Древний летний дом - лям - в поселке Арчиван Астаринского района

Как азербайджанцы ночевали в ляме, где спал Мухаммед

902
В прежние времена, когда не было машин, люди передвигались на повозках и останавливались на ночь в лямах, рассказывает житель Астаринского района.

Рагим Закироглу, Sputnik Азербайджан

Лето в Азербайджане, как это и полагается Стране огней, жаркое и душное. И потому не удивительно, что практически по всей стране испокон веков строились своеобразные летние веранды.

Южные регионы, а именно Астаринский, Лянкяранский и Масаллинский районы, в этом смысле не исключение. Местные жители называют эти летние постройки лямами. До наших дней сохранились отличающиеся оригинальным стилем летние веранды, которые были построены еще в XVIII-XIX веках.

По некоторым сведениям, в свое время в одном только поселке Арчиван Астаринского района насчитывалось около 50 лямов. Однако, в настоящее время во всем регионе их осталось только 16 – стихийные бедствия и время не пощадили большинство их них.

Столетний лям

Как мы уже сказали, лямами пользовались в летнее время года – здесь отдыхали, принимали гостей и ночевали. Один из них до сих пор сохранился в Арчиване, во дворе Асадуллы Мусаева – этот тот самый знаменитый лям, в котором снималась хорошо известная многим сцена из фильма "Улдуз" – сцена между Мухаммедом и Зулейхой. Этот двор и сегодня нередко посещают приезжающие в Астару гости из других районов и стран.

  • При строительстве его каменной части использовались натуральные материалы – яичный желток, козья шерсть и зола
    При строительстве его каменной части использовались натуральные материалы – яичный желток, козья шерсть и зола
    © Sputnik / Rahim Muradov
  • Местные жители называют эти летние постройки лямами
    Местные жители называют эти летние постройки лямами
    © Sputnik / Rahim Muradov
  • Цоколь строится из красного кирпича, остальные части – из местной древесины
    Цоколь строится из красного кирпича, остальные части – из местной древесины
    © Sputnik / Rahim Muradov
  • При строительстве деревянной части гвозди не использовались – доски вставлялись друг в друга
    При строительстве деревянной части гвозди не использовались – доски вставлялись друг в друга
    © Sputnik / Rahim Muradov
  • Мастера учитывали направление ветра, поэтому второй этаж всегда прохладен
    Мастера учитывали направление ветра, поэтому второй этаж всегда прохладен
    © Sputnik / Rahim Muradov
  • Древний летний дом - лям - в поселке Арчиван Астаринского района
    Древний летний дом - лям - в поселке Арчиван Астаринского района
    © Sputnik / Rahim Muradov
1 / 6
© Sputnik / Rahim Muradov
При строительстве его каменной части использовались натуральные материалы – яичный желток, козья шерсть и зола

В беседе со Sputnik Азербайджан Мусаев рассказал, что этот лям 110 лет назад построил его дед для своего младшего сына.

При строительстве его каменной части использовались натуральные материалы – яичный желток, козья шерсть и зола.

"Лямы в основном имеют форму квадрата. Цоколь строится из красного кирпича, остальные части – из местной древесины. Крыша покрыта черепичными плитками", – говорит Мусаев.

Примечательно, что при строительстве деревянной части гвозди не использовались – доски вставлялись друг в друга, что также являлось надежным методом фиксации.

"В прежние времена, когда не было машин, люди ездили на повозках, а на ночь останавливались в таких вот лямах", – продолжает житель Арчивана.

По его словам, в те времена при строительстве лямов мастера учитывали направление ветра. Поэтому второй этаж хорошо проветривается, и даже в самый летний зной там всегда прохладно.

© Sputnik / Камилла Алиева / Рагим Закироглу
Без единого гвоздя, да на века – лям в селе Арчиван

По словам нашего собеседника, площадь этой постройки — 40 квадратных метров. Крыша раньше была покрыта водонепроницаемыми растениями, в том числе камышом и соломой: "Потом камыш заменили прочным материалом — черепицей".

Все лямы, как правило, строятся в саду, недалеко от дома. Некоторые из них представляют собой прекрасные образцы архитектуры, и ввиду их уникальности государство со временем взяло их под свою охрану как памятники местного значения.

902
Теги:
Астара, Асадулла Мусаев, Строительство, Лям, Терраса, Столетний

Посетители смотрят на картины французского художника Пьера Боннара во время пресс-показа выставки коллекции братьев Морозовых в Париже

"Из России с любовью": Ван Гог и Гоген выставляются во Франции

4
(обновлено 21:12 23.09.2021)
В Париже Эммануэль Макрон открыл едва ли не самую значимую экспозицию года: меценат Бернар Арно, пусть и с опозданием на 100 лет, отдает долг Франции в отношении России.

Две сотни шедевров, собранных братьями Морозовыми, выставленные в основанном самым богатым французом фонде Луи Виттона, позволяют оценить подвиг потомков русских крепостных, сумевших благодаря уму, таланту и, что скрывать, колоссальной щедрости создать рынок европейского искусства в том его виде, который мы знаем сегодня. Как картины великих художников оказались в России, изучала колумнист РИА Новости.

Империя семьи Морозовых началась с пяти рублей золотом, которые основатель династии Савва Васильевич, конюх, а потом и ткач-кустарь, обратил трудом и верой в состояние, выкупив и себя, и свою семью из крепостных.

История становления фамилии Морозовых — это история России, в которой яркое, сильное и свободное третье сословие дало старт процветанию российского государства и создало условия для восхождения русского искусства.

"И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…"

Получив отменное образование и отточив вкус, как и умение разбираться в искусстве, братья, уже составившие для себя коллекцию полотен русских мастеров, решают отправиться в Париж.

Друзья Морозовых художники Серов и Коровин их в этом начинании поддерживают. Оказавшись в столице Франции, русские купцы направились, вопреки расхожему тогда представлению, не в театр и не в ресторан, а прямиком к галеристам. Те им показали искусство, которое, как думали местные арт-дилеры, соответствует русскому духу.

Однако Морозовы, и Михаил (старший), и Иван (младший), назвали продавцам совершенно другие имена. Тех, чьи полотна тогда никто и не думал покупать. Первым был Ван Гог. Вторым — Гоген.

Сами французы легко отвергли и того, и другого: жестокий мир ярости и несправедливости, практически сочившийся кровью в тех же "Красных виноградниках в Арле", жизнь без неба и почти без воздуха в "Прогулке заключенных" предсказывали совершенно иную будущую реальность.

Но об этой новой реальности во Франции слышать никто не хотел. И поэтому революция, которая совершилась в искусстве, для самих французов, привыкших к галантной и гладкой живописи, прошла абсолютно в тот момент незамеченной.

Но эту боль, это страдание, это бесконечное желание вырваться на волю почувствовали потомки русского крепостного крестьянина. Морозовы сумели это ощутить потому, что воспитаны были в русской культуре, а она — в противоположность и французской и, если шире, европейской культуре — предполагает жертвенность и страдания: без них смысл жизни постичь невозможно.

Как из кровавого ада сопротивления ордынскому нашествию родилась "Троица" Рублева, так, пусть и с меньшими жертвами, грядущий слом прежнего порядка и Ван Гог, и Гоген, и Сезанн, и Матисс, и Пикассо ощутили и показали раньше других.

Российские рубли за французские шедевры

Собрание составлялось по-купечески основательно, когда нужное полотно выбиралось часами, а оплачивалось по-купечески же щедро. "Русский, который не торгуется" — так Ивана Морозова прозвали в Париже.

Именно он, Иван Абрамович, подхватив эстафету от скоропостижно скончавшегося брата Михаила, создал рынок, где цена на полотна Ван Гога взлетела от нескольких десятков франков до многих десятков тысяч франков, где Сезанн стал знаменитым (и покупаемым) художником благодаря тому, что Морозов, не скупясь, приобретал его пейзажи и натюрморты.

Семнадцать тысяч рублей — траты только одного дня, который Морозов как-то провел в парижской галерее. Ни один богатый европеец на такой размах способен не был, и речь шла не столько о размере состояния, сколько об умении разглядеть будущее искусства и, что еще важнее, оценить щедро — и по-русски, и по-купечески — мощь таланта.

Величие Ван Гога на фоне Триумфальной арки

Реакция на открывшуюся экспозицию во Франции была истинно французской. Описывая масштабы подвижничества Морозовых, пресса подробнейшим образом смакует детали экспроприации собрания после революции, изгнания и эмиграции коллекционера. С видимым удовольствием рассказывает о "разделе коллекции, хранившейся десятилетия под спудом цензуры и диктатуры" и о том, естественно, что "Бернар Арно сумел организовать выставку исключительно благодаря знакомству и личной встрече с Владимиром Путиным".

Любые иные интенции в заранее заученном списке у узколобых камердинеров от журналистики просто отсутствуют, как они отсутствовали у тех, кто полагал живопись Матисса, Гогена или Ван Гога "яркой и пятнистой мазней".

Посредственность видит посредственность издалека — в трех километрах от залов, где развешивали полотна гениев французского искусства, собранных русскими купцами, — рабочие заматывали Триумфальную арку в тряпки линялого сизого цвета. И это событие ровно та же пресса назвала "экспрессией свободы в эпоху постмодерна".

Заматывали не для реставрации, а для перформанса, как принято у прикормленных арт-критиков называть этот тренд: усопший не так давно автор прославился тем, что тратил много чужих денег, а еще больше — ткани из полиэстера, чтобы задрапировать известные здания или монументы.

Не создать свое, а прикрыть кем-то другим созданное, при этом громко сказав: "Я так вижу!". Более яркую антитезу неудержимому русскому коллекционеру, оказавшемуся способным предъявить городу и миру таланты французских художников, чем стыдливо закутанный в ношеное символ славы Франции, придумать невозможно.

В Париже Россия вновь утвердила величие истинных и неоспоримых вершин европейской живописи, ну а Триумфальная арка и жители столицы Франции, ходящие мимо, сдались, как обычно, на милость крикливых дельцов от псевдоискусства.

4
Теги:
Россия, Франция, Выставка
Дом-музей Бюльбюля в Шуше

Назначен директор дома-музея Бюльбюля в Шуше

17
(обновлено 19:35 23.09.2021)
Министр культуры Анар Керимов подписал указ о назначении руководителя дома-музея известного азербайджанского композитора и ханенде, расположенного в городе Шуша.

БАКУ, 23 сен — Sputnik. Фахреддин Гаджибейли назначен директором дома-музея Бюльбюля в Шуше, сообщили Sputnik Азербайджан в министерстве культуры Азербайджана.

Министр культуры Анар Керимов уже подписал соответствующий указ по этому поводу. Фахреддин Гаджибейли, житель Агдамского района, в свое время работал в Агдамском драматическом театре.

Открытие после реставрации дома-музея Бюльбюля в городе Шуша состоялось 29 августа. Ремонтно-восстановительные работы и реконструкция были проведены по поручению главы государства. Музей был восставлен на личные средства посла Азербайджана в Российской Федерации Полада Бюльбюльоглу.

Во время оккупации города Шуша дом был приведен в непригодное состояние, на несущих стенах появились трещины и они обрушились. В ходе реставрации стены были восстановлены. В комнатах были заменены сгнившие и пришедшие в непригодное состояние кровля, двери и окна, при этом их исторический вид сохранен.

Во время реставрационных работ на стенах, выходящих на балкон, на камне под штукатуркой были обнаружены две надписи арабской вязью и изображение, символизирующее солнце. Одна из надписей отображает аят из Корана, другая указывает на дату постройки дома. Недавно обнаруженная надпись на стене свидетельствует о том, что здание было построено в 1788 году.

Типологически здание отражает исторические особенности жилых домов Карабаха и Азербайджана, внутреннее строение комнат присуще традиционным азербайджанским домам.

В настоящее время в доме создается музейная экспозиция. Во дворе дома-музея установлен новый бюст Бюльбюля, также сохранен старый.

Читайте также:

17
Теги:
Бюльбюль, музей, директор, Шуша
Тема:
Восстановление города Шуша
Российский боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов, фото из архива

Шамиль Завуров: Хабиб до сих пор не пришел в себя после моего поражения Нариману

0
(обновлено 21:12 23.09.2021)
Российский боец по прозвищу "Лев Дагестана" рассказал о том, как его поддержали поклонники из Азербайджана после поражения от Наримана Аббасова.

БАКУ, 23 сен — Sputnik. Бывший чемпион Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC) Хабиб Нурмагомедов никак не может прийти в себя после поражения своего подопечного Шамиля Завурова от Наримана Аббасова. Об этом Завуров рассказал YouTube-каналу "Вестник ММА", сообщает Sputnik Азербайджан.

Азербайджанский боец ММА Нариман Аббасов на минувшей неделе успешно защитил свой чемпионский пояс AMC Fighr Nights, одержав победу над россиянином Шамилем Завуровым по прозвищу "Лев Дагестана". Аббасов отправил соперника в нокаут уже в первом раунде.

Завурову в подготовке к поединку с Аббасовым помогал бывший чемпион UFC Хабиб Нурмагомедов.

Это спорт

По словам Завурова, всем тем, кто помогал ему готовиться к поединку, в том числе и Нурмагомедову, было тяжелее, чем ему самому.

"Когда проигрывает кто-то из близких и я нахожусь в его углу, то мне тоже настолько бывает тяжело. Всем тем, кто секундирует, особенно если это его близкий человек, бывает очень сложно. Конечно же Хабибу и остальным ребятам было еще хуже, чем мне. Все они до сих пор не пришли в себя. Но ничего не поделаешь - это спорт. Значит, так должно было случиться", - рассказал боец.

Завуров рассказал также о тактике боя, которую он избрал вместе с Хабибом Нурмагомедовым.

"К сожалению, не получилось показать то, что я готовил. Я вообще рассчитывал на долгий бой в пять раундов, поэтому выбрал такую тактику. Не хотели сразу лезть в обмен ударов и идти в борьбу, чтобы сохранить силы до конца боя. Но у Наримана был свой план - он начал идти вперед. В какой-то момент ему удалось попасть в висок, после чего я не смог восстановиться. В глазах был туман. После этого он понял, что я чуть-чуть потерялся и начал бить. Второй удар тоже прилетел куда-то в голову", - вспомнил Завуров.

Возраст ни при чем

При этом он подчеркнул, что проиграл не из-за случайно пропущенного удара от Аббасова.

"Не думаю, что в этом поединке сыграл роль возраст, также не считаю, что проиграл по случайности. Ее в боях не бывает. Нариман готовил свой удар и он у него получился. Все знают, что Нариман правой бьет и мы были готовы к этому. Но я не успел. Было бы неправильно по отношению к Нариману говорить о том, что я случайно пропустил удар", - заметил боев.

При этом Завуров признался, что намеренно отказался идти в борьбу в поединке с Аббасовым.

План "Б"

Кстати, в ходе интервью был продемонстрирован ролик, в котором Хабиб Нурмагомедов за несколько минут до боя говорит следующее: "Они думают, что мы бороться будем, а у нас план "Б" - бить".

"Действительно, у нас был такой план. Все же знают, что мой основной козырь – это борьба. Но мы понимали, что в силу возраста я не смогу бороться все пять раундов. Поэтому по нашему плану я должен был беречь силы, вести бой в стойке. Но план не сработал. Возможно, если бы я начал сразу бороться, то Нариман бы устал и не так сильно бил. Хотя и я мог устать после двух раундов и он бы отправил меня в еще более глубокий нокаут", - рассказал Завуров.

Никаких претензий

Напомним, что сразу после завершения боя в клетку прыгнул брат Завурова Магомедрасул Хазбуллаев.

"Я потом спросил у него, почему он запрыгнул в клетку. Мы посмотрели запись боя и в том эпизоде было все нормально. Судья остановил поединок вовремя, никаких претензий ни к арбитру, ни к Нариману у меня нет. Он, как и любой боец, хотел выиграть, поэтому бился до последнего, пока судья не остановил бой. Как только судья вмешался, Нариман отошел. Что касается Магомедрасула, то это были просто эмоции и он себя не контролировал", - считает Завуров.

Российский боец отметил, что после поражения его поддержало много людей, в том числе и из Азербайджана.

"Думаю, если бы я выиграл, столько людей меня не поддержало бы. Всем огромное спасибо. Я просто не успевал отвечать. Не увидел ни одного плохого комментария в свой адрес. Даже очень много азербайджанцев поддержало. Конечно же, они за своего болели, но все равно очень сильно поддержали", - добавил Завуров.

Читайте также:

0
Теги:
Боец, Хабиб Нурмагомедов, поражение