Главный редактор журнала фантастики и футурологии Если Дмитрий Байкалов

Байкалов: научная фантастика пишется умными людьми для умных людей

273
(обновлено 17:39 25.08.2016)
Человеку свойственно пытаться заглянуть в будущее. Абсолютно так же пытаются предугадать завтрашний день целые народы и общественные формации. А первыми заглядывают за горизонт времени научные фантасты.

В свое время именно писатели, казалось бы, несерьезного жанра предсказали подводные лодки, космические корабли и социальные сети. Советская фантастика – от Ивана Ефремова до братьев Стругацких – была великой. А как обстоит дело с научной фантастикой на постсоветском пространстве? Есть ли сбывшиеся предсказания и векторы развития? Об этом журналист Sputnik Лев Рыжков спросил главного редактора журнала фантастики и футурологии "Если" Дмитрия Байкалова.

Охотники за идеями

– Дмитрий, можно ли сказать, что фантастика является индикатором состояния того или иного общества, его нацеленности в будущее?

– Не так давно китайцы провели исследования в ведущих американских IT-компаниях. И выяснили, что большинство научных сотрудников этих компаний в детстве увлекались фантастикой. А китайцы прекрасно понимают, что у них кризис по причине нехватки идей. Копировать чужое они умеют очень хорошо, а своего производят мало. И вот они на законодательном уровне решили развивать у себя фантастику. А так как они – люди основательные, то они этого добьются.

Или США. Страна, которая развивается, которая ищет идеи. Там сейчас – бум научной фантастики. Журналы, посвященные жанру, уже несколько лет продаются очень хорошими тиражами. Абсолютно научно-техническая вещь под названием "Марсианин" от никому не известного автора Энди Вейера собрала сумасшедшие продажи. В результате дебютный роман со сплошными техническими описаниями вылился в высокобюджетное кино.

И о чем это говорит? О том, что и в Америке, и в Китае люди пытаются смотреть в будущее, чтобы что-то понять об окружающем мире. Людей волнует научно-технический прогресс.

– А на постсоветском пространстве о будущем волнуются?

– Ни одна из бывших советских республик сейчас фантастику всерьез не развивает. Она считается коммерческим недожанром. Крайне редко фантасты получают хоть какие-то отклики из госструктур. Именно поэтому скатываются в коммерциализацию. Потому что надо как-то выживать.

Вот большая литература, в принципе, поддерживается. Есть премии, которые платят деньги, есть грантовая система. Многие авторы реалистической литературы существуют на эти гранты. А фантастика считается неким гетто.

Но ведь на самом деле научная фантастика пишется умными людьми для умных людей. И чтение ее требует некоего базового образования. В советской литературе это было в порядке вещей.

Понятно, что во времена кризисов и потрясений человек хочет уйти от реальности. Но серьезная научная фантастика сейчас у нас в загоне. На пике популярности фэнтези (литература меча и магии) и альтернативно-историческая литература.

Пришельцы в полосатых халатах

– Насколько развита была при СССР научная фантастика в национальных республиках?

– Действительно, в позднесоветское время пытались развивать региональную фантастику. Достаточно, например, сказать, что проводился знаменитый семинар в Латвии, в Дубулты, на который съезжались писатели со всего Союза. Многие выпускники этого семинара до сих пор делают погоду в  фантастике. Были смешные истории, когда на семинары в Россию приезжали люди, вообще плохо владеющие русским языком, но пытающиеся писать по-русски.

Раньше в издательство "Молодая гвардия" поступали разнарядки: издавать фантастов из республик. Был "замечательный" фантаст из Узбекистана Ходжиакбар Шайхов. Он пытался держать национальную тему даже в фантастике. Поэтому у него пришельцы, прилетевшие на Землю, были одеты в полосатые узбекские халаты поверх скафандров. Его, понятно, практически полностью переписывали редакторы.

Особого развития фантастики в среднеазиатских республиках не было. Хотя достаточно мощным был, например, Казахстан, из которого приехал в Москву самый знаменитый сегодня российский фантаст Сергей Лукьяненко. Были региональные литературные журналы, которые печатали достаточно много фантастики. "Звезда Востока" печатала, журнал "Памир".

Рывок в конце перестройки сделала Беларусь. Например, журнал "Неман" печатал Курта Воннегута. Или молодежный журнал "Парус", который впервые в истории целый номер посвятил фантастике.

Зародилось Всесоюзное творческое объединение молодых писателей фантастов (ВТО МПФ). Оно было совершенно интернациональное. Потом один из его основателей – новосибирец Виталий Пищенко – перебрался в Молдову. Точнее, в Приднестровье. Там много книжек печаталось и составлялось. И в молдавской фантастике были интересные люди.

Поскольку всесоюзные семинары проходили в Дубулты, само собой, появилось много "латышей" – русскоязычных писателей из Риги.

В Армении самым известным автором был Карен Симонян. Его много переводили с армянского на русский. То есть национальная фантастика переводилась и пользовалась успехом.

– Русскоязычную фантастику тоже ведь переводили на национальные языки?

– Конечно, она переводилась и продвигалась во всех регионах. Например, Стругацких на русском языке было невозможно купить. Но на украинском они продавались совершенно свободно. И многие мои знакомые выучили украинский, чтобы читать братьев Стругацких.

Фантасты на войне

– Самая сильная постсоветская фантастическая школа была в Украине. Почему?

– Украина всегда довольно мощно поддерживала русскоязычную фантастику. Там был серьезный блок фантастов: харьковчане Олди (коллективный псевдоним Дмитрия Громова и Олега Ладыженского), их земляк Андрей Валентинов, николаевец Владимир Васильев (соавтор "Дневного дозора"), киевляне Марина и Сергей Дяченко. Киев был одним из центров фантастики.

В Украине проводились знаменитые мероприятия. Например, "Звездный мост", который поддерживал Арсен Аваков, который тогда был крупным бизнесменом, потом губернатором Харьковской области.

К сожалению, сейчас на Украине стало не модно писать по-русски. А если ты публикуешься в России, то тебя вполне могут признать сепаратистом или кем-то вроде. Тем не менее, пишут.

– А украиноязычная фантастика вообще существует?

– Украиноязычной фантастики и в советские времена было очень мало. Был знаменитый фантаст Олесь Бердник, которого публиковали в центральных изданиях в переводе с украинского. Был Василь Бережной – автор из известных. Был Владимир Владко, который писал как на украинском, так и на русском. И, в общем-то, все.

При этом в русскоязычном блоке присутствовали действительно великие авторы. Например, одессит Борис Штерн.

Сейчас в Украине – новый тренд. Надо писать на украинском. Но, к сожалению, качественных авторов не хватает. Потому что до событий рынок наполняла русскоязычная литература. Издательства в России – гораздо мощнее. Они могут заплатить авторам. Они могут делать нормальные, внятные тиражи, могут строить систему распространения. Поэтому в основном, конечно, читали на русском.

И даже те люди, которые жгли на Майдане книги Лукьяненко из-за того, что его политическая позиция им не нравится, все равно продолжают читать фантастику на русском языке.

Трудности денежного перевода

– А какова же судьба прочих национальных фантастик?

– Когда Союз полетел, все изменилось. Разнарядок на переводы не стало. Кто будет переводить за свой счет с киргизского или с армянского фантастику?

В прибалтийских республиках остались русскоязычные авторы. Фантаст Виктор Косенков живет в Эстонии. Там же живет известный переводчик фантастики и писатель Николай Караев. Для журнала "Если" он переводит с английского. В Литве пишут Милослав Князев и Игорь Негатин. Знаменитая Далия Трускиновская живет в Риге. Сейчас ей приходится ездить в Россию с визой.

– Наверное, в Беларуси тоже много хороших авторов?

Писатель Дмитрий Косырев, работающий под псевдонимом Мастер Чэнь
© Sputnik / Антон Белицкий

– Там была очень серьезная когорта фантастов: Юрий Брайдер, Николай Чадович, Николай Орехов, Евгений Дрозд. Из них в живых остался только Евгений Дрозд. За Беларусь сейчас "отрабатывает" самый популярный автор – Ольга Громыко. Она действительно очень хорошо пишет и издается в центральных издательствах. Хорошо известен и пишущий отличную детскую фантастику Андрей Жвалевский. Постоянно публикуется и минчанин Анатолий Дроздов.

Вообще много интересных авторов в Минске. Потому что страна — русскоязычная. Там не пытаются за это давить. Поэтому, в принципе, белорусские авторы в России регулярно появляются, печатаются. Но платить им гонорары – очень сложно. Получается огромный налог. Издательства пытались изобретать какие-то схемы. Многим авторам одно время платили через Кипр. Сейчас эти офшорные игры прикрываются.

В России сейчас идет переход на "белые" гонорары. Если раньше можно было человеку в республике просто переслать деньги, то сейчас издательствам очень сложно так работать. Особенно серьезным издательствам. А несерьезные мы не считаем, правильно?

То есть разрывы экономических связей очень сильно ударили не по литературе, а по издательскому процессу.

– А есть ли сейчас фантастика в Молдове?

– В Молдове есть Наталья Осояну и Дмитрий Градинар, публиковались у нас в "Если". Популярнейший автор жанра романтического фэнтези Елена Звездная — из Приднестровья.

– А в Армении, Грузии, Азербайджане?

– В Азербайджане практически никого нет. Есть Александр Хакимов из Баку, но он мало публикуется. Оттуда же замечательный автор Павел Амнуэль, который достаточно давно перебрался в Израиль и публикуется как Песах Амнуэль. Был Константин Мзареулов, который сейчас в Америке. Был Геннадий Карпов, который сейчас в Подмосковье.

В Армении – я не знаю… Блестящий писатель Эдуард Геворкян – армянин и родился в Ереване. Но он давно живет в Москве. И, к сожалению, пишет очень редко.

Из Грузии был автор, выступавший под псевдонимом Джордж Драко Локхарт. Писал неплохую прозу. К сожалению, в последнее время я не вижу его книг. Вообще, в Грузии и в советское время с фантастикой обстояло не очень. Самый известный грузинский фантастический роман "Женщина в зеркале" написал в тридцатых годах совсем не фантаст, а поэт — Александр Абашели.

– А как с фантастикой в Казахстане?

– Я пытаюсь вспомнить, кто там есть. И не вспоминаю. Они пытаются что-то сделать. Даже на государственном уровне проводилось какое-то мероприятие, туда приезжали почетные люди, типа Лукьяненко. Но местные авторы там не особенно были представлены. Может, я кого-то из молодых и забыл.

– Другие страны Центральной Азии?

– Никто давно не появлялся оттуда. Приходили тексты из Кыргызстана. Прямо скажу, я бы с удовольствием их напечатал, но, к сожалению, пока не получается. Если я, конечно, подумаю, то, может быть, кого-то и вспомню. Но с ходу мне ничего не приходит в голову. Разве что — автор военно-исторической фантастики Фарход Хабибов из Таджикистана.

И "Если" — инноваций друг…

– Давайте немного расскажем о вашем журнале. Он ведь закрывался на какое-то время?

– "Если" — это журнал, который за все 25 лет существования последовательно продвигает именно научную фантастику. Журнал начинался в 1991 году как журнал фантастики и футурологии. По экономическим причинам журнал на два года закрывался – с 2012 по 2014 год. Сейчас "Если" выходит в новом, цветном формате. И мы поставили на треть объема блок футурологии. Мы тесно сотрудничаем с футурологическими группами, со сколковскими ребятами. Журнал продвигается в том числе на научно-технических конференциях и инновационных форумах. Мы стараемся, чтобы фантастика и футурология больше и больше сливались с жизнью.

273
Теги:
Дмитрий Байкалов, Фантастика

Первый сольный концерт Муслима Магомаева в Концертном зале имени П.И. Чайковского

Экстремальная диета от Муслима Магомаева. Не повторять!

371
Муслим Магомаев всю жизнь поддерживал свою жену Тамару Синявскую и вместе с ней "сидел" на различных диетах. Но была и его фирменная диета, которую не рекомендуется повторять. Кстати, Алла Пугачева "диету от Магомаева" запомнила на всю жизнь.

БАКУ, 19 сен — Sputnik. О том, что знаменитый исполнитель пользуется определенными диетами, Муслим Магомаев признался в одном из своих последних интервью.

- Выпить всегда любил, еду острую тоже, курю по три пачки сигарет в день.

- Но как ваши вредные привычки сочетаются с таким божественным голосом?

- Сочетаются!

- А на диетах сидели?

- Было дело…

Этот диалог состоялся между журналистом и великим Муслимом Магомаевым незадолго до ухода в вечность последнего. Как ни старался журналист выпросить диету, которой придерживается певец, так и не смог. Магомаев только указал, что "сидели они вместе с Тамарой".

Так какой же диеты придерживался великий исполнитель? По крупицам Sputnik Азербайджан собирал эту информацию из воспоминаний и интервью звездной пары. И вот, что стало ясно.

Главной диетой Муслима Магомаева была экстремальная смесь из кофе и сигарет. По признанию супруги Тамары Синявской, Муслим был склонен к полноте и достаточно часто прибегал к помощи разгрузочных дней и диет. Случалось это накануне съемки на телевидении или перед ответственным концертом. Основным способом быстро сбросить лишние килограммы была очень жесткая диета: певец неделю сидел на черном кофе и сигаретах до состояния, пока не впадали щеки. К сожалению, потом у маэстро шалило сердце, так как этот способ слишком "людоедский".

Вообще, диет было много, Синявская и Магомаев "сидели" на них совместно. Правда, Муслим давал себе поблажку – мог прописанное в диете ванильное мороженое есть без ограничений и ложками… Главным образом, звездная чета практиковала трехдневную диету и разгрузочные дни. Мы выяснили, что это за диета.

Экспресс-диета на 3 дня

Диета позволяет быстро сбросить от 2 до 5 килограммов. Питьевая диета на 3 дня – это полноценный детокс, во время которого можно пить не только чистую воду с лимоном, но и зелёный чай, травяные отвары, смузи из свежих овощей и фруктов без сахара, натуральные фруктовые или овощные соки без каких-либо добавок. На питьевой диете категорически запрещён алкоголь, сладкая газировка и сахаросодержащие покупные соки.

Разрешается употребление соли и перца. И не забудьте выпивать от 2 до 3 литров воды в день.

1 день

Завтрак: 1/2 грейпфрута, 1 ломтик поджаренного тоста, 2 столовые ложки арахисового масла, чёрный кофе или зеленый чай.

Обед: 2 кусочка любого мяса (около 85 грамм), чашка зелёной фасоли (варёной или на пару), чашка вареной свеклы, 1 маленькое яблоко, 1 порция ванильного мороженого.

Ужин: консервированный тунец (около 350 грамм), 1 ломтик тоста, чёрный кофе или зелёный чай.

2 день

Завтрак: 1 варёное яйцо, 1/2 банана, 1 ломтик тоста, чёрный кофе или зелёный чай.

Обед: 2 сосиски, 1 чашка брокколи (варёной или на пару), 1/2 чашки моркови (сырой), 1/2 банана, 1/3 порции ванильного мороженого.

Ужин: 200 грамм творога, 5 крекеров, зелёный чай.

3 день

Завтрак: 5 крекеров, 1 ломтик твердого сыра, 1 маленькое яблоко, чёрный кофе или зелёный чай.

Обед: консервированный тунец (около 250 грамм), 1 чашка свеклы (вареной), 1 чашка цветной капусты (вареной или на пару), 1 яблоко, 1 порция ванильного мороженого.

Ужин: 1 вареное яйцо, 1 кусочек тоста, зелёный чай.

Алла Пугачева про "диету от Магомаева"

В одном из своих интервью Алла Пугачева вспоминала:

"Много лет назад я лежала в клинике для похудения, мне это нужно было для съемок. И тут звонит Муслим Магомаев: "Аллочка, приезжай, Тамара накрыла такой шикарный стол! Мы очень тебя ждем!"

Я объясняю ему, мол, Муслим, дорогой, извини, не смогу приехать, я на диете. А он мне говорит: "Я тоже на диете! Приезжай, у нас исключительно диетический стол!"

Ну, я думаю, если диетический, то почему бы и не заехать. Под покровом ночи собрала вещи, сбежала из клиники к Магомаеву.

Приезжаю, а Муслим открывает холодильник и говорит: "Аллочка, смотри, это сало, а это водка - ноль калорий!"

Потом он меня угостил рыбой, которая, по его уверениям, была тоже некалорийная. И я так там наугощалась, что меня потом просто внесли в палату. Утром просыпаюсь, врач видит, что мне дурно, и говорит: "Принесите ей хотя бы манной каши, она совсем заморила себя голодом!" Принесли мне эту кашу, и меня, конечно, стошнило (смеется). Так что диет я много знаю".

Читайте также

371
Теги:
Муслим Магомаев, диета, Алла Пугачева

Три тысячи метров над уровнем моря. Художница рисует на дне горного озера - видео

75
(обновлено 13:57 19.09.2021)
Написала картину, находясь на дне высокогорного озера. История подводной художницы и дайвера из России поразила весь мир. Подробности в видео.

На кадрах Елена Воронцова в амуниции для дайвинга погружается под воду и устанавливает специально загрунтованный холст на глубине шести метров. Для создания картины художница использовала масляные краски и мастихины. На полотне Воронцова изобразила дно горного озера: небесно-голубую воду и камни. Создание картины заняло у Воронцовой чуть больше часа.

В 2017 году художница также установила мировой рекорд, написав полотно в Ординской пещере на глубине 12,5 метра при температуре воды плюс пять градусов.

75
Теги:
Художница, Озеро
Маршрутное такси, фото из архива

Никакой логики, или Почему в "незаконных маршрутках" не распространяется коронавирус

0
(обновлено 00:39 20.09.2021)
Работа общественного транспорта в выходные дни все еще остается актуальной проблемой, очередной разбор сложившейся ситуации - в материале Sputnik Азербайджан.

БАКУ, 20 сен — Sputnik. На днях Главное управление государственной дорожной полиции распространило заявление, в котором говорилось, что лица, которые в выходные дни занимаются незаконными пассажироперевозками, создают благоприятные условия для распространения COVID-19.

Согласно постановлению Кабинета министров АР, с учетом текущей санитарно-эпидемиологической ситуации в стране, в выходные дни запрещены пассажироперевозки на общественном транспорте.

Заявление, как и сам факт работы микроавтобусов в уикенд, вызывает вопрос. В метро и автобусах пять рабочих дней ездят большую часть дня переполненными, а опасный вирус распространяется именно в выходные дни?

Несмотря на запрет, малогабаритные маршрутки продолжают в выходные перевозить пассажиров по столице и за ее пределами. Микроавтобусы главным образом забирают пассажиров с Бакинского железнодорожного вокзала и развозят за один или два маната. Действительно ли общественный транспорт приводит к ухудшению эпидемиологической ситуации в субботу и воскресенье, и куда смотрят ответственные структуры?

Никакой логики

Нет никакого логического объяснения в том, что общественный транспорт не работает в выходные дни, заявил в беседе со Sputnik Азербайджан депутат Милли Меджлиса Фазиль Мустафа.

Народный избранник уверен, что больше всего от этого решения страдают малообеспеченные люди, у которых нет личных автомобилей. И это именно те люди, которые вынуждены работать в выходные дни.

"Считаю решение о запрете на работу общественного транспорта в выходные дни ошибочным. Это решение отвечает только интересам службам, оказывающим услуги такси", - говорит депутат.

Какая разница между такси и маршрутками?

Эксперт по транспортным вопросам Эльмаддин Мурадлы говорит, что физические лица частным образом пускают по маршрутам свои микроавтобусы именно потому, что общественный транспорт в выходные не работает.

Если и эти маршрутки не будут работать в выходные, люди, трудящиеся в эти дни, просто не смогут попасть на работу и обратно. "В выходные дни в столице и регионах работает немало предприятий, люди ходят на работу. Отсутствие общественного транспорта для них – большая проблема. Эти люди в любом случае должны как-то добираться до работы и обратно. И нет особой разницы в том, ездят они вчетвером в такси или по восемь человек в микроавтобусе", - говорит собеседник Sputnik Азербайджан.

По его мнению, водителей микроавтобусов надо, наоборот, благодарить за то, что помогают людям. Путь, за который таксисты в уикенд берут по десять манатов, на микроавтобусе можно проделать за один манат.

Вообще, вышеупомянутое заявление дорожной полиции на самом деле на руку водителям и службам такси. "Утверждение, что коронавирус распространяется в общественном транспорте именно в выходные дни, нелогично. Тому есть какие-то научные доказательства? Конечно же, нет!", - возмущается Мурадлы.

За время пандемии все вопросы должны были быть проанализированы, но этого не произошло, продолжает эксперт. Никто не знает, где больше риск заразиться – в автобусе или такси. Если человек пользуется общественным транспортом, он может заразиться и в будние дни, и в выходные.

"Скоро начинается новый учебный год. Часть учебных заведений работает по субботам. И как теперь учащиеся и педагоги будут ходить на занятия по субботам? Об этом никто не думает… Пусть лучше найдут ответы на все эти вопросы, а потом принимают решения. По субботам и воскресеньям пассажиров, наоборот, меньше, а значит, по логике, риск заразиться в конце недели должен снижаться".

По словам Мурадлы, запрет на работу общественного транспорта в выходные дни оказывает серьезное влияние и на перевозчиков. Компенсация, которую государство выдало компаниям-перевозчикам за время пандемии, не восполняет нанесенный ущерб. "Транспорт – живой механизм. Нельзя его уничтожать".

Обратный эффект

Доцент Азербайджанского медицинского университета Адалят Рустам, в свою очередь, уверен, что запрет на работу общественного транспорта никак не уменьшает, а наоборот, увеличивает уровень заражения.

Комментируя для Sputnik сложившуюся ситуацию, он отметил, что люди, которым приходится добираться на работу в выходные, вынуждены пользоваться "одноманатными" такси. Кроме того, люди нередко пользуются попутными автомобилями, а все это повышает риск распространения вируса.

Читайте также:

0
Теги:
Общественный транспорт, Коронавирус, такси, выходные