Строительство трубопровода, фото из архива

Дело-труба: Азербайджан не собирается платить за Туркменистан

1916
(обновлено 11:29 31.08.2018)
Азербайджан в ближайшее время останется единственным поставщиком "голубого топлива" по маршруту Южного газового коридора и, соответственно, о какой-либо конкуренции российским проектам речь не идет.

БАКУ, 30 авг — Sputnik, Фуад Ализаде. Расходы Азербайджана по доставке природного газа потребителям в страны Европейского Союза по маршруту Южного газового коридора к 2020 году достигнут 11,5 миллиарда долларов, и азербайджанские власти не собираются брать на себя дополнительные расходы по строительству Tранскаспийского газопровода, по которому предполагается вести экспорт туркменского газа.

В ходе состоявшейся 25 августа 2018 года совместной пресс-конференции президента Азербайджана Ильхама Алиева и федерального канцлера Германии Ангелы Меркель глава азербайджанского государства подчеркнул, что строительство Tранскаспийского газопровода должно интересовать больше владельца газа, тогда как транзитные страны не должны проявлять здесь инициативу.

Старт переговорам с американскими компаниями по строительству Транскаспийского газопровода (ТКГ) был дан в 1996 году, и в феврале 1999 года туркменское правительство подписало соглашение с корпорацией General Electric и строительной компанией Bechtel для изучения перспектив проекта прокладки 300-километрового трубопровода по дну Каспийского моря.

Речь шла о строительстве ТКГ проектной мощностью 32 миллиарда кубометров газа в год для доставки туркменского газа на турецкий рынок. Однако, 12 июля 1999 года руководство компании ВР доложило руководству Азербайджана, что запасы газоконденсатного месторождения "Шахдениз" достигают 700 миллиардов кубометров "голубого топлива", и для его экспорта необходимо строительство отдельного газопровода.

Скажутся ли антииранские санкции на "Южном газовом коридоре" — отвечает экономист>>

Официальный Баку потребовал от властей Туркменистана право на прокачку как минимум пяти миллиардов кубометров газа в год по газопроводу, который должен был соединить туркменские месторождения с турецким рынком.

Стоит особо подчеркнуть, что инициация проекта строительства ТКГ зависела от непростых отношений между Туркменистаном и Россией — в вопросе поставок туркменского газа. Фактически Транскаспийский газопровод рассматривался как альтернатива российского "Голубого потока", созданного для поставок газа в Турцию.

Но в то время первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов решил продать практически весь экспортный туркменский газ в Россию, и в соответствии с договоренностями с "Газпромом" (от 1999 года) ежегодно поставлять 20 миллиардов кубометров газа в год (при потенциале экспорта в 21 миллиард кубометров).

История с активизацией проекта ТКГ повторилась в 2006 году, когда на фоне газового конфликта между Россией и Украиной разного рода переговоры по строительству трубопроводов обрели новую актуальность. Однако, президент Гурбангулы Бердымухамедов 12 мая 2007 года подписывает с РФ соглашение об экспорте газа в Европу посредством Центральноазиатского газопровода: и в период 2007-2009 годов "Газпром" закупал ежегодно 50 миллиардов кубометров туркменского газа.

Особенностью политики официального Ашхабада является то, что туркменский газ страна доставляет лишь до границы и, соответственно, потенциальным потребителям предлагают самим строить газопроводы для закупки "голубого топлива".

В то время, даже при наличии сильной политической поддержки со стороны США и стран Европейского союза проекта доставки азербайджанского газа, руководство Азербайджана не только выступило инициатором проекта Южного газового коридора, но и взяло на себя обязательства профинансировать более четверти от 40 миллиардов долларов в инфраструктуру по добыче и доставке своего газа в Европу.

Не было бы TAP, да Nabucco помог>>

Кстати, аналогично поступает и российский "Газпром", который взял на себя 50% финансирования работ по строительству трубопровода "Северный поток-2", по которому российский газ будет поставляться в Германию.

Тем самым, проблему "затяжной" реализации проекта ТКГ не стоит связывать с правовыми проблемами статуса Каспия. После подписания 12 августа 2018 года Конвенции о правом статусе Каспийского моря данный вопрос окончательно перешел в плоскость нежелания руководства Туркменистана финансировать строительство Транскаспийского газопровода.

В связи с этим не стоит удивляться, что переговоры между Евросоюзом, Азербайджаном и Туркменистаном по строительству ТКГ, ведущиеся с 2011 года, до сих пор не привели к конкретным результатам. Официальный Ашхабад приоритетным рынком для туркменского газа продолжает считать Китай, а также Пакистан и Индию, и не случайно реализации проекта трубопровода Афганистан-Пакистан–Индия (ТАПИ) уделяется большое внимание.

Соответственно, Азербайджан в ближайшие время останется единственным поставщиком природного газа в сеть ЮГК. Однако, оценки потенциала экспорта Азербайджаном природного газа на европейский рынок даже в среднесрочной перспективе не превышают 30 миллиардов кубометров в год и, соответственно, ЮГК даже в среднесрочной перспективе не станет конкурентом российским трубопроводам "Северный поток-2" или "Южный поток".

Южный газовый коридор (ЮГК) — система трубопроводов, по которой предусматриваются поставки азербайджанского газа, добытого в рамках второй стадии освоения стратегического газоконденсатного месторождения "Шахдениз", в Турцию и страны Европейского союза. Доставка азербайджанского газа будет осуществляться посредством Южно-Кавказского трубопровода, проходящего по территории Азербайджана и Грузии, Трансанатолийского газопровода (TANAP) на территории Грузии, Турции, и Трансадриатического газопровода (TAP) на территории Греции, Албании и Италии.

1916
Теги:
Трубопровод, Южный газовый коридор, Туркменистан, Азербайджан

Политолог: формат Азербайджан Турция Туркменистан выгоден для всех

44
(обновлено 14:32 25.02.2021)
Урегулирование проблемы вокруг месторождения на Каспии между Азербайджаном и Туркменистаном радует и Турцию, убежден политолог Эльхан Шахиноглу.
Шахиноглу: туркменский газ может поступить в Европу через Азербайджан и Турцию

Трехсторонний формат между Туркменистаном, Азербайджаном и Турцией выгоден всем сторонам. Об этом сказал Sputnik Азербайджан политолог Эльхан Шахиноглу, комментируя итоги встречи глав МИД стран, прошедшей в Анкаре.

По приглашению министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу с участием главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова и вице-премьера, министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова 23 февраля состоялась пятая трехсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств. Стороны утвердили приверженность заявлениям, принятым по итогам предыдущих встреч, и подтвердили взаимное уважение и безоговорочную поддержку суверенитета и территориальной целостности государств-участников в пределах их международно признанных границ.

"После развала Советского Союза между Азербайджаном и Туркменистаном возникли вопросы вокруг месторождения на Каспии. Но этот спор был урегулирован Меморандумом о совместной разведке и разработке углеводородного месторождения, названного "Достлуг". Это выгодно и Турции, потому что она имеет стратегические отношения с обеими странами. В дальнейшем может быть построен трубопровод по дну Каспия, что даст возможность туркменскому газу поступить через Азербайджан и Турцию на европейские рынки", - отметил Шахиноглу.

Подробный комментарий политолога слушайте в аудиофайле.

44
Цистерны c нефтепродуктами, фото из архива

Тюркские страны и энергетика: нужны новые идеи

422
(обновлено 16:29 26.02.2021)
Тюркские страны в вопросе энергетического сотрудничества объединяются скорее по географическому признаку, нежели по этническому: многие так или иначе взаимодействуют в рамках прикаспийского региона.

Страны-участники Тюркского совета, сотрудничающие во многих областях, провели первое заседание министров энергетики в рамках организации. В видеоконференции приняли участие представители Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции, Узбекистана и Венгрии. Стороны обсудили в том числе возможности сотрудничества по улучшению инвестиционного климата, обмена опытом по обеспечению энергоэффективности. Однако ограничиваться этим, не заглядывая в будущее, было бы неверно - тем более что существует несколько крайне интересных идей для совместной работы.

Интерес к сотрудничеству в энергетике именно в формате Тюркского совета вполне объясним, особенно учитывая тот факт, что данное заседание прошло в свете состоявшейся накануне встречи глав МИД Азербайджана, Турции и Туркменистана, главной темой которой было сотрудничество на Каспии и привлечение туркменского газа к Южному газовому коридору (ЮГК).

Можно сказать, что тюркские страны, сотрудничая в энергетической сфере, взаимодействуют скорее на основе географической составляющей, нежели этнической: многие государства-участники совета так или иначе объединены в рамках прикаспийского региона, богатого энергоресурсами.

Одним из самых ожидаемых проектов для данного региона является Транскаспийский газопровод, призванный доставлять туркменский газ в Европу через территорию Азербайджана, Грузии и Турцию. К проекту в дальнейшем может присоединиться и Казахстан: рассматривались варианты подключения к Транскаспию трубопровода из месторождения Тенгиз в Казахстане до Туркменбаши, и дальнейшие транспортировки "голубого топлива" по дну моря в Азербайджан.

Как Азербайджан свяжет российский Север с индийским Югом>>

Также необходимо учитывать тот факт, что страны в последнее время развивают сотрудничество также в сфере транспорта и логистики: налажена инфраструктура сухопутных, морских и железнодорожных перевозок, учитывая частичную реализацию "Железного Шелкового Пути".

Ранее сторонами-участниками Совета не раз высказывалась идея создания совместной судоходной компании - для увеличения эффективности грузоперевозок по Транскаспийской магистрали в направлении "Восток-Запад".

Развитие сотрудничества в транспортной и логистической сфере положительно отразится и на энергетическом сотрудничестве прикаспийских стран.

Так, ожидается, что начнется реализация проекта транспортировки готового сжиженного природного газа (СПГ) из Туркменистана и других стран Центральной Азии в Азербайджан по Каспию и его дальнейший транзит по железной дороге в Европу. Подобные проекты уже рассматривались в прошлом, но тогда еще не было налаженной железнодорожной связи. Однако запуск маршрута Баку-Тбилиси-Карс, а также открытие транспортного коридора между Азербайджаном и Нахчываном, могут ускорить продвижение такого проекта.

Перевозка сжиженного газа по железной дороге выгоднее, чем поставки СПГ по морю - поставки по морю обходятся дороже, да и объемы и частота перевозок по железной дороге значительно выгоднее, чем по морскому пути. Кроме того, транспортируя сжиженный газ цистернами по железной дороге, можно удовлетворить потребности в СПГ во многих точках по маршруту.

Помимо этого, в дальнейшем поступающий по Транскаспийскому газопроводу газ из западной части Каспия (месторождения Туркменистана и Казахстана) мог бы также доставляться по имеющимся трубопроводам в Турцию, а там обрабатываться на местных заводах по сжижению и дальше, морским путем, поставляться на рынки сбыта. Благо, пропускная способность TANAP позволяет поставлять по нему значительные объемы. Кроме того, его пропускную мощность планируется увеличить (путём добавления параллельных циклов и компрессорных станций) до 31 миллиарда кубометров с ныне существующих 16 миллиардов.

Учитывая это, становится понятным стремление Турции нарастить объемы газовых хранилищ. Так, министр энергетики страны Фатих Донмез заявил недавно, что Анкара планирует увеличить объем газохранилищ с нынешних 4,5 миллиарда до 11 миллиардов кубометров к концу 2023 года.

 

Таким образом, можно смело заявить, что наряду с традиционными и существующими энергетическими проектами странам Тюркского совета нужно обсудить и новые, ранее не затронутые идеи, а также рассмотреть вариант проведения подобных энергетических конференций в более широком составе, отталкиваясь от географических особенностей региона.

422
Сгоревший автомобиль у разрушенного здания в Физули, фото из архива

Пожарные успели спасти автомобили от огня в двух городах

0
(обновлено 10:27 27.02.2021)
В столице вместе с автомобилем были повреждены также автозапчасти, находящиеся в загоревшейся автомобильной мастерской.

БАКУ, 27 фев — Sputnik. Пожарным пришлось спасать от огня автомобили в Баку и Гяндже, сообщает Sputnik Азербайджан со ссылкой на пресс-службу министерства по чрезвычайным ситуациям в субботу, 27 февраля.

Так, пожар произошел в авторемонтной мастерской площадью в 150 квадратных метров в Низаминском районе столицы. В огне пострадали запасы автозапчастей, а также легковой автомобиль марки Honda, находящийся в мастерской для ремонта. У автомашины пламя повредило переднюю часть. Пожарные, прибывшие на место происшествия, смогли локализовать пламя и ликвидировать пожар.

Пожарным Гянджи тоже пришлось биться с огнем, охватившим автомашину. В одном из районов города возгорание возникло в двигательном отсеке грузового автомобиля. В огне также пострадал салон транспортного средства, но остальную его часть удалось спасти пожарным.

Вынужденный переселенец пострадал при пожаре в доме беженцев >>

Ранее в феврале в столице и Хырдалане было зарегистрировано три случая возгорания автомобилей.

0
Теги:
автомобили, пожар, Гянджа, Баку
По теме
В Гяндже людей эвакуировали из горящего здания
В столичном регионе два авто потушили пожарные, а сотрудники БТА спасли третье - видео
В Баку пожарные на месте происшествия нашли мертвое тело
В бывшем санатории, заселенном вынужденными переселенцами, произошел пожар