Известная балерина Майя Плисецкая во время встречи с любителями балета в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина

Майя Плисецкая: важно танцевать музыку, а не под музыку

2819
(обновлено 12:57 20.11.2020)
Она била все рекорды по долгожительству в балете и всегда была в блистательной форме, но имела очень непростой характер и открыто ненавидела советскую власть.

Великой балерине и потрясающей женщине Майе Михайловне Плисецкой 20 ноября исполнилось бы 95 лет. Этой великолепной женщине я обязан тем, что в далеком своем детстве полюбил балет на всю жизнь.

Кадр из фильма Великая опора -  Народный артист СССР, Алескер Алекперов
© Photo : «Азербайджанфильм»/ «Великая опора» / 1962

Старшее поколение моей семьи было заядлыми театралами, они отдавали должное драматическим постановкам, очень любили оперу, ценили хорошую оперетту, но к балету их отношение было достаточно прохладным. Никак не понимая такого отношения, я пристал с вопросом: "А почему ты не любишь балет?" к своей тете Зивер ханум Пашабейли, известному врачу-диагносту и большому эрудиту. Она, улыбнувшись, сказала, что ответит мне словами великой драматической актрисы Малого театра, народной артистки СССР Елены Гоголевой. Оказалось, что и Гоголева не жаловала балет, и объясняла это тем, что не понимает, почему для того, чтобы выразить любовь, нужно поднимать ногу выше головы.

Не могу сказать, что это объяснение меня удовлетворило, но спорить дальше я не стал, тем более что у нас в семье вкусы не насаждались и увлечения каждый выбирал себе сам.

Меня искусство танца покорило с того самого времени, как я увидел по телевидению "Умирающего лебедя". Будучи еще в дошкольном возрасте, я просто замер перед телевизором, наблюдая этот потрясающий танец. Да, музыка великого Сен-Санса божественна, но меня приковали к экрану с первых же секунд руки танцовщицы, которые напоминали крылья. Это было невероятно! Тогда я в первый раз услышал имя Майи Плисецкой, и с тех самых пор стал поклонником этой великой балерины, которой сегодня исполнилось бы 95 лет.

© Sputnik / Tihanov
Народная артистка СССР Майя Плисецкая на репетиции

Плисецкой судьбой было предписано стать балериной. Ее отец был крупным советским хозяйственником, а мать - актрисой немого кино. После того как отец был репрессирован, а мать скоро тоже постигла незавидная участь, Майю к себе забрала тетя Суламифь Мессерер. Они вместе со своим братом Асафом в те времена были признанными примами балетной труппы Большого театра.

Сама Майя, несмотря на это, в балерины не стремилась, а хотела стать драматической актрисой, как ее другая тетя - Елизавета. Однако, вскоре все же выбрала балет.

После блистательной учебы в хореографическом училище она была зачислена в труппу Большого театра, где и трудилась долгое время.

Мне выпало счастье видеть Майю Михайловну на сцене Большого в таких знаковых спектаклях, как "Лебединое озеро" Чайковского, "Дон Кихот" Минкуса, "Раймонда" Глазунова, "Кармен-сюита" Бизе-Щедрина. Это было волшебство!

Отмечу, что кроме того, что Плисецкая была неповторимой танцовщицей, она вместе с этим была потрясающей личностью, и ее изумительную харизму ощущал весь зрительный зал. Невероятные руки балерины, ее отточенные движения, изумительный прыжок, когда она на мгновение зависала в воздухе, магически действовали на поклонников балета.

© Sputnik / Aleksandr Makarov
Народная артистка СССР (1959) балерина Майя Михайловна Плисецкая

Да простят меня другие великие балерины, на которых Советский Союз был богат, но в тех партиях, которые танцевала Плисецкая, лично я не мог представить никого. Все свои партии она выполняла настолько неповторимо, что другие балерины вкупе с их безусловным профессионализмом не производили на меня такого ошеломительного впечатления. Единственное исключение - это исполнение партии Раймонды в одноименном балете Глазунова примой Мариинского театра (в те времена театр оперы и балета имени Кирова) Ириной Александровной Колпаковой. Она смогла сделать так, что я, не сравнивая ее с Плисецкой, просто был восхищен ее великолепным танцем. Но это был единичный случай.

Конечно же, я наслаждался танцем изумительных балерин того времени, продолжаю делать это и сейчас, но все же для меня лично вершина искусства балерины - это Майя Михайловна Плисецкая. Ее необыкновенная выразительность, страстность, динамичность, в которых сияла ярчайшая индивидуальность великой балерины, не забудутся никогда. Она воздействовала на зал не только танцем, но и взмахом ресниц, взглядом, движением брови, поворотом головы. Она жила танцем, и недаром в одном из своих интервью Майя Михайловна сказала, что "важно танцевать музыку, а не под музыку", что она и делала всю свою творческую жизнь. А она у Плисецкой была долгой. Она била все рекорды по долгожительству в балете. И всегда была в блистательной форме.

Женщину с такой харизмой не могли не привечать кинематографисты. Она принимала участие в телеэкранизации балетов "Болеро" и "Айседора", "Чайка" и "Дама с собачкой". В экранизации романа Толстого "Анна Каренина" известного режиссера Александра Зархи Майя Плисецкая сыграла Бетси - светскую львицу, которая, несмотря на просматривающуюся скуку, продолжает быть катализатором того образа жизни, который был принят обществом того времени. Отмечу, что Плисецкая прекрасно справилась с этой ролью, так что дебют актрисы в академической роли в кино удался.

© Sputnik / V. Nechiporenko
Народная артистка СССР, солистка ГАБТ СССР Майя Плисецкая в гримерной

Потом она снялась в роли певицы Дезире в киноленте "Чайковский" режиссера Таланкина. А режиссер Вайткус позвал ее в свою картину "Зодиак", где Плисецкая сыграла музу Чюрлениса.

В 1976 году великий режиссер Анатолий Эфрос пригласил приму мирового балета в телевизионный фильм "Фантазия" по повести Ивана Тургенева "Вешние воды". Майя Плисецкая блестяще сыграла роль Полозовой. В действие картины были включены хореографические дуэты в постановке балетмейстера Елизарьева.

Однако, у Майи Михайловны был очень непростой характер. Она ненавидела советскую власть и чуть ли не открыто демонстрировала это. Не сложились у нее отношения и с великим балетмейстером Юрием Григоровичем. В конце концов, Плисецкая в 1990 году вынуждена была уйти из Большого театра.

Великую танцовщицу приглашали самые известные театры мира. Она не только танцевала в спектаклях, но и руководила балетной труппой. Годы шли и выступлений становилось меньше.

© Sputnik / Ilya Pitalev
Памятник балерине Майе Плисецкой открыт в Москве на улице Большая Дмитровка

В личной жизни Плисецкой была большая и взаимная любовь. Она до конца жизни находилась в браке с выдающимся композитором Родионом Щедриным. Плисецкая всю себя отдавала балету и потому супругам так и не удалось иметь детей.

Умерла великая балерина в 2015 году в возрасте 90 лет в Мюнхене, где они с Щедриным жили последнее время. Она ушла раньше мужа (была старше его на 7 лет), но по их совместному завещанию, ее прах после смерти мужа смешают с его прахом и только тогда развеют над Россией.

2819
Теги:
балет, юбилей, Майя Плисецкая
По теме
Год назад ушла из жизни великая Майя Плисецкая

Малахат Муршудлу, фото из архива

В Азербайджане скончалась глава Союза свободных учителей

601
О причинах смерти 71-летнего заместителя председателя Азербайджанского движения за демократию и благосостояние не сообщается.

БАКУ, 28 ноя - Sputnik. В Азербайджане ушла из жизни член правления местного Движения за демократию и благосостояние (ADR), заместитель председателя движения Малахат Муршудлу, сообщает Report.

Муршудлу, скончавшаяся на 72-м году жизни, также являлась председателем Союза свободных учителей, известным педагогом, доктором педагогических наук. О причинах кончины зампредседателя ADR не сообщается.

Стоит отметить, что Муршудлу принимала активное участие в подготовке и принятии "Закона об образовании" 1992 года, способствовала его совершенствованию и реализации.

601
Теги:
педагог, Ушла из жизни, Малахат Муршудлу
Диего Марадона на ЧМ-1986, фото из архива

Мир покинул футбольный гений: вспоминая Диего Марадону

2375
(обновлено 15:21 26.11.2020)
Совсем недавно, 30 октября, ему исполнилось 60 лет. Были надежды, что футбольный Микеланджело еще покажет себя на тренерском поприще, но Марадона жил полной грудью и открытым сердцем, и вот оно не выдержало…

Накануне мировые информационные агентства распространили скорбную для мировой футбольной общественности весть: в Буэнос-Айресе на 61-м году жизни от сердечной недостаточности скончался величайший футболист всех времен и народов Диего Армандо Марадона.

25 ноября 2020 года мир потерял несравненного футбольного Микеланджело. Так по праву именовали Марадону, учитывая шедевры, которые он создавал на футбольном поле. Его самым гениальным творением был незабываемый гол, который он забил 22 июня 1986 года на стадионе "Ацтека" в Мехико. Там проходил четвертьфинал мексиканского чемпионата мира Аргентина-Англия. Матч принципиальный, так как всего несколько лет назад на Фолклендских (Мальвинских) островах произошли боевые действия между этими странами. До начала игры и во время нее происходили столкновения между аргентинскими и английскими болельщиками.

Кроме фанатов футбола, которые переполнили знаменитый стадион, за ходом матча следила многомиллионная телеаудитория болельщиков со всего мира. Первый тайм не приносит результата. Но вот на 51-й минуте второго тайма счет открывает великолепный аргентинец Диего Марадона - и делает это довольно необычным способом. Будучи маленького роста, Марадона только благодаря игре рукой обыгрывает легендарного вратаря англичан Питера Шилтона. Все видят это. Все, кроме главного арбитра матча. Гол зафиксирован и южноамериканцы повели в счете. Эту игру рукой позже Марадона назовет "рукой Бога", имея в виду, что небеса были на стороне аргентинцев.

© REUTERS / Action Images / Juha Tamminen
Аргентинский футболист Диего Марадона во время матча со сборной Англии в рамках четвертьфинала чемпионата мира 1986 года

Стадион недовольно гудит, начинаются драки на трибунах, но матч продолжается. Спустя несколько минут Марадона проходит почти через все поле, по ходу обыгрывает шесть английских футболистов и вратаря включительно и вколачивает мяч в сетку. Великий гол! Им Марадона развеял все сомнения, кто сильнее в этом матче. Аргентинцы побеждают и выходят в полуфинал, где обыгрывают с помощью Марадоны бельгийцев. В финале, одолев сборную ФРГ, аргентинцы становятся чемпионами мира. Диего Марадона по праву становится лучшим игроком мексиканского мундиаля, а гол, забитый англичанам легендарной аргентинской "десяткой", позже будет признан лучшим голом за всю историю чемпионатов мира по футболу.

Именно после этого гола Диего Армандо Марадону благодарная футбольная общественность начала именовать "Футбольным Микеланджело".

Мексиканский мундиаль стал вершиной карьеры Диего Марадоны. Он блистал на футбольных полях с детских лет, и тогда же футбольные специалисты предрекли талантливому подростку великое будущее. Он ворвался в аргентинский и затем в мировой футбол, где в самый короткий срок заставил говорить о себе с восхищением как болельщиков, так и экспертное футбольное сообщество. Он мог принять активное участие в чемпионате мира 1978 года в Аргентине, где хозяева мундиаля в первый раз в своей истории завоевали главный приз футбольного мира - Кубок ФИФА. Но главный тренер аргентинцев Луис Менотти не задействовал футбольного вундеркинда. И дело было не в недовольстве игрой юноши, а в интригах, которые затеяли против Марадоны некоторые старожилы сборной. В те времена прошел слушок, что напористого юношу решил проучить лидер и капитан сборной Аргентины Даниэль Пассарелла. В дальнейшем противостояние не на футбольном поле Марадоны с Пассареллой продолжалось, но на следующих турнирах и особенно в 1986 году, вся команда поддерживала именно Диего, а не Даниэля.

Да, у Марадоны был ершистый и неуживчивый характер. Он бурно реагировал на любую несправедливость. Он требовал внимания к своей особе, но согласитесь, как много недостойных этого игроков требовали и требуют того же. А Марадона был футбольным гением, и считаться с его мнением не было зазорным, как и отдавать должное его личности.

© AP Photo
Аргентинский футболист Диего Марадона (слева) пытается пройти мимо Стивена Тревора из Англии во время четвертьфинального матча чемпионата мира по футболу на стадионе «Ацтек» в Мехико 22 июня 1986 года

"Золотой мальчик" - так прозвали Марадону после блестяще выигранного аргентинской сборной юниорского чемпиона мира, где Диего исполнял солирующую роль. Он уже успел стать футбольным идолом не только в Аргентине, но и во всем мире. Его смогла заполучить к себе великая "Барселона". Но в Испании Марадона не ужился. Он не поладил с главным тренером Удо Латтеком, и тот вынужден был подать в отставку. Но Марадона выдвигал одно условие за другим, а тут еще и защитники испанских клубов как будто поставили перед собой задачу вывести Диего из строя. И добились своего: в одной из игр он получил тяжелую травму и затем твердо решил покинуть Испанию. А тут итальянский "Наполи" предложил неплохой контракт, и "Барселона" не стала возражать против ухода капризной звезды. В "Наполи" Марадона на деле показал, как один футболист сможет поменять всю команду. Вскоре став капитаном клуба, он уверенно вел "Наполи" к вершинам. В сезоне 1986/87 он приводит свою команду к победе в чемпионате и Кубке Италии.

Марадона был близок к тому, чтобы во второй раз стать чемпионом мира. На чемпионате 1990 года аргентинцы, ведомые своим лидером, вновь дошли до финала и опять их там поджидали немцы. Сборная ФРГ на этот раз оказалась сильнее. Уверен, что если бы Диего удалось во второй раз стать чемпионом мира, никто не помешал бы ему именоваться признанным "Королем футбола". Но этого не произошло. А президент ФИФА тех времен бразилец Жоао Авеланж сделал все возможное, чтобы утвердить на футбольном троне своего соотечественника Пеле. Последний - безусловно, один из величайших футболистов всех времен, и никто не собирается оспаривать этот факт. Но у каждого любителя футбола свои мерила. На мой взгляд, в списке величайших футболистов всех времен и народов Пеле стоит на четвертом месте, пропустив вперед, и именно в такой очередности, Марадону, голландца Кройфа и своего соотечественника, несравненного Гарринчу.

Для меня Марадона всегда был лучшим из лучших. После окончания футбольной карьеры он пробовал себя и как тренер, но особенных успехов не достиг. Марадона не скрывал того, что, будучи тренером, первым делом считает настроить своих подопечных на победу, а уж тактикой игры занимались его помощники.

Диего Марадона 22 мая 1986 года
© AFP 2020 / JORGE DURAN
Диего Марадона 22 мая 1986 года

Марадона никогда не был покладистым человеком. Он просто физически не мог быть управляемым даже большими футбольными чиновниками. Пеле, к примеру, закончив карьеру, все время светился на различных футбольных мероприятиях, был спортивным комментатором, издавал книги про себя любимого, снимался в фильмах, даже сумел на короткий срок стать министром спорта Бразилии. Но Пеле всегда отличала деловитость и покладистость в отношениях с высоким начальством, чего не скажешь о Марадоне.

Он также частенько попадал на передовицы газет, становился героем телерепортажей, но в основном благодаря своему необузданному характеру и разгульному образу жизни. Его уличали в употреблении наркотиков, он лечился от зависимости, объявлял о своем выздоровлении, но вновь попадался, и так по нескольку раз…

Почитатели его таланта знали, что Марадона перенес операцию на мозге, знали, что проблемы с его здоровьем вызваны, мягко говоря, не совсем здоровым образом жизни. Ему совсем недавно, 30 октября, исполнилось 60 лет. Все поклонники этого вида спорта надеялись, что "футбольный Микеланджело" проявит себя на тренерском поприще, но… Диего Армандо Марадона все годы жил полной грудью и с открытым сердцем, и вот оно не выдержало…

Футбольный гений покинул этот мир, и Марадона - один из немногих величайших игроков, имя которого навечно вписано в первые строки летописи мирового футбола.

2375
Теги:
Футболист, Диего Марадона
По теме
Умер Диего Марадона
Диего Армандо Марадона: Микеланджело от футбола
Акция протеста в Париже

Демократия по-французски: почти 100 полицейских ранены в ходе акций протеста

0
(обновлено 00:04 30.11.2020)
По информации МВД, более 130 тысяч человек приняли участие в акциях в поддержку свободы информации по всей Франции в субботу.

БАКУ, 29 ноя – Sputnik. Согласно окончательным подсчетам, 98 полицейских и жандармов были ранены в ходе манифестаций, которые прошли во Франции в субботу, сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление главы МВД страны Жеральда Дарманена.

"Я выражаю им свою полную поддержку. Виновные в этом насилии должны быть привлечены к ответственности", - написал Дарманен на своей странице в Twitter.

Акции протеста против 24-й статьи законопроекта "О глобальной безопасности", которая фактически ужесточает правила распространения кадров с сотрудниками правоохранительных органов, прошли в 70 городах Франции. Демонстрация, в частности, в Париже сопровождалась масштабными погромами.

По информации МВД, более 130 тысяч человек приняли участие в акциях в поддержку свободы информации по всей стране в субботу. Согласно подсчетам организаторов акций, на демонстрации во Франции вышли в несколько раз больше людей - 500 тысяч.

Двадцать четвертого ноября Нацсобрание (нижняя палата парламента) Франции приняло в первом чтении законопроект "О глобальной безопасности", 24-я статья которого предусматривает наказание в виде одного года тюрьмы и штрафа в 45 тысяч евро за распространение "изображения лица или другого элемента идентификации" полицейского, жандарма "с очевидной целью причинения вреда их физической или психической неприкосновенности". Против нее выступают журналистские профсоюзы, оппозиция, опасаясь, что введение этой нормы нанесен серьезный ущерб свободе слова, журналисты и граждане не смогут свободно фиксировать работу сотрудников правоохранительных органов во время манифестаций. В правительстве неоднократно заверяли, что законопроект не запретит журналистам вести съемку правоохранителей. Документ должен поступить на рассмотрение Сената - верхней палаты парламента Франции - в январе.

0