Газораспределительная станция, фото из архива

Успех азербайджанского ЮГК воодушевил партнеров в Европе

514
(обновлено 22:29 02.10.2017)
Остается открытым вопрос, сдадут ли к 2020 году страны Евросоюза свой "экзамен" в виде завершения строительства инфраструктуры по приему азербайджанского газа.

БАКУ, 1 окт — Sputnik, Фуад Ализаде. На минувшей неделе специалисты SOCAR Midstream Operations ознакомились с ходом строительства на предназначенных для приема азербайджанского экспортного газа трубопроводах — Южно-Кавказском (SCP) и Трансадриатическом (ТАP), отмечается в сообщении Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR).

Специалисты SOCAR Midstream Operations посетили узел понижения и учета давления номер 81 и компрессорную станцию номер 77 по проекту расширения SCP в Грузии. Было отмечено, что строительство зоны номер 81 завершено на 99,8%. Соответственно, данный узел, предназначенный для первой закачки газа в Трансанатолийский газопровод (TANAP), к концу будет полностью готов к эксплуатации. Работы на компрессорной станции выполнены на конец сентября на 77%, и работы по подключению станции к газопроводу запланированы на 2018 год. В целом же, работы по строительству SCP завершены более чем на 90%.

Напомним, что президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев в своем выступлении 20 сентября, посвященном Дню нефтяников, заявил, что физические работы по строительству Трансанатолийского трубопровода завершены на 82%.

Успешное развитие работ по SCP и TANAP, осуществляемых на территории Азербайджана, Грузии и Турции, и уверенность, что работы по доставке азербайджанского газа к границам Турции будут завершены в намеченные сроки, подвигло страны Евросоюза к строительству инфраструктуры на своей территории.

Специалисты AzTAP GmbH (управляемой и эксплуатируемой ООО SOCAR Midstream Operations) приняли участие в заседании Совета директоров TAP и ознакомились с ходом работ по его строительству. Азербайджанские эксперты ознакомились со строительными работами по проекту Трансадриатического газопровода в Западной Македонии и Греции, в частности, понаблюдали за процессом строительства трубопровода в регионе Пелла. Как отмечено в сообщении SOCAR, на сегодня объем работ по TAP в Греции выполнен на 52,8%, а в целом по проекту — на 57%.

Проводимые работы ускорили также процесс строительства на интерконнекторе Греция-Болгария (IGB), а также активизировали в Италии подготовку к подсоединению экспортных газопроводов к общей распределительной сети.

Как заявила на прошедшем 28 сентября в Румынии совещании Группы высокого уровня по газоснабжению в Центральной и Юго-Восточной Европе (CESEC) министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова, соединение газовых систем Греции и Болгарии является стратегическим не только для Болгарии, но и всего региона Юго-Восточной Европы.

В настоящее время, проект строительства интерконнектора IGB находится на очень важном этапе заключения контрактов по выбору подрядчика для реализации проекта. "Договор о государственных закупках для проектировщика-консультанта в рамках реализации проекта будет подписан в октябре, а в ноябре будут запущены процедуры отбора поставщика труб и строительства газопровода", — отметила Петкова.

Руководство Болгарии для получения альтернативного газа даже представило государственную гарантию на выделение средств проекту в размере 110 миллионов евро.

Тем самым, Болгария готова получить азербайджанский газ в соответствии оговоренными сроками к 2020 году в объеме одного миллиарда кубометров с месторождения "Шахдениз". Вполне возможно, что Италия успеет к этому сроку завершить строительство газопровода TAP и необходимой инфраструктуры.

Проект интерконнектора, который присоединит TAP к общей газовой сети Европы, оперируемой компанией Snam, одобрен министерством охраны окружающей среды и защиты земель и моря Италии, сказал Trend источник в Snam.

Проект Snam-TAP предусматривает строительство 55-километрового интерконнектора, соединяющего приемный терминал TAP с газовой сетью Snam Rete в Италии.

"Министерство окружающей среды и защиты земель и моря Италии распространило несколько дней назад положительный отзыв по проекту, представленному Snam Rete Gas, по строительству 55-километрового трубопровода, который соединит точку выхода TAP на берегу в Мелендуньо с национальной газовой сетью в Бриндизи", — сказал источник.

Источник добавил, что работы включают в себя установку измерительной системы и других объектов в муниципалитете Мелендуньо.

"Указ, подписанный министром Джанлукой Галлетти, датирован 22 сентября и санкционирует экологическую совместимость проекта", — сказал источник.

Snam является одним из акционеров консорциума TAP (акционерами ТАР являются: BP – 20%, SOCAR – 20%, Snam – 20%, Fluxys — 19 процентов, Enagás – 16% процентов, Axpo – 5%).

Итак, Азербайджан и Турция с компаниями-партнерами, задействованными в разработке месторождения "Шахдениз" и в строительстве SCP и TANAP, выдерживают оговоренные сроки, и теперь дело за странами Евросоюза — найти инвестиции и уложиться в сроки: завершение строительства инфраструктуры намечено к 2020 году.

Южный газовый коридор (ЮГК) — система трубопроводов, по которой предусматриваются поставки азербайджанского газа, добытого в рамках второй стадии проекта разработки газоконденсатного месторождения "Шахдениз", в Турцию и страны Европейского союза.

Доставка азербайджанского газа будет осуществляться: посредством расширения Южно-Кавказского трубопровода (SCP), проходящего по территории Азербайджана и Грузии; строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP) на территории Грузии, Турции, и прокладка Трансадриатического газопровода (TAP) по территории Греции, Албании и Италии.

Конечный этап поставок в Болгарию будет осуществляться посредством подключения газопровода IGB к ТАР на территории Греции.

Первые поставки природного газа по ЮГК намечены на конец 2018 года — в объеме 6 миллиардов кубометров газа в год в Турцию, и в 2020 году – в объеме 10 миллиардов кубометров в год – в европейские страны.

514
Теги:
Шахдениз, Южный газовый коридор, TAP, SOCAR, Глава компании SOCAR (Госнефтекомпании Азербайджана) Ровнаг Абдуллаев, Азербайджан

Политолог: формат Азербайджан Турция Туркменистан выгоден для всех

44
(обновлено 14:32 25.02.2021)
Урегулирование проблемы вокруг месторождения на Каспии между Азербайджаном и Туркменистаном радует и Турцию, убежден политолог Эльхан Шахиноглу.
Шахиноглу: туркменский газ может поступить в Европу через Азербайджан и Турцию

Трехсторонний формат между Туркменистаном, Азербайджаном и Турцией выгоден всем сторонам. Об этом сказал Sputnik Азербайджан политолог Эльхан Шахиноглу, комментируя итоги встречи глав МИД стран, прошедшей в Анкаре.

По приглашению министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу с участием главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова и вице-премьера, министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова 23 февраля состоялась пятая трехсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств. Стороны утвердили приверженность заявлениям, принятым по итогам предыдущих встреч, и подтвердили взаимное уважение и безоговорочную поддержку суверенитета и территориальной целостности государств-участников в пределах их международно признанных границ.

"После развала Советского Союза между Азербайджаном и Туркменистаном возникли вопросы вокруг месторождения на Каспии. Но этот спор был урегулирован Меморандумом о совместной разведке и разработке углеводородного месторождения, названного "Достлуг". Это выгодно и Турции, потому что она имеет стратегические отношения с обеими странами. В дальнейшем может быть построен трубопровод по дну Каспия, что даст возможность туркменскому газу поступить через Азербайджан и Турцию на европейские рынки", - отметил Шахиноглу.

Подробный комментарий политолога слушайте в аудиофайле.

44
Цистерны c нефтепродуктами, фото из архива

Тюркские страны и энергетика: нужны новые идеи

424
(обновлено 16:29 26.02.2021)
Тюркские страны в вопросе энергетического сотрудничества объединяются скорее по географическому признаку, нежели по этническому: многие так или иначе взаимодействуют в рамках прикаспийского региона.

Страны-участники Тюркского совета, сотрудничающие во многих областях, провели первое заседание министров энергетики в рамках организации. В видеоконференции приняли участие представители Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции, Узбекистана и Венгрии. Стороны обсудили в том числе возможности сотрудничества по улучшению инвестиционного климата, обмена опытом по обеспечению энергоэффективности. Однако ограничиваться этим, не заглядывая в будущее, было бы неверно - тем более что существует несколько крайне интересных идей для совместной работы.

Интерес к сотрудничеству в энергетике именно в формате Тюркского совета вполне объясним, особенно учитывая тот факт, что данное заседание прошло в свете состоявшейся накануне встречи глав МИД Азербайджана, Турции и Туркменистана, главной темой которой было сотрудничество на Каспии и привлечение туркменского газа к Южному газовому коридору (ЮГК).

Можно сказать, что тюркские страны, сотрудничая в энергетической сфере, взаимодействуют скорее на основе географической составляющей, нежели этнической: многие государства-участники совета так или иначе объединены в рамках прикаспийского региона, богатого энергоресурсами.

Одним из самых ожидаемых проектов для данного региона является Транскаспийский газопровод, призванный доставлять туркменский газ в Европу через территорию Азербайджана, Грузии и Турцию. К проекту в дальнейшем может присоединиться и Казахстан: рассматривались варианты подключения к Транскаспию трубопровода из месторождения Тенгиз в Казахстане до Туркменбаши, и дальнейшие транспортировки "голубого топлива" по дну моря в Азербайджан.

Как Азербайджан свяжет российский Север с индийским Югом>>

Также необходимо учитывать тот факт, что страны в последнее время развивают сотрудничество также в сфере транспорта и логистики: налажена инфраструктура сухопутных, морских и железнодорожных перевозок, учитывая частичную реализацию "Железного Шелкового Пути".

Ранее сторонами-участниками Совета не раз высказывалась идея создания совместной судоходной компании - для увеличения эффективности грузоперевозок по Транскаспийской магистрали в направлении "Восток-Запад".

Развитие сотрудничества в транспортной и логистической сфере положительно отразится и на энергетическом сотрудничестве прикаспийских стран.

Так, ожидается, что начнется реализация проекта транспортировки готового сжиженного природного газа (СПГ) из Туркменистана и других стран Центральной Азии в Азербайджан по Каспию и его дальнейший транзит по железной дороге в Европу. Подобные проекты уже рассматривались в прошлом, но тогда еще не было налаженной железнодорожной связи. Однако запуск маршрута Баку-Тбилиси-Карс, а также открытие транспортного коридора между Азербайджаном и Нахчываном, могут ускорить продвижение такого проекта.

Перевозка сжиженного газа по железной дороге выгоднее, чем поставки СПГ по морю - поставки по морю обходятся дороже, да и объемы и частота перевозок по железной дороге значительно выгоднее, чем по морскому пути. Кроме того, транспортируя сжиженный газ цистернами по железной дороге, можно удовлетворить потребности в СПГ во многих точках по маршруту.

Помимо этого, в дальнейшем поступающий по Транскаспийскому газопроводу газ из западной части Каспия (месторождения Туркменистана и Казахстана) мог бы также доставляться по имеющимся трубопроводам в Турцию, а там обрабатываться на местных заводах по сжижению и дальше, морским путем, поставляться на рынки сбыта. Благо, пропускная способность TANAP позволяет поставлять по нему значительные объемы. Кроме того, его пропускную мощность планируется увеличить (путём добавления параллельных циклов и компрессорных станций) до 31 миллиарда кубометров с ныне существующих 16 миллиардов.

Учитывая это, становится понятным стремление Турции нарастить объемы газовых хранилищ. Так, министр энергетики страны Фатих Донмез заявил недавно, что Анкара планирует увеличить объем газохранилищ с нынешних 4,5 миллиарда до 11 миллиардов кубометров к концу 2023 года.

 

Таким образом, можно смело заявить, что наряду с традиционными и существующими энергетическими проектами странам Тюркского совета нужно обсудить и новые, ранее не затронутые идеи, а также рассмотреть вариант проведения подобных энергетических конференций в более широком составе, отталкиваясь от географических особенностей региона.

424
Сгоревший автомобиль у разрушенного здания в Физули, фото из архива

Пожарные успели спасти автомобили от огня в двух городах

0
(обновлено 10:27 27.02.2021)
В столице вместе с автомобилем были повреждены также автозапчасти, находящиеся в загоревшейся автомобильной мастерской.

БАКУ, 27 фев — Sputnik. Пожарным пришлось спасать от огня автомобили в Баку и Гяндже, сообщает Sputnik Азербайджан со ссылкой на пресс-службу министерства по чрезвычайным ситуациям в субботу, 27 февраля.

Так, пожар произошел в авторемонтной мастерской площадью в 150 квадратных метров в Низаминском районе столицы. В огне пострадали запасы автозапчастей, а также легковой автомобиль марки Honda, находящийся в мастерской для ремонта. У автомашины пламя повредило переднюю часть. Пожарные, прибывшие на место происшествия, смогли локализовать пламя и ликвидировать пожар.

Пожарным Гянджи тоже пришлось биться с огнем, охватившим автомашину. В одном из районов города возгорание возникло в двигательном отсеке грузового автомобиля. В огне также пострадал салон транспортного средства, но остальную его часть удалось спасти пожарным.

Вынужденный переселенец пострадал при пожаре в доме беженцев >>

Ранее в феврале в столице и Хырдалане было зарегистрировано три случая возгорания автомобилей.

0
Теги:
автомобили, пожар, Гянджа, Баку
По теме
В Гяндже людей эвакуировали из горящего здания
В столичном регионе два авто потушили пожарные, а сотрудники БТА спасли третье - видео
В Баку пожарные на месте происшествия нашли мертвое тело
В бывшем санатории, заселенном вынужденными переселенцами, произошел пожар