Авторынок в Баку

Автомобильный бум наступает: что Азербайджан должен ему противопоставить?

10918
(обновлено 16:31 27.09.2018)
Резкий рост количества импортируемых транспортных средств неизбежно ведет к увеличению оттока валюты, однако наладка местной сборки авто позволит не только слегка прикрыть этот шлюз, но и создать рабочие места.

Оживление деловой активности и рост уровня благосостояния населения стали одной из основных причин наращивания импорта в Азербайджан грузовиков и легковых автомобилей. Наличием стабильного спроса необходимо своевременно воспользоваться, и решать эту задачу следует уже сегодня.

Известно, что по итогам в января-августа 2018 года из-за рубежа в страну было ввезено 14,034 тысячи единиц транспортных средств, что на 4,224 тысячи единиц, или в 2,5 раза превышает показатели за аналогичный отчетный период прошлого года. Об этом, как сообщает Sputnik Азербайджан, говорится в данных Государственного таможенного комитета (ГТК) АР.

Основную массу импортируемых транспортных средств по итогам восьми месяцев этого года составляли легковые автомобили — их было ввезено 12,525 тысячи единиц: в 2,5 раза больше прошлогоднего импорта. Тем самым, уже к началу сентября ввоз авто превысил совокупные показатели поставок "железных коней" за весь 2017 год.

Между тем, не только рядовые граждане решили приобрести новое авто или обновить свой личный автопарк. Предприниматели в связи с оживлением экономики заметно увеличили покупку грузовиков. Так, по данным таможенного ведомства, за восемь месяцев 2018 года в страну было ввезено 1332 грузовика, что на 729 единиц, или более чем в два раза, превышает показатели января-августа прошлого года.

Мир находится в ожидании эпидемии роста таможенных пошлин >>

Снижение импорта прослеживалось только в сегменте пассажирских автобусов, так за отчетный период в страну попало лишь 100 единиц автобусов, тогда как в минувшем году к сентябрю уже было импортировано 134 автобуса. Но ситуация с их ввозом может к концу года заметно измениться: напомним, что в июне 2018 года Бакинское транспортное агентство объявило тендер на закупку 300 автобусов для обновления столичного парка.

Между тем, не следует забывать, что, будь то грузовики, автобусы или личные авто, обновление парка транспортных средств — дело необходимое, но представляет собой удовольствие не из дешевых. Как результат, по итогам восьми месяцев этого года на импорт транспортных средств и запасных частей было потрачено 361,9 миллиона долларов, что на 118,5 миллиона, или на 48,7% превышает прошлогодние показатели. Тем самым, доля транспортных средств и запасных частей в общем показателе импорта выросла с 4,5% до 5,3%.

Почти полуторакратный рост оттока валюты за рубеж — явление не из самых полезных для экономики. И единственным решением задачи снижения вывода валюты из страны со стороны азербайджанского правительства является стимулирование деловых кругов на пути налаживание сборки автомобилей и грузовиков внутри Азербайджана.

Напомним, что в марте 2018 года в Нефтчалинском промышленном квартале открылся автомобильный завод Khazar, который способен производить десять тысяч автомобилей в год. На Гянджинском автомобильном заводе ожидается начало сборки легендарных чешских грузовиков "Татра". Также с российскими партнерами из группы ГАЗ обсуждается строительство автозавода по выпуску малотоннажных грузовиков в Гаджигабульском промышленном квартале.

Раритетные "железные кони" проехались по улицам Баку >>

Так что фактически производственное поле для местной сборки самых востребованных транспортных средств уже создано, и правительству остается только поддерживать эти предприятия, а также готовить механизмы, стимулирующие внутреннего потребителя делать добровольный, экономически обоснованный выбор в пользу транспорта, сделанного в Азербайджане. Это могут быть налоговые послабления для покупателей, кредитные и иные банковские продукты, инфраструктура по выгодной утилизации старых авто — в мировой практике опробованы и успешно работают десятки эффективных схем мотивации граждан делать выбор в пользу национального производителя.

Пока только не видны перспективы сборки в стране автобусов, но и в этом отношении поиск партнеров необходимо продолжить, так как транспортный бум способен "съесть" значительные валютные суммы, поступающие в том числе в виде нефтедолларов. А строительство пускай и сборочного производства позволит не только несколько снизить масштабы оттока валюты, но также позволит создать дополнительные рабочие места.

В 2017 году импорт транспортных средств и запасных частей составил 422,1 миллиона долларов. В 2017 году в Азербайджан было импортировано 11,610 тысячи легковых автомобилей, в 2016 году — 4,991 тысячи, в 2015 году – 23,765 тысячи, в 2014 году – 57,615 тысячи, в 2013 году – 94,879 тысячи.

10918

Реконструированные дороги в Сураханском районе Баку

В Баку обновлены улицы и дороги в нескольких поселках и жилмассивах