Новости

Какие проекты могут быть реализованы с Азербайджаном и Арменией - отвечает Оверчук

© Sputnik / Press service of the Russian Foreign Ministry / Перейти в фотобанкВизит делегации РФ в Азербайджан
Визит делегации РФ в Азербайджан - Sputnik Азербайджан, 1920, 11.06.2021
Подписаться
Вице-премьер России Алексей Оверчук рассказал о том, в каких направлениях продвинулась трехсторонняя рабочая группа по Карабаху и что еще предстоит сделать для разблокировки региона.

БАКУ, 11 июн — Sputnik. При наличии доброй воли на Южном Кавказе будет разблокировано транспортное сообщение, начнет развиваться торговля, экономики Азербайджана и Армении получат мощный новый импульс для развития, а у людей улучшится жизнь. И важно, что такая добрая воля есть, сказал в интервью "Российской газете" заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук.

Основанный на здравом смысле подход

Напомнив о том, что на основе заявления, подписанного главами Азербайджана, России и Армении, была создана трехсторонняя рабочая группа, которой поручено заниматься разблокированием экономических и транспортных связей в регионе, Оверчук рассказал, что с самого начала членами этой группы был избран подход, основанный на здравом смысле.

Отношения между Азербайджаном и Арменией очень сложные, многослойные, уходят глубоко в историю. Многие перенесли страшное горе, покинули родные места, потеряли самых близких людей. Об этом всегда будет храниться память. Сегодня важно сделать так, чтобы беда опять не вернулась в дома людей, а для этого нужно залечивать раны, учиться говорить друг с другом и вместе работать над созданием общего мирного будущего, подчеркнул он.

"Реальность в том, что эти близкие и дружественные нам народы были, есть и будут соседями. Живущие там люди хотят мирно жить, растить детей и радоваться внукам. Все участники переговоров о разблокировании экономических и транспортных связей в регионе исходят именно из этого. Все хотят построить лучшую жизнь для своих народов. Россия им в этом помогает", - отметил вице-премьер.

В истории мало таких примеров

По его словам, никогда ранее такие вопросы предметно на таком уровне между Азербайджаном и Арменией не обсуждались. От момента завершения войны и до начала переговоров прошло всего чуть более двух месяцев. В истории мало примеров, когда воевавшие стороны через такой короткий промежуток времени садились бы за стол переговоров с задачей разблокирования транспортного сообщения и создания условий для развития экономик своих стран. Все это делает формат переговоров особенным и подчеркивает стремление участников найти решение задачи, поставленной главами государств, рассказал Оверчук.

С самого начала было важно найти отправную точку. Весь предшествующий исторический опыт взаимоотношений этих двух стран такой опоры не давал, но стремление ее найти буквально витало в воздухе. Никто не хотел, чтобы переговоры завершились, не успев начаться, пояснил он.

Армения сможет пользоваться азербайджанскими портами

Такой подход, по его мнению, позволил перейти к обсуждению всех возможных железнодорожных и автомобильных маршрутов между двумя странами. В настоящее время рассматриваются возможности транспортного сообщения между основной частью Азербайджана и Нахчываном через территорию Армении. При этом, одновременно решаются задачи начала движения из Армении в Россию через территорию Азербайджана или из Армении и России в Иран через Нахчыван. Кроме этого, у Армении может появиться возможность использования азербайджанских портов на Каспийском море для транспортировки грузов в страны Центральной Азии и из стран Центральной Азии в Армению, констатировал вице-премьер.

"В рамках трехсторонней рабочей группы идет предметный разговор о деблокировании региона. Ключом к решению этой задачи является деблокирование Армении, которая с момента обретения независимости фактически является заблокированной страной", - заявил он.

Снятие транспортной блокады в регионе

Снятие транспортной блокады в регионе важно для России, ЕАЭС и всех соседних стран. При этом Армения превратится не только в важнейший международный транспортный узел, связывающий иранские порты Персидского залива с черноморскими портами, а также российскими портами на Балтике и Тихом океане, но и сможет приступить к наращиванию собственного производства, так как появится доступ к новым рынкам сбыта, а факторы, сдерживающие возможности вывоза продукции из страны, уйдут в прошлое. В современной истории такие возможности еще никогда не открывались, и, несомненно, в этой новой конфигурации основными бенефициарами будут Азербайджан и Армения. Россия в этом помогает им и всем остальным странам региона, подчеркнул Оверчук.

Вице-премьер также довел до внимания, что в рамках рабочей группы были исследованы все возможные железнодорожные и автомобильные маршруты, соединяющие Азербайджан и Армению. Этой весной в приграничных районах этих стран работали российские эксперты Минтранса, Росавтодора и РЖД. Они обследовали каждую автомобильную и железную дорогу, оценили возможности осуществления коммерческих перевозок между двумя странами. Было оценено состояние дорожных покрытий, железнодорожных путей, мостов, труб, которые лежат под дорогами.

"К сожалению, почти все возможные маршруты пришли в негодность, и восстановление транспортного сообщения требует серьезных инвестиций. По итогам этой экспертной работы стороны смогли наметить дальнейшие шаги для деблокировки транспортного сообщения", - отметил он.

Необходимо находить компромиссы

Большой пласт работы, по словам Оверчука, также связан с правовыми вопросами. Между Азербайджаном и Арменией нет дипломатических отношений, нет пунктов пропуска, таможен, всего того, что обычно бывает между соседними странами. В течение последних 30 лет и Азербайджан, и Армения делали все, чтобы движение между ними было невозможно. Эти накопившиеся наболевшие проблемы нужно решать. Ведется инвентаризация всех международных нормативных правовых актов. Прежде всего, это касается СНГ, потому что и Армения, и Азербайджан в него входят.

Так сложилось, что каждый раз, когда подписываются какие-то многосторонние соглашения, представители Армении и Азербайджана делают в отношении друг друга оговорки, исключающие распространение действия этих соглашений на противоположенную сторону. Такого рода оговорки, мешающие осуществлению транспортного сообщения между двумя странами, должны быть сняты, отметил он.

"Более тридцати лет госаппараты двух стран системно работали друг против друга, и теперь им необходимо искать развязки и находить компромиссы. Людям это тяжело, так как на них лежит груз всей предшествующей жизни и истории взаимоотношений между их странами", - сказал вице-премьер.

Когда все эти решения будут найдены, а Азербайджан и Армения поймут, что они готовы их осуществить, то можно будет приступить к восстановлению дорог и после этого возобновить транспортное сообщение. Главное - видеть хорошее будущее, и, конечно же, важно, чтобы никто сейчас не предпринимал шагов, еще более осложняющих эти и так непростые отношения, заключил Оверчук.

Лента новостей
0