Грузовики, фото из архива

Транспорт и логистика: Евразийский экономический союз выиграет от интеграции Азербайджана

331
(обновлено 00:46 28.04.2021)
Учитывая возрастающую значимость сухопутных перевозок, интеграция АР в ЕАЭС сыграет немаловажную роль в первую очередь для самого союза, убеждены в Баку.

БАКУ, 28 апр — Sputnik, Айгюль Тагиева. Транспортные и логистические проекты всегда были приоритетными направлениями внешнеэкономической политики Азербайджана. А как же иначе, ведь страна расположена на пути прохождения мировых транспортных маршрутов, связывающих Север с Югом, а Восток - с Западом.

В современном мире Азербайджан играет важную роль в региональных логистических и транспортных проектах, и все благодаря хорошей инфраструктуре – в стране проложены качественные железнодорожные и автомобильные дороги, морские порты из года в год модернизируются, чтобы увеличить мощности получения и отправки грузов.

Азербайджан - важное звено в проекте Железнодорожного Шелкового Пути, частью которого является успешно реализованный проект Баку-Тбилиси-Карс. Возрожденный Шелковый путь нацелен на соединение производства Азии с рынком сбыта Европы.

Связывая Восток с Западом, Азербайджан также находится в центре проекта Юг-Север, призванного связать южные порты Индии с Россией, через территорию Ирана и Азербайджана.

Значения сухопутного сообщения между Азией и Европой стало очевидным после того, как пандемия коронавируса ударила по авиасообщению между странами. Согласно отчету мировых транспортных организаций, наименее пострадавшим видом грузоперевозок в период пандемии стали грузоперевозки автодорогами и железнодорожными путями. Так, Китай, например, удвоил железнодорожные перевозки в Европу, через территорию России.

Нужен ли аграрной промышленности Азербайджана ЕАЭС >>

Инцидент в Суэцком канале также повысил интерес к альтернативным поставкам грузов. Напомним, контейнеровоз Ever Given длиной в 400 метров 23 марта направлялся из КНР в Роттердам и сел на мель на 151-м километре канала, перегородив его на шесть дней и заблокировав движение. Судно сняли с мели 29 марта после нескольких попыток, в операции участвовали более 15 буксиров, навигация возобновилась. Последние из 422 судов, ожидавших очереди из-за инцидента, прошли канал 3 апреля.

Таким образом, по степени рентабельности и срокам доставки наиболее выгодным ныне являются грузоперевозки с использованием сухопутных маршрутов. И именно поэтому резко возрос интерес к транспортным проектам, призванным связать производство и рынки сбыта.

После недавнего военного успеха Азербайджана в Карабахе актуализировался вопрос разблокировки региональных транспортных узлов, и Азербайджан, в случае его успешного решения, превратится в важнейшего игрока международной логистики и транспорта. Так, открытие Зангезурского коридора и разблокировка путей сообщения в регионе приведет к повышению интереса к нему. А сотрудничая в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Азербайджан и страны-члены организации могли бы еще больше увеличить значимость региона в качестве логистического и транспортного хаба, и воспользоваться выгодой, которую принесет данное сотрудничество.

Именно в этом контексте, и учитывая возрастающую значимость сухопутных перевозок, интеграция Азербайджана в Евразийский экономический союз сыграет немаловажную роль, в первую очередь для самого ЕАЭС. Страны-участницы союза могли бы воспользоваться уже налаженным транспортным маршрутом для экспортно-импортных операций товаров и сырья.

Интеграция Азербайджана в ЕАЭС, скорее принесет выгоду странам-участникам союза, которые смогут воспользоваться логистическими возможностями региона и осуществлять грузоперевозки между собой на выгодных условиях.

Статус наблюдателя или членство в ЕАЭС: что думают в Баку >>

Перспективы сотрудничества Азербайджана и ЕАЭС в транспортных проектах, несомненно, важны, однако тут не стоит забывать и о том, что перед страной в настоящее время стоят более важные экономические вопросы, считает депутат парламента АР Арзу Нагиев.

"Перед экономикой Азербайджана сейчас стоят более глобальные вопросы. Приоритетом является восстановление освобожденных от армянской оккупации территорий", - убежден Нагиев.

По мнению депутата, прохождение через территорию Азербайджана крупных транспортных коридоров, таких как Шелковый путь, Север-Юг и Восток-Запад, очень важно с точки зрения логистики региона, и Баку в этом вопросе может стать важным стратегическим партнером ЕАЭС.

"При этом, нельзя забывать, что Армения, которая также является страной-участницей ЕАЭС, может препятствовать интеграции Азербайджана в него. Сближение Азербайджана с ЕАЭС в той или иной форме, возможно только после открытия транспортных узлов в регионе", - подчеркнул Нагиев.

331
Теги:
Азербайджан, Интеграция, Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
По теме
Мы должны добиваться большего импорта технологий – мнение экономиста
Экономическая активность в Азербайджане восстанавливается – министр
Криптовалюта не может быть международной расчетной единицей – мнение экономиста
ЕАЭС расширяет зону свободной торговли - видео
Какие выгоды может дать Азербайджану вступление в ЕАЭС

Город Мегри в Зангезуре

Зангезурский коридор, инфляция и устойчивое развитие экономические итоги недели

124
(обновлено 12:56 20.06.2021)
Какими интересными событиями в экономике запомнилась неделя читателям - читайте в материале Sputnik Азербайджан.

Одной из ключевых тем прошлой недели как в политической, так и экономической жизни Азербайджана стал визит президента Турции Реджепа Таийпа Эрдогана в страну, в рамках которого турецкий лидер посетил и культурную столицу Шушу.

"После заявления о прекращении огня для всех сторон появились новые возможности для сотрудничества в регионе. Мы также заинтересованы изменить географическое соседство в глубокое сотрудничество. Мы бы хотели, чтобы Армения приняла эту руку доброй воли и солидарности, оценила возможность вместе строить будущее", - сказал по итогам визита Эрдоган, указав также на готовность российского президента Владимира Путина к соответствующим усилиям.

Зангезурский коридор стал ближе

По итогам встречи президента Азербайджана Ильхама Алиева с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом была подписана Шушинская декларация, в которой, в числе прочего, зафиксировано положение о Зангезурском коридоре.

"Сегодня мы не только говорим о Зангезурском коридоре, который свяжет автодорогой и железной дорогой Турцию и Азербайджан, но и предпринимаем практические действия", - сказал президент Ильхам Алиев в итоговом заявлении после встречи один на один с турецким лидером.

Инфляция, учетная ставка и экономическая активность

Центробанк Азербайджана объявил о сохранении годового уровня инфляции в пределах целевого диапазона (4 ± 2%), при этом, индекс потребительских цен в мае оставался стабильным при 12-месячной инфляции в 4,9%. В мае цены на продукты питания упали в среднем на 0,3%, а годовая инфляция на продукты питания составила 5,2%. В годовом исчислении цены в мае выросли на 4,4% на непродовольственные товары и на 4,8% на услуги.

Также было принято решение оставить параметры процентного коридора без изменений, учетная ставка была сохранена на уровне 6,25%, нижняя граница коридора - 5,75%, верхняя граница - 6,75%.

В январе-мае 2021 года ненефтегазовый сектор вырос на 4,5%, коммерческий сектор ненефтегазового сектора вырос на 10,1% (промышленность и сельское хозяйство), а неторговый сектор - на 3,2%. Широкое использование вакцинации и относительное улучшение эпидемиологической ситуации положительно сказываются на экономической активности

Стратегические валютные резервы

В условиях профицита платежного баланса стратегические валютные резервы страны возросли на 2,8% (1,5 миллиарда долларов) с начала года, и составили 52,3 миллиарда долларов. За пять месяцев ссудный портфель банковской системы увеличился на 3,8%, в том числе бизнес-ссуды на 2,4%. За этот период ипотечные кредиты, поддерживающие экономическую активность в строительстве и ряде смежных реальных секторов, увеличились на 7,2%.

Кроме того, долларизация продолжает снижаться. Впервые с февраля 2015 года манатные депозиты заняли доминирующую долю в структуре депозитов физических лиц.

Заседание Экономического совета СНГ

В Москве 18 июня состоялось 90-е заседание Экономического совета СНГ при участии первого заместителя премьер-министра Азербайджана Ягуба Эйюбова. Главы делегаций стран Содружества обсудили ряд вопросов, охватывающих различные сферы экономического сотрудничества государств–участников СНГ.

На заседании был обсужден вопрос о создании выставочно-торговых центров стран-участниц СНГ на территории ВДНХ.

В настоящее время на территории ВДНХ действуют павильоны Азербайджана, Армении, Беларуси, в тестовом режиме открыт павильон Молдовы. Предполагается, что в текущем году начнут работу павильоны Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.

Следующее заседание Экономического совета планируется провести в Москве 24 сентября.

Азербайджан – лидер устойчивого развития региона

Согласно "Отчету об устойчивом развитии – 2021", подготовленному ООН, Азербайджан занял 55-ое место в мире и первое на Южном Кавказе по показателям устойчивого развития.

Азербайджан оценивался по следующим критериям: "хорошее здоровье и благополучие", "отсутствие бедности", "действия по борьбе с климатическими изменениями", "правосудие и институты", "доступная и чистая энергетика" "чистая вода и санитария", "устойчивые города и сообщества", и "партнерство для достижения целей". По оценке ООН, общий балл Азербайджана составил 72,4 из возможных 100 баллов.

Азербайджанские томаты и яблоки в Россию по железной дороге

С 15 июня Россельхознадзор разрешил поставки железнодорожными вагонами в Россию яблок и томатов с предприятий Азербайджанской Республики.

"По результатам состоявшихся 10 и 11 июня переговоров между руководителем Россельхознадзора Сергеем Данквертом и главой Агентства пищевой безопасности Азербайджана Гошгаром Тахмазли, Россельхознадзор считает возможным разрешить с 15 июня поставки в Россию яблок и томатов железнодорожными вагонами предприятиям-производителям, списки которых были предоставлены азербайджанской стороной (31 предприятие по производству томатов и 24 компании-производителя яблок)", - говорится в сообщении Россельхознадзора.

Транспортировка грузов будет осуществляться с обеспечением полной прослеживаемости в сопровождении фитосанитарных сертификатов. В каждом вагоне допускается перевозка только одного вида продукции от одного производителя.

С 1 октября 2021 года предусмотрен переход на контейнерные перевозки яблок и томатов из Азербайджана в Россию.

Читайте также:

124

Куда тратят деньги азербайджанцы

92
(обновлено 20:38 19.06.2021)
Куда уходят доходы граждан АР, получается ли у них откладывать, при средней зарплате в стране до 500 манатов - в инфографике Sputnik Азербайджан.
Инфографика: Расходы на основе дохода
© Sputnik / Elnur Salayev

Всем знакома расхожая фраза "деньги - не главное, но с ними лучше". Вот и решили в Азербайджане, путем проведения соцопроса узнать, получается ли у жителей страны экономить, на что они тратят деньги.

Считается, что спрашивать людей об их доходах неприлично, но респонденты ответили на этот вопрос честно. Оказалось, что более 62% опрошенных имеют ежемесячный заработок размером не более 500 манатов, а то и вовсе ничего не зарабатывают.

Примерно столько же людей – 64%, заявили, что у них расходы ежемесячно составляют как раз до 500 манатов.

Что же касается экономии, выяснилось, что 17% опрошенных это совсем не удается.

Обо всех этих моментах, связанных с доходами и расходами азербайджанцев, можно узнать в специальной инфографике Sputnik Азербайджан.

92
Теги:
Азербайджанцы, расходы, доходы
Здание Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики в Баку

Баку призвал мир объединиться ради возвращения переселенцев в свои дома

0
(обновлено 17:52 20.06.2021)
МИД АР поблагодарил страны-партнеры и соседей за сотрудничество для безопасного возвращения беженцев и вынужденных переселенцев на освобожденные территории, но заметил, что Ереван, скрывая карты минных полей, препятствует этому процессу.

Всемирный день беженцев, который отмечается 20 июня, имеет особое значение для Азербайджана, где проживает одна из самых больших в мире групп вынужденных переселенцев, говорится в сообщении министерства иностранных дел Азербайджана.

"Агрессивная политика Армении вынудила почти миллион азербайджанцев бросить все и покинуть свои дома. В результате 44-дневной войны Азербайджан освободил свои земли и восстановил территориальную целостность. Однако, широкомасштабные разрушения и минирование в течение десятилетий военной оккупации Армении все так же препятствуют безопасному и достойному возвращению беженцев в свои дома", - отмечает МИД.

Азербайджанские власти принимают все необходимые меры для обеспечения безопасного возвращения вынужденных переселенцев на освобожденные территории, идет восстановление этих территорий, но отказ Еревана передать карты всех заминированных территорий тормозит этот процесс, отмечает внешнеполитическое ведомство.

"Трагическая смерть двух журналистов в Кельбаджаре недавно вновь наглядно показала угрозу, с которой столкнулись люди, не имеющие возможности вернуться в свои дома в течение почти трех десятилетий", - указывает МИД АР.

МИД также выражает благодарность соседним странам и партнерам за эффективное сотрудничество в целях безопасного возвращения беженцев и вынужденных переселенцев на освобожденные территории: "Каждая восстановленная дорога, школа, культурный или религиозный памятник – это шаг к устойчивому, мирному и процветающему будущему региона и местных общин".

МИД Азербайджана призвал страны мира к глобальному единству для обеспечения возвращения беженцев и переселенцев в свои дома.

Трагедия в Кельбаджаре

Ранее оператор азербайджанского государственного телевидения – АзТВ Сирадж Абышов, сотрудник Государственного информационного агентства АзерТАДЖ Магеррам Ибрагимов (Алиоглу), а также заместитель представителя главы Исполнительной власти по селу Сусузлуг Ариф Алиев подорвались на мине при исполнении служебных обязанностей в Кельбаджарском районе Азербайджана в пятницу, 4 июня. На противотанковой мине подорвался военный грузовик "КАМАЗ", перевозивший представителей СМИ на съемку в село Сусузлуг Кельбаджарского района. Еще четыре человека, в том числе режиссер телеканала АзТВ Эмин Мамедов и водитель, а также сельский житель, получили ранения различной степени тяжести.

По факту возбуждено уголовное дело по статье 100.2 (Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны) и 116.0.6 (Нарушение норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов, осуществление широкомасштабных разрушений, не вызванных военной необходимостью) УК АР.

Читайте также:

0
Теги:
Вынужденные переселенцы, беженцы, МИД АР