Женщина за просмотром телевизора, фото из архива

"Время первых": запаситесь платочками

134
(обновлено 10:50 02.04.2017)
Колумнист Sputnik посмотрел самый ожидаемый российский блокбастер и рассказал о своих впечатлениях, как на духу.

Sputnik, Лев Рыжков

В ожидании фанфар

Утром, перед самым пресс-показом "Времени первых", автор этих строк переписывался с одним уважаемым кинокритиком. Предполагали, что же мы увидим? Нас терзали смутные сомнения, связанные, во-первых, с тем, что во время съемок у фильма сменился режиссер.

Лев Рыжков
© Photo : из личного архива автора
Лев Рыжков

Ушел известный, талантливый Юрий Быков, вместо него появился Дмитрий Киселев, в чьем активе — "Елки", "Черная молния" и сериал "Лондонград".
История, думали мы, скорее всего, будет схематичной, скроенной по шаблону "Легенды № 17". Будет суровый руководитель, целенаправленные, мотивированные космонавты, беременная жена. Но наибольшие опасения вызывал неизбежный пафос, которого просто не могло не быть.

Того, что определенной торжественности не избежать, было очевидно. В конце концов, речь идет о космической победе СССР, выходе раньше американцев в открытый космос. И, стало быть, фанфар не избежать. Но насколько будут они оглушительны, в какой мере окажется чист выводимый ими мотив? Ведь нафальшивить — очень легко, чего скрывать.

Интриговало, что продюсером "Времени первых" выступил Тимур Бекмамбетов. А это, в принципе, значит, что зрелище по-любому будет экстраординарным. Хотя бы потому, что сцену конных соревнований в последнем голливудском фильме Бекмамбетова "Бен-Гур" снимали двадцатью пятью камерами, например. А потом из этого всего собирали на монтаже стремительный эпизод. А это — как одновременно складывать двадцать пять паззлов.

И, наконец, нешуточный интерес возник от того, что должны были показать наш кинематографический ответ "ихнему" голливудскому коллективному Чемберлену. Космический блокбастер. Российскую "Гравитацию" с "Интестелларом", если на то пошло.

Перед просмотром вашим покорным слугой владело чувство, которое, наверное, поймут болельщики сборной России. Любимая команда выходит на поле новейшего стадиона, которым можно гордиться на весь мир, и — с треском проигрывает Кот Д`Ивуару. Вот за что было тревожно. Хотелось, чтобы фильм оказался хорошим. Но не верилось.

Интересный Брежнев

Главная фишка фильма — конечно, космос. Но он во "Времени первых" появляется только ближе ко второй половине картины. Этот выбор был чреват нудятиной. Вот подумайте сами: что интересного можно выжать из предполетных тренировок космонавтов? А оказалось — можно. Настоящие драмы разыгрываются, переживаешь за героев. Хотя никакого космоса еще и нет. Но и нудятины тоже нет и близко!

Очень достоверны образы космонавтов. Ведь было, среди прочих, и опасение того рода, что космонавты предстанут суперменами с литыми мускулами и несокрушимыми челюстями. И литые мускулы есть — у Хабенского (и, вроде, не компьютерная графика). А вот суперменства — нет и близко. Космонавты — простые ребята, но без оглупления, суровые мужики — но без всякой глупой крутизны.

Космонавт Алексей Леонов родился в глухой деревне Кемеровской области. И вот смотрите вы на артиста Евгения Миронова в роли Леонова, и кажется вам, что артист Миронов — и сам из деревни. Никакой видимой игры. Но проникновение в образ такое, что его надо, скорее, называть врастанием в коренную суть образа.

Впрочем, легкая несуразица есть. Космонавт Павел Беляев (которого играет Константин Хабенский) на самом деле был старше Алексея Леонова на десять лет. Но выглядит Хабенский совсем уж как-то молодо. Не юнцом, конечно, но кажется, что он лет на десять Миронова моложе.

Очень интересным получился образ генерального конструктора Сергея Королева, которого сыграл Владимир Ильин. Это не иконный Сергей Павлович. Это мрачный, абсолютно не улыбчивый мужик с тяжелыми морщинами и стальной решимостью во взгляде. Он испускает неожиданные и яркие эмоции. Я всю дорогу был уверен, что генконструктора хватит инфаркт — на таком высоком нерве была эта игра.

Феерически прекрасен Брежнев в исполнении Валерия Гришко. Этого Брежнева хочется долго и пристально разглядывать: а как так получилось? Очень интересный Леонид Ильич. Ответственно заявляю, что ради него одного — уже стоит сходить на "Время первых".

Запастись платочками

Что до космоса — его показывают не сразу. Сначала мы видим — достаточно долго притом — космонавта Алексея Леонова на краю шлюза. Наблюдаем его глаза. Слышим звук его дыхания — а это знаменитый звук, его Стэнли Кубрик использовал в фильме "2001 год: Космическая одиссея". И лишь потом понимаем, что же открылось Леонову. И у нас тоже перехватывает дух. Кинокритикам в зале — точно перехватило, сам слышал.

Космос — очень красивый. Такой космос не стыдно и за рубежом показывать. Даже с гордостью можно это делать.

И события. Они разворачиваются очень быстро, набирает энергию пружина сюжета. Вот микротрещина в корпусе приводит к аварии. А вот скафандр Леонова теряет подвижность прямо в космосе. А вот в какой-то момент космонавты начинают галлюцинировать. Ну, да что я вам описываю? Надо видеть.

Сценарий — невероятно крепок, упруг. Все конфликты и аварии выжимаются до капли, дают терпкий эмоциональный сок. Не кривя душой, заявляю, что прослезился трижды. Хотя мог бы и больше. Так что советовал бы запастись платочками.

Извечная беда киношных историй по реальным событиям — та, что известно, чем кончится. Для многих это гасит фитиль интереса. Но в случае с "Временем первых» драматический накал доходит до такой степени, что то и дело кажется, что все кончится плохо, хуже некуда, что героев не возьмут в космос, что они погибнут. Вы даже успеваете убедить себя, что все и на самом деле кончилось очень плохо. Ведь большинство из нас толком и не знает истории полета Беляева и Леонова.

"Ух!" — то и дело дружно переводили дыхание кинокритики. А еще эти снобы, видевшие, наверное, все самые удивительные фильмы на свете, смеялись, плакали. В общем, проняло их.

А я вот, ближе к концу фильма испытывал гордость. Не столько даже за СССР, сколько припомнив, что я-то с космонавтом Алексеем Леоновым, с этим — не побоимся этого слова — сверхчеловеком — общался! Правда, по телефону. Задавал какой-то дежурный репортерский вопрос. А Алексей Архипович возвращался с прогулки, был на лестнице. И дышать ему было тяжело. Но терпеливо отвечал назойливому журналисту.

К слову, Алексей Леонов выступил главным консультантом картины. И дай ему Бог здоровья!

Слезами и мурашками

А что же с прочими ожиданиями относительно фильма? Показали ли ждущих жен? Ответ положительный. Показали. Но очень достоверно, без расхожих эмоций. Ни тени сарказма не промелькнуло при просмотре.

В таком случае — был ли пафос, гремели ли фанфары? Да, и пафос был, и фанфары. Но звучали они на удивление чисто, без фальши. Гордость за СССР подавалась. Но абсолютно не в лоб. Она проникает в зрителя исподволь, входит в вас откуда ни возьмись, выплескивается либо слезами, либо щекочется мурашками.

Был ли лубок, обеление недостатков? Ведь все мы знаем, что Советский Союз, конечно, не являлся идеальным государством. Ответ: нет. Не было обеления. Конструктор Сергей Королев, например, еще в начале говорит: "Да, все мы в кандалах работаем. Но сними их — улетим, заплутаем". Цитата, впрочем, не дословная. Или вот космонавт Леонов вспоминает, как раскулачили его отца, а мать с восемью детьми выгнали на мороз. Какое уж тут обеление?

Но и клюквы нет — ни черных воронков, ни штрафбатов, ни колючей проволоки. И это тоже радует.

Да и, в конце концов, все мы можем относиться к СССР по-разному. Но почему бы пару часов и не погордиться? Ведь все мы каким-то образом родом именно оттуда. И отблеск тогдашнего взаправдашнего и победоносного сияния так или иначе ложится на каждого из нас. Не надо стесняться этой гордости. Не грех и погордиться хотя бы чуть-чуть.

И — да! Сборная России (если продолжать аналогию) в этот раз выступила на удивление хорошо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

134
Теги:
Россия, Лев Рыжков, Космос, премьера

Актер Игорь Ясулович на выставке-инсталляции Шейнцис. Эссе в четырех картинах в Еврейском музее и центре толерантности, которая посвящена памяти режиссера-сценографа, народного художника России, педагога Школы-студии МХАТ Олега Шейнциса

Игорь Ясулович: "фрукт позднего созревания…"

336
(обновлено 11:32 24.09.2021)
Этот артист - один из последних представителей старой школы: он достигал своего актерского величия долго, упорно идя к намеченной цели и беззаветно служа искусству.

Советское кино дало мировому кинематографу большое количество великих актеров. Путь к славе у этих мастеров был разный: кто-то становился звездой сразу же, сыграв на вдохновенном уровне свою первую главную роль, кто-то довольно долго и стабильно хорошо воплощал на экране доверенные ему образы, но наконец, дойдя до главной роли в своей жизни, начинал сверкать гранями своего таланта, а некоторым талантливым актерам очень помогали взойти на Олимп мастерства гениальные режиссеры, которые встречались им на творческом пути.

Большинство этих мастеров экрана становились великими актерами благодаря проникновенному исполнению главных ролей в различных кинопроектах. Но есть и те, кто дошел до степени величия, не сыграв за свою карьеру ни одной главной роли: отметим из их числа Бориса Новикова, Сергея и Романа Филипповых, Владимира Басова, Готлиба Ронинсона, Александра Вокача. К этим общепризнанным мастерам советского кино, королям эпизодов и выдающимся исполнителям ролей второго плана относится и великий актер Игорь Николаевич Ясулович, который сегодня отмечает свой 80-летний юбилей.

Мне казалось, что Ясулович в кино был всегда. Во всяком случае, с тех самых времен, когда я был том возрасте, что позволял осознанно следить за фильмами, которые демонстрировались в кинотеатрах или на экранах телевизоров. Даже не зная фамилии этого актера, образы, которые были ему поручены в эпизодах и ролях второго плана, оставались в памяти даже у неискушенного зрителя. Будучи мальчишкой, я был очарован его персонажами, которых Ясулович с удивительным мастерством запоминающе воплощал на экране в эпизодах. Вспомним его Фирена в "Городе мастеров", белого клоуна в "Айболит-66", Игоря в "Не самом удачном дне", Игоря Румянцева в "Операции "Трест", соседа с собачкой в великой комедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука".

© Sputnik / Dmitriy Korobeynikov
Артист театра и кино Игорь Ясулович

А как достоверно он сыграл сочувствующего нашим разведчикам немца Аппеля в телевизионном фильме Евгения Ташкова "Майор Вихрь" и курсанта разведшколы абвера "Гогу" в знаменитом фильме Владимира Басова "Щит и меч"!

Но и тогда немногие знали этого актера по фамилии. Я вычитал в титрах имя Игоря Ясуловича и запомнил его только после того, как в 1970 году с большим успехом прошел показ телевизионного многосерийного художественного фильма режиссера Григория Липшица "Обратной дороги нет". Ясулович сыграл в этом фильме Бертолета, одного из немногочисленных бойцов, которые сумели выжить после выполнения партизанской группой особо важного и секретного задания. Ясулович был в этой роли очень убедителен, мастерски показав на экране образ молодого советского интеллигента, который без лишней бравады и пафоса совершает геройские поступки.

Но несмотря на безусловный успех в целом этой картины и, в частности, безупречной работы Ясуловича, ему по-прежнему доверяли только роли второго плана. Как-то не видели режиссеры Ясуловича в образах главных персонажей своих фильмов. На мой взгляд - это было большой ошибкой, но Ясулович продолжал трудиться, не отказывался даже от малюсеньких эпизодов и раз за разом стабильно убеждал зрителей в своем актерском мастерстве.

© Sputnik / Ekaterina Chesnokova
Актер Игорь Ясулович на приеме в посольстве Великобритании в честь дня рождения Королевы

Ясуловича всегда отличала его высокая профессиональность. Думается, что не могло быть иначе, так как учителем Ясуловича был сам великий Михаил Ромм.

Родившись в Самарской области в семье офицера, Ясулович в связи со службой отца вместе с семьей отправился в Таллинн, где пошел в школу, а еще через некоторое время увлекся театром. Игорь активно принимал участие в самодеятельном театре и по окончании школы отправился в Москву поступать в театральный вуз. Но не смог. Однако удача ему улыбнулась во ВГИКЕ, где талант мальчика был замечен великим Роммом, и мастер зачислил его в свой курс. Ясулович учился у великого мастера дважды: на актерском, а потом и на режиссерском отделении. Сокурсниками у него были такие известные лица, как Кончаловский, Смирнов, Трегубович…

Забегая вперед, скажу о том, что Игорь Ясулович несколько раз пробовал себя в режиссуре, но все же мы его лучше знаем и любим, как актера. Есть и другие грани его таланта, но об этом чуть позже…

Ясулович - удивительно пластичный актер, и этот его дар также был очень востребован режиссерами. Одно время Ясулович даже организовал экспериментальный театр пантомимы "Эктемим", но так как он был очень востребован как в кино, так и в Театре киноактера, пантомима осталась лишь его увлечением.

© Sputnik / Sergey Pyatakov
Игорь Ясулович на традиционном сборе труппы Московского театра юного зрителя перед началом нового сезона

Ясулович сыграл в огромном количестве фильмов. Назвать все кинопроекты, где он играл, в одной статье невозможно. Упомяну только некоторые из них. Так, Ясулович снимался у своего учителя Михаила Ромма в знаковом фильме "Девять дней одного года", у Михаила Швейцера он снялся в роли корреспондента в "Время, вперед!". Вспомним его инженера Щукина в "Двенадцати стульях" Леонида Гайдая, Гюнтера в "Бой после победы", Финна в "Руслане и Людмиле", Максима Лоскутова в "Приваловских миллионах", Куренкова в "Однажды двадцать лет спустя", референта в "Отпуске за свой счет", слугу герцога в "Том самом Мюнхгаузене", напыщенного адвоката в "Семейном счастье", сторожа в "Мэри Поппинс, до свидания!", Корна в "Гардемарины, вперед!", Андреича в "Друге", Шакалова в "Криминальном квартете". А его незабываемый фарцовщик в "Самая обаятельная и привлекательная", который произнес фразу, сразу ставшую популярной: "Ты кого привела? Она что, с Урала?".

Как видим, у Игоря Ясуловича огромный актерский диапазон: он с одинаковым успехом играл в драмах, комедиях, в приключенческих и детских фильмах. Несмотря на то, что ему не предлагали главных ролей, режиссеры очень любили работать с Ясуловичем. Актер этот высокопрофессионален и именно это привлекает к нему по сей день режиссеров. Хотя одну его роль можно назвать приближенной к главным: Ясулович просто великолепно создал образ криминального типа Юзича в "Петербургских тайнах".

© Sputnik / Grigoriy Syisoev
Актер Игорь Ясулович перед началом церемонии награждения премией Станиславского в отеле "Балчуг Кемпински" в Москве. Церемония приурочена к 155-летию со дня рождения актера, режиссера и педагога Константина Станиславского

Он играл Лаваля в "Королеве Марго", отца Поля в "Маркизе де Саде", князя Туруцкого в "Саломее". Игорь Ясулович очень востребован и сейчас: он постоянно снимается в самых популярных сериалах, из которых хочется отметить его исполнение роли Суслова в сериале "Брежнев", Аронзона в "Статском советнике", Фирса в "Саде", князя Цицианова в "Кровавой барыне", старшего Лучникова в "Дипломате", отца Калашникова в "Формуле мести".

Ясулович является превосходным мастером дубляжа. Перечислить все его работы в этом направлении также невозможно. Однако люди моего поколения прекрасно помнят фильм "Город мастеров", где Ясулович не только снялся в эпизоде, но его голосом говорит главный герой картины Караколь. Его голос существенно повлиял на успех таких картин, как "За спичками", "Знахарь", "Гостья из будущего", "Десять негритят" и других фильмов. Особо хочу отметить его отличную работу, когда он озвучивал Майкла Саразина, игравшего Роберта в "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" Сиднея Поллака, Мюррея Абрахама, сыгравшего Сальери в незабываемой картине "Амадей" великого Милоша Формана и, наконец, голосом Ясуловича говорил всеобщий любимец Пьер Ришар в фильмах "Укол зонтиком" и "Беглецы".

Конечно же, нельзя не отметить, что чарующий голос мушкетера Арамиса в "Трех мушкетерах" и в его сиквелах также принадлежит Игорю Ясуловичу. Игорь Старыгин, безусловно, прекрасно сыграл роль обаятельного сердцееда и мушкетера, но и голос Ясуловича также помог картине завоевать всеобщую любовь.

© Sputnik / Sergey Pyatakov
Актер Игорь Ясулович на юбилейном вечере, посвященном 30-летию Гильдии актеров кино России, в Центральном доме кинематографистов

Игорь Ясулович - характерный актер, органично проявляющий себя и в бытовой драме, и в психологическом детективе, и в жанре комедии. Он может блестяще преподнести любую, даже малюсенькую роль. Это ли не признак высокого мастерства!

Игорь Ясулович называет себя "фруктом позднего созревания", несколько иронично относясь к своему относительно позднему актерскому признанию. Ясулович - один из последних представителей старой школы актеров: он достигал своего актерского величия долго, упорно идя к намеченной цели и беззаветно служа искусству. Большое спасибо ему за это от благодарных зрителей, и пожелаем Игорю Николаевичу в день его юбилея крепкого здоровья и новых блистательных ролей.

Читайте также:

336
Теги:
актер, юбилей
 Театр оперы и балета, фото из архива

Ведущие артисты Театра оперы и балета готовят новый спектакль - видео

39
(обновлено 00:06 24.09.2021)
По инициативе директора Театра оперы и балета зрителям будет представлен спектакль, поставленный по мотивам поэмы Низами Гянджеви "Хамсе".

БАКУ, 24 сен — Sputnik. Представленные в Сети кадры с репетиций балета "Низами", которые проходят в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета, вызвали интерес у театралов - ценителей искусства, давно с нетерпением ожидающих возвращения спектаклей. Как стало известно Sputnik Азербайджан, премьера постановки состоится, как только в стране откроются театры.

В основу спектакля легло балетное произведение великого азербайджанского композитора Фикрета Амирова, а драматургия композиционно соответствует произведению Низами "Хамсе". Зрителю будет представлен сюжет, связывающий события из биографии самого Низами с историями и персонажами его эпических поэм.

Инициатором и руководителем проекта является директор Театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Акиф Меликов. Автором либретто спектакля является драматург Аждар Улдуз, музыкальным руководителем назначен главный дирижер Театра, заслуженный артист Эйюб Гулиев, хореографом - народная артистка, почетный профессор международной академии хореографии Камилла Гусейнова, художником-постановщиком - заслуженный работник культуры Азербайджана Техран Бабаев. Главные роли исполнят ведущие артисты театра.

Постановка приурочена к 880-летию выдающегося азербайджанского поэта Низами Гянджеви. Напомним, что президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил 2021 годом Низами Гянджеви.

Читайте также:

39
Теги:
Азербайджанский государственный театр оперы и балета, спектакль, Артисты
Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов, фото из архива

Джейхун Байрамов: открытие коммуникаций усилит роль Южного Кавказа

0
Глава МИД АР принял участие в совещании развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, в рамках которого отметил заинтересованность Баку в развитии отношений с этими странами.

БАКУ, 24 сен — Sputnik. Восстановление коммуникаций между странами региона создаст выгодные условия для всех и усилит значимость прикаспийских государств, заявил министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов на совещании министров развивающихся стран, не имеющих выхода к морю (РСНВМ) в пятницу.

"Нормализация отношений Азербайджана и Армении после урегулирования армяно-азербайджанского конфликта открывает новые перспективы для регионального сотрудничества, развития и благополучия", - отметил азербайджанский министр.

Он также добавил, что "восстановление коммуникаций - ситуация, выгодная для всех партнеров".

В рамках возникающих на освобожденных территориях проектов Трансевразийского транспортного узла усилится роль всего Южного Кавказа, подчеркнул Байрамов.

"Новая сухопутная связь - Зангезурский коридор между Азербайджаном и Турцией будет дополнением к существующим торговым и транспортным связям", - сказал он.

Глава азербайджанского МИД отметил заинтересованность Баку в усилении сотрудничества развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. По его словам, об этом и потенциале страны в данном направлении свидетельствуют инициативы республики: "Мы готовы поддержать сотрудничество с партнерами и их инициативы на благо наших народов".

Читайте также:

0
Теги:
Азербайджан, Южный Каказ, Джейхун Байрамов