Строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс

Баку поможет защитить от пиратов идущие из Китая в Турцию грузы

861
(обновлено 12:32 11.10.2017)
Потенциал перевозок грузов из Китая в Европу настолько велик, что Россия, Иран и Азербайджан вместе взятые не смогут его охватить, считает эксперт.

БАКУ, 10 окт — Sputnik. Весьма значимым событием для Азербайджана станет скорый ввод в эксплуатацию железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс (БТК), так как впервые в постсоветский период создается прямое железнодорожное сообщение с Турцией и Европой.

Об этом Sputnik Азербайджан заявил постоянный представитель секретариата Международной правительственной комиссии (МПК) "Европа- Кавказ-Азия" (TRACEСA) в Азербайджане Акиф Мустафаев.

Во время встречи глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Грузии Эльмара Мамедъярова и Михеила Джанелидзе в Тбилиси в рамках заседания Совета министров иностранных дел ГУАМ глава азербайджанского внешнеполитического ведомства заявил, что официальное открытие железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс состоится 30 октября.

По словам представителя TRACEСA, Азербайджан может стать великой транзитной страной, если удастся наладить доставку грузов из Китая в Стамбул.

"Перевозка грузов из Китая может составить две недели вместо 40 дней морского пути — который сопровождается различными угрозами, вплоть до захвата грузов пиратами. А в следующем году, если будет прорыт тоннель под, или построен железнодорожный мост над Босфором, железнодорожные составы будут двигаться до самого Лондона", — подчеркнул Мустафаев.

При этом не возникнет и жесткой конкуренции в коридоре БТК между южным и северным маршрутами транзита грузов, подчеркнул эксперт. Грузовой потенциал из Китая в Европу настолько велик, что Россия, Иран и Азербайджан, вместе взятые, не смогут его охватить. Россия на сегодня освоила всего 3-4% от данного потенциала посредством Транссибирской магистрали.

"С начала года, по моим данным, из Китая в Западную Европу через Казахстан, Россию и Беларусь отправлены четыре поезда, потративших на дорогу две недели. Это очень незначительный объем китайских грузов в направлении Западной Европы. И если удастся привлечь через Азербайджан 2-3% грузов из Китая, это будет означать 300-400 тысяч контейнеров в год. Это для Азербайджана мечта, рекорд", — подчеркнул представитель TRACEСA.

В самые лучшие годы транзитом через Азербайджан и Каспийское море в направлении Афганистана максимально отправлялось 17 тысяч контейнеров с гуманитарными грузами.

"Если Азербайджану удастся охватить посредством БТК несколько процентов грузов из Китая в направлении Турции и стран Европы, то есть на первом этапе до 300 тысяч контейнеров, а в последующие пять – десять лет — свыше 400 тысяч контейнеров, это будет значительный результат", — отметил Мустафаев.

Азербайджан получит от БТК большие выгоды как в политическом, так экономическом плане, заявил эксперт, по мнению которого, речь будет идти не только об Азербайджане, но и соседних странах — Казахстане, Туркменистане, Грузии, Турции и всех государствах, входящих в TRACEСA.

"Иногда у грузинских коллег возникает сомнение в выгодности БТК, так как могут быть ущемлены интересы Грузии в отношении эффективной работы черноморских портов Батуми и Поти. Абсолютно нет, традиционные перевозки через Батуми и Поти будут продолжены, в том числе танкерные перевозки нефти и сухих грузов, и снижения объемов не предусматривается. Подчеркну, что новый путь по БТК будет в основном нацелен на контейнерные перевозки", — заявил представитель TRACEСA.

Ожидать с момента запуска БТК мгновенного взлета перевозок не следует, так как в ходе эксплуатации возникнут вопросы координирования, документации, определения операторов и другие необходимые оргмеры, заявил эксперт. Но технические моменты быстро решаются, и в течение двух – трех месяцев они будут урегулированы.

"Тем более что за этим проектом стоит политическая воля лидеров государств – Азербайджана, Турции и Грузии. И здесь главное — начать, а дальше все пойдет, ведь в начале этого проекта было очень много препятствий, политических, экономических, что привело к задержке запуска данного проекта", — отметил Мустафаев.

Постоянный представитель секретариата МПК TRACEСA выразил уверенность, что через коридор БТК удастся запустить значительные объемы грузов из Китая в направлении Турции и европейских стран, и это позволит окупить вложенные инвестиции приблизительно через десять лет.

"Это нормально. Окупаемость БТК последует не в течении первых лет, а поэтапно, то есть пройдет не менее десяти лет", — заключил Мустафаев.

Коридор TRACEСA представляет собой мультимодальный комплекс транспортной системы стран региона, соглашение о развитии которого было подписано в сентябре 1998 года в Баку.

Маршрут берет начало в странах Восточной Европы (Болгария, Молдова, Румыния, Украина), и также пересекает Турцию. Далее путь следует через Черное море к портам Поти и Батуми в Грузии, затем задействует транспортную сеть стран Южного Кавказа, а также Ирана, используя наземное сообщение с этим регионом из Турции. Из Азербайджана через паромные переправы маршрут выходит на железнодорожные сети Центральной Азии (Туркменистана и Казахстана), имеющие выход на Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и достигают границ с Китаем и Афганистаном.

Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс строится на основании азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения от 7 февраля 2007 года. Реализация проекта началась в 2008 году. В рамках проекта строится железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс. Общая протяженность БТК составит 826 километров.

С начала эксплуатации БТК на первом этапе предполагается перевозить один миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов, на втором этапе объем грузоперевозок может достигнуть 17 миллионов тонн и двух миллионов пассажиров в год.

861
Загрузка...


Орбита Sputnik