Железная дорога

От транзита грузов в Иран Армении могут достаться только крохи

882
Принятые азербайджанским правительством меры по созданию региональной транспортной инфраструктуры перевешивают бесконечные переговоры о возможной роли Армении в транзите иранских грузов.

БАКУ, 16 мар — Sputnik, Фуад Ализаде. Армения и Азербайджан в настоящее время ведут бескомпромиссную борьбу за право быть ведущей транзитной страной в регионе — в том числе для перевозок грузов из европейских стран в направлении Ирана и далее на юг.

Впрочем, попытки Армении привлечь иранские грузы по создаваемому транспортному коридору "Юг-Запад" выглядят довольно тщетными. Достаточно вспомнить провал армянского правительства при выборе разработчика технико-экономического обоснования проекта железной дороги "Армения–Иран", не говоря уже о самом строительстве.

Напомним, что министерство транспорта, связи и информационных технологий Армении девятого ноября 2017 года распространило заявление, что в 2012 году армянское правительство заключило с частной иностранной компанией "РАСИЯ ФЗЕ" концессионный договор. Им было предусмотрено строительство железной дороги протяженностью 316 километров от города Гавар в направлении южной границы Армении – города Мегри, которая присоединится к имеющейся центральной железнодорожной системе Республики Армения.

Нефть — от ста болезней: чем Азербайджан поразил в Москве туристов >>

Согласно концессионному договору, для осуществления технико-экономического обоснования программы, финансирования, строительства и эксплуатации программы предусмотрены конкретные сроки. Правительство Армении очень терпеливо относилось к "РАСИЯ ФЗЕ", тем не менее компанией периодически нарушались и сроки, и осуществление других обязанностей, установленных договором. Исходя из вышеизложенного и стратегического значения проекта, армянское правительство прилагает все усилия для осуществления строительства железной дороги без "РАСИЯ ФЗЕ".

Отметим, что правительство Армении 7 августа 2014 года одобрило предварительную программу строительства железной дороги Иран-Армения. Стоимость проекта оценивается в 3,5 миллиарда долларов, протяженность составит 316 километров, в ее инфраструктуру будут включены 64 моста общей длиной в 19,4 километра, 60 тоннелей протяженностью 102,3 километра и 27 станций. Ожидалось, что строительство завершится в 2022 году, объем грузоперевозок составит 25 миллионов тонн в год. Но до сих пор нет никаких сведений об иностранных инвесторах, желающих профинансировать проект, а правительство Армении за счет собственных средств не построило и километра железной дороги.

Мелкие бюрократы создают помехи государственной стратегии >>

Впрочем, Армения не теряет надежды начать перевозку грузов в направлении Ирана, и на прошедшем недавно в Ереване XIII заседании межправительственной комиссии по коридору TRACECA (транспортный коридор "Европа-Кавказ-Азия") министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ваган Мартиросян провел переговоры с заместителем министра инфраструктуры Украины Виктором Довганем. Как отмечают армянские СМИ, Мартиросян подчеркнул особенности украино-иранского транспортного коридора и важность организации мультимодальных перевозок по всей Армении. При этом стороны выразили готовность обсудить возможные проекты, связанные с указанным коридором.

Однако, пока Армения с Украиной готовятся начать обсуждения планируемых проектов коридора "Юг-Запад", Азербайджан уже реализовал проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, посредством которой Иран готов перевозить грузы в направлении Турции и европейских стран.

Азербайджан закрепляет свой успех как важного транспортного узла региона и в рамках МТК "Север-Юг", где уже завершен первый этап работ по соединению азербайджанских и иранских железных дорог — на участке Астара (Азербайджан) – Астара (Иран). Кстати, пробный проезд с грузом древесины из России в направлении Астара (Иран) уже по этой смычке прошел.

Официальная церемония открытия нового участка железной дороги Астара (Азербайджан) – Астара (Иран) ожидается в конце текущего месяца, в рамках визита президента Ирана Хасана Роухани в Азербайджан.

Технологию блокчейн будут использовать в бакинском морском порту >>

Также региональные железнодорожные проекты Азербайджана находятся под пристальным вниманием стран Запада. К примеру, на днях в столице Польши Варшаве прошло собрание Координационного комитета по развитию МТК "Юг-Запад", отмечается в сообщении ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД).

В мероприятии приняли участие делегации железнодорожных компаний Азербайджана, Ирана, Грузии и Украины, с которыми были обсуждены стратегические вопросы, в том числе вопрос снижения ставок по перевозке грузов в вагонах и контейнерах для подвижного состава по маршруту "Юг-Запад" на 2018 год, а также пропуск первого тестового контейнерного поезда (блок-поезда) по маршруту Славкув (Польша) — Астара (Иран).

На встрече рассмотрены предложенные азербайджанской и иранской сторонами тарифные условия на грузоперевозки в Азербайджане и Иране, а также возможность предоставления партнерами из Украины и Грузии оптимизированных тарифов по перевозкам на черноморском отрезке данного транспортного коридора.

Стороны уверены, что обсуждаемые вопросы послужат развитию маршрута "Юг-Запад", росту его транзитного потенциала и привлечению сюда дополнительного объема грузов.

Как видим, Азербайджан является ключевым игроком МТК "Юг-Запад", тогда как о возможном участии Армении в транзите грузов пока ничто не говорит. Тем самым, Азербайджан рассчитывает привлечь значительные объемы железнодорожных грузов по иранскому направлению, в то время как Армения в лучшем случае может рассчитывать на эпизодические автомобильные перевозки в направлении Ирана.

Цифры врать не будут: иностранцев в Азербайджан тянет все больше >>

Международный транспортный коридор "Юг-Запад" рассчитан на перевозку грузов между Евросоюзом и Индией. Сроки доставки грузов в этом направлении по альтернативным маршрутам в настоящее время составляют 35-37 дней. А пролегающий через Иран, Азербайджан, Грузию и Украину коридор "Юг-Запад" позволит значительно сократить временные затраты. Срок доставки грузов по этому маршруту займет семь дней.

Отстающие
© Sputnik
Отстающие
882
По теме
Инвестиции в железную дорогу Азербайджана достигнут пяти миллиардов долларов
Россия с Азербайджаном заняты поиском грузов для железной дороги в Иран
Эксперт пояснил, что выгоднее - морской путь или железная дорога
Иранский министр раскрыл схему финансирования железной дороги Решт-Астара
В железнодорожную паутину БТК с начала 2018 года попадет и Узбекистан

Женская сборная Азербайджана по волейболу на турнире в Апельдорне (Нидерланды), фото из архива

В режиме ожидания: командные виды спорта Азербайджана не спешат возобновлять чемпионаты

71
(обновлено 21:14 22.09.2021)
В азербайджанских федерациях волейбола, баскетбола и гандбола не смогли назвать точные даты проведения национальных первенств.

БАКУ, 23 сен — Sputnik. Командные виды спорта Азербайджана находятся в режиме ожидания и пока неизвестно, когда начнется проведение республиканских чемпионатов, сообщает Sputnik Азербайджан.

Пандемия коронавируса сильно ударила по всем видам спорта в Азербайджане, но особенно болезненно она прошлась по командным видам спорта – баскетболу, волейболу и гандболу, которые пока не спешат возобновлять соревнования, хотя еще с 10 июня этого года Оперативный штаб по борьбе с коронавирусом при Кабинете министров АР разрешил проведение тренировок и соревнований в закрытых помещениях. Правда, для этого спортсмены должны быть вакцинированы.

Тем не менее, уже близится конец сентября, а представители ни одного из вышеперечисленных видов спорта пока точно не могут сказать, когда именно начнется проведение чемпионатов Азербайджана. И это несмотря на то, что во всех трех видах спорта за последнее время накопилось большое количество проблем. О чем хотя бы свидетельствует недавний женский чемпионат Европы по волейболу, на котором сборная Азербайджана проиграла все свои матчи.

К примеру, в федерации баскетбола сообщили Sputnik Азербайджан о том, что все упирается в закрытые спортивные залы.

Отметим, баскетболисты, в отличие от волейболистов и гандболистов, не имеют собственного зала, поэтому вынуждены арендовать помещения в различных учебных заведениях. До пандемии коронавируса чемпионат республики по баскетболу проводился в зале Азербайджанского государственного технического университета, который пока закрыт.

"Пока мы не получили доступ к залам для проведения соревнований. Надеемся, что в ближайшее время будет дано соответствующее распоряжение и тогда предположительно в начале или середине ноября мы сможем начать проведение национального первенства", - сказали в федерации.

У двух других видов спорта – волейбола и гандбола, имеются свои залы, но и здесь чемпионаты страны пока не проводятся. В федерации волейбола Азербайджана отметили, что пока не могут ничего сказать конкретного по датам проведения национальных первенств, так как руководители федерации пока в отпуске и находятся за пределами страны.

В свою очередь, главный тренер женской сборной Азербайджана по волейболу Вугар Алиев сообщил, что предположительно в конце сентября запланировано собрание в национальной федерации, где будет обсужден вопрос проведения чемпионата страны.

"Клубы пока не проводят тренировки, так как ждут отмашки со стороны национальной федерации. Все мы находимся в так называемом режиме ожидания. Надеемся, что в конце сентября этот вопрос решится. В основном сейчас тренируются детские команды, в тех клубах, в которых они есть. Сам я также сейчас работаю с детской командой в спортобществе "Серхедчи". Нам в любом случае нужно поднимать все с нуля, так как последний чемпионат Европы показал, где мы сейчас находимся", - сказал Sputnik Азербайджан Алиев.

Что касается гандбола, то, по словам одного из сотрудников национальной федерации, в данном виде спорта чемпионат Азербайджана в этом году вовсе не стартует.

"Вопрос с чемпионатом Азербайджана по гандболу, скорее всего, решится после 1 октября, так как у нас еще не все прошли вакцинацию. Ориентировочно, национальное первенство стартует не раньше января-февраля следующего года. Как бы то ни было, очевидно, что участников будет немного и, скорее всего, будет сыграно лишь два круга", - сказали в федерации.

В настоящее время тренировки проводит лишь азербайджанский гандбольный клуб "Азерйол", которому этой осенью предстоит выступление в еврокубках.

Впрочем, некоторые представители упомянутых командных видов спорта, пожелавшие остаться неназванными, признались, что руководители федераций ждут встречи с новым министром молодежи и спорта Фаридом Гаибовым, после чего и будут конкретизированы дальнейшие планы.

При этом во всех трех командных видах спорта сходятся во мнении, что если чемпионаты Азербайджана и состоятся, то их уровень будет значительно слабее, чем до пандемии коронавируса. А если вспомнить, что и в допандемийный период чемпионаты по волейболу, баскетболу и гандболу не отличались особой силой, то можно представить, каков уровень соревнований будет сейчас.

Ситуация с командными видами спорта в Азербайджане сейчас напоминает ту, которая наблюдалась в 90-е годы – полная неопределенность, отсутствие финансов и нехватка кадров, как игровых, так и тренерских. И похоже, что в ближайшие годы радикальных изменений к лучшему в этих видах спорта ожидать вряд ли стоит.

Читайте также:

71
Теги:
Азербайджан, командные игры, чемпионат
Газовое хранилище, фото из архива

Разочарованные газом, или Как цены на "голубое топливо" повлияют на переход к ВИЭ

147
(обновлено 17:54 21.09.2021)
Высокие цены на газ в Европе могут привести к более ускоренному переходу на альтернативные источники энергии, считают аналитики. Так ли надежны ВИЭ и какова позиция Азербайджана в этом вопросе, в материале Sputnik Азербайджан.

БАКУ, 21 сен — Sputnik. Рост цен на газ в мире связан с нехваткой инвестиций в отрасль, которые были сокращены во время пандемии COVID-19, а также слишком большими надеждами на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), считает глава Минэнерго Азербайджана Парвиз Шахбазов.

"Абсолютно так. И дело не только в нехватке инвестиций, но еще и в некотором не совсем, с моей точки зрения, корректном восприятии реальности, когда нам говорят, что мы можем обеспечить энергобезопасность в мире через ВИЭ к 2050 году", - сказал Шахбазов в ходе своего выступления на конференции Gastech, отвечая на вопрос о том, связаны ли высокие цены на газ в мире с нехваткой инвестиций в газовые проекты.

"Этот день придет, но пока это (цель - 2050 год - ред.) нереалистично. Поэтому газ является дружественным углеводородом, который будет играть наиболее важную роль в энергопереходе", - добавил он.

По словам Шахбазова, газ может обеспечить как энергобезопасность в мире, так и удовлетворять требованиям экологии. Что касается цен на "голубое топливо", то по его мнению, они стабилизируются к весне.

"Я уверен, что цены на газ, которые есть сейчас, просто искусственные, они стабилизируются к весне или концу зимы", - сообщил министр.

Газовый кризис Европы

Цена газа на фьючерсном рынке Европы продолжает колебаться. В ходе торговой сессии 15 сентября котировки достигали рекордных 963,9 доллара. На торгах 16 сентября цены снизились более чем на 10%, 17 сентября выросли на 4,6%, а 20 сентября - почти на 12%.

Невероятный рост цен на газ, который наблюдается в Европе с начала месяца, уже привел к ряду проблем в странах ЕС. Пока об этом открыто заговорили только в Великобритании - энергетическая отрасль королевства столкнулась с волной банкротств на фоне нехватки газа, в результате чего цены на электроэнергию резко выросли.

Ряд компаний, занятых в сфере электроэнергии, обратились к правительству с просьбой помочь с пакетом экстренного финансирования в несколько миллиардов долларов.

Проблема коснулась не только энергетических компаний, но и других сфер производства в стране. Так, два промышленных предприятия, которые производят в совокупности 40% удобрений Великобритании, были вынуждены прекратить работу из-за рекордных цен на газ. Производители по всему королевству испытывают на себе всю тяжесть высоких затрат на электроэнергию, цена на которую почти в семь раз выше, чем в тот же период прошлого года. Между тем, рынки электроэнергии в Германии, Франции и Нидерландах также резко выросли в преддверии ожидаемого повышения спроса зимой.

Аналитики считают, что это только начало энергетического и промышленного кризиса в ЕС, и зимой европейские экономики столкнутся с куда более масштабными кризисами.

Возобновляемые источники энергии – выход?

Возобновляемые источники энергии в Европе, которая уже много лет активно продвигает использование "зеленой энергии" во всем мире, на этот раз сыграли злую шутку с ЕС. Одной из причин повышения цен на электроэнергию называют и рекордно низкое производство электричества на ветровых станциях из-за низких скоростей ветра.

Но это вряд ли как-то повлияет на растущий интерес к возобновляемым источникам энергии в мире, а возможно даже наоборот, ускорит процесс перехода к "зеленой энергии".

В самом тяжелом для глобальной экономики пандемийном 2020 году возобновляемые источники энергии стали единственным энергетическим сектором, продемонстрировавшим рост. Тогда как общее снижение потребления энергии в мире составило 4,5%, мировое производство и потребление энергии на ВИЭ выросло в том же году на 9,7%.

Понимая потенциал "зеленой энергии", ЕС призывает ускорить переход на ВИЭ. На прошлой неделе вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс заявил, что Евросоюзу необходимо ускоренными темпами снижать степень зависимости от ископаемых источников энергии и ускорить переход на ВИЭ.

Британское правительство также готовит проект финансирования создания новых мощностей ВИЭ. Планируется выделить около 300 миллионов долларов на поддержку оффшорных ветряных проектов.

О создании крупномасштабного проекта по ВИЭ заявила также Дания. В стране согласовали проект создания в Северном море искусственного острова, на котором будут работать 200 ветряных турбин. Проект со стоимостью в 34 миллиарда долларов позволит обеспечить электричеством миллионы людей, в том числе и жителей соседних европейских стран.

Аукционы по созданию ВИЭ в Азербайджане

Хотя на сегодняшний день производство электроэнергии из ВИЭ в Азербайджане находится на минимальном уровне – всего около 8%, удельный вес установленной мощности по производству электроэнергии за счет ВИЭ в Азербайджане составляет 17% или 1,276 тысячи МВт.

Для развития проектов по созданию мощностей ВИЭ в Азербайджане рассматривают проведение аукционов. Планируется, что через них будут созданы около 700 МВт дополнительных энергомощностей в сфере "зеленой энергии".

Кроме того, на освобожденных территориях в регионе Карабаха также планируется создать мощности ВИЭ, и в дальнейшем рассматривается поэтапный переход инфраструктуры региона на "зеленую энергию".

В целях привлечения инвестиций в развитие ВИЭ в стране, Минэнерго Азербайджана подписало меморандум с Международной финансовой корпорацией по сотрудничеству в области использования ветроэнергии в море. Сотрудничество с корпорацией предусматривает оценку потенциала морской ветроэнергетики, организацию тендеров по реализации проектов и привлечение инвестиций.

Если добавить сюда еще и соглашения с компаниями из Саудовской Аравии и ОАЭ о создании ветряных и солнечных электростанций с суммарным объемом инвестиций в размере 500 миллионов долларов, можно с уверенностью сказать о том, что и для Азербайджана укрепление роли ВИЭ в производстве электроэнергии находится в приоритете.

Читайте также:

147
Теги:
газ, Альтернативная энергетика, Европа, Азербайджан

К азербайджанцам обратились с призывом вывесить национальный флаг на окнах и балконах

0
(обновлено 13:51 26.09.2021)
Баку и Азербайджан готовятся отмечать годовщину начала боевых действий в Карабахе, переросших в Отечественную войну.

БАКУ, 26 сен - Sputnik. В понедельник, 27 сентября, исполняется первая годовщина начала Отечественной войны за освобождение оккупированных территорий Азербайджана.

Ежегодно 27 сентября в Азербайджане будет отмечаться как День памяти в дань уважения памяти шехидов, отдавших свои жизни за родину в 44-дневной войне.

Баку и Азербайджан готовятся ко Дню памяти уже несколько дней - на балконах зданий на некоторых улицах и проспектах столицы уже вывешены Национальные флаги. Все граждане Азербайджана призываются присоединиться к этой акции.

В годовщину 44-дневной войны каждый может проявить солидарность, вывесив на балконе флаг, как и в период боевых действий, говорится в призыве.

Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев выступит с обращением к народу 27 сентября в 10:00. Обращение будет транслироваться по телевизионным каналам.

День памяти

Движение всех транспортных средства на некоторых улицах Баку будет ограничено 26 и 27 сентября по причине проведения в республике Дня памяти, сообщило ранее Государственное управление дорожной полиции Главного управления полиции города Баку.

В День памяти погибших в Отечественной войне, 27 сентября, по стране пройдет ряд мероприятий на уровне центральных и местных исполнительных властей.

Ровно в полдень по всей стране почтят память павших за родину минутой молчания. Наряду с этим ряд зданий в рамках памятных мероприятий в вечернее время будут подсвечены в цвета государственного флага Азербайджана.

Различные мероприятия в связи с Днем памяти планирует Общественное объединение регионального развития при Фонде Гейдара Алиева.

Наряду с этим, в храмах страны будут вознесены молитвы в память о погибших в Отечественной войне.

Распоряжением Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 2 декабря 2020 года в память о погибших в Отечественной войне был учрежден День памяти, который назначен на 27 сентября.

Читайте также:

0
Теги:
годовщина, День памяти, война, Карабах, Флаг, Флаг Азербайджана, государственный флаг