Автомобили, ожидающие погрузки на судно, фото из архива

Потребность или роскошь: автокредиты пересаживают граждан на старые машины

249
(обновлено 14:33 25.08.2021)
Дилемма для азербайджанцев: приобрести подержанный автомобиль или решиться взять кредит. Как условия автомобильного кредитования действуют на экономику страны - разбирался Sputnik Азербайджан.

БАКУ, 24 авг — Sputnik. Пандемия и вызванный ею транспортный локдаун существенно повысили роль автомобилей в жизни жителей страны. Так, в рамках карантинного режима больше года по выходным не работают автобусы, долгое время в Баку было полностью закрыто метро.

В связи с этим гражданам страны пришлось пользоваться услугами такси, что сильно ударило по бюджету среднестатистической азербайджанской семьи. Ограничения на работу транспорта также заставили часть населения задуматься о покупке автомобиля - однако условия автомобильного кредитования в Азербайджане на сегодняшний день доступны далеко не для всех.

Стать владельцем автомобиля не так просто

По словам эксперта по вопросам транспорта Эльданиза Джафарова, условия автокредитования в Азербайджане довольно тяжелые, и это относится как к классическому кредиту, так и к лизинговой схеме приобретения автомобиля.

"Ситуация такая, что из-за сложных условий даже граждане с высокими зарплатами не могут приобрести автомобиль в кредит. Сегодня, по рекомендации Центробанка, частные банки требуют у покупателей около 40% от стоимости автомобиля в виде первого взноса. Остальная часть стоимости выдается в виде кредита под 16% годовых в среднем. В лизинге предоплата составляет 20% от суммы автомобиля, а годовой процент - около 25%. Я думаю, что это очень высокие ставки", - рассказал Джафаров Sputnik Азербайджан.

По словам эксперта, в стране необходимо облегчить и упростить условия автокредитования, а также снизить ставки по таким займам. Оптимальным вариантом, по мнению Джафарова, была бы предоплата в размере 20% от стоимости автомобиля, а остальная сумма может выплачиваться с годовой ставкой в 9-10%.

"В этом случае граждане смогут приобрести автомобиль, имея на руках 10-15 тысяч манатов. Тогда как сегодня эти же люди покупают подержанные иномарки, например, в Грузии - и это автомобили, чей срок эксплуатации зачастую уже вышел, они годятся только на металлолом. И такие машины импортируются в нашу страну", - рассказал Джафаров.

В итоге страдает экономика

По словам эксперта, высокий процент и тяжелые условия автомобильного кредитования также отрицательно воздействуют на экономику Азербайджана в целом. Как известно, автомобильный сектор – один из ведущих секторов экономики, и, если в этой сфере есть динамика роста, это положительно сказывается на всей экономике страны.

"Но сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда граждане нашей страны вынуждены покупать и использовать старые, подержанные автомобили. Это, в свою очередь, приводит к частым дорожно-транспортным происшествиям, к трагедиям и человеческим потерям", - отметил собеседник Sputnik Азербайджан.

"Иногда, когда я веду дискуссии со своими оппонентами, они выражают мысль, что автокредитование в Азербайджане относится к проблемным видам займов, и поэтому условия кредитования настолько тяжелые. Но я так не думаю. Во всех развитых странах мира автокредитование очень простое, и автокредит считается самым легким и стабильным. Почему-то в Азербайджане именно автокредитование считается неким сложным и проблемным продуктом. В результате Азербайджан превратился в кладбище старых и непригодных автомобилей", - рассказал Джафаров.

Тяжелые условия кредитования противоречат госпрограмме

По словам эксперта, тяжелые условия автокредитования и высокие процентные ставки также противоречат государственной программе по "Обеспечению безопасности на дорогах 2019-2023". В этой программе делаются акценты на стимуляцию импорта в страну экологически чистых автомобилей, обновление автопарка страны, утилизацию старых автомобилей. Однако уже 2021 год, но никаких шагов в этом направлении до сих пор не предпринято, отметил Джафаров.

Импорт автомобилей из Грузии растет

Между тем, импорт подержанных автомобилей из Грузии в Азербайджан продолжает расти. Так, в период с января по июль 2021 года импорт легковых автомобилей из Грузии в Азербайджан вырос на 69,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 20 658 единиц или 138 миллионов долларов в ценовом выражении.

При этом, доля Азербайджана в общем экспорте автомобилей из Грузии составила 55%.

Читайте также:

249
Теги:
Кредит, Автомобили, Потребность, Условия, пандемия

Солнечные панели, фото из архива

Доля ВИЭ в производстве электроэнергии в Азербайджане вырастет до 30%

24
(обновлено 12:20 22.09.2021)
Изменение климата - реальность, способствующая мировому энергетическому переходу, и в Азербайджане необходимо увеличить использование "зеленой энергии" для достижения баланса между энергетической безопасностью и экологической безопасностью, сказал министр энергетики АР.

БАКУ, 22 сен — Sputnik. Цель Азербайджана, являющегося экспортером традиционных энергоресурсов, - довести до 2030 года долю возобновляемой энергии в производственных мощностях электроэнергии до 30%. Об этом рассказал министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов, выступая на выставке и конференции Gastech 2021 в Дубае.