Заслуженный артист Гурбан Масимов

Режиссер театра кукол: азербайджанский зритель на спектаклях скучать не хочет

111
(обновлено 20:58 03.08.2019)
Дети приходят в театр кукол посмотреть на любимых героев, но азербайджанские сказки не адаптированы для постановки на сцене, считает режиссер Гурбан Масимов.

Кямал Алмурадлы, Sputnik Азербайджан

Главный режиссер Азербайджанского государственного кукольного театра имени Абдуллы Шаига, заслуженный артист Гурбан Масимов за годы творческой деятельности успел поработать в театре пантомимы, снимался в телеспектаклях, художественных фильмах, рекламных роликах и сериалах. По завершении театрального сезона Sputnik Азербайджан встретился с известным режиссером, чтобы поговорить о достижениях и проблемах как театра кукол, так и театрального искусства страны в целом.

Abdulla Şaiq adına Azərbaycan Dövlət Kukla Teatrının baş rejissoru Qurban Məsimov
© Sputnik / Irade JELIL
Заслуженный артист: азербайджанские сказки не имеют формата пьес

- В репертуаре вашего театра превалируют азербайджанские народные сказки?

- Дети приходят в театр и хотят видеть героев сказок, которые они знают. И потому уже в прошлом году я решил, что в нашем репертуаре должны быть известные азербайджанские сказки.

Но проблема в том, что наши сказки не имеют формата пьес. Есть сказки, которые состоят из 12 предложений, а ты должен поставить из нее часовой спектакль. И к тому же азербайджанский зритель ждет, что события начнут разворачиваться с первых минут спектакля.

К примеру, российский зритель совсем другой, может час прослушать большой текст. Если тот же самый текст перевести на азербайджанский язык и представить зрителю, он его не примет.

- Получается, удивить азербайджанского зрителя сложно?

Abdulla Şaiq adına Azərbaycan Dövlət Kukla Teatrının baş rejissoru Qurban Məsimov
© Sputnik / Irade JELIL
Заслуженный артист Гурбан Масимов заменил красную шапочку красным арахчыном

- Наш зритель хочет сказать – "не дай мне скучать".

- На кого в таком случае ложится ответственность?

- Больше всего на режиссера. Вот, к примеру, всем известная "Красная шапочка". Я подумал, если я поставлю эту сказку Шарля Перро так, как она написана, на сцене, получится неинтересно. Поэтому я изменил кое-что, красную шапочку заменил красным арахчыном (азербайджанский национальный головной убор - ред). Все образы, что называется, "национализировал".

Полная свобода: театр ADO открыл сезон под открытом небом >>

В итоге вместе с композитором Вугаром Джамалзаде у нас получилась интересная работа. Мы пригласили девять известных музыкантов, они исполнили вокальную партию главных героев. Получился прекрасный мюзикл. Спектакль и сейчас входит в наш репертуар.

- В большинстве театров страны чувствуется отсутствие современной драматургии...

Abdulla Şaiq adına Azərbaycan Dövlət Kukla Teatrının baş rejissoru Qurban Məsimov
© Sputnik / Irade JELIL
Гурбан Масимов: российский зритель совсем другой

- Проблема с писателями в том, что сказки они пишут, но в форму пьесы переложить не могут. И представленные произведения, глядишь, для чтения прекрасны, но для постановки не подходят.

В Баку сестры-служанки не смогли осуществить свою мечту – убить хозяйку >>

- Еще одна проблемная тема театров, видимо, менеджмент?

- Она уже превратилась в глобальную проблему. В моем представлении арт-менеджеры – это люди с широким мировоззрением, которые говорят на нескольких языках, разбираются в современных технологиях и могут продать продукт творческих людей. Но людей, отвечающих этим требованиями и готовых работать за низкую зарплату, нет.

Abdulla Şaiq adına Azərbaycan Dövlət Kukla Teatrının baş rejissoru Qurban Məsimov
© Sputnik / Irade JELIL
Заслуженный артист: продюсер - это человек, обманывающий актера

Даже актеры должны иметь своих менеджеров. Уже просто для съемок в фильме наши актеры сами становятся для себя менеджерами. Чтобы вести переговоры с продюсером, нужна хитрость. Кто такой продюсер? Так называют человека, который обманывает актера. Как правило, актеры в конце концов соглашаются на те деньги, что им предлагают.

Письмо дошло: министерство разрешило проблему культурного грабежа театра "Трость" >>

- Кукольный театр в стране единственный. Насколько реально развитие театра, у которого нет альтернативы?

- Большинство других театров начали использовать в своих спектаклях элементы кукольных постановок. Академический национальный драматический театр, Театр юного зрителя, чтобы привлечь больше зрителей, стали ставить спектакли для детей. Если так пойдет и дальше, то и я начну ставить спектакли для зрителей старшего поколения.

111

Актриса Наталья Белохвостикова на праздновании 60-летнего юбилея художника Никаса Сафронова в Москве.

Наталья Белохвостикова: любимая ученица великого Сергея Герасимова

846
(обновлено 20:51 27.07.2021)
Мэтр, используя фактуру актрисы, хотел максимально приблизить героиню фильма "У озера" Леночку Бармину к возвышенным героиням русской литературы, которые вместе с женским очарованием имели и благородные помыслы.

Одной из самых знаковых личностей советского кинематографа, без всякого сомнения, является великий кинорежиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов. Всемирно известный постановщик большинство своих фильмов снимал по собственным сценариям, а в некоторых принимал участие как актер. Почти все картины Герасимова становились культурными событиями в жизни огромной страны и принимались публикой очень тепло. Но, на мой взгляд, самый бесценный вклад Сергея Аполлинариевича состоял в том, что он и его супруга - народная артистка СССР Тамара Макарова - в течение долгих лет готовили кадры для советского кинематографа, занимаясь преподаванием во ВГИКе.

Многие великие советские режиссеры и актеры прошли школу Герасимова и Макаровой. Мэтр не только учил своих студентов премудростям кино, но и после окончания учебы зорко следил за их судьбой: снимал их в своих фильмах, помогал чем мог. Несколько поколений выдающихся деятелей советского кинематографа обязаны своим становлением в профессии Сергею Герасимову.

Он был отмечен высокими правительственными наградами того времени: Народный артист СССР, Герой СоцТруда, кавалер нескольких орденов Ленина, лауреат всех высших премий СССР. Но вместе с этим Сергей Аполлинариевич очень гордился тем, что являлся Академиком АПН СССР. Это звание было им заслуженно, потому что, как уже было сказано, являлся наставником нескольких поколений советских кинематографистов, среди которых было множество великих и выдающихся имен.

Мэтр относился ко всем своим ученикам с одинаковым вниманием, но все же были у него и свои любимые студенты, такие как Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Николай Еременко, Любовь Полехина. Сегодня речь пойдет об одной из самых любимых учениц Сергея Герасимова – Наталье Белохвостиковой, которой 28 июля исполняется 70 лет.

Будущая актриса родилась в 1951 году в Москве в семье дипломата. Однако всю дошкольную пору провела в Великобритании. Учиться она поехала в Москву, где её опекала бабушка, но время от времени Наталья навещала родителей, которые после Британии продолжили дипломатическую службу в Швеции. Вот там-то и повстречал ее выдающийся советский режиссер Марк Донской, который в то время снимал фильм "Сердце матери" - посвященный родительнице Владимира Ульянова-Ленина. Юная особа, выросшая в элитной семье дипломатов и имевшая прекрасное образование, владевшая английским, как своим родным языком, произвела впечатление на Донского. Думается, однако, он пригласил Наталью сниматься у себя в картине не только из-за этого: Донской этим шагом сближал свои отношения с ее отцом - авторитетным дипломатом. Но как бы там ни было, Белохвостикова снялась в нескольких эпизодах картины в роли Марьи Ульяновой.

© Sputnik / А. Конокотин
Кадр из художественного фильма "У озера". Режиссер Сергей Герасимов. Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М.Горького. 1969 год. Актриса Наталья Белохвостикова в роли Лены Барминой.

После премьеры этого фильма Белохвостикову на киностудии познакомил с Сергеем Герасимовым один из членов творческой группы "Сердца матери". Изысканная юная москвичка очень понравилась мэтру. Когда он узнал, что девушка собирается поступить во ВГИК, Герасимов взял ее к себе на курс без экзаменов и этому не помешало то, что Наталья еще училась в десятом классе. Уже в 1969 году, когда Белохвостикова была на втором курсе ВГИКа, Герасимов начал снимать свой фильм "У озера" и на главную роль Лены Барминой пригласил свою любимицу.

Роль эта была специально написана для нее: Герасимов, используя ее фактуру, хотел максимально приблизить Леночку Бармину к возвышенным героиням русской литературы, которые вкупе с женским очарованием имели и благородные помыслы. Юная актриса снималась в этом фильме с такими титанами актерского цеха, как Олег Жаков и Василий Шукшин. Фильм, повествующий о проблемах защиты озера Байкал, стал событием в культурной жизни страны и был удостоен Государственной премии СССР. А Белохвостикова в 19 лет стала самой молодой актрисой, получившей эту престижную премию в СССР.

© Sputnik / Рудольф Алфимов
Киноактриса Наталья Николаевна Белохвостикова (1951 г. р.).

Картина благотворно повлияла и на личную жизнь актрисы. Отправляясь в Югославию с фильмом "У озера", Белохвостикова познакомилась в аэропорту с известным режиссером Владимиром Наумовым, который также вез свою совместную с Александром Аловым картину "Бег". Они понравились друг другу и спустя некоторое время поженились. Наумов восхищался супругой не только как женщиной, но и как актрисой, поэтому во многих его фильмах главные женские роли исполняла Белохвостикова.

После "У озера" актриса сыграла роль Анны Снеткиной в фильме Сергея Урусевского "Пой песню, поэт", где в роли Сергея Есенина выступил Сергей Никоненко.

А потом была "Надежда". Режиссер Марк Донской, сняв в "Сердце матери" Белохвостикову в роли сестры Ленина, на этот раз предложил актрисе роль супруги и соратницы Ильича. Смотрел я этот фильм, и он был далек от статуарности настолько, насколько это было возможным в те времена. Роль молодого Ленина исполнял великолепный Андрей Мягков. Ну а Белохвостикова у меня осталась в памяти как самая красивая Надежда Константиновна Крупская в кино. Участие в этом фильме поднимало авторитет актрисы среди чинуш, да и многие коллеги понимали, что без таких ролей в советском кино не обойтись.

© Sputnik / Рудольф Алфимов
Киноактриса Наталья Николаевна Белохвостикова (1951 г. р.) недалеко от своего дома в центре Москвы.

Но, наверное, все же пиком творчества Натальи Белохвостиковой являются годы второй половины 70-х и первой половины 80-х прошлого столетия. Наталья была востребована, в особенности в костюмированных фильмах, где выглядела изумительно. Началось это с телеэкранизации романа Стендаля "Красное и чёрное" ее учителем Герасимовым, где актриса прекрасно справилась с ролью Матильды де Ла Моль. Любители кино наверняка не раз смотрели этот фильм, который был очень популярен в свое время. Все актеры в картине, где солировал в роли Жюльена Сореля Николай Еременко-младший, были на высшем уровне. Отмечу, что, на мой взгляд, в этом фильме блеснули актерским мастерством самого высокого уровня Глеб Стриженов в роли маркиза де Ла Моль и Наталья Белохвостикова в роли его дочери.

Потом была роль Неле в фильме Наумова и Алова "Легенда о Тиле", а в 1979 году Белохвостикова блистательно сыграла в двух выдающихся телепроектах. В экранизации Михаила Швейцера пушкинских "Маленьких трагедий" она безупречно исполнила роль донны Анны, где составила чудный дуэт с Владимиром Высоцким в роли дона Жуана, а в прочтении режиссера Юлия Карасика произведения Эжена Скриба "Стакан воды" Белохвостикова была изумительна в образе королевы Анны.

© Sputnik
В роли Анны СНегиной - Наталья Белохвостикова. Кадр из фильма "Пой песню, поэт". Режиссер Сергей Урусевский. Производство Мосфильм.

Актриса сумела показать в этом образе, вместе с беспомощностью и зависимостью королевы, ее решительность и бескомпромиссность, когда дело касалось любви. По сравнению с другими женскими персонажами фильма, у Белохвостиковой было намного меньше возможностей для показа всего своего актерского арсенала, но она справилась с ролью блестяще. На мой взгляд - это одна из самых глубоких и проникновенных ролей актрисы.

После была роль в "Незваном друге" режиссера Леонида Марягина, где актриса играла современницу. В фильме снимались такие актеры, как Олег Даль, Олег Табаков, Всеволод Санаев, Анатолий Ромашин, Ирина Алферова. Белохвостикова в роли Нины была очень убедительной и запоминающейся. Ну и конечно же, знаменитый фильм Алова и Наумова - "Тегеран-43", в котором актриса сыграла сразу три женские роли (бабушку, дочь и внучку) и сделала это блистательно. Она снималась в этом фильме с целым рядом выдающихся актеров советского кино, а также с несравненным французом Аленом Делоном.

© Sputnik
Актриса Наталья Белохвостикова в роли Анны Снегиной в фильме С. Урусевского "Пой песню, поэт" по сценарию Геннадия Шпаликова.

О широте актерского диапазона актрисы говорит тот факт, что после этой роли она была приглашена известным режиссером Светланой Дружининой на роль графини Палинской в ее экранизацию оперетты Имре Кальмана "Принцесса цирка". Наряду с другими мастерами актерского цеха страны, она была блистательна и искрометна в этом фильме, показав в картине новые грани своего таланта. Снялась Белохвостикова в 1983 году в фильме своего мужа и Алова "Берег", где создала образ Эммы. Фильм и работа актрисы были высоко оценены как широкой публикой, так и специалистами кино.

Среди последующих фильмов с её участием отмечу такие как "Выбор", "Змеелов", "Десять лет без права переписки", "Закон", "Господи, услышь молитву мою". Все эти картины были сняты еще во времена СССР. После развала государства Белохвостикова крайне редко снималась и предпочитала вместе с мужем тихую семейную жизнь. У них есть дочь и внук, а в 2007 году Белохвостикова приняла решение усыновить трехлетнего Кирилла.

© Sputnik
Артистка Наталья Белохвостикова (слева) в роли Неле, артист Лембит Ульфсак (в центре) в роли Тиля и артист Евгений Леонов (справа) в роли Ламме в фильме "Легенда о Тиле Уленшпигеле".

Да, ныне она не снимается, но за свои семьдесят лет сумела многое сделать в кино. Картины, в которых она играла главные роли, прочно вошли в сокровищницу советского кинематографа и в этом, несомненно, большая заслуга выдающейся актрисы – Натальи Николаевны Белохвостиковой.

Читайте также:

846
Теги:
ученица, юбилей, Актриса
Чиновники, фото из архива

Прокурор запросил 10-летний срок бывшему замминистра, обвиняемому в коррупции

143
Экс-чиновник обвиняется в превышении служебных полномочий и присвоении государственных средств. Он получал деньги за распределение учебных часов преподавателям музыкальных школ, а также присвоил средства на строительство и ремонт объектов культуры.

БАКУ, 27 июл — Sputnik. Прокурор в ходе слушания по делу арестованного по обвинению в коррупции бывшего заместителя министра культуры Рафига Байрамова запросил у суда в качестве наказания немалый срок заключения.

В ходе заседания под председательством судьи Афгана Гаджиева во вторник было объявлено о завершении судебного разбирательства по делу.

На заседании выступил прокурор и попросил у суда 10 лет лишения свободы в качестве наказания для бывшего замминистра.

В свою очередь адвокат обвиняемого Байрамова запросил у суда отсрочку для подготовки своего выступления.

Процесс продолжится 10 августа.

Дело замминистра

Бывший заместитель министра культуры Рафиг Байрамов и бывший начальник находящейся в подчинении министерства Государственной службы по охране, развитию и восстановлению культурного наследия Закир Султанов арестованы решением суда сроком на 4 месяца.

Байрамов и Султанов обвиняются по статьям 308 (превышение служебных полномочий) и 179 (присвоение) УК АР.

Напомним, что ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение об освобождении Рафига Байрамова и Закира Султанова от занимаемых должностей.

Бывшие чиновники министерства культуры Азербайджана поплатились за хищение государственных средств, вымогательства и изменение внешнего облика архитектурных объектов, сообщает Sputnik Азербайджан со ссылкой на пресс-службу Службы государственной безопасности во вторник.

В ходе следствия было установлено, что задержанный Закир Султанов, бывший глава Государственной службы по охране, развитию и восстановлению культурного наследия Минкультуры, присвоил часть средств из госбюджета, выделенных на охрану, реконструкцию, восстановление объектов культурного наследия Азербайджана и исторических памятников.

Кроме того, выяснилось, что чиновник, злоупотребив служебными полномочиями, выдавал за определенную сумму разрешительные документы на проведение работ по реконструкции в зданиях, считающихся образцами культурного наследия.

Между тем, бывший заместитель главы министерства Рафиг Байрамов получал денежные средства за распределение учебных часов преподавателям различных музыкальных школ в регионах. Эти и другие незаконные поступления ему передавались ежемесячно через начальников региональных управлений культуры.

Также Байрамов присвоил часть средств, предназначенных на строительство и ремонт различных галерей, музеев, музшкол, домов культуры и других культурных учреждений по всей республике. Выяснилось, что часть средств он присвоил, обналичив лично, а часть - через глав региональных управлений культуры.

Ранее сообщалось о проведении СГБ спецоперации против чиновников министерства культуры республики. Бывшие заместитель министра культуры Рафиг Байрамов и начальник Госслужбы по охране, развитию и восстановлению культурного наследия Закир Султанов были арестованы решением суда сроком на четыре месяца по статьям 308 (превышение служебных полномочий) и 179 (присвоение) УК АР.

Также ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение об освобождении Рафига Байрамова и Закира Султанова от занимаемых должностей.

Читайте также:

143
Теги:
Коррупция, суд, Срок, прокурор
Тема:
Происшествия в Азербайджане
Политолог Ильяс Гусейнов

Трехсторонняя декларации поднимает стратегические отношения на новый уровень: политолог

0
(обновлено 15:04 28.07.2021)
Бакинская декларация поднимает стратегические отношения на новый уровень, отметил политолог Ильяс Гусейнов.
Гусейнов: это усилит экономический сегмент сотрудничества

Подписание Трехсторонней декларации поднимает стратегические отношения на новый уровень, сказал Sputnik Азербайджан политолог Ильяс Гусейнов.

Бакинская декларация была подписана как заключительный документ первой трехсторонней встречи спикеров парламентов Азербайджана, Турции и Пакистана.

"Во время 44-дневной войны эти две страны поддержали справедливую позицию Азербайджана и заявили об этом на международном уровне. Это укрепило наши позиции на международной арене. В нынешний постконфликтный период Азербайджан по-прежнему хочет видеть рядом с собой дружественные страны. С другой стороны, этот уровень сотрудничества усиливает военный и экономический сегменты. Азербайджан является ключевым пунктом между Турцией и Пакистаном на Кавказе",- отметил Гусейнов.

Подробный комментарий политолога слушайте в аудиофайле.

0