Международный транспортный коридор Север-Юг, архивное фото

Шариатские законы Ирана создают проблему коридору "Север-Юг"

427
В реализацию международного транспортного коридора "Север-Юг" вовлечено порядка 15 стран, и потому отношение США к Ирану абсолютно не повлияет на его осуществление.

БАКУ, 10 мар – Sputnik. Международный транспортный коридор (МТК) "Север-Юг" позволит странам Северной Европы кратчайшим путем доставлять товары в Иран. Об этом Sputnik Азербайджан заявил постоянный представитель секретариата Международной правительственной комиссии (МПК) "Европа-Кавказ-Азия" TRACEСA в Азербайджане Акиф Мустафаев.

По его словам, отрицательное отношение президента США Дональда Трампа к Ирану не будет влиять на реализацию международного транспортного коридора. Дело в том, что в реализацию МТК вовлечен не только Иран, но и Россия, Азербайджан и еще порядка 12 стран Персидского залива и Азии. "Отношение США к Ирану абсолютно не повлияет потому, что в этом проекте заинтересованы страны, расположенные по оси, а также страны Северной и Восточной Европы", — отметил Мустафаев.

Но в реализации "Север-Юг" существуют другие проблемы, отметил эксперт. По словам Мустафаева, во время визита в европейские страны коллеги подчеркивали, что, допустим, грузы отправятся из Дюссельдорфа в направлении Ирана через Черное море, Грузию и Азербайджан. Но в Иране по местным шариатским законам в пятницу вообще граница закрыта и не работает.

"Все это надо решить, грузы не могут простаивать по два-три дня, это беспокоит европейских грузоотправителей, и они просили, чтобы этот вопрос на заседаниях был поднят. Конечно, надо беседовать и на двустороннем уровне: Азербайджан-Иран, Казахстан-Иран, Иран-Турция, чтобы все дни недели были рабочими и грузы проходили все 24 часа в сутки", — заявил представитель азербайджанского секретариата МПК.

Кроме этого, после ввода в строй железнодорожного участка Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) там будут построены терминалы. То есть из железнодорожных составов грузы будут перегружаться в терминалы, а оттуда уже посредством большегрузов TIR транспортироваться в порты Ирана в Персидском заливе и в обратном направлении.

Железнодорожного сообщения от иранской Астары через Решт и Казвин с выходом на Персидский залив пока нет. Но уже год, как готовится проект, ведутся работы на иранской территории. Азербайджанская сторона заявила, что может помочь кредитами или материально.

"Дело в том, что это крупный проект и требуется где-то полтора миллиарда долларов инвестиций. И Россия тоже должна помочь, оказать поддержку. То есть очень важно, чтобы поезда, вышедшие из Северной Европы или стран Прибалтики через Россию, Азербайджан, Иран, могли бесперевалочно достигать Персидского залива, но пока этого нет", — подчеркнул эксперт.

По его словам, на первом этапе будет только перевалочный путь. "Только когда этот вопрос будет полностью решен, а на это может потребоваться еще два-три года, а может быть больше, тогда объемы могут резко возрасти и достичь пяти миллионов тонн и больше",- отметил Мустафаев.

12 сентября 2000 года в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге было подписано межправительственное соглашение о создании международного транспортного коридора "Север-Юг" между Россией, Ираном и Индией со штаб-квартирой в Тегеране.

В настоящее время на участке Ялама-Астара, расположенном на транспортном коридоре "Север-Юг", возможна перевозка до 5 миллионов тонн грузов, как и предусмотрено на начальной стадии. По прогнозам, на следующем этапе объем грузоперевозок увеличится до 10-15 миллионов тонн, для обеспечения которых в полном объеме и для выполнения норм безопасности необходимо проведение ряда технических мероприятий.

427
Теги:
Азербайджан, Иран, Акиф Мустафаев, TRACEСA, Коридор 'Север-Юг', МТК, Шариат
По теме
Президент Алиев: проект "Север-Юг" - историческое событие
Орлов: "Север-Юг" востребован Азербайджаном и Россией
Азербайджан привлекает новых участников в коридор "Север-Юг"
Начались грузоперевозки по маршруту "Север-Юг"
"Север-Юг": причины присоединения Азербайджана к союзному "кольцу"
Коридоры "Север-Юг" и "Запад-Восток" обнимутся в Азербайджане

Центральный банк Азербайджанской Республики

Валютные резервы Азербайджана увеличились

6
(обновлено 00:09 31.07.2021)
Правление ЦБА приняло решение о сохранении учетной ставки стабильной. Таким образом, она осталась на уровне 6,25%, нижний порог процентного коридора - 5,75%, верхний порог процентного коридора - 6,75%.

БАКУ, 31 июл — Sputnik. Стратегические валютные резервы Азербайджана с начала 2021 года увеличились и составили 52,2 миллиарда долларов, заявил председатель Центробанка Эльман Рустамов на онлайн пресс-конференции, посвященной параметрам процентного коридора.

Валютные резервы Центробанка страны также выросли на 2% с начала года, и составили 6,5 миллиарда долларов, сказал председатель ЦБ.

С начала 2021 года денежная база в Азербайджане также увеличилась на 5,6%.

Учетная ставка сохранена

Рустамов также отметил, что правление Центрального банка Азербайджана приняло решение о сохранении учетной ставки стабильной. Таким образом, учетная ставка осталась на уровне 6,25%, нижний порог процентного коридора - 5,75%, верхний порог процентного коридора - 6,75%.

Зафиксировано снижение цен

По словам главы ЦБА, в июне 2021 года в Азербайджане была зафиксирована дефляция (снижение цен) в 0,5%, при этом годовая инфляция составила 4,7%. Он также отметил, что к концу 2021 года уровень инфляции в Азербайджане приблизится к верхнему порогу целевого диапазона.

"В рамках монетарной политики продолжаются антиинфляционные меры", - отметил он.

Население предпочитает наличные платежи

Несмотря на то, что в Азербайджане нет проблем с безналичными платежами, население все еще предпочитает расплачиваться наличными деньгами, отметил председатель ЦБА.

По словам Рустамова, в случае полного перехода на режим плавающего курса, была вероятность столкнуться с давлением в вопросе укрепления маната.

Показатели платежного баланса выросли

Профицит счета текущих операций платежного баланса Азербайджана по итогам 2021 года может составить 3,1 миллиарда долларов, при средней цене на нефть на уровне 65 долларов за баррель, сообщил Рустамов.

"Рост цен на нефть и увеличение ненефтяного экспорта Азербайджана положительно влияют на показатели платежного баланса страны. Если средняя цена на нефть в текущем году будет на уровне 65 долларов за баррель, то профицит счета текущих операций платежного баланса может составить 3,1 миллиарда долларов или 6,5% ВВП страны", - сказал Рустамов.

Читайте также:

6
Теги:
валюта, Валютные резервы, Азербайджан
Модернизация завода Этилен-полиэтилен в Сумгаите, фото из архива

Какую пользу получат Азербайджан и Россия от соглашения по газу

50
(обновлено 21:24 30.07.2021)
России выгодно работать с Азербайджаном - самым платежеспособным и перспективным покупателем во всем Южном Кавказе, убежден профессор Эльшад Мамедов.

Госкомпания "Азерконтракт" и группа "Газпром" подписали соглашение о сезонном обмене природным газом. Азербайджан и Россия договорились о взаимных поставках голубого топлива до 2023 года. Баку будет поставлять газ летом, а Москва – аналогичные объемы зимой. Условия контракта стороны не раскрывают, но известно, что российские поставки будут регулироваться в зависимости от уровня добычи и потребления газа в Азербайджане в летние месяцы.

Ранее российский газ уже поступал на азербайджанский рынок: в 2000-2006 и 2017-2018 годах. Почему Баку решил возобновить закупки у Москвы, несмотря на рост газодобычи в стране? Поможет ли сотрудничество с Россией нарастить поставки в Европу? Об этом корреспонденту Sputnik Никите Чикунову рассказал доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета Эльшад Мамедов.

- Как вы оцениваете достигнутое соглашение? Какую пользу от него может получить Азербайджан?

- Это соглашение, безусловно, шаг вперед для развития отношений между нашими странами в энергетической сфере. Мы становимся свидетелями того, что Россия и Азербайджан не конкурируют друг с другом, а выстраивают партнерский диалог. Мы вполне можем наладить сотрудничество и работать во взаимодополняющем формате.

Польза для нас несомненна. Увеличение добычи газа еще не означает, что во все регионы страны нужно поставлять исключительно местное топливо. Здесь важен географический фактор, влияющий на себестоимость поставок. С точки зрения логистики, Россия – наиболее подходящий вариант. К тому же, для нас это хорошая подстраховка – мы сможем поддерживать стабильные объемы запасов газа внутри страны.

- Почему Азербайджан пошел на такое соглашение?

- Нет ничего страшного в том, что Россия будет закрывать часть нашего внутреннего потребления. Это абсолютно нормальная практика. Я думаю, что каких-то критических, больших объемов поставок не будет. В ближайшие годы Азербайджан будет покрывать внутренний спрос преимущественно за счет собственных ресурсов (добыча газа в Азербайджане в 2020 году составила 25,8 миллиарда кубометров, внутреннее потребление — 11,9 миллиарда, - Sputnik).

Конечно, стоит иметь в виду весьма амбициозные цели, стоящие перед нашей страной: индустриализация регионов, развитие несырьевых секторов экономики. Все это потребует дополнительных объемов газа.

При этом не надо забывать и об экспорте. Наш газ ждут в Европе и Турции. Обязательства перед импортерами азербайджанского газа тоже нужно выполнять. Учитывая все эти факторы, я не исключаю того, что в будущем мы будем наращивать закупки у России. Только, повторюсь, критических объемов не будет.

- Позволит ли соглашение высвободить дополнительные объемы газа для экспорта на европейский рынок?

- Серьезно нарастить поставки в направлении Европы, вероятно, не получится. Главная причина этого – политика декарбонизации. Однако это долгосрочный тренд. Если говорить в ближайшей перспективе, то спрос на европейском рынке будет расти. Со следующего года с рынка уходят Нидерланды (в 2022 году страна планирует остановить добычу на крупнейшем в регионе газовом месторождении Гронинген – Sputnik). После этого образуется вакуум, который нужно будет заполнять. Самым вероятным "заполнителем" будет Россия. Какие-то объемы останутся и для Азербайджана, но называть их очень значительными я бы не стал.

- Можно спрогнозировать, насколько вероятно продление соглашения об обмене газом после 2023 года?

- Я ожидаю, что соглашение будет продлено. России выгодно работать с Азербайджаном. Мы - платежеспособный покупатель, во всем Южном Кавказе – самый платежеспособный и перспективный.

С другой стороны, Азербайджан и сам помогает России. Южные регионы РФ, особенно Дагестан, испытывают хронический энергодефицит. Мы можем в необходимых временных отрезках обеспечить эти территории газом (с 2010 по 2014 год "Газпром" закупал у Азербайджана газ летом для Дагестана – Sputnik). Поэтому, думаю, соглашение является обоюдовыгодным и будет носить весьма продолжительный характер.

Читайте также:

50
Теги:
газ, соглашение, Азербайджан