Кадр из фильма Гоголь

"Гоголь. Начало": кровь, насилие и галлюцинации

539
(обновлено 14:03 27.08.2017)
Колумнист Sputnik посмотрел переосмысленную в духе фильмов ужасов биографию великого русского писателя и делится впечатлениями.

Sputnik, Лев Рыжков

Перед премьерой

Не знаю, кому как, но для меня из всего массива русской классики XIX века Николай Васильевич Гоголь всегда был самым крутым писателем. Его произведения достаточно легко читались. Их можно было реально испугаться до такой степени, чтобы не спать ночью. Вспомним, например, "Страшную месть", "Портрет" или "Вия". И там же, по соседству, в том же томе собрания сочинений, можно было найти и уморительно смешные тексты.

Если брать всего лишь одну гоголевскую ипостась – автора "ужастиков", то Николай Васильевич, безусловно, круче всех конкурентов. Он забористее Эдгара По, который лишь фантазировал о похоронах заживо, а Гоголь умудрился проснуться в гробу. Русский классик в разы страшнее пафосного и чопорного Говарда Лавкрафта. И, думается, что и ныне здравствующий Стивен Кинг по сравнению с Гоголем – младенец.

И вот не то по мотивам биографии Гоголя, не то отталкиваясь от его текстов, российские кинематографисты во главе с Александром Цекало породили некую междужанровую тетралогию. Всего будет четыре фильма. И вот первый из них показали для прессы в главном российском кинотеатре "Октябрь" на Новом Арбате, в Москве.

Встречали прессу душевно – шампанским и улыбками. Автор этих строк перед просмотром наведался, простите, в уборную. И вот там-то его и ожидал настоящий шок. В одной из кабинок висело тело. Притом женское. А уборная, как несложно догадаться, была мужская. Я, конечно, попятился к умывальнику. И вот тут-то увидел объявление: "Уважаемые посетители! Не пугайтесь. В одной из кабинок вывешен манекен".

Конечно, отлегло. Но какой-то испуг все-таки случился. Забегая сильно вперед, скажу, что больше я не пугался. 100 минут фильма прошли абсолютно без всякого страха. Даже щекотки саспенса не случилось.

Секс и насилие

Перед началом фильма показали остроумную мультяшку про Гоголя, смысл которой состоял в том, что надо на сеансе отключать мобильные телефоны. Кинокритики в зале задорно похохотали. А в душе автора этих строк разлилось благодатное предчувствие. "Неужели, — думал я, — нам сейчас покажут хороший фильм? Чтобы в меру жуткий, в меру смешной. Неужели продюсеры, наконец, сняли что-то для зрителя, а не для мифического "рынка", ими же и выдуманного?"

И вот – началось. Мы оказываемся в лесу под Диканькой, где три грязных типа – при усах и чубах, говорящих на суржике (то есть, на русском языке с вкраплением украинских слов) пытаются надругаться над девушкой, у которой из одежды – только мешок на голове. Но не тут-то было! Ты-дыщ! Откуда-то из кустов появляется – не рояль, нет! – черный рыцарь на черном коне. А из доспехов у него – оп-па! — выскакивают бронированные щупальца.

Льется кровь. И на экран выплывают литеры "Гоголь" в багровых потеках. И тут же материализуется надпись "18+". Это значит, что будет насилие и эротические сцены. Насилие, скажу сразу, не то, чтобы скучное, но слишком какое-то нарисованное. Видно, что над всем этим трудилась команда графиков, по пикселям изображала кровавые брызги. В общем, старалась. Все красиво и ненатурально.

Что до секса, то время от времени по экрану проплывали обнаженные прелестницы, как с мешками на головах, так и без таковых. Есть одна примечательная постельная сцена с участием – да! – Гоголя. То он резвится с одной девицей, то с другой. И все это, как выясняется, ему снится. Такой вот 18+. Где-то рядом с этим подверстана сцена, в которой Николай Васильевич переворачивается в гробу. Может, и не случайно.

Уж его душили, душили…

Но вернемся к основному действию. Оно начинается в Петербурге, в музейных интерьерах. На богатом полу лежит хладный женский труп. Следствие ведет чиновник в мундире. Тут же и Гоголь с письменными принадлежностями, ведет протокол. Он, как мы узнаем, работает писцом при Третьем отделении. И вот в какой-то момент Гоголь падает со стула и начинает галлюцинировать, вместо протокола пишет какие-то несвязные слова.

Чиновник, понятно, на Гоголя ругается. Но тут очень кстати появляется Олег Меньшиков с умным и пронзительным взглядом, анализирует гоголевское автоматическое письмо поперек протокольных строк, улавливает вибрацию галлюциногенной мысли. И вуаля! Убийца в два счета установлен. Все молодцы, получают похвалы от начальства, кроме мелкого штафирки Гоголя – ему не по чину.

Однако тут становится известно, что в селе Диканька происходят зверские убийства девушек. Гоголь просит Олега Меньшикова: "Возьмите меня с собой! Я ведь оттуда родом!" "Поехали! – соглашается тот. – Пять минут на сборы!" И вот они едут. Приезжают в Диканьку, сильно напоминающую не то, чтобы украинскую природу, а павильоны киностудии "Мосфильм".

Меньшиков, при всем уважении, играет ровно так же, как двенадцать лет тому назад в роли Фандорина в "Статском советнике". Такой же сыщик, те же движения, тот же взгляд. Только усики сбрил.

Гоголь в исполнении Александра Петрова – похож. Спасибо, наверное, гримерам и визажистам. Что касаемо актерской игры, то, честно скажу, меня образ Гоголя в этом фильме достал. Даже, простите, заколебал. Гоголь все время галлюцинирует, все время пребывает в каком-то психоделическом межмирье. Ну, один раз это можно. Ну, два. Но на пятнадцатый раз этот перманентный галлюциноз начинает раздражать.

Когда Гоголь не галлюцинирует, его то бьют, то душат. Автору этих строк тоже хотелось придушить это перманентно невменяемое психоделическое недоразумение. Не знаю, такого ли эффекта добивались создатели. А ведь любимый писатель…

Для полноты трэша один раз появляется и Пушкин. Он – совершенно не похож на привычный нам образ. Но играет его артист известный, уважаемый. Не буду называть его фамилию. Создатели фильма, очевидно, делают его появление сюрпризом. Не будем портить малину.

Спецэффекты и атмосфера

Что касаемо ужасов. Не страшно! И не то, чтобы автор этих строк был сильно искушен в разного рода ужастиках. Не в этом даже дело. Просто – не страшно, и все! Интересные спецэффекты, конечно, есть. Вот, например, в одной сцене расплываются и искривляются лица людей. Не знаю, насколько это инновационно, но, по крайней мере, любопытно. Или вот ракурс изнутри потрошимого мертвого тела на вскрытии.

Но есть и спецэффекты, которые позорят создателей. Например, "красная свитка". Совершенно неестественно летает в воздухе предмет одежды. Примерно, как в передаче "Магазин на диване". По идее, зрители должны под кресла падать от ужаса. А на деле – так даже и не смешно.

Но самое главное в фильмах ужасов – это даже не спецэффекты. Пес бы с ними. Я знаю много хороших ужастиков вообще без спецэффектов. Главное – это атмосфера. Когда в воздухе разлито ощущение, что вот-вот прольется кровь, когда доносится тлетворный душок безнадеги. Есть это в "Гоголе…"? Нет.

Есть атмосфера павильонного псевдоисторического блокбастера, наподобие не самых лучших аналогов, как-то "Дуэлянт", или – не к ночи будь помянут – "Вий" в новейшей адаптации. Вроде все красиво, а не цепляет. Они пугают, а зрителю — не страшно.

Атмосферы украинской деревни тоже нет. Артисты, играющие малороссийских селян, иногда словно бы спохватываются, начинают что-то лопотать на суржике. Какая-то невкусная Украина на экране. Не так ее Гоголь описывал – он ведь делал это с любовью и ширью, воздействуя даже на вкусовые рецепторы читателя. Здесь же – построили что-то в павильоне, наклеили актерам на головы чубы. Да в любом ресторане украинской кухни нужной атмосферы больше.

Ни свой, ни чужой

Перед сеансом мы с одним коллегой-кинокритиком рассуждали об экранизациях Гоголя. Например, о фильме "Вий", который погремел года два назад, да тут же канул в безвестность. По мнению автора этих строк, экранизацию сильно портила фигура главного героя-англичанина. Откуда он там взялся? Зачем? "Цивилизованному" миру, что ли, реверанс делали? Но коллега сказал, что англичане просто сильно вложились, и получили в итоге такой вот респект.

Открытие 39-го Международного Московского кинофестиваля
© Sputnik / Екатерина Чеснокова

"Гоголь…" очень похож как раз на тот, неудачный новый "Вий". Только вместо англичанина здесь — сам Николай Васильевич. Да, он едет с героем Олега Меньшикова в командировку, к себе на родину. Но на родину так не едут. Он там — совершенно чужой, "москаль". А это же — неправда. Свой был Гоголь и в Диканьке, и в Миргороде. Абсолютно, в доску, свой! Общался он с людьми, и делал это радостно, с пониманием. Не галлюцинирующим чужаком приезжал, а возвращался к истокам.

И о сюжете. Его, скажем так, нет в принципе. В фильме — пять авторов сценария, но сюжет хромает на все конечности. Одно событие не следует из другого, а их поток не завершается буквально ничем. Черный всадник с щупальцами — так и не пойман, Олег Меньшиков — то ли жив, то ли нет. И образ Николая Васильевича не претерпевает никаких трансформаций — как был он психоделическим задохликом, так и остался.

Уже потом, в кулуарах, коллега-кинокритик сказал: "Это ничего! Главное, чтобы он хотя бы к четвертой части изменился". Но у автора этих строк, признаться, не возникло никакого желания знать, какие события развернутся в дальнейших сериях этого трэш-капустника.

Остается робкая надежда, что когда-нибудь Гоголя все-таки экранизируют нормально — без приблудных англичан, без щупалец и постельных сцен. Ведь удалось же этого достичь в самой первой экранизации "Вия" с Леонидом Куравлевым.

539
Теги:
Россия, Лев Рыжков, 'Гоголь. Начало'

Актер Игорь Ясулович на выставке-инсталляции Шейнцис. Эссе в четырех картинах в Еврейском музее и центре толерантности, которая посвящена памяти режиссера-сценографа, народного художника России, педагога Школы-студии МХАТ Олега Шейнциса

Игорь Ясулович: "фрукт позднего созревания…"

597
(обновлено 11:32 24.09.2021)
Этот артист - один из последних представителей старой школы: он достигал своего актерского величия долго, упорно идя к намеченной цели и беззаветно служа искусству.

Советское кино дало мировому кинематографу большое количество великих актеров. Путь к славе у этих мастеров был разный: кто-то становился звездой сразу же, сыграв на вдохновенном уровне свою первую главную роль, кто-то довольно долго и стабильно хорошо воплощал на экране доверенные ему образы, но наконец, дойдя до главной роли в своей жизни, начинал сверкать гранями своего таланта, а некоторым талантливым актерам очень помогали взойти на Олимп мастерства гениальные режиссеры, которые встречались им на творческом пути.

Большинство этих мастеров экрана становились великими актерами благодаря проникновенному исполнению главных ролей в различных кинопроектах. Но есть и те, кто дошел до степени величия, не сыграв за свою карьеру ни одной главной роли: отметим из их числа Бориса Новикова, Сергея и Романа Филипповых, Владимира Басова, Готлиба Ронинсона, Александра Вокача. К этим общепризнанным мастерам советского кино, королям эпизодов и выдающимся исполнителям ролей второго плана относится и великий актер Игорь Николаевич Ясулович, который сегодня отмечает свой 80-летний юбилей.

Мне казалось, что Ясулович в кино был всегда. Во всяком случае, с тех самых времен, когда я был том возрасте, что позволял осознанно следить за фильмами, которые демонстрировались в кинотеатрах или на экранах телевизоров. Даже не зная фамилии этого актера, образы, которые были ему поручены в эпизодах и ролях второго плана, оставались в памяти даже у неискушенного зрителя. Будучи мальчишкой, я был очарован его персонажами, которых Ясулович с удивительным мастерством запоминающе воплощал на экране в эпизодах. Вспомним его Фирена в "Городе мастеров", белого клоуна в "Айболит-66", Игоря в "Не самом удачном дне", Игоря Румянцева в "Операции "Трест", соседа с собачкой в великой комедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука".

© Sputnik / Dmitriy Korobeynikov
Артист театра и кино Игорь Ясулович

А как достоверно он сыграл сочувствующего нашим разведчикам немца Аппеля в телевизионном фильме Евгения Ташкова "Майор Вихрь" и курсанта разведшколы абвера "Гогу" в знаменитом фильме Владимира Басова "Щит и меч"!

Но и тогда немногие знали этого актера по фамилии. Я вычитал в титрах имя Игоря Ясуловича и запомнил его только после того, как в 1970 году с большим успехом прошел показ телевизионного многосерийного художественного фильма режиссера Григория Липшица "Обратной дороги нет". Ясулович сыграл в этом фильме Бертолета, одного из немногочисленных бойцов, которые сумели выжить после выполнения партизанской группой особо важного и секретного задания. Ясулович был в этой роли очень убедителен, мастерски показав на экране образ молодого советского интеллигента, который без лишней бравады и пафоса совершает геройские поступки.

Но несмотря на безусловный успех в целом этой картины и, в частности, безупречной работы Ясуловича, ему по-прежнему доверяли только роли второго плана. Как-то не видели режиссеры Ясуловича в образах главных персонажей своих фильмов. На мой взгляд - это было большой ошибкой, но Ясулович продолжал трудиться, не отказывался даже от малюсеньких эпизодов и раз за разом стабильно убеждал зрителей в своем актерском мастерстве.

© Sputnik / Ekaterina Chesnokova
Актер Игорь Ясулович на приеме в посольстве Великобритании в честь дня рождения Королевы

Ясуловича всегда отличала его высокая профессиональность. Думается, что не могло быть иначе, так как учителем Ясуловича был сам великий Михаил Ромм.

Родившись в Самарской области в семье офицера, Ясулович в связи со службой отца вместе с семьей отправился в Таллинн, где пошел в школу, а еще через некоторое время увлекся театром. Игорь активно принимал участие в самодеятельном театре и по окончании школы отправился в Москву поступать в театральный вуз. Но не смог. Однако удача ему улыбнулась во ВГИКЕ, где талант мальчика был замечен великим Роммом, и мастер зачислил его в свой курс. Ясулович учился у великого мастера дважды: на актерском, а потом и на режиссерском отделении. Сокурсниками у него были такие известные лица, как Кончаловский, Смирнов, Трегубович…

Забегая вперед, скажу о том, что Игорь Ясулович несколько раз пробовал себя в режиссуре, но все же мы его лучше знаем и любим, как актера. Есть и другие грани его таланта, но об этом чуть позже…

Ясулович - удивительно пластичный актер, и этот его дар также был очень востребован режиссерами. Одно время Ясулович даже организовал экспериментальный театр пантомимы "Эктемим", но так как он был очень востребован как в кино, так и в Театре киноактера, пантомима осталась лишь его увлечением.

© Sputnik / Sergey Pyatakov
Игорь Ясулович на традиционном сборе труппы Московского театра юного зрителя перед началом нового сезона

Ясулович сыграл в огромном количестве фильмов. Назвать все кинопроекты, где он играл, в одной статье невозможно. Упомяну только некоторые из них. Так, Ясулович снимался у своего учителя Михаила Ромма в знаковом фильме "Девять дней одного года", у Михаила Швейцера он снялся в роли корреспондента в "Время, вперед!". Вспомним его инженера Щукина в "Двенадцати стульях" Леонида Гайдая, Гюнтера в "Бой после победы", Финна в "Руслане и Людмиле", Максима Лоскутова в "Приваловских миллионах", Куренкова в "Однажды двадцать лет спустя", референта в "Отпуске за свой счет", слугу герцога в "Том самом Мюнхгаузене", напыщенного адвоката в "Семейном счастье", сторожа в "Мэри Поппинс, до свидания!", Корна в "Гардемарины, вперед!", Андреича в "Друге", Шакалова в "Криминальном квартете". А его незабываемый фарцовщик в "Самая обаятельная и привлекательная", который произнес фразу, сразу ставшую популярной: "Ты кого привела? Она что, с Урала?".

Как видим, у Игоря Ясуловича огромный актерский диапазон: он с одинаковым успехом играл в драмах, комедиях, в приключенческих и детских фильмах. Несмотря на то, что ему не предлагали главных ролей, режиссеры очень любили работать с Ясуловичем. Актер этот высокопрофессионален и именно это привлекает к нему по сей день режиссеров. Хотя одну его роль можно назвать приближенной к главным: Ясулович просто великолепно создал образ криминального типа Юзича в "Петербургских тайнах".

© Sputnik / Grigoriy Syisoev
Актер Игорь Ясулович перед началом церемонии награждения премией Станиславского в отеле "Балчуг Кемпински" в Москве. Церемония приурочена к 155-летию со дня рождения актера, режиссера и педагога Константина Станиславского

Он играл Лаваля в "Королеве Марго", отца Поля в "Маркизе де Саде", князя Туруцкого в "Саломее". Игорь Ясулович очень востребован и сейчас: он постоянно снимается в самых популярных сериалах, из которых хочется отметить его исполнение роли Суслова в сериале "Брежнев", Аронзона в "Статском советнике", Фирса в "Саде", князя Цицианова в "Кровавой барыне", старшего Лучникова в "Дипломате", отца Калашникова в "Формуле мести".

Ясулович является превосходным мастером дубляжа. Перечислить все его работы в этом направлении также невозможно. Однако люди моего поколения прекрасно помнят фильм "Город мастеров", где Ясулович не только снялся в эпизоде, но его голосом говорит главный герой картины Караколь. Его голос существенно повлиял на успех таких картин, как "За спичками", "Знахарь", "Гостья из будущего", "Десять негритят" и других фильмов. Особо хочу отметить его отличную работу, когда он озвучивал Майкла Саразина, игравшего Роберта в "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" Сиднея Поллака, Мюррея Абрахама, сыгравшего Сальери в незабываемой картине "Амадей" великого Милоша Формана и, наконец, голосом Ясуловича говорил всеобщий любимец Пьер Ришар в фильмах "Укол зонтиком" и "Беглецы".

Конечно же, нельзя не отметить, что чарующий голос мушкетера Арамиса в "Трех мушкетерах" и в его сиквелах также принадлежит Игорю Ясуловичу. Игорь Старыгин, безусловно, прекрасно сыграл роль обаятельного сердцееда и мушкетера, но и голос Ясуловича также помог картине завоевать всеобщую любовь.

© Sputnik / Sergey Pyatakov
Актер Игорь Ясулович на юбилейном вечере, посвященном 30-летию Гильдии актеров кино России, в Центральном доме кинематографистов

Игорь Ясулович - характерный актер, органично проявляющий себя и в бытовой драме, и в психологическом детективе, и в жанре комедии. Он может блестяще преподнести любую, даже малюсенькую роль. Это ли не признак высокого мастерства!

Игорь Ясулович называет себя "фруктом позднего созревания", несколько иронично относясь к своему относительно позднему актерскому признанию. Ясулович - один из последних представителей старой школы актеров: он достигал своего актерского величия долго, упорно идя к намеченной цели и беззаветно служа искусству. Большое спасибо ему за это от благодарных зрителей, и пожелаем Игорю Николаевичу в день его юбилея крепкого здоровья и новых блистательных ролей.

Читайте также:

597
Теги:
актер, юбилей
 Театр оперы и балета, фото из архива

Ведущие артисты Театра оперы и балета готовят новый спектакль - видео

46
(обновлено 00:06 24.09.2021)
По инициативе директора Театра оперы и балета зрителям будет представлен спектакль, поставленный по мотивам поэмы Низами Гянджеви "Хамсе".

БАКУ, 24 сен — Sputnik. Представленные в Сети кадры с репетиций балета "Низами", которые проходят в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета, вызвали интерес у театралов - ценителей искусства, давно с нетерпением ожидающих возвращения спектаклей. Как стало известно Sputnik Азербайджан, премьера постановки состоится, как только в стране откроются театры.

В основу спектакля легло балетное произведение великого азербайджанского композитора Фикрета Амирова, а драматургия композиционно соответствует произведению Низами "Хамсе". Зрителю будет представлен сюжет, связывающий события из биографии самого Низами с историями и персонажами его эпических поэм.

Инициатором и руководителем проекта является директор Театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Акиф Меликов. Автором либретто спектакля является драматург Аждар Улдуз, музыкальным руководителем назначен главный дирижер Театра, заслуженный артист Эйюб Гулиев, хореографом - народная артистка, почетный профессор международной академии хореографии Камилла Гусейнова, художником-постановщиком - заслуженный работник культуры Азербайджана Техран Бабаев. Главные роли исполнят ведущие артисты театра.

Постановка приурочена к 880-летию выдающегося азербайджанского поэта Низами Гянджеви. Напомним, что президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил 2021 годом Низами Гянджеви.

Читайте также:

46
Теги:
Азербайджанский государственный театр оперы и балета, спектакль, Артисты
Девушка с зонтиком на улице в Баку, фото из архива

Настоящая осень: синоптики обещают ветреную и дождливую субботу

0
(обновлено 14:02 24.09.2021)
Температура воздуха продолжит постепенно снижаться по всей территории республики, в некоторых районах непогода обернется ливнями и градом.

БАКУ, 24 сен — Sputnik. Ночью и утром в субботу, 25 сентября, в Баку и на Абшероне ожидаются дожди, в остальное время - облачная и временами пасмурная погода, сообщили в Национальной гидрометеорологической службе министерства экологии и природных ресурсов АР.

Временами усиливающийся северо-западный ветер днем сменит направление на северо-восточный.

Температура воздуха в столице и на полуострове составит 17-19 градусов тепла, днем - ​​21-23 градуса выше нуля.

Атмосферное давление установится на уровне 760 миллиметров, относительная влажность составит 65-75%.

В регионах Азербайджана местами прогнозируются грозы и дожди, в некоторых областях пройдут ливни, выпадет град. Западный ветер ночью и утром местами будет усиливаться.

Температура воздуха ночью составит 13-16 градусов, днем - 21​​-25 градусов тепла, в горах ночью 5-9 градусов выше нуля, днем - ​​10-15 градусов.

0
Теги:
Прогноз погоды, Баку, Азербайджан, дождь, ветер, Ливень, Град