Азер Мехтиев

Зарплаты в частном секторе будут сокращаться, профсоюзы не вмешаются

281
Владельцам предприятий в нынешние кризисные времена нелегко поддерживать свой бизнес, тяжелое финансовое положение предприятий частного сектора зачастую приводит к тому, что число сотрудников сокращается, а размер зарплаты уменьшается.

БАКУ, 19 янв – Sputnik. Последние дни указами Президента Азербайджана Ильхама Алиева утверждается повышение с 1 февраля 2016 года заработных плат работникам ряда бюджетных сфер и силовых структур, а также увеличение пенсий и социальных пособий, в среднем на 10%. Таким образом, на государственном уровне социальная защита бюджетников обеспечена.

Иначе обстоит дело в частном секторе экономики, где повышение заработных плат в соответствии с возрастающими потребительскими расходами населения – скорее исключение из бизнес-правил.

По мнению экономического эксперта Азера Мехтиева, вопрос увеличения зарплат в частном секторе зависит непосредственно от доходов компаний.

В настоящее время, ввиду наступившего в стране экономического кризиса, на различных предприятиях в частном секторе не только не поднимаются заработные платы, но наоборот, идут сокращение штата и уменьшение размеров уже имеющихся заработных плат, считает он.

По его словам, дело в том, что в Азербайджане отсутствует рыночный характер экономики, многие предприятия работали в монопольных сферах, строя свой бизнес на государственных заказах, число которых в данный момент резко сократилось.

"В связи с этим коммерческие структуры не смогут поднять заработные платы. Сейчас во многих секторах у предприятий резко сокращаются доходы", – заявил Мехтиев.

По его словам, многие предприниматели осуществляют своим сотрудникам выплаты на минимальном уровне. "Те предприятия олигархов, которые все-таки продолжают получать заказы, все равно могут сокращать персонал и размер заработных плат, так как у них монопольные позиции и им никто не может угрожать. А тем, кто не доволен, попросту говорят: не нравится – уходи", – подчеркнул эксперт.

По его мнению, в коммерческих предприятиях на законодательном уровне также не защищены права наемных работников.

"Учитывая высказанные мною аргументы, я думаю, что скорее всего, мы будем наблюдать в частном секторе тенденцию сокращения заработных плат, нежели увеличения", – отметил Мехтиев.

В свою очередь, в правовом отделе Конфедерации профсоюзов Азербайджана заявили, что в коммерческих предприятиях должны придерживаться правил, по которым выдаваемая ими заработная плата была бы не ниже установленной государством минимального размера оплаты труда (МРОТ). Несмотря на то, что указами главы государства были увеличены пенсии и зарплаты некоторым представителям бюджетных организаций, решения об увеличении минимальной заработной платы еще нет, отметили в Конфедерации. В случае принятия такого решения, в коммерческих предприятиях зарплаты однозначно должны быть выше указанной планки. В то же время в органе профессиональных союзов отметили, что "Конфедерация не может вмешиваться в деятельность коммерческих компаний с требованием увеличить зарплаты, так как это частное предприятие".

Национальная Конфедерация предпринимателей (работодателей) Азербайджана, которая объединяет свыше 6 тысяч предпринимателей, свое внимание сконцентрировала на соблюдении прав владельцев предприятий, которым приходится нелегко в складывающейся ситуации. Об этом заявил Sputnik заместитель генерального секретаря Конфедерации предпринимателей Мехман Мехманов  При этом, по его словам владельцы предприятий решают вопрос по установлению заработных плат, исходя из своего финансового положения. Соответственно, выступая с позиции защиты прав предпринимателей, решение вопроса увеличения зарплат Конфедерация видит в улучшении финансового положения деловых кругов. При этом, как отметил Мехманов, организация не имеет полномочий указывать владельцам частных предприятий на необходимость повышение заработных плат.

281
Теги:
Азер Мехтиев, Мехман Мехманов, Конфедерация профсоюзов АР, Конфедерация предпринимателей (работодателей) АР, Повышение зарплат
Тема:
Девальвация маната: продолжение следует (28)
По теме
Календарь и нормы рабочего времени на 2016 год: 123 нерабочих дня

Нефтяные насосы в Баку, фото из архива

Ко Дню нефтяников: 13 фактов об азербайджанской нефти

16
(обновлено 00:43 20.09.2021)
Роль нефти из Азербайджана в победе над фашизмом, лечение нефтью и другие факты об азербайджанском "черном золоте" читайте в подборке Sputnik Азербайджан.

БАКУ, 20 сен — Sputnik. Сегодня, 20 сентября отмечается День нефтяников Азербайджана. Этот относительно "молодой" профессиональный праздник в Азербайджане празднуется с 2001 года – после того как 16 августа 2001 года Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев подписал Указ "О Дне нефтяников Азербайджана".

В честь этой даты Sputnik Азербайджан подготовил факты об азербайджанской нефти.

1. Первая нефть промышленного назначения в мире была получена в Азербайджане в 1847-1848 годах из скважин на Биби-Эйбатском и Балаханском месторождении. Глубина первой разведочной скважины составляла 21 метр. Скважина на Биби-Эйбате считается первой в мире.

2. На бурение первой нефтяной скважины на Биби-Эйбатском месторождении министр финансов Российской империи поручил казенной палате выделить одну тысячу рублей серебром.

3. Азербайджан впервые в мире стал добывать нефть в открытом море. На месторождении "Нефтяные камни" в открытом море в 1949 году началась добыча нефти. Месторождение расположено в 100 километрах от Баку. "Нефтяные камни" числится в списке Книги рекордов Гиннеса, как старейшая морская нефтяная платформа

4. К началу XX века в Азербайджане добывалось 50% мировой добычи нефти. Точнее, в 1901 году Азербайджан добывал 11 миллионов тонн нефти, то есть половину мировой нефтедобычи.

5. С начала нефтедобычи в Азербайджане в середине XIX века и до начала XX века число нефтяных скважин в стране возросло в 100 раз. Так, если в 1873 в Азербайджане насчитывалось 17 скважин, к 1901 году их число составило уже 1740.

6. В годы Второй Мировой войны 75% нефти, добываемой в Советском Союзе, приходилось на долю Азербайджана. Республика обеспечивала фронт топливом, и тем самым сыграла большую роль в победе над фашизмом.

7. Азербайджанская нефть Azeri Light по плотности, содержанию серы и светлых фракций соответствует маркетинговым сортам нефти. Плотность нефти Azeri Light составляет 34-36 градусов.

8. Братья Нобель сделали свой капитал, и в том числе капитал Нобелевской премии, на производстве и сбыте азербайджанской нефти. Первую иностранную компанию в нефтяном секторе в Баку основали шведы братья Нобель - Альфред, Людвиг и Роберт. Нобелям принадлежали нефтяные скважины в Сураханах, Балаханах и Биби-Эйбате. К концу XIX века добыча нефти на месторождениях корпорации "Nobel Brothers" составляла девять процентов мирового производства нефти.

9. Азербайджанский сорт нефти из Нафталана имеет лечебные свойства. Нафталановая нефть — густая жидкость черно-бурого или коричневого цвета, имеет специфический нефтяной запах и используется при лечении ряда кожных заболеваний, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной системы и гинекологических заболеваниях.

10. Первый в России нефтепровод был проложен для транспортировки азербайджанской нефти. Трубопровод протяженностью 12 километров был построен в 1878 году и соединял Балаханинское месторождение с Бакинским нефтеперерабатывающим заводом.

11. Суммарный объем инвестиций в нефтегазовый сектор Азербайджана за 1995-2020 годы превысил 110 миллиардов долларов.

12. Азербайджан - первая страна на постсоветском пространстве, которая подписала (в 1994 году) соглашение с иностранными компаниями о разработке глубоководных месторождений, на которых невозможно было вести работы по советской технологии.

13. От продажи нефти и газа Азербайджан получил 153 миллиарда долларов чистой прибыли, начиная с декабря 1999 года до 2020 года.

Читайте также:

16
Теги:
День нефтяника, Дата, Факты
Маршрутное такси, фото из архива

Никакой логики, или Почему в "незаконных маршрутках" не распространяется коронавирус

38
(обновлено 00:39 20.09.2021)
Работа общественного транспорта в выходные дни все еще остается актуальной проблемой, очередной разбор сложившейся ситуации - в материале Sputnik Азербайджан.

БАКУ, 20 сен — Sputnik. На днях Главное управление государственной дорожной полиции распространило заявление, в котором говорилось, что лица, которые в выходные дни занимаются незаконными пассажироперевозками, создают благоприятные условия для распространения COVID-19.

Согласно постановлению Кабинета министров АР, с учетом текущей санитарно-эпидемиологической ситуации в стране, в выходные дни запрещены пассажироперевозки на общественном транспорте.

Заявление, как и сам факт работы микроавтобусов в уикенд, вызывает вопрос. В метро и автобусах пять рабочих дней ездят большую часть дня переполненными, а опасный вирус распространяется именно в выходные дни?

Несмотря на запрет, малогабаритные маршрутки продолжают в выходные перевозить пассажиров по столице и за ее пределами. Микроавтобусы главным образом забирают пассажиров с Бакинского железнодорожного вокзала и развозят за один или два маната. Действительно ли общественный транспорт приводит к ухудшению эпидемиологической ситуации в субботу и воскресенье, и куда смотрят ответственные структуры?

Никакой логики

Нет никакого логического объяснения в том, что общественный транспорт не работает в выходные дни, заявил в беседе со Sputnik Азербайджан депутат Милли Меджлиса Фазиль Мустафа.

Народный избранник уверен, что больше всего от этого решения страдают малообеспеченные люди, у которых нет личных автомобилей. И это именно те люди, которые вынуждены работать в выходные дни.

"Считаю решение о запрете на работу общественного транспорта в выходные дни ошибочным. Это решение отвечает только интересам службам, оказывающим услуги такси", - говорит депутат.

Какая разница между такси и маршрутками?

Эксперт по транспортным вопросам Эльмаддин Мурадлы говорит, что физические лица частным образом пускают по маршрутам свои микроавтобусы именно потому, что общественный транспорт в выходные не работает.

Если и эти маршрутки не будут работать в выходные, люди, трудящиеся в эти дни, просто не смогут попасть на работу и обратно. "В выходные дни в столице и регионах работает немало предприятий, люди ходят на работу. Отсутствие общественного транспорта для них – большая проблема. Эти люди в любом случае должны как-то добираться до работы и обратно. И нет особой разницы в том, ездят они вчетвером в такси или по восемь человек в микроавтобусе", - говорит собеседник Sputnik Азербайджан.

По его мнению, водителей микроавтобусов надо, наоборот, благодарить за то, что помогают людям. Путь, за который таксисты в уикенд берут по десять манатов, на микроавтобусе можно проделать за один манат.

Вообще, вышеупомянутое заявление дорожной полиции на самом деле на руку водителям и службам такси. "Утверждение, что коронавирус распространяется в общественном транспорте именно в выходные дни, нелогично. Тому есть какие-то научные доказательства? Конечно же, нет!", - возмущается Мурадлы.

За время пандемии все вопросы должны были быть проанализированы, но этого не произошло, продолжает эксперт. Никто не знает, где больше риск заразиться – в автобусе или такси. Если человек пользуется общественным транспортом, он может заразиться и в будние дни, и в выходные.

"Скоро начинается новый учебный год. Часть учебных заведений работает по субботам. И как теперь учащиеся и педагоги будут ходить на занятия по субботам? Об этом никто не думает… Пусть лучше найдут ответы на все эти вопросы, а потом принимают решения. По субботам и воскресеньям пассажиров, наоборот, меньше, а значит, по логике, риск заразиться в конце недели должен снижаться".

По словам Мурадлы, запрет на работу общественного транспорта в выходные дни оказывает серьезное влияние и на перевозчиков. Компенсация, которую государство выдало компаниям-перевозчикам за время пандемии, не восполняет нанесенный ущерб. "Транспорт – живой механизм. Нельзя его уничтожать".

Обратный эффект

Доцент Азербайджанского медицинского университета Адалят Рустам, в свою очередь, уверен, что запрет на работу общественного транспорта никак не уменьшает, а наоборот, увеличивает уровень заражения.

Комментируя для Sputnik сложившуюся ситуацию, он отметил, что люди, которым приходится добираться на работу в выходные, вынуждены пользоваться "одноманатными" такси. Кроме того, люди нередко пользуются попутными автомобилями, а все это повышает риск распространения вируса.

Читайте также:

38
Теги:
Общественный транспорт, Коронавирус, такси, выходные