Новости

Как облегчить налоговое бремя для малого и среднего бизнеса?

CC0 / bertholdbrodersen / manБизнесмены, фото из архива
Бизнесмены, фото из архива - Sputnik Азербайджан
Подписаться
За последние годы в Азербайджане в налоговой сфере накопилось немало проблем, помимо прочего, в серьезных изменениях нуждается область регулирования налоговой нагрузки предпринимателей.

БАКУ, 4 мая — Sputnik, Халид Мамедов. В Азербайджане существует необходимость в оптимизации налоговых ставок, так как применение оптимальной процентной ставки имеет важное значение. В этом смысле важно оптимизировать налоговые ставки, применяемые в отношении малого и среднего бизнеса, сказал Sputnik Азербайджан эксперт-экономист Вугар Байрамов.

Рукопожатие - Sputnik Азербайджан
Бизнесмены и налоговики Азербайджана создают совет для решений проблем

Ранее министр налогов Микаил Джаббаров заявил, что в Азербайджане предусматривается облегчение налоговой нагрузки на малые и средние предприятия. По его словам, с этой целью будут внесены изменения в Налоговый кодекс АР и некоторые законодательные акты.

Байрамов пояснил, что малый бизнес является субъектом упрощенной системы налогообложения. Речь идет о предпринимателях, чей годовой оборот не превышает 200 тысяч манатов и которые в Баку платят четыре, а в районах – два процента налога.

"Существующая планка оборота сохраняется долгое время. Даже несмотря на девальвацию, в манатном выражении в данном показателе изменений не производилось", — отметил он.

По мнению эксперта, существует необходимость в повышении оборота для "упрощенки" с 200 до 400 тысяч манатов. В итоге это позволит более широкому кругу предпринимателей пользоваться правом платить налоги по упрощенной схеме, сказал эксперт.

Он отметил, что субъекты упрощенного налогообложения являются малыми налогоплательщиками. Поэтому налоговые ставки для них, как и в районах, должны составлять 2%: "Это может не казаться большой налоговой ставкой. Но надо учитывать, что начиная с 2017 года применяется один процент налога на обналичивание средств и в итоге мы имеем не четыре, а пять процентов налога".

В Азербайджане усовершенствован институт ипотечного кредитования>>

Экономист также указал на необходимость ликвидации налога на обналичивание средств, так как это противоречит самой философии налогообложения: "Субъекты упрощенного налога, после того как выплатят 4% налога, платят за чистую прибыль еще налог в 1%. И Налоговый кодекс, и вся налоговая философия в целом запрещает применение дополнительного налога на чистую прибыль. Это значит платить налог дважды. К сожалению, такое происходит в Азербайджане с 2017 года".

Именно поэтому однопроцентный налог на обналичку следует отменить, продолжил он. Субъекты упрощенного налогообложения должны иметь возможность обналичить свои средства, не выплачивая никакие проценты. Это важно с точки зрения расширения деятельности малых предпринимателей, снижения бремени налогообложения.

В свою очередь, профессор Азербайджанского государственного экономического университета Эльшад Мамедов сказал Sputnik Азербайджан, что в последние годы в Азербайджане в сфере налогового администрирования и налоговой политики существуют проблемы, тем самым появилась необходимость в серьезных реформах.

Банкомат - Sputnik Азербайджан
Виртуальные деньги: они кажутся среднему азербайджанцу чем-то нереальным

Он отметил, что речь здесь, с одной стороны, идет об облегчении налогового бремени, с другой стороны – о необходимости серьезных изменений в самой структуре налогообложения. "К большому сожалению, в структуре налогообложения в республике существуют проблемы. Налоговое бремя юридических лиц, бизнеса надо постепенно уменьшать и во всей системе надо добиться серьезной дифференциации", — сказал эксперт, указав на необходимость осуществления прогрессивной налоговой политики.

При этом в данном вопросе следовало бы обратиться к мировой практике: "Речь о том, что налоги, применяемые для физических лиц с высокими доходами, должны быть значительно повышены. Могут последовать возражения, что такой шаг способен стать причиной сокрытия доходов, ведения двойной бухгалтерии. Но в мировой практике существуют достаточно эффективные способы борьбы с такими явлениями. За счет этого мы можем добиться сокращения налогового бремени для субъектов малого и среднего бизнеса".

По мнению профессора, вместе с тем следует провести серьезные изменения по видам налогов. Следует постепенно отойти от такого фискального инструмента, как налог на добавленную стоимость (НДС), который мешает развитию экономической деятельности, и добиться претворения в жизнь более прогрессивной политики: "Потому как если мы посмотрим на структуру и суть НДС, то увидим, что этот вид налога серьезно тормозит деловую активность".

С другой стороны, заметил эксперт, НДС является таким видом налога, который связан с инфляцией. То есть, применение налога на добавленную стоимость напрямую служит ожиданиям роста цен и повышению реальной инфляции.

"Тем самым, проведение более прогрессивной налоговой политики является одной из первоочередных задач", — заключил Мамедов.

Лента новостей
0