Грузовые контейнеры, фото из архива

Свободная экономическая зона в Аляте: сможет ли Азербайджан создать рай для инвесторов?

307
(обновлено 13:39 14.05.2021)
Пока ведутся работы по усовершенствованию законодательства для первой свободной экономической зоны Азербайджана, названа ожидаемая дата начала ее работы – июль 2022 года.

БАКУ, 14 мая — Sputnik, Айгюль Тагиева. Указ о создании и организации деятельности свободной экономической зоны (СЭЗ) Алят был подписан Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым 22 мая 2020 года. С тех пор, параллельно с созданием инфраструктуры, ведутся работы также по созданию соответствующего законодательства, которое учтет правовые, таможенные, инвестиционные вопросы и аспекты налогообложения.

Создание законопроекта и строительство инфраструктуры - важная часть создания СЭЗ, но остаются вопросы, сможет ли Азербайджан создать рай для инвесторов и использовать мировой опыт для успешной реализации этого проекта.

Для полного формирования экономики Азербайджана создание свободной экономической зоны - необходимый и запоздалый шаг, так как в формировании крупнейших экономик мира сыграли первостепенную роль именно свободные экономические зоны, считает эксперт-экономист Эльданиз Амиров.

"Мировая практика показала, что создание СЭЗ - успешная модель формирования экономики. Например, в развитии экономики Китая и в становлении его как мирового экономического гиганта основную роль сыграло создание многочисленных свободных экономических зон. Также интересен пример ОАЭ, которые создали огромную территорию СЭЗ, начиная с 1985 года, после чего там началось быстрое развитие экономики. Соответственно, ту привлекательность, которую дает стране свободная экономическая зона, не может дать даже нефть" - отметил эксперт.

По словам Амирова, создание СЭЗ в Азербайджане было впервые обсуждено в 2015 году, когда цены на нефть резко упали, начался экономический кризис и этот вопрос стал актуальным как выход из положения во время кризиса.

Возможности и перспективы

Рассказывая о возможностях, которые откроет перед страной создание СЭЗ, эксперт отметил, что в первую очередь это создание широкого рынка для соседних стран - Ирана, Турции и России и стран Средней Азии, а также постепенное расширение круга стран, вовлечённых в региональную торговлю.

"Правда, мы пока не являемся участниками Всемирной торговой организации, поэтому развитие СЭЗ и вывод ее на международный уровень будет немного проблематичным и нелегким. Но если реализовать все процессы правильно, можно создать СЭЗ, которая принесет стране дополнительные дивиденды", - сказал Амиров.

Кроме того, по словам собеседника Sputnik Азербайджан, льготы и освобождение от ряда пошлин в СЭЗ увеличат интерес к региону и, как следствие, привлекут сюда иностранных инвесторов и инвестиции.

"Если проект по созданию СЭЗ будет реализован правильно, он превратится в основной двигатель развития экономики в ненефтяном секторе. К тому же можно будет создать сектор переработки сельхозпродукции или может быть дан стимул развитию обрабатывающего сектора. Можно будет создать производство оборудования для обрабатывающего сектора. Возможностей множество", - отметил Амиров.

СЭЗ и транспортные проекты региона

Говоря о пользе создания СЭЗ для региона и страны, необходимо отметить и транспортные проекты, которые выиграют от свободной экономической зоны в Аляте.

Так, по словам Амирова, Зангезурский коридор в перспективе — это прямой выход Турции в Среднюю Азию. Этот путь будет проходить через Алят и Каспийское море, и в этом ракурсе актуальность СЭЗ Алят возрастет в разы.

"Свободная экономическая зона будет интересна Средней Азии, Турции, России и странам Европы, маршруты которых в транспортных и торговых операциях будут проходить через СЭЗ Алят. Эта зона будет обладать достаточным потенциалом и станет актуальной для многих стран", - отметил эксперт.

Кроме того, необходимо рассмотреть СЭЗ как толчок для развития многих секторов экономики страны, в процессе реализации такого проекта будут развиваться строительный сектор, и рынок труда. Люди, живущие недалеко от этого региона, будут обеспечены работой на долгосрочную перспективу.

Также необходимо заострить внимание на создании экспортно-ориентированной промышленности в рамках СЭЗ. Так, важно использование свободной экономической зоны не только как торгового соединения, но и почву для создания промышленности экспортного направления.

"Для стимулирования и развития экспорта Азербайджана свободная экономическая зона - очень важный инструмент, так как в стране есть необходимость в развитии экспортных операций", - сказал экономист.

Мало создать, важнее правильно управлять

Основной проблемой, связанной с реализацией идеи СЭЗ, остается управление, считает эксперт. По его словам, если передать управление свободной экономической зоной Алят какой-либо государственной структуре, вряд ли это будет успешным решением.

"Практика показывает, что СЭЗ функционирует успешнее, когда передается частной компании, которая имеет международный опыт управления таким учреждением. Если это будет компания, которая имеет опыт в данном направлении и уже доказала свою успешную деятельность в иностранных международных платформах, это будет гарантом привлечения иностранных инвестиций в СЭЗ", - считает эксперт.

По его словам, если свободная экономическая зона будет управляться какими-то министерством, вероятность прихода инвесторов мала, поскольку степень доверия чиновникам будет невысокой. Тогда как если управлением займется иностранная узнаваемая компания с успешным опытом руководства, зарубежные инвесторы смогут довериться этой компании и придут в СЭЗ с капиталом.

Читайте также:

307
Теги:
Азербайджан, инвесторы, Алят, СЭЗ

Заседание парламента Азербайджана, фото из архива.

Милли Меджлис проведет внеочередное заседание какие темы будут обсуждаться

6
(обновлено 19:51 18.06.2021)
О чем будут говорить депутаты парламента Азербайджана на очередном заседании и какие изменения в законы страны будут рассматриваться 22 июня?

БАКУ, 18 июн — Sputnik. Следующее заседание внеочередной сессии Милли Меджлиса Азербайджана состоится на следующей неделе, 22 июня. На повестке дня ряд вопросов, в том числе в сфере трудовых пенсий, защите прав инвалидов, о пособиях семьям шехидов и другие темы.

1. Законопроект "О внесении изменений в закон "Оо правах инвалидов" (третье чтение).

2. Законопроект "О внесении изменений в закон "О трудовых пенсиях" (третье чтение).

3. Законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Жилищный кодекс, Миграционный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и Земельный кодекс (третье чтение).

4. Законопроекты "О статусе и социальной защите граждан, участвовавших в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших в результате аварии", "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", "О лечении и борьбе с наркозависимостью", "Об образовании инвалидов (специальное образование)", "О государственной помощи больным сахарным диабетом", "О донорстве компонентов крови и службе крови", "О государственной помощи людям с наследственными заболеваниями крови гемофилией и талассемией", "О государственной целевой социальной помощи", "О социальных пособиях", "Об онкологической помощи", "О социальных услугах", "О культуре", "Об обязательном медицинском обследовании детей", "О дошкольном образовании", законопроект "О внесении изменений в законы "О занятости" и "О профессиональном образовании" (третье чтение).

5. Далее, парламентарии рассмотрят проекты поправок в законы Азербайджанской Республики "Об увековечении имени шехида и пособиях семьям шехидов", "О социальном страховании", "О полиции", "О сокращении рабочего времени для отдельных категорий государственных служащих", "Дипломатическое представительство Азербайджанской Республики в зарубежных странах и международных организациях", "Об обязательном страховании лиц, находящихся в командировках", "О страховой деятельности", "О негосударственной (частной) охранной деятельности", "О социальной адаптации лиц, освобожденных из пенитенциарных учреждений" и "Об обеспечении прав и свобод задержанных" (в третьем чтении).

6. Кроме того, на повестке дня заседания законопроекты о внесении изменений в законы "О постановке на учет по месту жительства и нахождения", "О статусе депутата Милли Меджлиса АР", "Об обязательном государственном личном страховании военнослужащих", "О судах и судьях", "Об охране здоровья населения", "О военной службе", "О правах ребенка", "О дорожном движении", "О государственной защите лиц, привлеченных к уголовной ответственности", "О социальной защите детей-сирот и детей из неблагополучных семей", "О суде и правоохранительных органах", "О государственном обязательном личном страховании сотрудников правоохранительных органов", "Об автомобильных дорогах", "О борьбе с туберкулезом", "О психиатрической помощи", "Об обязательном страховании" и "О государственной помощи больным рассеянным склерозом" (третье чтение).

7. Поправки в законы Азербайджанской Республики "О государственной службе", "О государственной пошлине", "Об исполнении", "О молодежной политике", "Об обращении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (третье чтение).

8. Проект Закона Азербайджанской Республики о внесении изменений в Закон Азербайджанской Республики "О семейном сельском хозяйстве".

9. Законопроект о внесении изменений в Закон "О занятости населения".

10. Законопроект "О рациональном использовании энергетических ресурсов и энергоэффективности" (первое чтение).

11. Законопроект "О внесении изменений в закон "О трудовых пенсиях" (первое чтение).

12. Законопроект "О внесении изменений в закон "О правах инвалидов" (первое чтение).

13. Законопроект "О внесении изменений в закон "О трудовых пенсиях" (первое чтение).

14. Законопроект "О внесении изменений в закон "О государственной службе" (первое чтение).

6
Теги:
обсуждение, заседание, системы, Милли Меджлис АР
Центральный банк Азербайджанской Республики, фото из архива

Центробанк Азербайджана принял очередное решение по учетной ставке

40
Годовой уровень инфляции оставался в пределах целевого диапазона, при этом индекс потребительских цен в мае также был стабильным при 12-месячной инфляции менее чем в пять процентов.

БАКУ, 18 июн — Sputnik. Правление Центрального банка Азербайджанской Республики приняло решение оставить параметры процентного коридора без изменений, учетная ставка была сохранена на уровне 6,25%, нижняя граница коридора - 5,75%, верхняя граница - 6,75%. Об этом говорится в сообщении ЦБА, опубликованном на сайте ведомства.

Согласно информации надзорного органа, возросла роль факторов роста в балансе рисков инфляции, хотя немонетарные внешние и внутренние факторы расходов, а также рост фактической инфляции на фоне усиления отложенного спроса, остаются в целевом коридоре.

Кроме того, Центробанк не изменил прогнозов по инфляции, хотя влияние немонетарных факторов на нее на протяжении оставшейся части года будет усиливаться.

"Улучшение платежного баланса поддерживает главный якорь макроэкономической стабильности - стабильность обменного курса и уравновешивает инфляцию. Баланс рисков и ожидание того, что сезонные факторы станут более активными в ближайшие месяцы, являются основными показателями, лежащими в основе решения", - отмечается в сообщении.

Инфляция в стране осталась без изменений

Годовой уровень инфляции оставался в пределах целевого диапазона (4 ± 2%) с момента последнего заседания Совета директоров по денежно-кредитной политике.

"Согласно официальной статистике, индекс потребительских цен в мае оставался стабильным при 12-месячной инфляции в 4,9%. Сезонные факторы снижают продовольственную инфляцию, которая является основным традиционным источником общей инфляции, и повышают мировые цены на продовольствие. Сезонные факторы в основном сопровождаются снижением цен на местные фрукты и овощи. В мае цены на продукты питания упали в среднем на 0,3%, а годовая инфляция на продукты питания составила 5,2%", - говорится в сообщении ЦБ.

Что касается цен на непродовольственные товары и услуги, на них также влияют импорт инфляции и восстановление спроса, а также факторы внутренних расходов.

"В годовом исчислении цены в мае выросли на 4,4% на непродовольственные товары и на 4,8% на услуги. Таким образом, возросла роль изменения цен на непродовольственные товары и услуги в структуре годовой инфляции", - сообщает ЦБ Азербайджана.

Стратегические резервы и ссудный портфель увеличились

В условиях профицита платежного баланса стратегические валютные резервы возросли на 2,8% (1,5 миллиарда долларов) с начала года, и составили 52,3 миллиарда долларов.

"За пять месяцев ссудный портфель банковской системы увеличился на 3,8%, в том числе бизнес-ссуды на 2,4%. За этот период ипотечные кредиты, поддерживающие экономическую активность в строительстве и ряде смежных реальных секторов, увеличились на 7,2%. Потребительские кредиты, хотя и выросли на 5,1% на фоне усиления потребительского спроса, не восстановили допандемический уровень", - говорится в информации Центробанка.

Кроме того, долларизация продолжает снижаться. Впервые с февраля 2015 года манатные депозиты заняли доминирующую долю в структуре депозитов физических лиц.

Экономическая активность возросла

В сообщении ЦБА указывается, что широкое использование вакцинации и относительное улучшение эпидемиологической ситуации положительно сказываются на экономической активности. Так, в январе-мае 2021 года ненефтегазовый сектор вырос на 4,5%, коммерческий сектор ненефтегазового сектора вырос на 10,1% (промышленность и сельское хозяйство), а неторговый сектор - на 3,2%.

"Экономический рост поддерживается государственными инвестициями, началом строительных работ на освобожденных территориях, внешним спросом, а также относительным восстановлением потребительского спроса. Однако, по имеющимся оценкам, совокупный спрос еще не достиг уровня, предшествующего пандемии", - сообщает Центробанк.

40
Теги:
решение, Учетная ставка, Центральный банк АР