Лейла Эфендиева

Нельзя забывать, что Рустамбеков был убит в тюрьме за джаз

4655
(обновлено 21:12 15.03.2017)
Лицо азербайджанского джаза - это истоки, история, которая сильно отличается от истории джаза других стран.

Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан

Бакинский международный джазовый фестиваль на днях стал членом European Jazz Network, которая является ассоциацией национальных джазовых организаций, концертных площадок, клубов, фестивалей и концертных промоутеров, специализирующихся на джазе в странах Европы. Подробно об этом в интервью Sputnik Азербайджан рассказала директор Бакинского джаз-фестиваля и главный редактор журнала "Jazz Dunyasi" ("Мир джаза") Лейла Эфендиева.

— На днях Бакинский джазовый фестиваль стал членом крупнейшей международной организации "European Jazz Network", хотелось бы знать, что это нам даст?

— Прежде всего хочу сказать, что мы несколько лет добивались вхождения Азербайджана в EJN. Сегодня для того, чтобы иметь реальные результаты и успех, нужно работать и естественно, соответствовать мировым требованиям. Кроме того, нелегко убедить и обратить на себя внимание таких серьезных организаций, как Европейская Ассоциация Джаза. EJN является связующим звеном между самыми престижными джаз-фестивалями мира, продюсерами и промоутерами, джазовыми телеканалами и радио. Миссия EJN — поощрять, продвигать и поддерживать развитие сектора творческой музыки в Европе, создавать возможности для встреч и общения артистов, организаторов и зрителей из разных стран.

Лейла Эфендиева
© Photo : Личный архив Л.Эфендиевой
Лейла Эфендиева на Международной джазовой выставке Jazzahead. Бремен, Германия.

Для Азербайджана вхождение в EJN — это даже не окно, а отрытая дверь в европейскую сеть джаза. Конечно, это возможность представить наших джазовых музыкантов в Европе в широком спектре, это записи и распространение их дисков в магазинах по всему миру, привлечение европейских лейблов. Одним словом, мы получили возможность рассказать о себе, о парадоксальном факте непростой джаз-истории нашей страны, о том, что с начала прошлого столетия и по сегодняшний день джаз в Азербайджане настолько развился, что стал неотъемлемой частью нашей культуры. Мы присоединились к работе организации, которая состоит из 33 стран, и стали одной из этих передовых стан, где джаз стремительно развивается.

— Каждый год в нашей стране проходит джазовый фестиваль, как вы сами его оцениваете?

— Бакинский джазовый фестиваль берет свое начало с 2005 года, когда Раин Султанов начал проводить его и впервые пригласил звезд мирового джаза в нашу страну. На протяжении двенадцати лет наш фестиваль принял практически всех ведущих музыкантов мира, и не только ведущих. Мы сумели добиться того, что сегодня получаем сотни заявок из разных стран на участие в фестивале. Бакинский джазовый фестиваль встал на одну планку с лучшими джаз-фестивалями Европы и Америки. Например, в прошлом году программа была настолько насыщенной, что зрители не успевали перемещаться из одного зала в другой. С большим успехом прошел конкурс молодых исполнителей и "Kids Jazz Days". Наш девятидневный фестиваль освещался на канале Euronews.

Лейла Эфендиева
© Photo : Личный архив Л.Эфендиевой
Лейла Эфендиева и заслуженный артист Азербайджана, арт директор и основатель джаз фестиваля Раин Султанов с французскими музыкантами. Баку, Джаз-центр, 2015 год

Я являюсь директором фестиваля, а также главным редактором специализированного журнала. Именно это дало мне возможность представлять наш джаз-фестиваль на всемирной джаз выставке "Jazzahead" в Германии. Там мне наконец удалось пригласить представителей EJN на наш фестиваль. Они остались довольными уровнем и качеством фестиваля, выбором музыкантов, широкой образовательной программой, наличием мастер-классов и джемсейшнов, днями джазового кино. Дали высокую оценку нашему фестивалю и решили, что мы достойны войти в данную организацию.

— А как оценивают его иностранные музыканты, которые принимают в нем участие?

— Я скажу так: они все уехали с надеждой еще раз вернуться в Баку. Каждый из них писал на страничках своих социальных сетей о красоте нашего города и профессиональном уровне фестиваля, они выставляли фото, делились впечатлениями. Мы всегда стараемся быть не только организаторами технически, но и остаться гостеприимным хозяевами фестиваля, сохранить вековые азербайджанские традиции особого отношения к гостю.

Бакинский международный джазовый фестиваль 2016
© Photo : Личный архив Л.Эфендиевой
Jazz Festival-2016. Джем сейшн: музыканты из разных стран на сцене Rotunda Jazz Club

Программа иностранных музыкантов состоит не только из концертов, но и знакомства с нашей страной, нашим джазом. Все они уехали с книгой "История джаза Азербайджана", которая вошла в библиотеку ЮНЕСКО, журналами, информацией. Кроме того, в нашем лице они приобрели новых друзей.

 Как бы вы прокомментировали рост и развитие азербайджанского джаза со времен Вагифа Мустафазаде и по сей день?

— Я всегда против того, чтобы начало нашего джаза считали со времени Вагифа Мустафазаде. Мы не должны забывать о золотом времени нефтяного бума в Баку, когда началось увлечение музыкой темнокожих в начале прошлого века. Мы не должны забывать о времени сталинских репрессий, когда наш невиновный Парвиз Рустамбеков был убит в тюрьме за джаз. Мы не должны забывать время оркестров Рауфа Гаджиева и Тофика Ахмедова, время фильмов и мультипликаций с джазовой музыкой Рафика Бабаева.

Вагиф стал символом нашей джазовой музыки, положил начало новому стилю, он же был неординарным человеком, бунтарем и яркой личностью. С тех пор наш джаз прошел тернистый путь, мог просто исчезнуть. Благодаря нескольким людям, во главе которых я ставлю Раина Султанова, удалось его сохранить.

Открытие Бакинского международного джазового фестиваля 2016
© Photo : Личный архив Л.Эфендиевой
Открытие Бакинского международного джазового фестиваля 2016. Министр культуры и туризма АР Абульфас Гараев знакомится с программой фестиваля.

Джазовые фестивали, книги, журналы, радио, работа за пределами страны, новая волна музыкантов и счастье от их успеха. Мы годами усердно работаем в этом направлении. У нас есть новое поколение просто потрясающих пианистов, которых хорошо знают в Европе и Америке. К примеру, могиканин американского джаза Ахмад Джамал написал на своей страничке в социальной сети о том, что он считает Шаина Новрасли одним из лучших представителей джазовых пианистов нынешнего поколения. Исфар Сарабский выезжает в туры с известным Дафером Юсефом. Идет новая волна молодых талантов, которых мы выявили посредством конкурса молодых исполнителей. Мы даже не могли представить себе в 90-х годах, когда был полный упадок, что когда-то джаз в Баку снова заиграет в полную силу.

— Чего не хватает молодым исполнителям?

— Не хватает школы. Это самая большая наша проблема. Есть таланты, самородки, которых нужно обучать направлять, но в Баку нет джазовой школы, а ехать куда-то обучаться стоит немалых денег. В результате они просто плывут по течению, слушают, списывают, кто-то добивается успеха, а кто-то не может заняться саморазвитием. В результате они подаются кто куда. Кроме того, не хватает рабочих мест, где музыканты могли бы не только заниматься творчеством, но и получать заработную плату, а это связано с общим культурным развитием страны и потребностями нынешнего слушателя.

 Джаз появился как заводная музыка, которая вдохновляла и рабочих, и интеллектуалов. Потом роль авангарда у него в целом отобрал рок, а джаз оказался (против своей воли) противопоставлен ему как приличный и благопристойный. Какова "ниша" джаза теперь?

— Я бы сказала, что рок-музыка никогда не являлась альтернативой джазу. Истинные любители джаза ищут импровизационный момент, которого нет в рок-музыке. Почему джаз считается музыкой интеллектуалов? Потому что, придя на джазовый концерт или слушая CD джазового музыканта, мы ждем индивидуальное представление и видение музыканта. Импровизация есть та магическая связь интеллекта музыканта со слушателем. Этого нет ни в одном другом жанре музыки. Ну возможно, за исключением мугама, в котором также есть импровизации. Мугам — еще одно, скорее всего, самое главное наше достояние, которое мы также должны беречь и развивать.

Европейская джазовая конференция
© Photo : Личный архив Л.Эфендиевой
Европейская джазовая конференция. Будапешт, Венгрия, сентябрь 2015 года.

У джаза нет ниши. Я вижу эту музыку, как всегда меняющееся море. Оно бездонно и его невозможно зафиксировать ни местом, ни категорией. Современный джаз настолько разнообразен, что каждый, буквально каждый может найти свою музыку в нем. Именно с этой целью мы представляем совершенно разноплановых музыкантов на джаз-фестивале. Для того, чтобы новое поколение имело возможность услышать разную музыку — от босановы до модального джаза, джаз-рока, а также фанк и соул мьюзик.

 Азербайджанский джаз сегодня имеет свое лицо именно благодаря его синтезу с мугамом, или не только?

— Я считаю, что не только. Конечно, мугамные лады всегда интересны иностранному слушателю. Но если это сделать не профессионально, если бы наши музыканты не были бешено талантливыми, никакой синтез тут не помог бы. Мы отличаемся, мы интересны для мирового джаза, так как есть в наших музыкантах что-то такое, чему невозможно дать точное определение. Как я сказала выше, все они самородки, некоторые даже не имеют музыкального образования, но несмотря на это вышли в мир, их знают и слушают. В этом и состоит парадокс.

А лицо азербайджанского джаза — это истоки, его история, которая сильно отличается от истории джаза других стран, тернистый путь, пройденный талантливыми музыкантами.

4655
Теги:
Азербайджан, Лейла Эфендиева, мугам, обучение, музыканты, European Jazz Network, Бакинский международный джазовый фестиваль, концерты, самородки, слушатели
По теме
В Баку любителей джаза ждет сюрприз
Организатор джаз-фестиваля: в Баку провели 25 концертов за девять дней
"Краски джаза" заиграли на полотнах Вугара Али

Блюз это когда хорошему человеку плохо: редкие кадры Луи Армстронга

214
(обновлено 14:18 04.08.2021)
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
Редкие и важные кадры Луи великого джазового музыканта Луи Армстронга в честь 120-летия со дня его рождения в подборке Sputnik Азербайджан.

В этом году, 4 августа, исполняется 120 лет со дня рождения великого джазового музыканта Луи Армстронга. 

Афроамериканский композитор, вокалист, руководитель оркестра родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане, штат Луизиана (США) в семье прачки и рабочего-поденщика. Отец ушел из семьи, когда мальчику исполнилось 5 лет. Луи пошел в школу, но через 5 лет бросил учебу - надо было кормить семью.

Учиться музыке он начал в исправительном доме для трудных подростков, куда попал устроив стрельбу на улице в новогоднюю ночь из украденного у полицейского пистолета.

Луи Армстронг создал некую разновидность поп-джаза, гибко адаптирующуюся к любому стилевому контексту и к любой аудитории. Армстронг, наряду с Сидни Бетчетом, дал джазу его главную основу — импровизацию.

"Есть два вида музыки: плохая и хорошая. Я играю хорошую", - любил говорить музыкант.

Он первым использовал голос как инструмент, первым ввел в обиход вокально-слоговую импровизацию (скэт). На пике своей карьеры Армстронг ежегодно давал по 300 концертов.

За ним закрепилось прозвище "Сэчмо" (Satchmo, сокращение от Satchel Mouth, "рот, похожий на кошелку"). У Армстронга была давняя профессиональная травма верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука), из-за которой музыкант перенес несколько операций.

Луи Армстронг был женат четыре раза. Впервые он женился тинейджером: на проститутке из Нового Орлеана, к которой он сначала ходил как клиент.

214
  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AFP 2021

    Сегодня, 4 августа, исполняется 120 лет со дня рождения великого джазового музыканта Луи Армстронга.

  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AFP 2021

    Луи Армстронг родился в 1901 году в Новом Орлеане, штат Луизиана (США) в семье прачки и рабочего-поденщика.

  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AP Photo / Dave Pickoff

    Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг.

  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AP Photo

    Отец ушел из семьи, когда мальчику исполнилось 5 лет. Луи пошел в школу, но через 5 лет бросил учебу - надо было кормить семью.

  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AP Photo / Eddie Adams

    Учиться музыке он начал в исправительном доме для трудных подростков, куда попал устроив стрельбу на улице в новогоднюю ночь из украденного у полицейского пистолета.

  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AP Photo

    Луи Армстронг создал некую разновидность поп-джаза, гибко адаптирующуюся к любому стилевому контексту и к любой аудитории.

  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AP Photo

    "Есть два вида музыки: плохая и хорошая. Я играю хорошую", - любил говорить музыкант. Он первым использовал голос как инструмент, первым ввел в обиход вокально-слоговую импровизацию (скэт). 

  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AP Photo / Eddie Adams

    На пике своей карьеры Армстронг ежегодно давал по 300 концертов.

  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AP Photo / John Rooney

    За ним закрепилось прозвище "Сэчмо" (Satchmo, сокращение от Satchel Mouth, "рот, похожий на кошелку").

  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AP Photo / EDDIE ADAMS

    Луи Армстронг был женат четыре раза.

  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AP Photo

    Впервые он женился тинейджером: на проститутке из Нового Орлеана, к которой он сначала ходил как клиент.

  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AP Photo

    У Армстронга была давняя профессиональная травма верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука), из-за которой музыкант перенес несколько операций.

  • Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг
    © AP Photo / Anonymous

    Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг.

Теги:
США, Луи Армстронг, День рождения
Отснятая кинопленка, фото из архива

Союз кинематографистов Азербайджана выбрал лучших режиссеров киносезона

169
(обновлено 20:01 03.08.2021)
Эмиль Гулиев, Нариман Абдулрахманлы и Хилал Байдаров стали обладателями ежегодной кинопремии за заслуги в развитии отечественного кинематографа.

БАКУ, 3 авг — Sputnik. Союз кинематографистов наградил трех режиссеров за вклад в азербайджанское кино, сообщили Sputnik Азербайджан в пресс-службе ведомства.

Награда вручается ежегодно в связи с Днем национального кино, который отмечается 2 августа.

При выборе номинантов Секретариат Союза внимательно анализирует процесс прошедшего киносезона и выбирает победителей путем открытого голосования.

Премия в этот раз была присуждена режиссеру Эмилю Гулиеву - за трилогию "Занавес", Нариману Абдулрахманлы - за заслуги в создании анналов азербайджанского кино, Хилалу Байдарову - за фильм "Среди рассыпанных смертей".

Премии удостаиваются режиссеры, актеры, звукорежиссеры, кинокритики, внесшие вклад в развитие азербайджанского кино. Цель ведомства - поддержка кинематографистов.

Союз кинематографистов Азербайджана считает важным фактором развития кинематографа успешное представление отечественного национального кино в мире, экранизацию актуальных проблем общества и создание кинохроники.

Обладателями этой премии являются такие известные деятели кино и искусства, как Анар, Фуад Поладов, Назим Рза Исрафилоглу, Асад Асадов, Фирангиз Гурбанова, Мурад Ибрагимбеков, Шукуфа Юсупова, Джахангир, Рауф Алиев, Мирбала Салимли, Юрий Варновский, Зульфия Гурбанова, Фархад Исрафилов, Теймур Гаджиев, Севда Султанова и другие профессионалы.

Читайте также:

169
Теги:
режиссер, фильм
Украинский борец азербайджанского происхождения Пярвиз Насибов

Азербайджанец стал вице-чемпионом Олимпийских игр в Токио

18
Борец греко-римского стиля Пярвиз Насибов потерпел поражение в финальном поединке олимпийского турнира по борьбе от иранца Мухамеда Гераеи.

БАКУ, 4 авг — Sputnik. Украинский борец азербайджанского происхождения Пярвиз Насибов (67 килограммов) стал вице-чемпионом Олимпийских игр в Токио, сообщает Sputnik Азербайджан.

В среду, 4 августа, на олимпийском турнире по греко-римской борьбе состоялись финальные поединки в некоторых весовых категориях. Так, в весе до 67 килограммов азербайджанец Пярвиз Насибов, представляющий Украину, провел финальный поединок против иранского борца Мухамеда Гераеи. В решающем поединке уверенную победу одержал иранский "классик" со счетом 9:1 и стал олимпийским чемпионом. Насибову же досталась серебряная награда.

Заметим, что Насибов переехал вместе с семьей из Азербайджана в Украину 15 лет назад. Накануне в беседе с журналистами после выхода в финал, он признался, что Азербайджан для него все равно остается родной страной, и он часто приезжает на свою историческую родину повидать многочисленных родственников, в том числе бабушек и дедушек.

Заметим, что Пярвиз Насибов во время мирового олимпийского квалификационного турнира в мае этого года в Софии (Болгария) выбил из борьбы за путевку на Игры в Токио азербайджанского борца, бронзового призера Олимпиады-2016 в Рио Расула Чунаева.

Ранее сестры-близняшки Джессика и Дженифер Гадировы, также имеющие азербайджанские корни, стали бронзовыми призерами Олимпийских игр в Токио в командном зачете по спортивной гимнастике в составе сборной Великобритании.

В свою очередь, другой азербайджанец, легкоатлет Рамиль Гулиев, выступающий за Турцию, не смог выйти в финал в беге на 200 метров. В первом квалификационном забеге он пробежал дистанцию за 20,54 секунды и вышел в полуфинал со второго места в своей подгруппе, а в полуфинале Гулиев пробежал 200-метровку за 20,31 секунды и занял шестое место в подгруппе, оставшись за бортом финала.

На Олимпийских играх в Токио завершил выступления уже 31 азербайджанский спортсмен, среди которых троим удалось завоевать бронзовые медали – дзюдоистке Ирине Киндзерской (свыше 78 килограммов), боксеру Альфонсо Домингесу (81 килограмм) и борцу греко-римского стиля Рафигу Гусейнову (77 килограммов).

В оставшиеся дни на Олимпиаде выступят еще восемь азербайджанских спортсменов, а также команда по художественной гимнастике. Олимпийские игры в Токио завершатся в воскресенье, 8 августа.

Читайте также:

18
Теги:
Олимпиада, Токио
Тема:
Олимпийские игры-2020 в Токио