Новости

Снижение спроса и цен на мясо больно бьет по фермерам

© Sputnik / Alexander Utkin / Перейти в фотобанкТорговля мясом. Архивное фото
Торговля мясом. Архивное фото - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Местная продукция не конкурентноспособна, но учитывая ее высокое качество, при правильном подходе можно сделать прорыв в экспорте мяса, овощей, фруктов, соков, считает фермер.

БАКУ, 13 апр – Sputnik. Снижение спроса и цены на мясо больно бьет по фермерам в регионах, рассказал хозяин небольшого частного животноводческого хозяйства, расположенного в Агджабединском районе страны, Мансур Байрамов.

По словам сельского предпринимателя, прошло уже больше года с того момента, как Центробанк отпустил манат в "свободное плавание", и за это время на рынке животных и мясной продукции произошли заметные изменения.

"Мясо в регионах стали покупать меньше, и мы, производители, оказались вынуждены спускать цену продажи. Упала даже закупочная цена посредников, отгоняющих скот на продажу в столицу. Хотя, как мне говорят, мясо в магазинах Баку продается на том же уровне стоимости, что и раньше", – отмечает Байрамов.

Бытует мнение, что девальвация маната не должна была повлиять на мелкие фермерские хозяйства, поскольку они получали "дешевые" кредиты, то есть под 6% годовых, по линии государственных отраслевых программ, причем в национальной валюте. Однако, дискомфорт на рынке все же возник.

"Дело в том, что спрос на мясо упал сам по себе, и у фермерев, занимающихся животноводством в Агджабеди, Бейлагане, Барде, стали возникать проблемы с платежеспособностью", – отметил животновод.

Цены на мясо и мясопродукты в Азербайджане - Sputnik Азербайджан
Инфографика
Цены на мясо в столице и в регионах

По его словам, снижение покупательского спроса отрицательно сказывается на всей сельскохозяйственной отрасли в регионах. Так, раньше Баку закупал большие партии мяса, а теперь, по наблюдениям сельского предпринимателя, объем продаж по крупному рогатому скоту упал в три раза, а мелкорогатому – в четыре раза.

Байрамов рассказал, что не так давно в приватной беседе представитель так называемой "мясной конторы" (оптово-розничный торговец, как правило, один на несколько жилых кварталов – авт.) отметил, что раньше ежедневно реализовывалось по семь овечьих тушек и одной туше бычка, а сейчас удается продать лишь одну бычью тушу за три дня, и одного, максимум, двоих баранов в день.

"С одной стороны, люди стали экономить на мясе, а с другой – упал спрос со стороны ресторанов и домов торжеств, которые сейчас заполнены только наполовину", – подчеркнул фермер.

Соответственно, падение спроса не могло не отразиться на ценах. По наблюдениям самих предпринимателей, на оптовом рынке в Барде стоимость крупнорогатого скота составляет 400-500 манатов за голову, а овец и коз продают уже по 50 манатов за голову.

В то же время Байрамов согласен с утверждением, что до последнего времени стоимость мяса в стране была чересчур завышена. В долларовом эквиваленте цены в Азербайджане превышали, к примеру, грузинские и украинские, в среднем в два раза.

Бакинский рынок перед праздником: покупателей нет, а цены растут - Sputnik Азербайджан
Видео
Бакинский рынок перед праздником: покупателей нет, а цены растут

"На сегодня цены на мясо в общем сопоставимы с ценами в регионе на такую же мясную продукцию", – отметил животновод, по словам которого, в то же время расходы на выращивание скота и общие траты по хозяйству и то, что называется, "на жизнь" выросли.

Выход из ситуации, по его мнению, заключается в налаживании экспорта. Так, если следовать европейским стандартам, один килограмм экологически чистого, как это сейчас принято называть, биомяса, в Германии стоит порядка 30 евро, а в переводе на манаты это составляет свыше 50 манатов.

Тем самым, считает фермер, выращивание и продажа такого мяса открывает довольно выгодные финансовые возможности. "Учитывая политику государства, направленную на поддержку внутреннего рынка, можно было бы создавать, к примеру, небольшие предприятия по выращиванию такого мясо. Еще, считаю, было бы неплохо открыть сеть биомагазинов, допустим, под брендом "Сделано в Азербайджане" для последующего его продвижения в Европе", – отметил сельский предприниматель.

По его словам, надо признать, что отечественная продукция для экспорта пока что не конкурентоспособна, так как меры, требуемые для продвижения национального товара, и в частности брендов, никем  не проводятся.

"Если правильно подойти к вопросу продвижения азербайджанских брендов, то можно сделать сильный прорыв в экспорте мяса, овощей, соков, так как азербайджанская продукция обладает высоким качеством", – заверяет Байрамов.

Лента новостей
0