении.

Путин поздравил Пашиняна с победой на выборах

649
(обновлено 18:16 24.06.2021)
Азербайджан, Россия, а также ряд международных организаций, дали оценку прошедшим в Армении парламентских выборам.

БАКУ, 21 июн — Sputnik. Партия "Гражданский договор" Никола Пашиняна с серьезным преимуществом 20 июня победила на досрочных парламентских выборах в Армении.

Политическая сила набрала 53,92% по итогам подсчета на всех участках, оставив далеко позади своего ключевого соперника – блок "Армения" во главе с экс-президентом Робертом Кочаряном. Последний с итогами не согласен и собирается оспорить их в Конституционном суде.

Блок уже распространил заявление, в котором назвал итоги выборов спорными, прошедшими с нарушениями и не представляющими реальное соотношение сил.

Путин и Пашинян обсудили ситуацию в Карабахе

Президент России Владимир Путин в четверг, 24 июня, провел телефонные переговоры с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном.

Глава российского государства поздравил лидера Армении с успешным проведением выборов и победой на них.

Стороны обсудили ситуацию в регионе, а также реализацию положений трехсторонних заявлений по Карабаху.

Как реагирует международное сообщество

Вот только международные организации, наблюдавшие за выборами, с блоком Кочаряна не согласны. В частности, миссия ОБСЕ считает, что выборы в Армении и подсчет голосов "прошли хорошо".

"Главные свободы, имеющие ключевое значение того, чтобы выборы были демократическими, в целом соблюдались. Можно дать исключительно высокую оценку процессу голосования. Процесс подсчета также прошел хорошо и был в высшей степени прозрачным", - заявила глава миссии Кари Хенриксен на итоговом брифинге.

Глава миссии ПАСЕ Йоргос Катругалос и вовсе считает, что, несмотря на поляризацию общества и короткие сроки, а также технические недочеты, выборы в Армении были демократическими и конкурентными.

"Они смогут способствовать поиску компромисса", - заявил журналистам Катрогалос, добавив, что некоторые недочеты на выборах носили технический характер.

В частности, по его словам, на выборах не было организовано выездного голосования для инвалидов, находящихся дома, а на некоторых участках отсутствовали возможности для голосования колясочников.

Глава миссии БДИПЧ ОБСЕ Оуэн Мерфи и вовсе сообщил о том, что власти Армении проявили открытость по отношению к миссии наблюдателей от ОБСЕ и ПАСЕ.

"Эти выборы прошли в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами, которые взяли на себя Армения и все страны-участники ОБСЕ", - сообщил Мерфи.

Соблюдены международные стандарты

Аналогичного мнения придерживается и член Совета Федерации РФ Виктор Смирнов, который возглавлял делегацию российских сенаторов по наблюдению за выборами. По его словам, выборы в Армении прошли в соответствии с национальным законодательством и международными стандартами.

"День голосования продемонстрировал профессионализм членов участковых избирательных комиссий и Центризбиркома Армении. Везде, где мы побывали, шла организованная работа, точно исполнялось избирательное законодательство республики", - отметил парламентарий.

Активность избирателей на участках, которые посетили сенаторы, была достаточно высокой. При этом, соблюдались противоэпидемические правила, действующие в стране в связи с пандемией.

Незначительные нарушения, которые были зафиксированы международными наблюдателями, носили технический характер, и, безусловно, не могли повлиять на результаты волеизъявления, заключил Смирнов.

О том, что выборы в Национальное собрание Армении прошли в спокойной обстановке, а российские наблюдатели не зафиксировали нарушений на них, заявил и глава делегации Госдумы РФ на выборах, депутат Виктор Водолацкий.

"По всем участкам, которые наша группа наблюдателей от Госдумы, от СНГ проверяла, нарушений не было. И теперь самое главное, чтобы выбор, который сделал армянский народ, пошел на пользу Армении, развитию добрососедских отношений между Россией и Арменией, было сформировано то правительство, которое будет отвечать тем чаяниям и просьбам людей, которые приходили на избирательные участки", - сказал он РИА Новости.

Координатор миссии от Межпарламентской ассамблеи СНГ Игорь Комаровский также назвал прошедшие в Армении выборы "очень конкурентными и состязательными".

Схожего мнения придерживается и глава миссии наблюдателей от СНГ Ильхом Нематов. По его словам, выборы были проведены в соответствии с избирательным законодательством республики.

"Процедура голосования проходила в соответствии с требованиями избирательного кодекса. Наблюдатели от СНГ не зафиксировали каких-либо крупных нарушений, которые могли бы повлиять на результаты выборов", - сказал он.

Что думают в Москве

Кремль видит уверенную победу партии "Гражданский договор" Никола Пашиняна на выборах и поздравляет народ этой страны с выбором.

"Мы видим, что убедительную победу одержала партия Пашиняна. Мы поздравляем армянский народ с выбором", - сказал журналистам пресс-секретарь главы РФ Дмитрий Песков.

Кремль желает, чтобы решение народа на парламентских выборах в Армении помогло стране выйти на траекторию устойчивого развития и справиться с трудностями.

Министр иностранных дел Сергей Лавров, в свою очередь, отвечая на вопрос, как могли повлиять прошедшие в Армении выборы на ситуацию в Карабахе и регионе, указал на то, что они только состоялись и предложил дождаться формирования правительства, чтобы это понять.

"В Москве исходят из того, что трехсторонние соглашения Россия-Азербайджан-Армения, прекратившие войну и запустившие процесс согласования экономического взаимодействия, работают", - заключил министр.

Баку предлагает Еревану мир

В Азербайджане также прокомментировали прошедшие в соседней стране выборы. Министр иностранных дел АР Джейхун Байрамов выразил надежду на то, что новое правительство правильно оценит и поймет реальные последствия политического кризиса в своей стране и сделает правильные выводы.

"Многие в Армении основным результатом этого кризиса видят тяжелое поражение Армении в 44-дневной войне, однако его корни гораздо глубже, они упираются в прошлое", - заявил министр.

В первую очередь, причина этого политического кризиса в том, что в конце XX века Армения, нарушая международное право, на протяжении десятилетий пыталась изменить международно-признанные границы соседнего государства путем агрессии в его отношении, подчеркнул Байрамов.

"Считаем, что чем раньше придет осознание того, что принцип нормального развития стран в регионе путем нормализации отношений в рамках соблюдения международных норм и принципов безальтернативен, тем быстрее Азербайджан и Армения, а также другие страны региона, смогут увидеть результаты", - заявил глава МИД АР.

Позиция Азербайджана в этом вопросе неизменна. В частности, Азербайджан - сторонник нормализации отношений в соответствии с международными нормами и принципами, включая уважение суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности международно признанных границ государств, заключил министр.

Читайте также:

649
Теги:
Россия, Азербайджан, выборы, Армения
Президент Ирана Ибрахим Раиси, фото из архива

Назад в консерватизм Раиси предпочтет старых друзей приключениям с Западом

88
(обновлено 23:02 23.06.2021)
Тринадцатый президент Ирана пришел к власти в период, когда страна ведет переговоры по возвращению к ядерной сделке, нормализации отношений с Эр-Риядом и снятию санкций. Каким будет курс его внешней политики, разбирался обозреватель Sputnik Азербайджан.

БАКУ, 24 июн — Sputnik. В период, когда Иран ведет борьбу с бедностью, экономической разрухой и инфляцией, многих интересует вопрос - какой будет внешняя политика новой администрации Ирана во главе с консерватором Ибрахимом Раиси и кого он предпочтет - надежных друзей в лице региональных стран или рискованные отношения с Западом.

Главное - интересы Тегерана

На своей первой пресс-конференции в качестве президента Раиси затронул несколько ключевых моментов внешней политики Ирана. По итогам выступления стало ясно – он будет гнуть жесткую позицию по отношению к США, переговорам по ядерной сделке и другим вопросам, касающимся отношений Тегерана с Западом.

В первую очередь Раиси обозначил свою позицию по отношению к США, ответив отказом на вопрос о том, собирается ли он встречаться с Джозефом Байденом по поводу снятия санкций.

"Мое предложение правительству США – как можно скорее вернуться к выполнению своих обязанностей и снять с Ирана санкции. Они должны продемонстрировать свою искренность", - сказал 13-ый президент ИРИ и добавил, что Байден не привержен соглашениям, которые были заключены предыдущими правительствами США.

Раиси также "прошелся" по переговорам по возрождению Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД), отметив, что Иран не намерен вести переговоры, если они не обеспечивают интересы Тегерана.

Консерваторы опять за свое

От Раиси, сторонника ультраконсервативного политического направления, никто и не ожидал теплого отношения к Западу – еще в ходе своей предвыборной кампании он не раз заявлял, что не собирается восстанавливать связи с США и Западом в целом и обвинял правительство реформиста Хасана Роухани в излишнем и безрезультатном сближении с Вашингтоном.

На прошедшей пресс-конференции Раиси стало ясно – он не свернет с дороги своих предшественников-консерваторов, и скорее всего во внешней политике будет больше придерживаться курса сближения с региональными странами, в частности с Россией, Азербайджаном, Турцией и странами Центральной Азии.

Консерваторы в Иране всегда считали, что нужно налаживать контакты в первую очередь со странами региона, идеологическими соратниками и надежными партнерами, в сотрудничестве с которыми можно добиться и экономического развития.

Именно перевес в сторону укрепления сотрудничества с региональными странами и критиковался правительством Роухани, который предлагал диверсифицировать партнерство и рассчитывал добиться экономических успехов за счет укрепления отношений с Западом.

Консерваторы всегда считали, что не стоит доверять Вашингтону в переговорах по ядерной сделке, и как оказалось, были правы - администрация Трампа оставила Роухани на полпути, объявив о выходе из переговоров с Ираном.

Но при этом Раиси, как ожидается, продолжит переговоры по сделке, тем более переговоры в Вене ведутся уже некоторое время, и ожидается, что придут к соглашению, что сделает Раиси героем ядерной сделки.

На уровне регионального сотрудничества можно ожидать укрепления отношений и с Китаем – новый президент Ирана уже назвал приоритетом для внешней политики реализацию 25-летнего соглашения с Китаем.

Отношения с Азербайджаном

Отношения с Азербайджаном тоже станут приоритетными для Ирана, тем более намечаются грандиозные проекты как в рамках региональных, так и двусторонних отношений. Так, вместе с партнерством на освобожденных территориях, страны намерены реализовать как транспортные, так и энергетические проекты с мировым значением. Страны планируют синхронизировать ЛЭП для обмена электроэнергией, а также в дальнейшем, для экспорта российской электроэнергии в ИРИ через территорию Азербайджана.

Кроме того, Иран и Азербайджан достраивают недостающие участки на железной дороге в рамках транспортного проекта Север-Юг, который станет логистической артерией региона и мира.

Раиси помирится с Эр-Риядом

В отношениях с Эр-Риядом, скорее всего, Раиси не будет так категоричен, как с США. Переговоры Саудовской Аравии и Ирана уже два месяца ведутся в Багдаде и по информации источников из Ирака, по ним достигнуты положительные результаты.

Эту догадку подтвердил и сам Раиси на пресс-конференции, сообщив, что никаких препятствий для диалога между Тегераном и Эр-Риядом и возвращения посольств нет.

"Что касается Саудовской Аравии, то мы готовы к сотрудничеству со всеми странами мира, и в особенности с соседними государствами. Нет препятствий для возвращения посольств Ирана и Саудовской Аравии в обе страны. Мы это объявляли раньше, и сейчас подтверждаем", - сказал Раиси.

Нормализация отношений с Эр-Риядом сейчас очень необходима Тегерану – это может стать выходом из экономического кризиса, в котором оказался Иран из-за санкций США. Ранее обсуждался вопрос о нефтяном сотрудничестве между Исламской республикой и Саудовским королевством, согласно которому Эр-Рияд будет закупать иранскую нефть и перепродавать на мировом рынке.

Для Ирана это может стать уникальным шансом реализовать свою нефть, так как в последние месяцы даже основной импортер иранской нефти - Китай, отказался от большего объема нефти из ИРИ.

Таким образом, следуя по пути своих предшественников, консерватор Раиси, скорее всего, не будет ожидать чего-то существенного от Запада и будет рассчитывать больше на региональное сотрудничество с давними и надежными партнёрами – Россией, Китаем, Турцией и Азербайджаном.

Читайте также:

88
Теги:
Консерваторы, Иран
Участники IX Московской конференции по международной безопасности в Москве.

Итоги Московской конференции по безопасности: укрепление доверия и контакты

0
(обновлено 23:06 24.06.2021)
Во второй день международной конференции участники говорили о мерах доверия, встречных шагах по обеспечению глобальной стабильности, взаимодействии в киберпространстве и контактах западных военных с коллегами из РФ.

В российской столице завершились обсуждения в рамках IX Московской конференции по международной безопасности с участием членов правительства различных стран мира и представителей международных организаций, которые затронули вопрос глобальной стабильности, действий НАТО, взаимодействия в Арктике, а также роль киберпространства.

Глобальная стабильность

Военные учения у границ других государств вызывают потенциальную опасность, и странам необходимо разработать меры по укреплению доверия, заявила генеральный секретарь ОБСЕ Хельга Шмид на IX Московской конференции по международной безопасности.

"Военные операции и военные учения, которые проводятся рядом с границами других государств, - это очень опасно. Если одна страна не уведомляет другую об этом, то это может привести к каким-то инцидентам не всегда с понятными последствиями. Поэтому увеличение прозрачности по военным учениям и другим операциям, особенно рядом с границами, может снизить уровень взаимной подозрительности и может укрепить доверие и взаимопонимание", - сказала она.

Как сказала генсек ОБСЕ "приверженность всем инструментам по повышению доверия должна быть нашей общей целью": " Мы все выиграем от повышения безопасности".

Также Шмид указала на развитие многих других значимых видов оружия, требующих контроля, и потому ядерное оружие "уже не такой новый концепт", особо выделив кибероружие.

"Поэтому необходимо, чтобы меры по прозрачности тоже были актуальны. Диалог, уменьшение рисков и прозрачность - эти три аспекта являются крайне важными для обеспечения безопасности. Чтобы эти инструменты оставались актуальными, они должны постоянно использоваться и оттачиваться", - сказала генсек.

Россия предлагает простую доктрину глобальной безопасности, включающую диалог вместо обвинений и открытость вместо двойных стандартов, заявил, в свою очередь, секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

Пандемия показала, что ни одна страна не сможет в тяжелый момент закрыться от соседей и переждать кризисную ситуацию, отметил Патрушев.

"Именно поэтому Россия, опираясь на свой уникальный многовековой опыт, предлагает всем заинтересованным игрокам простую доктрину глобальной стабильности. Ее суть предельно прозрачна - диалог вместо обвинений, сотрудничество вместо конфронтации, добрая воля вместо эгоизма, открытость вместо двойных стандартов", - подчеркнул секретарь СБ РФ.

Главное, по его словам, - "определить параметры мирного сосуществования, не допускающие ядерной войны или войны с участием ядерных держав".

Между тем, недавний саммит НАТО продемонстрировал беспрецедентный антироссийский заряд и подтвердил претензии Альянса на роль мирового полицейского, указал российский политик.

Страны НАТО продолжают наращивать военные расходы, несмотря на падение ВВП в период пандемии коронавируса, хотя больше говорят именно об агрессивности России, заметил он.

"Однако давайте взглянем на факты: в странах НАТО продолжается рост ассигнований на военные нужды. Несмотря на падение совокупного ВВП в мире более чем на 6% в период пандемии в 2020 году, военные расходы альянса увеличились почти на 4%. При этом в абсолютных значениях по данному показателю страны НАТО без учета США опережают Россию почти в пять раз, а с американским оборонным бюджетом - почти в двадцать", - заявил он.

В этой связи курс на наращивание своей обороноспособности является для России сегодня безальтернативным, сказал Патрушев.

Между тем, директор внешней разведки (СВР) РФ Сергей Нарышкин в ходе выступления усомнился в способности Запада воспользоваться итогами саммита США-РФ в Женеве для формирования справедливого мира.

"Сможет ли Запад оценить и воспользоваться итогами российско-американского саммита в Женеве, духом Женевы для того, чтобы попытаться построить более безопасный и справедливый мир - вопрос", - сказал он.

Борьба с терроризмом

Одним из основных вызовов безопасности в мире остается терроризм, сказал еще в первый день конференции, 23 июня, глава Федеральной службы безопасности России Александр Бортников, отметив активизацию террористических организаций в Африке и Ближнем Востоке.

Касаясь этой темы, секретарь Совбеза России Патрушев заметил, что терроризм зачастую является результатом геополитических экспериментов отдельных мировых игроков для борьбы с неугодными странами.

Он отметил, что сегодня пристального внимания требует противодействие террористической угрозе в Ливии и в целом в Северной Африке, Сахаро-Сахельской зоне, Восточной Африке и других субрегионах.

"Вместе с тем необходимо помнить, что терроризм зачастую появляется не сам по себе, а является итогом геополитических экспериментов отдельных игроков, которые охотно используют экстремистов всех мастей для подрыва государственности неугодных стран, а борьбу с терроризмом рассматривают как формальный предлог для усиления своего военного присутствия", - указал Патрушев.

К тому же, он выразил сожаление, что некоторые страны также стараются помешать противодействию терроризму, приводя в качестве примера ситуацию в Сирии.

"Сражаясь плечом к плечу, наши и сирийские военные нанесли мощный удар террористам, которые уже строили планы по созданию глобального халифата на пространстве Евразии. Фактически в те тяжелые месяцы россияне вместе с братским сирийским народом сражались не только за будущее Сирии, но и за весь мир, против которого выступали террористы, - отметил Патрушев.

"Остается сожалеть, что отдельные государства, претендующие на статус великих держав, не только не посчитали нужным выступить совместно с нами единым фронтом против этого зла, но и приложили немалые усилия для того, чтобы затруднить борьбу с ним", - заметил глава Совбеза России.

В свете усиления террористической угрозы Патрушев также затронул ситуацию в Афганистане.

Обстановка в Афганистане ухудшается по мере вывода войск США и НАТО, а это спровоцирует наращивание активности террористов в этой стране, заявил он.

"Предпосылки для активизации международного терроризма видим и на других направлениях. Деградация обстановки в Афганистане, которая прогрессирует по мере вывода воинских контингентов США и НАТО, будет способствовать наращиванию террористической активности ИГИЛ и Аль-Каиды (запрещены в РФ) в этой стране", - подчеркнул он.

Информационная безопасность

Россия регулярно подвергается недружественным действиям в киберсфере, заявил Николай Патрушев, заметив, что за прошлый год подобных атак было больше 120 тысяч.

"В 2020 году было зарегистрировано свыше 120 тысяч компьютерных атак на нашу критическую инфраструктуру. Большая часть из них осуществлялась с территории США, Германии и Нидерландов и была направлена против объектов государственного управления, военно-промышленного комплекса, здравоохранения, транспорта, науки и образования нашей страны", - сказал он.

Однако, как сказал Патрушев, именно в адрес России регулярно "безосновательно звучат обвинения в проведении кибератак против западных государств".

"И это несмотря на то, что именно Запад устами НАТО официально объявил киберпространство полноценной средой боевых действий", - сказал секретарь Совбеза.

В противовес Западу Москва, напротив, последовательно продвигает тезис о выработке устраивающих все страны правил ответственного поведения в информационном пространстве и прозрачных механизмов расследования инцидентов, сказал он.

"Считаем важным обеспечить неполитизированное взаимодействие между странами с целью создания глобальной системы международной информационной безопасности", - сказал Патрушев. По его словам, данная работа должна вестись открыто и инклюзивно.

Что показала пандемия

Пандемия коронавируса ярко высветила болевые точки в современном миропорядке и неустойчивость международных институтов, заявил Сергей Нарышкин.

"Надо отдать должное коронакризису: он очень ярко высветил главные болевые точки и проблемы не только в организме человека, но и в современном миропорядке. Шаткость международных институтов, норм и правил, казавшихся когда-то незыблемыми, стала настолько очевидной, что их оздоровление и укрепление больше не представляется возможным откладывать", - отметил глава спецслужбы.

По словам главы СВР, стало очевидным, что "глобальные наднациональные институты и международные неправительственные организации проигрывают сильной и суверенной государственной власти в быстроте и эффективности принимаемых антикризисных решений".

"Так называемое мировое сообщество, - добавил он, - оказалось иллюзорной конструкцией, равно как и моральное лидерство Запада во главе с США, которые в какой-то момент фактически устранились от общей борьбы с коварным заболеванием".

Нарышкин обратил внимание на то, что "западные страны, которые так любят кичиться своим гуманизмом, заблокировали на Генеральной Ассамблее ООН российскую резолюцию об отказе от санкций в период пандемии".

НАТО и инцидент в Черном море

Контакты военных России и НАТО позволили бы исключить случаи, подобные инциденту с британским эсминцем "Дефендер" в Черном море, и способствовали бы возобновлению сотрудничества в многочисленных сферах общих интересов, заявил заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко.

"Наши коллеги из стран НАТО постоянно говорят о том, что необходимо искать пути деэскалации, необходимо улучшать механику соглашений двусторонних, многосторонних в деле недопущения и предотвращения опасных инцидентов. Но при всем уважении к послам, думаю, что не послы должны обсуждать безопасную дистанцию сближения между боевым кораблем и боевым самолетом. Это должны быть военные", - сказал он.

По словам дипломата, на сегодняшний день многие страны воспринимают "саму возможность разговора между военными как крамолу и это само по себе создает риски для военной безопасности".

Ранее на мероприятии глава МИД России Сергей Лавров сообщил, что НАТО отказывается идти на контакты с российской стороной Москвой по линии военных.

"НАТО вообще не хочет общаться по линии военных", - подчеркнул он.

Конструктивные предложения российской стороны по снижению военной опасности вдоль всей линии соприкосновения России с НАТО "остаются на столе" уже почти два года, напомнил министр вчера.

Грушко подчеркнул необходимость остановить опасное развитие событий на данный момент, "и на основе совместного анализа общих угроз и вызовов постараться все-таки выйти на какие-то нормы поведения, которые бы исключали инциденты, подобные тому, что произошли вчера (инцидент в Черном море)".

"Без положительной повестки дня, в том числе между военными всех стран, всех государств Европы, переломить ситуацию будет сложно", - заключил Грушко.

Читайте также:

0