Фаттах Гейдаров, фото из архива

Скончался старейший депутат Милли Меджлиса

1045
(обновлено 11:06 04.08.2020)
Ранним утром вторника не стало 82-летнего Фаттаха Гейдарова, который являлся отцом министра по чрезвычайным ситуациям Кямаледдина Гейдарова.

БАКУ, 4 авг — Sputnik. Скончался председатель Совета аксакалов Азербайджана, председатель Счетной комиссии Милли Меджлиса, старейший из депутатов парламента Фаттах Гейдаров.

Парламентария не стало рано утром 4 августа.

Гейдаров родился 23 февраля 1938 года в деревне Чешмабасар Бабекского района Нахчыванской АР. С 1970 по 1990 год был депутатом от НАР. Затем, с 1990 по 1995 год - депутатом Высшего Совета Нахчыванской Автономной Республики. С 1995 года является депутатом Милли Меджлиса АР.

22 февраля 2018 года президент Азербайджана Ильхам Алиев вручил Фаттаху Гейдарову орден "Истиглал"

82-летний Фаттах Гейдаров являлся отцом министра по чрезвычайным ситуациям Кямаледдина Гейдарова.

1045
Теги:
Фаттах Гейдаров, Ушел из жизни, Депутат, Милли Меджлис АР
По теме
Скончался заслуженный артист Азербайджана
Народный артист Азербайджана Теймур Мустафаев скончался от COVID-19
Скончался национальный секретарь ТРАСЕКА в Азербайджане
Скончался участник команды КВН "Парни из Баку"

Актриса Наталья Белохвостикова на праздновании 60-летнего юбилея художника Никаса Сафронова в Москве.

Наталья Белохвостикова: любимая ученица великого Сергея Герасимова

2446
(обновлено 20:51 27.07.2021)
Мэтр, используя фактуру актрисы, хотел максимально приблизить героиню фильма "У озера" Леночку Бармину к возвышенным героиням русской литературы, которые вместе с женским очарованием имели и благородные помыслы.

Одной из самых знаковых личностей советского кинематографа, без всякого сомнения, является великий кинорежиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов. Всемирно известный постановщик большинство своих фильмов снимал по собственным сценариям, а в некоторых принимал участие как актер. Почти все картины Герасимова становились культурными событиями в жизни огромной страны и принимались публикой очень тепло. Но, на мой взгляд, самый бесценный вклад Сергея Аполлинариевича состоял в том, что он и его супруга - народная артистка СССР Тамара Макарова - в течение долгих лет готовили кадры для советского кинематографа, занимаясь преподаванием во ВГИКе.

Многие великие советские режиссеры и актеры прошли школу Герасимова и Макаровой. Мэтр не только учил своих студентов премудростям кино, но и после окончания учебы зорко следил за их судьбой: снимал их в своих фильмах, помогал чем мог. Несколько поколений выдающихся деятелей советского кинематографа обязаны своим становлением в профессии Сергею Герасимову.

Он был отмечен высокими правительственными наградами того времени: Народный артист СССР, Герой СоцТруда, кавалер нескольких орденов Ленина, лауреат всех высших премий СССР. Но вместе с этим Сергей Аполлинариевич очень гордился тем, что являлся Академиком АПН СССР. Это звание было им заслуженно, потому что, как уже было сказано, являлся наставником нескольких поколений советских кинематографистов, среди которых было множество великих и выдающихся имен.

Мэтр относился ко всем своим ученикам с одинаковым вниманием, но все же были у него и свои любимые студенты, такие как Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Николай Еременко, Любовь Полехина. Сегодня речь пойдет об одной из самых любимых учениц Сергея Герасимова – Наталье Белохвостиковой, которой 28 июля исполняется 70 лет.

Будущая актриса родилась в 1951 году в Москве в семье дипломата. Однако всю дошкольную пору провела в Великобритании. Учиться она поехала в Москву, где её опекала бабушка, но время от времени Наталья навещала родителей, которые после Британии продолжили дипломатическую службу в Швеции. Вот там-то и повстречал ее выдающийся советский режиссер Марк Донской, который в то время снимал фильм "Сердце матери" - посвященный родительнице Владимира Ульянова-Ленина. Юная особа, выросшая в элитной семье дипломатов и имевшая прекрасное образование, владевшая английским, как своим родным языком, произвела впечатление на Донского. Думается, однако, он пригласил Наталью сниматься у себя в картине не только из-за этого: Донской этим шагом сближал свои отношения с ее отцом - авторитетным дипломатом. Но как бы там ни было, Белохвостикова снялась в нескольких эпизодах картины в роли Марьи Ульяновой.

© Sputnik / А. Конокотин
Кадр из художественного фильма "У озера". Режиссер Сергей Герасимов. Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М.Горького. 1969 год. Актриса Наталья Белохвостикова в роли Лены Барминой.

После премьеры этого фильма Белохвостикову на киностудии познакомил с Сергеем Герасимовым один из членов творческой группы "Сердца матери". Изысканная юная москвичка очень понравилась мэтру. Когда он узнал, что девушка собирается поступить во ВГИК, Герасимов взял ее к себе на курс без экзаменов и этому не помешало то, что Наталья еще училась в десятом классе. Уже в 1969 году, когда Белохвостикова была на втором курсе ВГИКа, Герасимов начал снимать свой фильм "У озера" и на главную роль Лены Барминой пригласил свою любимицу.

Роль эта была специально написана для нее: Герасимов, используя ее фактуру, хотел максимально приблизить Леночку Бармину к возвышенным героиням русской литературы, которые вкупе с женским очарованием имели и благородные помыслы. Юная актриса снималась в этом фильме с такими титанами актерского цеха, как Олег Жаков и Василий Шукшин. Фильм, повествующий о проблемах защиты озера Байкал, стал событием в культурной жизни страны и был удостоен Государственной премии СССР. А Белохвостикова в 19 лет стала самой молодой актрисой, получившей эту престижную премию в СССР.

© Sputnik / Рудольф Алфимов
Киноактриса Наталья Николаевна Белохвостикова (1951 г. р.).

Картина благотворно повлияла и на личную жизнь актрисы. Отправляясь в Югославию с фильмом "У озера", Белохвостикова познакомилась в аэропорту с известным режиссером Владимиром Наумовым, который также вез свою совместную с Александром Аловым картину "Бег". Они понравились друг другу и спустя некоторое время поженились. Наумов восхищался супругой не только как женщиной, но и как актрисой, поэтому во многих его фильмах главные женские роли исполняла Белохвостикова.

После "У озера" актриса сыграла роль Анны Снеткиной в фильме Сергея Урусевского "Пой песню, поэт", где в роли Сергея Есенина выступил Сергей Никоненко.

А потом была "Надежда". Режиссер Марк Донской, сняв в "Сердце матери" Белохвостикову в роли сестры Ленина, на этот раз предложил актрисе роль супруги и соратницы Ильича. Смотрел я этот фильм, и он был далек от статуарности настолько, насколько это было возможным в те времена. Роль молодого Ленина исполнял великолепный Андрей Мягков. Ну а Белохвостикова у меня осталась в памяти как самая красивая Надежда Константиновна Крупская в кино. Участие в этом фильме поднимало авторитет актрисы среди чинуш, да и многие коллеги понимали, что без таких ролей в советском кино не обойтись.

© Sputnik / Рудольф Алфимов
Киноактриса Наталья Николаевна Белохвостикова (1951 г. р.) недалеко от своего дома в центре Москвы.

Но, наверное, все же пиком творчества Натальи Белохвостиковой являются годы второй половины 70-х и первой половины 80-х прошлого столетия. Наталья была востребована, в особенности в костюмированных фильмах, где выглядела изумительно. Началось это с телеэкранизации романа Стендаля "Красное и чёрное" ее учителем Герасимовым, где актриса прекрасно справилась с ролью Матильды де Ла Моль. Любители кино наверняка не раз смотрели этот фильм, который был очень популярен в свое время. Все актеры в картине, где солировал в роли Жюльена Сореля Николай Еременко-младший, были на высшем уровне. Отмечу, что, на мой взгляд, в этом фильме блеснули актерским мастерством самого высокого уровня Глеб Стриженов в роли маркиза де Ла Моль и Наталья Белохвостикова в роли его дочери.

Потом была роль Неле в фильме Наумова и Алова "Легенда о Тиле", а в 1979 году Белохвостикова блистательно сыграла в двух выдающихся телепроектах. В экранизации Михаила Швейцера пушкинских "Маленьких трагедий" она безупречно исполнила роль донны Анны, где составила чудный дуэт с Владимиром Высоцким в роли дона Жуана, а в прочтении режиссера Юлия Карасика произведения Эжена Скриба "Стакан воды" Белохвостикова была изумительна в образе королевы Анны.

© Sputnik
В роли Анны СНегиной - Наталья Белохвостикова. Кадр из фильма "Пой песню, поэт". Режиссер Сергей Урусевский. Производство Мосфильм.

Актриса сумела показать в этом образе, вместе с беспомощностью и зависимостью королевы, ее решительность и бескомпромиссность, когда дело касалось любви. По сравнению с другими женскими персонажами фильма, у Белохвостиковой было намного меньше возможностей для показа всего своего актерского арсенала, но она справилась с ролью блестяще. На мой взгляд - это одна из самых глубоких и проникновенных ролей актрисы.

После была роль в "Незваном друге" режиссера Леонида Марягина, где актриса играла современницу. В фильме снимались такие актеры, как Олег Даль, Олег Табаков, Всеволод Санаев, Анатолий Ромашин, Ирина Алферова. Белохвостикова в роли Нины была очень убедительной и запоминающейся. Ну и конечно же, знаменитый фильм Алова и Наумова - "Тегеран-43", в котором актриса сыграла сразу три женские роли (бабушку, дочь и внучку) и сделала это блистательно. Она снималась в этом фильме с целым рядом выдающихся актеров советского кино, а также с несравненным французом Аленом Делоном.

© Sputnik
Актриса Наталья Белохвостикова в роли Анны Снегиной в фильме С. Урусевского "Пой песню, поэт" по сценарию Геннадия Шпаликова.

О широте актерского диапазона актрисы говорит тот факт, что после этой роли она была приглашена известным режиссером Светланой Дружининой на роль графини Палинской в ее экранизацию оперетты Имре Кальмана "Принцесса цирка". Наряду с другими мастерами актерского цеха страны, она была блистательна и искрометна в этом фильме, показав в картине новые грани своего таланта. Снялась Белохвостикова в 1983 году в фильме своего мужа и Алова "Берег", где создала образ Эммы. Фильм и работа актрисы были высоко оценены как широкой публикой, так и специалистами кино.

Среди последующих фильмов с её участием отмечу такие как "Выбор", "Змеелов", "Десять лет без права переписки", "Закон", "Господи, услышь молитву мою". Все эти картины были сняты еще во времена СССР. После развала государства Белохвостикова крайне редко снималась и предпочитала вместе с мужем тихую семейную жизнь. У них есть дочь и внук, а в 2007 году Белохвостикова приняла решение усыновить трехлетнего Кирилла.

© Sputnik
Артистка Наталья Белохвостикова (слева) в роли Неле, артист Лембит Ульфсак (в центре) в роли Тиля и артист Евгений Леонов (справа) в роли Ламме в фильме "Легенда о Тиле Уленшпигеле".

Да, ныне она не снимается, но за свои семьдесят лет сумела многое сделать в кино. Картины, в которых она играла главные роли, прочно вошли в сокровищницу советского кинематографа и в этом, несомненно, большая заслуга выдающейся актрисы – Натальи Николаевны Белохвостиковой.

Читайте также:

2446
Теги:
Актриса, юбилей, ученица
Актриса Людмила Чурсина на церемонии прощания с актером Алексеем Петренко в Доме кино.

Людмила Чурсина: актриса необыкновенной страстности и силы характера

1316
(обновлено 02:09 20.07.2021)
Образ, созданный пером Вячеслава Шишкова, - очень сложный и многогранный: передать все оттенки характера и души Анфисы Козыревой крайне сложно, но это изумительно сделала Людмила Чурсина.

Совсем недавно, весной текущего года, Первый канал российского телевидения показал широко разрекламированный сериал "Угрюм-река" - вторую экранизацию одноименного романа Вячеслава Шишкова. Тема сегодняшней публикации вовсе не рецензирование этого сериала, но мне хотелось бы отметить, что при несомненных удачах этого телепроекта, было и достаточное количество недочетов. Однако, актеры были подобраны изумительные, и играли они достаточно действенно.

На мой взгляд, не достоверен был Александр Балуев в роли Громова-старшего, или, возможно, моя трактовка этого образа сильно отличается от видения этого авторитетного актера. Одной из центральных фигур как романа, так и фильма, являлась яркая и неоднозначная женщина Анфиса Козырева.

Юлия Пересильд, создавшая этот образ в последнем сериале, очень талантливая, вдумчивая актриса и была в роли Анфисы довольно интересной. Однако, не знаю, по поручению ли режиссера-постановщика сериала Юрия Мороза или по своей собственной инициативе, Пересильд уж слишком сильно осовременила этот образ. Я понимаю, что для каждого поколения нужно сыграть так, чтобы это поколение тебя поняло и приняло.

Но, как мне кажется, Юлия в этом перестаралась: Анфиса в её исполнении напоминает провинциальных героинь многих современных сериалов, которые хотят благодаря внешности выбиться в люди, становясь содержанками, а затем начинают грезить о большой любви и идут на шантаж и прочие мерзости для исполнения своих целей. Только в тех современных сериалах этих героинь как-бы осуждают: они персонажи отрицательные, а тут Анфиса Козырева - легендарный женский персонаж русской литературы.

Однако, согласен, что образ, созданный пером Вячеслава Шишкова, очень сложный и многогранный - передать все оттенки характера и души Анфисы крайне сложно. Сложно, но возможно. Что и было сделано в 1968 году в первом телечтении "Угрюм-реки" постановщиком Ярополком Рапшиным. Анфисы Козыреву в этой экранизации сыграла выдающаяся актриса Людмила Алексеевна Чурсина, которой сегодня празднует свой 80-летний юбилей.

Необыкновенно красивых женщин в советском кино было достаточно много, но очень малая их часть не только украшала экран своей внешностью, но, проявляя исключительный талант, доходила до вершин актерского мастерства. Более того, красавице Чурсиной удавалось создавать на экране образы необыкновенных женщин, хотя судьбы её героинь совершенно не были схожи между собой. Но какую бы роль Чурсина не играла, у всех ее героинь есть сходные черты: они страстные натуры и обладательницы характера необыкновенной силы.

Людмила Чурсина родилась 20 июля 1941 года в Душанбе (в то время Сталинабаде). Но после войны, так как отец Чурсиной был военный, они колесили по всей огромной стране, пока на относительно долгое время не остановились в Грузии. Однако в 1959 году школу она все же закончила в Великих Луках. Кстати, закончила с золотой медалью. Людочка была девочкой красивой, но очень серьезной и мечтала поступить в авиационный или какой-либо другой технический вуз.

Однако, опять в судьбу вмешался случай: Люда составила компанию своей подруге и поехала вместе с ней в Москву. Мечтавшая стать актрисой подруга уговорила Чурсину подать документы сразу в три театральных вуза. И что вы думаете? Люда удачно прошла экзамены во все три. Ну, не могли не заметить экзаменаторы такую стать, взгляд и характер. Безусловно их, в первую очередь, покорила фактура Чурсиной, но вместе с этим они почувствовали ее безусловный актерский потенциал. Чурсина выбрала знаменитое театральное училище имени Б.Щукина, а подруга поступить так и не смогла.

© Sputnik
Актриса Людмила Чурсина в роли Виринеи во время съемок художественного фильма "Виринея"

После окончания училища она начала работать в театре имени Е.Вахтангова. Чурсина в этом театре и на других сценах за свою карьеру создала много удивительных образов, которые были прекрасно приняты зрителями и высоко оценены критиками.

Однако, все же Людмила Чурсина, в первую очередь, - киноактриса, и из-за работ в кино она порою на долгое время оставляла работы в различных театрах.

Первая заметная ее роль была в шедевре Льва Кулиджанова "Когда деревья были большими". Она играла в этом фильме первую красавицу в деревне. Роль была маленькая, но запоминающаяся. Но одно то, что она играла с такими мастерами, как Василий Шукшин, Юрий Никулин, Леонид Куравлев, переполняло ее гордостью. Потом были еще несколько фильмов, вполне удачных, которые помогли Чурсиной запомниться режиссерам.

© Sputnik / V.Pischalnikov
Актриса театра и кино Людмила Чурсина

По всей видимости больше всех на нее обратил внимание Владимир Фетин, который пригласил молодую актрису на главную роль в свой фильме "Донская повесть" по произведениям Михаила Шолохова. Вот тут Чурсина показала себя очень сильной актрисой. Ее Дарья несет в себе полностью противоречивые чувства-любовь и ненависть, целеустремленность и отчаяние. Актриса смогла показать всю напряженность души своей героини. Ее пПартнером по фильму был великий Евгений Леонов, который считался, наравне с Фетиным, основным творцом успеха картины, но и Чурсина заслуженно присоединилась к этому дуэту. Скоро она вышла замуж за Фетина, и их личный и творческий союз длился семнадцать лет.

После громкого успеха "Донской повести", Чурсина щегольнула актерским мастерством, сыграв совершенно противоположную роль: девушки лёгкого поведения Инги-эстонки в фильме "Два билета на дневной сеанс". Ее партнером по фильму был обладатель неповторимой харизмы Александр Збруев. Маленькая роль была выполнена безукоризненно, и Чурсина еще раз убедила экспертов, что может создать любой образ.

© Sputnik / V.Pischalnikov
Актриса театра и кино Людмила Чурсина

Самым удачным для актрисы был 1968 год. Чурсина сыграла в этом знаменательном для себя году главную роль в фильме своего мужа "Виринея". Создала потрясающий образ Марфы в картине "Журавушка" режиссера Николая Мокаленко. Снялась в роли немки в великолепном фильме Владимира Басова "Щит и меч" и, наконец, создала незабываемый образ Анфисы в "Угрюм-реке".

Одних этих работ было достаточно, чтобы войти в историю советского кинематографа, но Чурсина продолжала и дальше создавать незабываемые образы: Оксана в "Адъютанте его превосходительства", Олеся в "Олесе", Яровую в "Любовь Яровая", Пепу в "Гойя, или тяжкий путь познания", Зосю в "Приваловских миллионах", Татьяну Власенкову в "Открытой книге", Екатерину I в "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", Светлану в "Досье человека в "Мерседесе" и многих других фильмах.

© Sputnik / Vladimir Vyatkin
Актриса Людмила Чурсина на презентации нового сборника сочинений Валентина Гафта "Ступени" в Театре им. Евгения Вахтангова

Она была отмечена за свои работы многими премиями престижнейших кинофестивалей, в 40 лет получила звание Народной артистки СССР. Ее приглашали сниматься в Голливуд: контракт был уже готов, но под разными предлогами коммунистические чинуши не пустили актрису попробовать свои силы в США.

В 90-е годы она почти не снималась, да и в двадцать первом веке актриса редко появлялась на экране. Тем не менее, ей и в эти времена удалось показать свой широкий актерский диапазон. Она сыграла Кору Ландау в "Мой муж-гений", с чудесной ироничностью исполнила роль матери Кисегач в широко популярном сериале "Интерны".

© Sputnik / Evgeniy Odinokov
Актриса Людмила Чурсина в сцене из спектакля Павла Тихомирова "Супруги Каренины" в Центральном Академическом театре Российской армии

После Фетина Чурсина была замужем еще два раза, а последним ее избранником был сын генсека КПСС Юрия Андропова. После того, как она развелась и с ним, больше о браке не думала. Детей у нее нет: как часто бывает у больших актрис, она все время думала о работе, и на то, чтобы завести детей, времени не хватало.

Празднуя сегодня юбилей великой актрисы, все поклонники ее великолепного актерского таланта, восхищаются работами, которыми она нас одарила за всю свою карьеру. Людмила Алексеевна Чурсина всем своим творчеством (особенно в 60-70 годы) навсегда вошла в когорту самых одаренных и красивых актрис советского кинематографа.

Читайте также:

1316
Теги:
Актриса, Людмила Чурсина, Образ
Здание Европарламента в Страсбурге

Докладчик ПАСЕ обратился к Баку и Еревану из-за ситуации на границе

0
(обновлено 18:47 30.07.2021)
Гаван убежден, что давние гуманитарные проблемы, которые затрагивают жизнь людей по обе стороны границы, не могут быть решены, пока насилие не прекратится.

БАКУ, 30 июл — Sputnik. Докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по "Гуманитарным последствиям конфликта между Арменией и Азербайджаном" Пол Гаван призвал к деэскалации напряженности на армяно-азербайджанской границе и соблюдению режима прекращения огня после пограничных инцидентов, которые привели к гибели военнослужащих. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте Ассамблеи.

"К сожалению, в период с мая по июль этого года наблюдается устойчивый рост инцидентов, и они вышли на новый уровень с прискорбными человеческими жертвами, что меня очень беспокоит. Давние гуманитарные проблемы, которые затрагивают жизнь людей по обе стороны границы, не могут быть решены, пока насилие не прекратится. Настоятельно призываю всех, кого это касается, проявить ответственность для построения мира", - говорится в обращении Гавана.

Гаван 26-28 июля находился в Баку, с целью подготовки доклада о гуманитарных последствиях конфликта между Азербайджаном и Арменией. Он провел ряд встреч с официальными лицами страны, а также вынужденными переселенцами, уполномоченным по правам человека и представителями гражданского общества.

Весной Гаван с той же целью побывал в Армении. Представить доклад в ПАСЕ он должен уже в сентябре.

Читайте также:

0
Теги:
ПАСЕ, Азербайджан, Армения, государственная граница
Тема:
Обстановка на границе Азербайджана и Армении