День азербайджанской культуры в Москве

День азербайджанской культуры в Москве: главное - чтобы дружили дети

627
(обновлено 16:12 22.05.2017)
В Московском Дворце пионеров прошел День культуры Азербайджана "Хранители огня" в рамках детского фестиваля национальных культур "Мой дом – Москва". Корреспондент Sputnik побывал на празднике и делится впечатлениями.

Sputnik, Лев Рыжков

Москва — огромный и многонациональный город. По самым приблизительным оценкам, в российской столице проживают представители более 160 национальностей. Как им не раствориться в общей массе, сохранить свою культуру и самобытность? Ведь Москва — это огромный плавильный котел, во многом отличающийся даже от самой России.

День азербайджанской культуры в Москве
© Sputnik / Anton Denisov
День азербайджанской культуры в Москве

Многие взрослые помнят и хранят свою культуру. А вот детям, растущим вдали от родины, знакомиться с ней не так-то и просто. Вокруг — большая шумная Москва. И для многих детей порой даже невдомек, что у них есть традиции, которые бережно передавались от дедов отцам.

Правительство Москвы идет навстречу национальным диаспорам. С сентября 2016 года в Московском Дворце пионеров проводится фестиваль "Мой дом — Москва". Инициаторами стали национальные общественные объединения, а учредителями — Департамент национальной политики, межрегиональных связей и Департамент образования Москвы.

Танцы и выставки

Несмотря на совсем не жаркую московскую погоду, в Московском Дворце пионеров — многолюдно. Многочисленные кружки и секции прямо на майском ветру в парке у Дворца демонстрируют свои достижения, показывают стенды и экспозиции.

День азербайджанской культуры в Москве
© Sputnik / Anton Denisov
День азербайджанской культуры в Москве

Большой концертный зал находится чуть в отдалении от главного здания. Но оживление царит и там. Вот проходят артисты в красивых нарядных костюмах. А вот бравые, осанистые офицеры азербайджанской армии в очень красивой форме. Кто-то и с боевыми медалями. Они охотно фотографируются с детьми, девушками. И очередь сделать селфи с ними — как к популярной поп-группе.

Детей много — от самых маленьких до подростков. Многие — в национальных костюмах. Большинство детей сегодня надели их впервые в жизни.

День азербайджанской культуры в Москве
© Sputnik / ANTON DENISOV
День азербайджанской культуры в Москве

"Неужели сами шили костюмы?" — спрашиваю я у мамочек. Оказывается, что все-таки нет. Костюмы взяли напрокат специально к празднику в специальном агентстве. Мамы говорят, что к следующему празднику сошьют костюмы уже сами.

День азербайджанской культуры в Москве
© Sputnik / Anton Denisov
День азербайджанской культуры в Москве

Детям, особенно малышам, костюмы очень нравятся. Вот совсем крошечный ребенок радостно машет ручкой родителям. А вот дети — большие и маленькие — танцуют национальный танец. Конечно, не профессионально, но с азартом. А мамочки радостно снимают танцы своих детей на смартфоны.

Холл у Большого концертного зала стал пространством выставки, на которой рассказывается об истории и культуре Азербайджана, выставлены народные инструменты, изделия мастеров, представлены живописные работы азербайджанских художников, живущих в Москве. Я, кстати, не мог не обратить внимания на ту теплую палитру красок, которыми выписаны пейзажи Баку.

Пригласили всех!

Организаторы фестиваля знакомят меня с Джамилем Садыхбековым — руководителем Комиссии по информационной политике Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, президентом клуба "Бакинцы".

"Праздник готовился в течение трех месяцев, — говорит Джамиль Рафикович. — Наша большая задача, наша главная цель — чтобы детишки между собой подружились. Это — самое главное для нас".

День азербайджанской культуры в Москве
© Sputnik / Anton Denisov
День азербайджанской культуры в Москве

По словам Джамиля Садыхбекова, гости приехали из Самары, Костромы, Калуги, Твери, само собой из Подмосковья. В качестве гостей День азербайджанской культуры принял гагаузов, корейцев, татар, таджиков, кыргызов, казахов.

"Мы пригласили всех, — говорит организатор. — И сделали зрителям и участникам нашего фестиваля большой подарок. У нас выступает финалист шоу "Голос" Эмиль Кадыров. Помимо него, на сцене можно будет увидеть и услышать выступление звезд проекта "Голос. Дети" Азера Насибова Александры и Марианны Мостовяк, Александры Болдыревой. Будет очень много хорошей музыки. Не все выступающие — профессионалы. И для них выступление на большой сцене — серьезный вызов. И надо поддерживать молодые таланты".

Надо чаще встречаться

Про концерт можно сказать, наверное, что лучше один раз увидеть. Даже не столько блестящие, отточенные выступления артистов, сколько жадные глаза детей-зрителей, которые, как губка, впитывали в себя увиденное.

День азербайджанской культуры в Москве
© Sputnik / Anton Denisov
День азербайджанской культуры в Москве

Одна женщина — мама молодого артиста — смахивала слезу платочком, когда на фоне выступления танцевального ансамбля показывали пейзажи прекрасного города Баку.

"Как дома побывала, — призналась женщина. — Жаль, что такие праздники случаются так редко".

У азербайджанской диаспоры в Москве, действительно, есть одна проблема. Диаспора разобщена. Азербайджанцы в российском мегаполисе очень редко встречаются между собой. Они живут в разных районах огромного города, у всех — свои дела. Но тот факт, что встречаться надо чаще, не оспаривает никто. И в этой связи трудно недооценить значение праздника "Хранители огня".

День азербайджанской культуры в Москве
© Sputnik / Anton Denisov
День азербайджанской культуры в Москве

К слову, открывало праздник выступление танцоров московского хореографического театра "Возрождение", которые исполняли русский народный танец. И зрители подарили им громкие и искренние аплодисменты.

Ведь московские азербайджанцы любят Россию, любят Москву. Это — их дом. И теплые, радостные аплодисменты — самое яркое тому доказательство.

627
Теги:
Азербайджан, Россия, Лев Рыжков, Джамиль Садыхбеков, Московский дворец пионеров, Департамент образования Москвы, дети, Достижения, Культура, Кружки, национальные костюмы

Посетители смотрят на картины французского художника Пьера Боннара во время пресс-показа выставки коллекции братьев Морозовых в Париже

"Из России с любовью": Ван Гог и Гоген выставляются во Франции

15
(обновлено 21:12 23.09.2021)
В Париже Эммануэль Макрон открыл едва ли не самую значимую экспозицию года: меценат Бернар Арно, пусть и с опозданием на 100 лет, отдает долг Франции в отношении России.

Две сотни шедевров, собранных братьями Морозовыми, выставленные в основанном самым богатым французом фонде Луи Виттона, позволяют оценить подвиг потомков русских крепостных, сумевших благодаря уму, таланту и, что скрывать, колоссальной щедрости создать рынок европейского искусства в том его виде, который мы знаем сегодня. Как картины великих художников оказались в России, изучала колумнист РИА Новости.

Империя семьи Морозовых началась с пяти рублей золотом, которые основатель династии Савва Васильевич, конюх, а потом и ткач-кустарь, обратил трудом и верой в состояние, выкупив и себя, и свою семью из крепостных.

История становления фамилии Морозовых — это история России, в которой яркое, сильное и свободное третье сословие дало старт процветанию российского государства и создало условия для восхождения русского искусства.

"И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…"

Получив отменное образование и отточив вкус, как и умение разбираться в искусстве, братья, уже составившие для себя коллекцию полотен русских мастеров, решают отправиться в Париж.

Друзья Морозовых художники Серов и Коровин их в этом начинании поддерживают. Оказавшись в столице Франции, русские купцы направились, вопреки расхожему тогда представлению, не в театр и не в ресторан, а прямиком к галеристам. Те им показали искусство, которое, как думали местные арт-дилеры, соответствует русскому духу.

Однако Морозовы, и Михаил (старший), и Иван (младший), назвали продавцам совершенно другие имена. Тех, чьи полотна тогда никто и не думал покупать. Первым был Ван Гог. Вторым — Гоген.

Сами французы легко отвергли и того, и другого: жестокий мир ярости и несправедливости, практически сочившийся кровью в тех же "Красных виноградниках в Арле", жизнь без неба и почти без воздуха в "Прогулке заключенных" предсказывали совершенно иную будущую реальность.

Но об этой новой реальности во Франции слышать никто не хотел. И поэтому революция, которая совершилась в искусстве, для самих французов, привыкших к галантной и гладкой живописи, прошла абсолютно в тот момент незамеченной.

Но эту боль, это страдание, это бесконечное желание вырваться на волю почувствовали потомки русского крепостного крестьянина. Морозовы сумели это ощутить потому, что воспитаны были в русской культуре, а она — в противоположность и французской и, если шире, европейской культуре — предполагает жертвенность и страдания: без них смысл жизни постичь невозможно.

Как из кровавого ада сопротивления ордынскому нашествию родилась "Троица" Рублева, так, пусть и с меньшими жертвами, грядущий слом прежнего порядка и Ван Гог, и Гоген, и Сезанн, и Матисс, и Пикассо ощутили и показали раньше других.

Российские рубли за французские шедевры

Собрание составлялось по-купечески основательно, когда нужное полотно выбиралось часами, а оплачивалось по-купечески же щедро. "Русский, который не торгуется" — так Ивана Морозова прозвали в Париже.

Именно он, Иван Абрамович, подхватив эстафету от скоропостижно скончавшегося брата Михаила, создал рынок, где цена на полотна Ван Гога взлетела от нескольких десятков франков до многих десятков тысяч франков, где Сезанн стал знаменитым (и покупаемым) художником благодаря тому, что Морозов, не скупясь, приобретал его пейзажи и натюрморты.

Семнадцать тысяч рублей — траты только одного дня, который Морозов как-то провел в парижской галерее. Ни один богатый европеец на такой размах способен не был, и речь шла не столько о размере состояния, сколько об умении разглядеть будущее искусства и, что еще важнее, оценить щедро — и по-русски, и по-купечески — мощь таланта.

Величие Ван Гога на фоне Триумфальной арки

Реакция на открывшуюся экспозицию во Франции была истинно французской. Описывая масштабы подвижничества Морозовых, пресса подробнейшим образом смакует детали экспроприации собрания после революции, изгнания и эмиграции коллекционера. С видимым удовольствием рассказывает о "разделе коллекции, хранившейся десятилетия под спудом цензуры и диктатуры" и о том, естественно, что "Бернар Арно сумел организовать выставку исключительно благодаря знакомству и личной встрече с Владимиром Путиным".

Любые иные интенции в заранее заученном списке у узколобых камердинеров от журналистики просто отсутствуют, как они отсутствовали у тех, кто полагал живопись Матисса, Гогена или Ван Гога "яркой и пятнистой мазней".

Посредственность видит посредственность издалека — в трех километрах от залов, где развешивали полотна гениев французского искусства, собранных русскими купцами, — рабочие заматывали Триумфальную арку в тряпки линялого сизого цвета. И это событие ровно та же пресса назвала "экспрессией свободы в эпоху постмодерна".

Заматывали не для реставрации, а для перформанса, как принято у прикормленных арт-критиков называть этот тренд: усопший не так давно автор прославился тем, что тратил много чужих денег, а еще больше — ткани из полиэстера, чтобы задрапировать известные здания или монументы.

Не создать свое, а прикрыть кем-то другим созданное, при этом громко сказав: "Я так вижу!". Более яркую антитезу неудержимому русскому коллекционеру, оказавшемуся способным предъявить городу и миру таланты французских художников, чем стыдливо закутанный в ношеное символ славы Франции, придумать невозможно.

В Париже Россия вновь утвердила величие истинных и неоспоримых вершин европейской живописи, ну а Триумфальная арка и жители столицы Франции, ходящие мимо, сдались, как обычно, на милость крикливых дельцов от псевдоискусства.

15
Теги:
Россия, Франция, Выставка
Дом-музей Бюльбюля в Шуше

Назначен директор дома-музея Бюльбюля в Шуше

35
(обновлено 19:35 23.09.2021)
Министр культуры Анар Керимов подписал указ о назначении руководителя дома-музея известного азербайджанского композитора и ханенде, расположенного в городе Шуша.

БАКУ, 23 сен — Sputnik. Фахреддин Гаджибейли назначен директором дома-музея Бюльбюля в Шуше, сообщили Sputnik Азербайджан в министерстве культуры Азербайджана.

Министр культуры Анар Керимов уже подписал соответствующий указ по этому поводу. Фахреддин Гаджибейли, житель Агдамского района, в свое время работал в Агдамском драматическом театре.

Открытие после реставрации дома-музея Бюльбюля в городе Шуша состоялось 29 августа. Ремонтно-восстановительные работы и реконструкция были проведены по поручению главы государства. Музей был восставлен на личные средства посла Азербайджана в Российской Федерации Полада Бюльбюльоглу.

Во время оккупации города Шуша дом был приведен в непригодное состояние, на несущих стенах появились трещины и они обрушились. В ходе реставрации стены были восстановлены. В комнатах были заменены сгнившие и пришедшие в непригодное состояние кровля, двери и окна, при этом их исторический вид сохранен.

Во время реставрационных работ на стенах, выходящих на балкон, на камне под штукатуркой были обнаружены две надписи арабской вязью и изображение, символизирующее солнце. Одна из надписей отображает аят из Корана, другая указывает на дату постройки дома. Недавно обнаруженная надпись на стене свидетельствует о том, что здание было построено в 1788 году.

Типологически здание отражает исторические особенности жилых домов Карабаха и Азербайджана, внутреннее строение комнат присуще традиционным азербайджанским домам.

В настоящее время в доме создается музейная экспозиция. Во дворе дома-музея установлен новый бюст Бюльбюля, также сохранен старый.

Читайте также:

35
Теги:
Бюльбюль, музей, директор, Шуша
Тема:
Восстановление города Шуша
Молоток судьи, фото из архива

Азербайджан подал иск против Армении в Международный суд ООН

0
Азербайджан утверждает, что политика и практика Армении по антиазербайджанской дискриминации имели как цель, так и следствие ущемления прав человека и основных свобод азербайджанцев.

БАКУ, 24 сен — Sputnik. Азербайджан подал иск против Армении в Международный суд ООН за нарушение Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, сообщает Trend со ссылкой на сайт международного суда.

В иске говорится, что Армения совершала и продолжает совершать серию дискриминационных действий в отношении азербайджанцев на основании их национального или этнического происхождения: "Как прямыми, так и косвенными средствами Армения продолжает свою политику этнической чистки и разжигает ненависть и этническое насилие в отношении азербайджанцев, используя язык ненависти и распространяя расистскую пропаганду, в том числе на самом высоком уровне своего правительства. Во время боевых действий осенью 2020 года азербайджанцы снова стали объектом жестокого обращения Армении на почве этнической ненависти. Проведя политику этнической чистки, культурной чистки и разжигая ненависть к азербайджанцам, Армения систематически нарушает права и свободы азербайджанцев, а также права Азербайджана в ущерб Конвенции".

В заявлении Азербайджан, в частности, утверждает, что политика и практика Армении по антиазербайджанской дискриминации имели как цель, так и следствие ущемления прав человека и основных свобод азербайджанцев в нарушение статей 2, 3, 4. 5, 6 и 7 Конвенции.

Азербайджан просит Суд привлечь Армению к ответственности за нарушение Конвенции и возместить нанесенный этим ущерб Азербайджану и его народу.

0
Теги:
Азербайджан, Иск, суд, ООН