Открытие 39-го Международного Московского кинофестиваля

"Мешок без дна": самая странная сказка

68
(обновлено 23:26 27.06.2017)
В конкурсной программе 39-го Московского международного кинофестиваля участвует фильм "Мешок без дна" режиссера Рустама Хамдамова. Это первый фильм режиссера после очень долгого перерыва.

Sputnik, Лев Рыжков

Аристократия, богатыри и грибные люди

Что я ожидал увидеть? А что вы сами можете предположить, услышав название "Мешок без дна"? Боевик это? Вряд ли. И не ужасы, и не мелодрама — про мешок-то. Скорее, казалось автору этих строк, это будет что-то восточное. Сказка с минаретами, мудрецами и непередаваемым, как сладкий рахат-лукум, восточным колоритом. А что? Умная сказка в духе Ходжи Насреддина вполне закономерна в качестве opus magnum большого мастера, уроженца Ташкента.

Но экранная действительность, конечно же, оказалась несколько другой. И даже совсем непредставимой, чего уж тут лукавить.

Начнем с того, что изображение на экране оказалось черно-белым. А действие началось в некоем дворце — примерно так на излете XIX века. Блещут роскошью залы, стоят в чехлах стулья — не исключено, что и мастера Гамбса. На этих стульях сидят юные офицеры, и один из них наяривает пальцами по чехлу, как по воображаемой клавиатуре, какую-то "Апассионату".

Входят две дамы в кринолинах. Одна из них — Светлана Немоляева. Вторая — кто-то вроде великой княгини. И вот великая княгиня предупреждает: князя не волновать, он нервничает. И чтоб без убийств! А то была предыдущая чтица — так она накидала трупов, и за каждый заломила по пятьдесят рублей.

Пришлось ее уволить. "Ну, что вы! — говорит чтица в исполнении Светланы Немоляевой. — Убийство будет всего одно. За ту же цену".

А потом мы оказываемся на какой-то лужайке. Под деревом лежит тело молодого человека. В груди — стрела. На щеке — вырезана буква "Y". Мимо проходит витязь. Вот реальный такой древнерусский витязь — в шлеме-шишаке, в кольчуге. Видит тело. Останавливается. Потом вдруг — раз! — и начинает гонять пинками человека-гриба. А у гриба у этого дома — дети-грибочки и сокровища, неизвестно откуда взявшиеся.

Вы не думайте, что мне привиделось: так оно все на экране и есть. Такой вот неожиданный даже не сюрреализм, а что-то, чему и название не подберешь.
Потом оказывается, что про витязей и грибов-гуманоидов — это Светлана Немоляева читает рассказ князю-алкоголику.

А на лужайке дело разворачивается каким-то своим очень странным чередом. Витязь устраивает расследование. Задействует прекрасную царевну в кокошнике, Бабку-Ёжку, калик перехожих. Кто-то из них врет, как сивый мерин. И вроде бы сказка перед нами, но какая-то недобрая. Не то, к чему с детства привыкли.

И вдруг я понял, что все это мне напоминает.

Дальний родственник "Великолепной семерки"

"Это же Акутагава Рюноскэ! — сообразил я. — Классик японской литературы. А экранизировали его знаменитую новеллу "В чаще"!". Забегая вперед, скажу, что так оно и оказалось.

Новелла "В чаще" знаменита в мире кино. Еще в 1950 году великий японский режиссер Акира Куросава экранизировал ее вместе с другим рассказом классика "Ворота Расёмон". И получился знаменитый фильм "Расемон". Куросаве за этот фильм дали "Оскара". Притом надо знать, что номинацию "Лучший фильм на иностранном языке" учредили специально для этого фильма.

Дальше интересней. Сюжет, как то часто бывает, утянули в Голливуд. Там переработали, переосмыслили. И появился фильм "Великолепная семерка". Из которого, в свою очередь, выросло несколько римейков. А апофеозом сюжета — уже неузнаваемого — стала "Омерзительная восьмерка" Квентина Тарантино, закрывшая тему детективов-самураев талантливым постмодернистским глумом.

В общем, вот от какого витиеватого древа отпочковался "Мешок без дна". Но отпочковался, заметим, сразу от корней, не от "семерок-восьмерок" — от литературного первоисточника.

И тут уже изящество замысла предстало перед вашим рецензентом во всей красе. Осталось только отключить здравый смысл и просто получить удовольствие от этой талантливой игры аллюзий и смыслов.

Добавлю, что Акутагава — не единственный источник. Есть и русские народные сказки. И "Тысяча и одна ночь" — тоже есть. Это достаточно известный сюжет о бездонном мешке, который незадачливый купец приволок на ярмарку, а его украл мошенник. Купец кричит: "Отдай! Он мой!". "А чем докажешь?" — огрызается жулик. И действительно — чем? Если бездонный мешок материализует все, что ни пожелаешь. Это, наверное, самая парадоксальная и абсурдистская сказка цикла "Тысяча и одна ночь".

А в целом сюжет напоминает узбекский ковер тонкой работы. Основа этого ковра — русский фольклор, лешие, богатыри, бабки-ёжки. Орнамент — "Тысяча и одна ночь". А сюжетные узоры — уже японец Акутагава Рюноскэ. Такой вот интернациональный ковер.

По воздействию — это примерно как Дэвид Линч. Но роднее, добрее. И не столько психоделические ребусы перед нами, сколько копилка парадоксов, рассыпанные щедрой рукой зерна мудрости.

Фильм-долгострой

Просмотр публику озадачил. Конечно, киношники на фестивале видели всякое, но даже эти люди, которых трудно чем-то удивить, были в некотором недоумении. Поэтому пресс-конференция Рустама Хамдамова происходила фактически при аншлаге. Журналисты тянули руки, вскакивали с мест.

Так получилось, что новый фильм Хамдамова зрители ждали более четверти века. До этого последней крупной работой мастера была красивая и, так получилось, скандальная картина "Анна Карамазофф" с французской звездой Жанной Моро в главной роли.

"Картина получилось просто, — рассказал Хамдамов. — Для Госкино нужно было написать сценарий картины для детей. И я переписал под детскую сказку новеллу Акутагавы Рюноскэ. Название "Мешок без дна" — очень подходит по смыслу. Светлана Владимировна читает сказку № 295 из "Тысячи и одной ночи", которая называется "Бездонный мешок". Но смысл, конечно, шире, потому что героиня отвечает на много вопросов. И получается, что дна у этих вопросов нет".

Сам фильм снимался больше пяти лет. За это время сменилось множество операторов и звукорежиссеров.

"У нас постоянно не было денег, — рассказал Рустам Хамдамов. — Два актера успели уйти на тот свет, пока мы снимали, а Елена Морозова родила двоих детей".

Дворцовые сцены снимали в Санкт-Петербурге. Это — заброшенный дворец в промышленной зоне. По словам режиссера, в очереди на съемки в его интерьерах стояло двенадцать съемочных групп. "И все не могли дождаться, когда же мы уйдем оттуда", — добавил Хамдамов.

В общем, констатируем: фильм получился глубокий, загадочный и, возможно, самый необычный в конкурсной программе. Так что стоит, наверное, подержать за него кулачки.

68
Теги:
Россия, Лев Рыжков, Московский международный кинофестиваль, режиссер, экран, 'Мешок без дна'

Актер Игорь Ясулович на выставке-инсталляции Шейнцис. Эссе в четырех картинах в Еврейском музее и центре толерантности, которая посвящена памяти режиссера-сценографа, народного художника России, педагога Школы-студии МХАТ Олега Шейнциса

Игорь Ясулович: "фрукт позднего созревания…"

337
(обновлено 11:32 24.09.2021)
Этот артист - один из последних представителей старой школы: он достигал своего актерского величия долго, упорно идя к намеченной цели и беззаветно служа искусству.

Советское кино дало мировому кинематографу большое количество великих актеров. Путь к славе у этих мастеров был разный: кто-то становился звездой сразу же, сыграв на вдохновенном уровне свою первую главную роль, кто-то довольно долго и стабильно хорошо воплощал на экране доверенные ему образы, но наконец, дойдя до главной роли в своей жизни, начинал сверкать гранями своего таланта, а некоторым талантливым актерам очень помогали взойти на Олимп мастерства гениальные режиссеры, которые встречались им на творческом пути.

Большинство этих мастеров экрана становились великими актерами благодаря проникновенному исполнению главных ролей в различных кинопроектах. Но есть и те, кто дошел до степени величия, не сыграв за свою карьеру ни одной главной роли: отметим из их числа Бориса Новикова, Сергея и Романа Филипповых, Владимира Басова, Готлиба Ронинсона, Александра Вокача. К этим общепризнанным мастерам советского кино, королям эпизодов и выдающимся исполнителям ролей второго плана относится и великий актер Игорь Николаевич Ясулович, который сегодня отмечает свой 80-летний юбилей.

Мне казалось, что Ясулович в кино был всегда. Во всяком случае, с тех самых времен, когда я был том возрасте, что позволял осознанно следить за фильмами, которые демонстрировались в кинотеатрах или на экранах телевизоров. Даже не зная фамилии этого актера, образы, которые были ему поручены в эпизодах и ролях второго плана, оставались в памяти даже у неискушенного зрителя. Будучи мальчишкой, я был очарован его персонажами, которых Ясулович с удивительным мастерством запоминающе воплощал на экране в эпизодах. Вспомним его Фирена в "Городе мастеров", белого клоуна в "Айболит-66", Игоря в "Не самом удачном дне", Игоря Румянцева в "Операции "Трест", соседа с собачкой в великой комедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука".

© Sputnik / Dmitriy Korobeynikov
Артист театра и кино Игорь Ясулович

А как достоверно он сыграл сочувствующего нашим разведчикам немца Аппеля в телевизионном фильме Евгения Ташкова "Майор Вихрь" и курсанта разведшколы абвера "Гогу" в знаменитом фильме Владимира Басова "Щит и меч"!

Но и тогда немногие знали этого актера по фамилии. Я вычитал в титрах имя Игоря Ясуловича и запомнил его только после того, как в 1970 году с большим успехом прошел показ телевизионного многосерийного художественного фильма режиссера Григория Липшица "Обратной дороги нет". Ясулович сыграл в этом фильме Бертолета, одного из немногочисленных бойцов, которые сумели выжить после выполнения партизанской группой особо важного и секретного задания. Ясулович был в этой роли очень убедителен, мастерски показав на экране образ молодого советского интеллигента, который без лишней бравады и пафоса совершает геройские поступки.

Но несмотря на безусловный успех в целом этой картины и, в частности, безупречной работы Ясуловича, ему по-прежнему доверяли только роли второго плана. Как-то не видели режиссеры Ясуловича в образах главных персонажей своих фильмов. На мой взгляд - это было большой ошибкой, но Ясулович продолжал трудиться, не отказывался даже от малюсеньких эпизодов и раз за разом стабильно убеждал зрителей в своем актерском мастерстве.

© Sputnik / Ekaterina Chesnokova
Актер Игорь Ясулович на приеме в посольстве Великобритании в честь дня рождения Королевы

Ясуловича всегда отличала его высокая профессиональность. Думается, что не могло быть иначе, так как учителем Ясуловича был сам великий Михаил Ромм.

Родившись в Самарской области в семье офицера, Ясулович в связи со службой отца вместе с семьей отправился в Таллинн, где пошел в школу, а еще через некоторое время увлекся театром. Игорь активно принимал участие в самодеятельном театре и по окончании школы отправился в Москву поступать в театральный вуз. Но не смог. Однако удача ему улыбнулась во ВГИКЕ, где талант мальчика был замечен великим Роммом, и мастер зачислил его в свой курс. Ясулович учился у великого мастера дважды: на актерском, а потом и на режиссерском отделении. Сокурсниками у него были такие известные лица, как Кончаловский, Смирнов, Трегубович…

Забегая вперед, скажу о том, что Игорь Ясулович несколько раз пробовал себя в режиссуре, но все же мы его лучше знаем и любим, как актера. Есть и другие грани его таланта, но об этом чуть позже…

Ясулович - удивительно пластичный актер, и этот его дар также был очень востребован режиссерами. Одно время Ясулович даже организовал экспериментальный театр пантомимы "Эктемим", но так как он был очень востребован как в кино, так и в Театре киноактера, пантомима осталась лишь его увлечением.

© Sputnik / Sergey Pyatakov
Игорь Ясулович на традиционном сборе труппы Московского театра юного зрителя перед началом нового сезона

Ясулович сыграл в огромном количестве фильмов. Назвать все кинопроекты, где он играл, в одной статье невозможно. Упомяну только некоторые из них. Так, Ясулович снимался у своего учителя Михаила Ромма в знаковом фильме "Девять дней одного года", у Михаила Швейцера он снялся в роли корреспондента в "Время, вперед!". Вспомним его инженера Щукина в "Двенадцати стульях" Леонида Гайдая, Гюнтера в "Бой после победы", Финна в "Руслане и Людмиле", Максима Лоскутова в "Приваловских миллионах", Куренкова в "Однажды двадцать лет спустя", референта в "Отпуске за свой счет", слугу герцога в "Том самом Мюнхгаузене", напыщенного адвоката в "Семейном счастье", сторожа в "Мэри Поппинс, до свидания!", Корна в "Гардемарины, вперед!", Андреича в "Друге", Шакалова в "Криминальном квартете". А его незабываемый фарцовщик в "Самая обаятельная и привлекательная", который произнес фразу, сразу ставшую популярной: "Ты кого привела? Она что, с Урала?".

Как видим, у Игоря Ясуловича огромный актерский диапазон: он с одинаковым успехом играл в драмах, комедиях, в приключенческих и детских фильмах. Несмотря на то, что ему не предлагали главных ролей, режиссеры очень любили работать с Ясуловичем. Актер этот высокопрофессионален и именно это привлекает к нему по сей день режиссеров. Хотя одну его роль можно назвать приближенной к главным: Ясулович просто великолепно создал образ криминального типа Юзича в "Петербургских тайнах".

© Sputnik / Grigoriy Syisoev
Актер Игорь Ясулович перед началом церемонии награждения премией Станиславского в отеле "Балчуг Кемпински" в Москве. Церемония приурочена к 155-летию со дня рождения актера, режиссера и педагога Константина Станиславского

Он играл Лаваля в "Королеве Марго", отца Поля в "Маркизе де Саде", князя Туруцкого в "Саломее". Игорь Ясулович очень востребован и сейчас: он постоянно снимается в самых популярных сериалах, из которых хочется отметить его исполнение роли Суслова в сериале "Брежнев", Аронзона в "Статском советнике", Фирса в "Саде", князя Цицианова в "Кровавой барыне", старшего Лучникова в "Дипломате", отца Калашникова в "Формуле мести".

Ясулович является превосходным мастером дубляжа. Перечислить все его работы в этом направлении также невозможно. Однако люди моего поколения прекрасно помнят фильм "Город мастеров", где Ясулович не только снялся в эпизоде, но его голосом говорит главный герой картины Караколь. Его голос существенно повлиял на успех таких картин, как "За спичками", "Знахарь", "Гостья из будущего", "Десять негритят" и других фильмов. Особо хочу отметить его отличную работу, когда он озвучивал Майкла Саразина, игравшего Роберта в "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" Сиднея Поллака, Мюррея Абрахама, сыгравшего Сальери в незабываемой картине "Амадей" великого Милоша Формана и, наконец, голосом Ясуловича говорил всеобщий любимец Пьер Ришар в фильмах "Укол зонтиком" и "Беглецы".

Конечно же, нельзя не отметить, что чарующий голос мушкетера Арамиса в "Трех мушкетерах" и в его сиквелах также принадлежит Игорю Ясуловичу. Игорь Старыгин, безусловно, прекрасно сыграл роль обаятельного сердцееда и мушкетера, но и голос Ясуловича также помог картине завоевать всеобщую любовь.

© Sputnik / Sergey Pyatakov
Актер Игорь Ясулович на юбилейном вечере, посвященном 30-летию Гильдии актеров кино России, в Центральном доме кинематографистов

Игорь Ясулович - характерный актер, органично проявляющий себя и в бытовой драме, и в психологическом детективе, и в жанре комедии. Он может блестяще преподнести любую, даже малюсенькую роль. Это ли не признак высокого мастерства!

Игорь Ясулович называет себя "фруктом позднего созревания", несколько иронично относясь к своему относительно позднему актерскому признанию. Ясулович - один из последних представителей старой школы актеров: он достигал своего актерского величия долго, упорно идя к намеченной цели и беззаветно служа искусству. Большое спасибо ему за это от благодарных зрителей, и пожелаем Игорю Николаевичу в день его юбилея крепкого здоровья и новых блистательных ролей.

Читайте также:

337
Теги:
актер, юбилей
 Театр оперы и балета, фото из архива

Ведущие артисты Театра оперы и балета готовят новый спектакль - видео

39
(обновлено 00:06 24.09.2021)
По инициативе директора Театра оперы и балета зрителям будет представлен спектакль, поставленный по мотивам поэмы Низами Гянджеви "Хамсе".

БАКУ, 24 сен — Sputnik. Представленные в Сети кадры с репетиций балета "Низами", которые проходят в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета, вызвали интерес у театралов - ценителей искусства, давно с нетерпением ожидающих возвращения спектаклей. Как стало известно Sputnik Азербайджан, премьера постановки состоится, как только в стране откроются театры.

В основу спектакля легло балетное произведение великого азербайджанского композитора Фикрета Амирова, а драматургия композиционно соответствует произведению Низами "Хамсе". Зрителю будет представлен сюжет, связывающий события из биографии самого Низами с историями и персонажами его эпических поэм.

Инициатором и руководителем проекта является директор Театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Акиф Меликов. Автором либретто спектакля является драматург Аждар Улдуз, музыкальным руководителем назначен главный дирижер Театра, заслуженный артист Эйюб Гулиев, хореографом - народная артистка, почетный профессор международной академии хореографии Камилла Гусейнова, художником-постановщиком - заслуженный работник культуры Азербайджана Техран Бабаев. Главные роли исполнят ведущие артисты театра.

Постановка приурочена к 880-летию выдающегося азербайджанского поэта Низами Гянджеви. Напомним, что президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил 2021 годом Низами Гянджеви.

Читайте также:

39
Теги:
Азербайджанский государственный театр оперы и балета, спектакль, Артисты
Кямран Алиев, начальник Главного управления по борьбе с коррупцией при генеральном прокуроре

Генеральный прокурор Азербайджана рассказал о встрече с генпрокурором Армении

0
(обновлено 12:38 24.09.2021)
Основной целью встречи в Нур-Султане была реализация со стороны прокуратур соответствующих пунктов трехсторонних заявлений, отметил генпрокурор АР Кямран Алиев.
Алиев: необходимо продолжать работу по передаче карт минных полей

Мы решили продолжить работу в этом направлении при посредничестве Генпрокуратуры России. Как сообщает Sputnik Азербайджан, об этом сказал агентству АЗЕРТАДЖ генеральный прокурор Азербайджанской Республики Кямран Алиев.

По инициативе российской стороны в столице Казахстана Нур-Султане состоялась трехсторонняя встреча генеральных прокуроров Азербайджана, России и Армении.

"Это вторая встреча в трехстороннем формате. Первая встреча состоялась 12 января этого года в Москве. Основной целью встречи в Нур-Султане была реализация со стороны прокуратур соответствующих пунктов трехсторонних заявлений подписанного президентами Азербайджана, России и премьер-министром Армении от 10 ноября 2020 года и 11 января 2021 года. На встрече был обсужден ряд важных вопросов, и мы решили продолжить работу в этом направлении при посредничестве Генпрокуратуры России. Думаю, что наша деятельность в этом направлении также даст положительные результаты. Необходимо также продолжать работу по передаче карт минных полей для защиты жизни и здоровья людей",- отметил Алиев.

Подробный комментарий генерального прокурора слушайте в аудиофайле.

0