Отснятая кинопленка, фото из архива

Беседа с кинокритиком: куда девались киноведы и зачем талантливому режиссеру госсредства

214
(обновлено 20:20 20.09.2020)
Кинокритик Севда Султанова рассказала о том, нужны ли талантливым режиссерам госсредства, почему в стране нет кинокритиков, а местный кинематограф сегодня выдает не самые качественные кинокомедии.

БАКУ, 20 сен — Sputnik, Шахпери Аббасова. Все в Азербайджане знают знаменитое высказывание председателя колхоза из фильма "Похищение жениха" Идаят муаллима о сложности и важности кинематографа. Когда-то азербайджанские кинематографисты снимали очень хорошие фильмы, которые в стране до сих пор помнят. Да взять хотя бы тот же фильм "Похищение жениха", который почти весь растащили на цитаты. Так вот, о сегодняшнем состоянии азербайджанского кинематографа, его причинах, мы и решили поговорить, а собеседником себе выбрали кинокритика Севду Султанову.

С места в карьер решили узнать, в чем проблема кино в Азербайджане, почему после развала Союза другие отрасли смогли как-то в себя прийти, а кинематограф так и не оправился, и уж тем более не восстановился до лучших своих времен 1960-1980 годов.

В истории азербайджанского кино можно выделить несколько периодов падения, разлома, и первый относится к 1930 годам, годам репрессий, отметила Султанова.

"То есть в этот период усилилась цензура, пошли аресты, предпочтение в отрасли отдавалось кадрам других национальностей, которые не особо знали азербайджанскую среду, ментальность, культуру и слишком многое извращали. Об этом некогда в своей статье "Куда катится "Азеркино" писал и Джафар Джаббарлы", - заметила критик.

В период перед развалом СССР кино в Азербайджане, как мне кажется, переживало свой второй "золотой век" с конца 80-х до середины 90-х, добавила она.

Начинающим кинематографистам предложили участие в бесплатных онлайн-курсах >>

"Позже финансирование кино было монополизировано, управление в сфере было кошмарным, что привело к следующему разлому. Показательно также то, как некоторые режиссеры в ранний период давали качественный результат, а позже повторить свой успех не могли", - сказала Султанова.

Если искать виновных в нынешнем состоянии нашего кино, то в первую очередь стоит помнить о бездарном управлении данной отраслью, но если помнить и о возникновении итальянского неореализма в очень трудный период, то выходит, здесь многое зависит также от энтузиазма творческих кругов, предположила собеседник агентства.

Высказалась Севда Султанова также о роли Университета культуры и искусства в сложившейся в кино ситуации, учитывая то, что большинство преподаваемых там предметов являются непрофильными.

"Не знаю, что и как преподают в этом вузе, но от студентов, выпускников университета слышала, что занятия там не столь качественные, уровень преподавателей оставляет желать лучшего, профессионализм не на высоте", - сказала кинокритик.

Как-то, вспоминает Султанова, ее приглашали туда преподавать, правда, в итоге не сложилось, но она успела пообщаться с сотрудниками киноведения и поразилась не в лучшем смысле их знаниям.

"Мне просто интересно, где работы преподавателей-киноведов или кинокритиков, работающих в университете? Или где же новое поколение кинокритиков, которое они подготовили?", - вопрошает собеседник.

Султанова заметила, что недавно пыталась отыскать молодых кинокритиков для сотрудничества, но никого не смогла найти: "Главное - в театральной критике есть новые, интересные авторы, а в кинокритике нет".

Вместе с коллегой Айгюн Аслан она готова делиться своими знаниями с молодежью абсолютно бесплатно, желающие могут связаться с Султановой, сказала кинокритик.

У Азербайджана должна быть новая культурная стратегия - замминистра >>

"Мы планируем кинопередачу и первая ее тема будет посвящена написанию рецензии. Постараемся за передачу дать необходимые знания", - сказала кинокритик.

Между тем, несмотря на отсутствие кинокритиков, в Азербайджане всегда есть талантливые режиссеры, отметила она. Подходит новое поколение, которое со временем создаст почву для формирования Новой волны, хотя невыполнение Госпрограммы по развитию кино на 2008-2018 годы замедлило этот процесс, считает Султанова.

"Те же Теймур Гаджиев и Хилал Байдаров попали в основную конкурсную программу Каннского и Венецианского кинофестивалей только благодаря своим усилиям", - сказала она, признавшись, что никогда не была сторонницей выделения госсредств на полнометражные картины, за исключением разве что детских, анимационных фильмов или кино на определенную тематику, скажем, на тему карабахской войны.

"Талантливый и практичный режиссер найдет средства сам, тем более в сегодняшнем техногенном мире. Если в выделении госсредств и дальше не будет прозрачности и справедливости, то нет смысла тратить деньги на кино", - указала собеседница Sputnik.

Коснулась кинокритик и вопроса существующего засилья в стране кинокомедий в производстве фильмов на сегодняшний день: "Я ожидала, что с комедий постепенно перейдут на драмы, триллеры, мелодрамы и другие жанры. Этого требует закономерность, но пока еще комедии доминируют".

Фильм азербайджанского режиссера показан на Венецианском фестивале >>

Плачевность ситуации, по мнению Султановой, заключается также в отсутствии качественных изменений и в самих кинокомедиях, так как главной целью их создателей является желание заработать.

"А снимаются в них одни и те же люди потому, что нет свободного рынка, нормального рынка рекламы, ограничены возможности самовыражения, и вследствие этого нет конкуренции", - заключила она.

Как сказала кинокритик, в стране не сложилось независимое от государства финансирование из альтернативных источников, которое зарождалось в начале 90-х годов прошлого века.

214
Теги:
Кинокритики, режиссер, Кино, Азербайджан
Тема:
За кулисами и в свете софитов (955)
По теме
Азербайджанка покоряет российский кинематограф: на съемках рядом всегда вьются мужчины
Берлинский кинофестиваль станет гендерно нейтральным
Азербайджанский режиссер снимает в Америке фильм о Карабахских событиях
Кинематографистам разрешили возобновить съемки, но поставили условия

Флаг Азербайджана, фото из архива

Азербайджанские певицы посвятили новый дуэт шехидам Карабахской войны

128
(обновлено 22:04 20.01.2021)
Нигяр Джамал и Айгюн Бейляр представили композицию Исмаила Асадова и Замины Хыны, которая посвящена солдатам, погибшим во время Отечественной войны.

БАКУ, 20 янв — Sputnik, Кямаля Алиева. Заслуженная артистка Айгюн Бейляр и победительница международного песенного конкурса "Евровидение-2011" Нигяр Джамал представили совместный трогательный проект, который посвятили шехидам Второй Карабахской войны.

Филармония почтила память шехидов 20 Января концертом без зрителей >>

Как сообщила Sputnik Азербайджан Джамал, до этого они дуэтом исполнили композицию о любви Nəfəsim, qəlbim ("Моя душа и воздух"), а в этот раз решили исполнить песню "Шехиды". Музыку к ней написал Исмаил Асадов, а слова – Замина Хына. Ролик подготовил Расиф Алиев, аранжировку сделал Самир Султанов.

"Мы посчитали своим долгом провести проект, посвященный нашим шехидам. Мы всю жизнь им будем благодарны за победу", - отметила Джамал.

Отметим, что Нигяр Джамал прославилась после победы на "Евровидении" в 2011 году и успешно продолжает творческую карьеру. Певица даже успела сняться в кино и в настоящее время работает над новыми проектами.

Айгюн Бейляр прославилась благодаря прекрасному исполнению народных песен и мугамов, а также своему образу – певица часто выступает в мужских нарядах. Сейчас Бейляр поет и эстрадные песни.

128
Теги:
дуэт, Шехиды, Нигяр Джамал
Тема:
Карабах - это Азербайджан!
По теме
Заслуженную артистку Азербайджана раскритиковали за дуэт в Москве
Нигяр Джамал посвятила новый проект близкому человеку - видео
Что объединило победительницу "Евровидения" и заслуженную артистку Азербайджана
Победители "Евровидения" поддержали жителей Гянджи и обратились к миру
Цветы на могилах шехидов

Свидетельница трагедии 20 января посвятила работу шехидам, погибшим в этот день

63
Дворец Гейдара Алиева представил посвященный 31-й годовщине и памяти жертв трагедии "Черного января" социальный проект, главной героиней которого выступила художница Гюляра Салаева.

БАКУ, 20 янв — Sputnik, Кямаля Алиева. Имена 150 шехидов – жертв событий 20 января выткала черными нитками на белой материи член Союза художников, участница республиканских и международных конкурсов Гюляра Салаева. Она сама также была свидетельницей этой трагедии.

© Photo : Press Service of Heydar Aliyev Palace
Работа Гюляры Салаевой

Проект посвящен 31 годовщине и памяти жертв трагических событий 20 января 1990 года, сообщили Sputnik Азербайджан в пресс-службе Дворца Гейдара Алиева, где Салаеву выбрали героиней своего социального ролика 150 – YÜZ ƏLLİ.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от HEYDƏR ƏLİYEV SARAYI (@heydaraliyevpalace)

Гюляра Салаева создала работу в жанре гобелен, то есть она выткана вручную перекрёстным переплетением нитей. Труд состоит из семи слоев-частей. На каркасах с шириной сторон от 80 до 40 сантиметров закреплены вышитые ленты шириной пять сантиметров, а общая высота произведения достигает пяти метров.

Филармония почтила память шехидов 20 Января концертом без зрителей >>

В ночь с 19 на 20 января 1990 года в Баку были введены подразделения Советской армии, в результате подавления мирной акции протеста 137 человек погибло, 744 получили ранения, 841 человек был незаконно арестован. 20 января объявлено траурным днем в Азербайджане и отмечается как День всенародной скорби.

63
Теги:
Шехиды, творчество, 20 января
Тема:
За кулисами и в свете софитов (955)
По теме
Память о шехидах будет вечной - спикер парламента Азербайджана
Делегация ЕС выразила соболезнования в связи с 31-й годовщиной трагедии 20 Января
Миллионы гвоздик: траурное шествие на бакинской Аллее шехидов
В Шуше почтили память жертв трагических событий 20 Января - видео