Истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35

Странная "невидимка": почему у F-35 на сверхзвуке отваливается хвост

4654
(обновлено 13:28 03.05.2020)
Конкуренты ли в небе российский истребитель пятого поколения Су-57 и американская многоцелевая "невидимка" F-35? Отвечает военный обозреватель Александр Хроленко.

История создания, эксплуатации и продвижения американского многоцелевого истребителя-бомбардировщика F-35 убедительно демонстрирует превосходство маркетинга над технологиями производства боевого самолета-невидимки.

Близкое Пентагону издание Defense News в очередной раз опубликовало весьма критичные оценки специалистов новейшего истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning (Молния) II. Факты свидетельствуют о том, что F-35 – дозвуковой истребитель, способный ускоряться на полном форсаже не более 1 минуты. На скоростях более 1 Маха через 60 секунд возникает угроза разрушения корпуса от перегрева, а после 1,6 Маха – у самолета может просто отвалиться хвост.

Заметим, крейсерская сверхзвуковая скорость доступна многим современным истребителям, а для 5-го поколения она должна быть не ниже 1,4 Маха.

При достижении скорости 1 Маха истребитель F-35 также теряет свойства "невидимости" для радаров, то есть скрытность и внезапность. С любым оружием на внешней подвеске малозаметность "Молний" исчезает даже на дозвуковых скоростях.

Упомянутые проблемы технологически неустранимы. Самолет эксплуатируется в трех модификациях: обычный, с укороченным взлетом и посадкой, а также палубный. Для ВМС США ситуация уязвимости "невидимок" связана еще и со значительным географическим отрывом от ремонтной базы. Если в начале похода палубный F-35 выйдет из строя, это снизит боевую эффективность авиакрыла на несколько месяцев.

Защитник, похожий на агрессора: зачем США учения по сценарию холодной войны? >>

С законами физики не поспоришь. Пентагон оперативно подкорректировал "эксплуатационные характеристики", теперь F-35 считается дозвуковым самолетом с возможностью краткого ускорения. Регламентировано определенное количество секунд, в течение которых модификации для ВМС и морской пехоты F-35B и F-35C могут летать на скоростях около 1,2 Маха (на форсаже). В крайнем случае, для выполнения задач перехвата на сверхзвуке имеется истребитель F-22 Raptor, который не разрушается на высоких скоростях (также становится видимым для радаров после 1 Маха).

Что означают для истребителя ограничения скорости и маневра в боевой обстановке?

В противостоянии с технологически равным противником истребитель F-35 превращается в мишень. Исход вполне предсказуем в воздушном бою, к примеру, с высокоскоростными и сверхманевренными "Сушками" и "Мигами" российского производства.

"Косяки" пятого поколения

Концепция F-35: уничтожить противника прежде, чем он сможет обнаружить "невидимку". Однако американский многоцелевой истребитель выглядит слишком "сырым" для успеха подобных миссий. Высокая скорость угрожает не только планеру и специальному стелс-покрытию F-35, но и делает уязвимыми множество антенн в хвостовой части самолета. 

В июне прошлого года опубликована информация о 13 основных технических проблемах F-35, которые влияют на способность самолета выполнять боевые задачи и безопасность летчика. С того времени количество ключевых недостатков убавилось до пяти, но и это слишком много для машины ценой 100 миллионов долларов за штуку. Ситуация тем более парадоксальна, что стоимость программы создания F-35 Lightning II – около 1,3 триллиона долларов, и многоцелевой истребитель-бомбардировщик серийно выпускается с 2011 года.

Известно, что самолеты F-35 ВМС и Корпуса морской пехоты США становятся неустойчивыми и непредсказуемыми при выполнении экстремальных маневров (уклонения от ракеты). Бортовой радар "видит" слишком узкий сектор морской поверхности. В ночное время мерцающие экраны приборов нарушают пространственную ориентацию, затрудняют посадку всех типов "Молний". Перепады атмосферного давления в кабине F-35 могут вызвать баротравму, вывести летчика из строя. Проблему обновления программного обеспечения F-35 производитель Lockheed Martin надеется решить только к концу 2020 года. Однако все это не мешает серийному выпуску и активным продажам "невидимки" странам-союзникам – Австралии, Великобритании, Норвегии, Израилю, Италии, Японии и другим.

На пути продвижения продукта Lockheed Martin встречаются препятствия. Так, несколько стран-партнеров Соединенных Штатов угрожали выйти из совместной программы производства F-35 из-за "шпионского" программного обеспечения.

Проблема в информационной системе ALIS, которая следит за всеми перемещениями, маневрами, миссиями самолета F-35 в любой точке планеты, независимо от желания страны-обладателя. Система якобы анализирует техническое состояние и логистику во благо пользователю.

Некоторых излишне суверенных партнеров США беспокоит, что ALIS передает данные о полетах "большому брату" в Пентагон. Ожидается, что эту проблему вскоре снимет более совершенная версия системы ALIS 3.6.

Истребитель – не игрушка

Просматривается американская тенденция переоценки своих технологических возможностей в области военного авиастроения. Ранее признан неудачным опыт создания истребителя пятого поколения F-22 Raptor (ненадежное радиопоглощающее покрытие, обнаруживается радарами метрового диапазона, малый радиус действия – 750 км). Слишком неудобной оказалась и цена серийной машины – 350 миллионов долларов. В итоге Пентагон закупил только 187 "невидимок" F-22 (в планах было 384 единицы). Удешевление F-35 Lightning II за счет одного двигателя (вместо двух) снизило тяговооруженность, скорость, маневренность и боевую нагрузку. Что особенно заметно в сравнении с аналогами.

В гипотетическом поединке российский истребитель пятого поколения Су-57 способен первым обнаружить и уничтожить F-35 (и F-22), вести бой с противником (осуществлять ракетные пуски) даже при высоких перегрузках и на сверхзвуковых скоростях. Кстати, российская машина переходит на сверхзвуковую скорость, не включая форсаж.

Истребитель Су-57 имеет выдающиеся летные и боевые характеристики, значительно превосходящие возможности американских аналогов пятого поколения F-22 и F-35. Малая "эффективная отражающая поверхность" Су-57 позволяет ему оставаться практически невидимым для радаров противника, в конструкции композиционные материалы составляют 70% поверхности и 25% веса самолета. Эксперты США вынужденно признают превосходство российского истребителя и отмечают высочайшую маневренность Су-57 на сверхзвуковых скоростях, инфракрасную систему поиска и слежения, которой не обладает даже сверхдорогой F-22 Raptor.

Су-57 способен вести сверхманевренный ближний бой с применением пушечного вооружения, а также использовать широкий спектр ракет средней и большой дальности. Превосходство Су-57 обеспечивают основная радиолокационная станция, уникальные оптико-электронная система обнаружения целей и система постановки электронных помех, так называемая "умная обшивка".

Если у власти останется Трамп: взгляд экспертов на ситуацию вокруг Ирана >>

Российский истребитель способен обнаруживать воздушные и наземные цели на дальности до 400 км, одновременно сопровождать до 62 объектов, передавать целеуказания другим самолетам и беспилотникам. Воздушно-космические силы РФ до 2028 года должны получить 76 таких машин. Серийное производство (с 2019 года) российского истребителя пятого поколения Су-57 неизбежно потеснит конкурентов на мировом рынке.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

4654
Теги:
Истребители, F-35
По теме
США не стали исключать Турцию из программы по F-35 - Чавушоглу
Зачем Турции российские истребители - отвечает турецкий эксперт
Истребители МиГ-31 впервые провели воздушный бой в ближнем космосе - видео
В воздух подняты истребители: Турция тестирует радары российских С-400

Онлайн-покупка, фото из архива

Лимит на онлайн-покупки: теперь заказ девайса за рубежом обойдется намного дороже

170
(обновлено 23:59 27.09.2020)
За время пандемии человечество привыкло к удобству онлайн-торговли, которая по всему миру развивается бурными темпами. Азербайджану следует позаботиться о том, чтобы не отстать от жизни.

Снижение планки лимита беспошлинного ввоза товаров в Азербайджан серьезно отразится на бюджете среднестатистической семьи. Заказывать товары из разных стран станет более проблематично и доходы карго-компаний, вероятнее всего, возрастут.

В бакинских электричках можно будет оплачивать проезд бесконтактными картами банков >>

Изменения, внесенные Кабинетом министров АР в "Льготные и упрощенные правила перемещения товаров, не предназначенных для производственных или коммерческих целей, через таможенную границу физическими лицами", вступили в силу 21 сентября. С этой даты немалой таможенной пошлиной будут облагаться товары, ввозимые на сумму свыше 300 долларов (ранее эта планка составляла одну тысячу долларов).

Новые условия скажутся на жизни людей с не очень большими доходами

Вокруг снижения планки беспошлинных заказов через интернет посредством международной почты или компаний-посредников возникли довольно бурные обсуждения. Эта тема волнует немалую часть населения и все еще обсуждается в соцсетях.

Хотя не у всех есть возможность заказывать товары из-за рубежа на тысячу долларов - для этого нужно зарабатывать как минимум втрое больше - лимит в 1000 долларов давал возможность иногда заказывать по интернету более или менее дорогие товары без уплаты таможенных пошлин. Можно было покупать планшеты, ноутбуки, смартфоны последних модификаций по приемлемым ценам.

Теперь же все покупки дороже 300 долларов в месяц будут облагаться пошлиной, к примеру, за телефон стоимостью в 500 долларов придется заплатить государству еще примерно сотню долларов. Причем, это нужно делать как можно быстрее, так как каждый день хранения посылки на таможне обойдется ее владельцу в один евро.

Баку создает рабочую группу для сотрудничества с глобальной торговой сетью >>

В условиях пандемии данные изменения действительно отразятся на жизни людей с не очень высокими доходами. Из-за карантина долгое время не работали магазины одежды, техники и других непродовольственных товаров. С экранов телевизоров ежедневно звучали призывы к жизни в режиме онлайн. Тем не менее, все равно нужно было решать житейские проблемы. Не работает ближайший магазин одежды - значит, будем заказывать турецкие товары по интернету. За этот период на рынке возникло достаточное количество компаний, доставляющих товары из-за рубежа. Из любой точки планеты можно заказать товар, и карго-компания вовремя доставит его в Азербайджан.

Купил за манат, продал за полтора

Пандемия вынудила часть граждан страны уйти с головой в онлайн-бизнес. Бывшие официанты, повара, музыканты, продавцы стали в один миг владельцами мини онлайн-магазинов. Купил за манат, продал за полтора. Покрыл расходы, семью приодел, и себе что-то оставил. Такая деятельность, конечно, противоречит законодательству, но если работы нет и заняться нечем, то надо как-то выживать. С другой стороны, число обычных граждан, покупающих в интернете товары для личного пользования, тоже увеличилось. Жить-то надо, даже если все магазины вокруг не работают. Современному человеку требуется много всего, особенно, если живешь в большом мегаполисе.

Конечно, пандемия коронавируса серьезно сократила общее мировое производство товаров, и все страны в той или иной форме переживают экономический кризис. Но именно теперь оборот онлайн-торговли и онлайн-услуг вырос в несколько раз. Зачем ходить в магазин, когда можно заказать по интернету и получить товар с доставкой на дом? Удобно и практично, к тому же приличная экономия времени. А там, где из-за коронавируса был введен запрет на передвижение внутри города, онлайн-заказы стали наилучшим выходом из ситуации. Международные пассажирские рейсы по большей части запрещены, но грузовые перевозки не прекращаются ни на один день.

Труднее станет заказывать товары из разных стран

Получается, что из-за ограничительных мер Азербайджан будет отставать по темпам развития онлайн-торговли от других стран в разы. Каких последствий следует ждать после вступления в силу данных ограничений?

Для обычных граждан с небольшими доходами ничего не изменится. Семья со средним достатком будет покупать все те же товары в пределах 100-150 долларов США. Карго-компании уже предлагают новые услуги для обычных граждан. Скажем, если приобретаются товары в турецких онлайн-магазинах на сумму до 300 долларов, то можно не отправлять разными посылками, а сделать одну большую в течение одного месяца.

Труднее станет заказывать покупки из разных стран. Скорее всего, подорожают услуги компаний-поставщиков. Доставить товары из США и Турции одной посылкой нереально. Складирование товаров в Америке стоит дороже. Труднее станет работать тем самым мелким бизнесменам, которые зарабатывали кое-что по мелочи на онлайн-торговле. Теперь придется оформлять посылки на жену, родственников, членов семьи, и как-то решать эти вопросы.

Остаться в стороне от мировых тенденций тоже не получится

Пострадают граждане, которые покупали технику за рубежом для личного пользования. Скажем, графические дизайнеры, программисты, фотографы. За объектив, стоимостью в 700 долларов, надо будет платить еще две сотни. Как результат - возрастет стоимость услуг в сферах, где используется современная цифровая техника. После девальвации маната 2015 года из-за взлетевших цен в магазинах покупателям приходится предпочитать компьютеры со скромными техническими характеристиками. А между тем, за те же деньги из-за рубежа можно было заказать нормальный компьютер. Теперь и это станет проблематичным.

Таможенники на границе с Россией перехватили контрабанду сигарет, лекарств и косметики >>

С другой стороны, остаться в стороне от мировых тенденций тоже не получится. В скором времени онлайн-торговля обойдет по своим масштабам обычную, и ограничительные меры будут лишь тормозить экономические отношения. Их в любом случае в будущем придется отменять.

170
Теги:
Таможенные пошлины, покупки, лимит, торговля, Онлайн
По теме
Работаем, пока свет горит: что происходит в торговых центрах "Бина" и "Садарак"?
Покупки в Турции стали выгоднее, чем в Европе - спасибо колебаниям курса валют
Без помощи государства будет сложно: экономист об онлайн-торговле в пандемию
Ученые считают, что пандемия приблизила конец офлайн–магазинов на 10 лет
В период пандемии объемы онлайн-торговли выросли - Осман Гюндуз
Здание ООН в Нью-Йорке. Территория опустела во время пандемии коронавируса

США готовы разрушить ООН, Россия намерена ее спасти

164
(обновлено 10:10 26.09.2020)
На контрасте с выступлениями американского и китайского коллег речь российского президента на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН оказалась самой традиционной.

Дистанционный видеоформат, с помощью которого мировые лидеры приняли участие в юбилейной, 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, невольно дает больше информации и пищи для размышления, чем их традиционные выступления с трибуны в нью-йоркской штаб-квартире организации. Даже просто антураж, в котором находились государственные руководители, весьма символичен.

Наибольший интерес на сессии закономерно вызвали доклады трех самых влиятельных людей планеты.

Речь Дональда Трампа стала еще одним предвыборным мероприятием, не только акцентировавшим главное — антикитайское — направление его внешней политики, но и в очередной раз подчеркнувшим снисходительно-пренебрежительное отношение американца к Организации Объединенных Наций как таковой.

Трамп выступал в обычной пресс-обстановке Белого дома, на фоне государственного флага и флага президента Соединенных Штатов — без единого внешнего намека на то, что речь адресована не то что ООН, а хотя бы просто международной аудитории.

Американский лидер ранее неоднократно заявлял, что поскольку его страна является самым крупным источником финансирования Организации Объединенных Наций, значит, та является подчиненной Вашингтону и обязана исполнять его распоряжения.

Международное сообщество должно отстаивать принципы и цели Устава ООН - президент Алиев >>

Без сомнения, его предшественники думали аналогично, но Трамп оказался первым, кто позволил себе высказать данную позицию открыто, да еще и угрожать наказанием в случае "непослушания". Так что использование им своего выступления для решения задач находящейся в разгаре избирательной кампании полностью укладывается в рамки подобного подхода.

Российские СМИ отметили, что американский президент ни разу не упомянул РФ. Зато Китай оказался назван аж двенадцать раз (к слову сказать, США прозвучали только десять). Именно этот вызывающе, прямо-таки скандально антикитайский дух стал сутью речи Трампа. Один только призыв наказать Пекин за распространение коронавируса и использование в речи наименования "китайский вирус" чего стоит.

Подчеркнуто конфронтационный характер американского доклада противоречит сложившимся традициям и неписанным правилам ООН. Но Пекин явно ожидал подобного демарша, и дело не только в том, что на выпады американского президента молниеносно последовала отповедь китайского представителя.

Содержательно речь Си Цзиньпина была посвящена самым острым проблемам текущего момента (в первую очередь, разумеется, мировой борьбе с COVID-19) и выдержана в привычно взвешенном тоне.

Вот только говорил лидер КНР на фоне масштабного пейзажа с изображением Великой китайской стены и суровых красот китайской природы. Трудно не понять прозрачный символический подтекст, заложенный в этой композиции: за спиной Си Цзиньпина находится огромная древняя страна, готовая выстоять перед любой внешней угрозой.

Письмо главы МИД Азербайджана, обличающее Армению, опубликовано как документ ООН >>

На контрасте с выступлениями американского и китайского коллег речь российского президента оказалась самой традиционной: от поднятого Владимиром Путиным широкого спектра фундаментальных проблем современности до подчеркнуто "ооновского" антуража, на фоне которого он говорил. Была соблюдена даже такая особенность российского лидера при участии в международных мероприятиях, как зачитывание текста исключительно по бумаге — без использования телесуфлера.

Путин говорил о значимости роли ООН в поддержании стратегической стабильности на планете, о недопустимости искажения истории, о необходимости сохранения контроля над вооружениями и, разумеется, о важности коллективных международных усилий в борьбе с пандемией коронавируса и ее социально-экономическими последствиями.

И по существу, и по форме это была речь государственного деятеля, чья страна не просто наблюдает за сползанием мира в очередную эпоху хаоса, но и делает все от нее зависящее, чтобы не допустить самого страшного исхода.

Путин в очередной раз напомнил, что за существующую вот уже 75 лет систему международного сотрудничества, диалога и взаимопонимания в прошлый раз была заплачена страшная цена. И Россия, внесшая тогда главную лепту в нее, до конца будет островком нормальности и здравого смысла, на который всегда может рассчитывать планета.

164
Теги:
Россия, ООН, США
По теме
Продлит ли ООН действие эмбарго на поставки оружия в Иран - отвечает востоковед
Сессия ООН, инициированная Азербайджаном, пройдет конструктивно - уверены в МИД РФ
Генсек ООН обеспокоен нарастанием напряженности между Арменией и Азербайджаном
ООН благодарит Баку за ВОЗ
Постпред Азербайджана в ООН направил письмо Антониу Гутерришу
ООН предлагают работникам креативных индустрий помочь в борьбе с коронавирусом
Автобус Bakubus, фото из архива

Изменен график движения автобусов между Баку и пригородом

0
Государственное агентство автомобильного транспорта вводит график работы общественного транспорта с 06:00 до 20:00, предоставив водителям возможность успеть вернуться домой.

БАКУ, 28 сен — Sputnik. Изменен график движения общественного транспорта между Баку и пригородом в связи с комендантским часом. Об этом Sputnik Азербайджан сообщили в Государственном агентстве автомобильного транспорта.

В связи с объявлением военного положения и введением комендантского часа автобусы, курсирующие между Баку и пригородом, а также в ряде регионов будут работать с 06:00 до 20:00.

"Дело в том, что водители автобусов после оставления транспорта в гараже также должны успеть добраться домой. Я уверена, что все воспримут данное решение с пониманием", - заявила пресс-секретарь Госагентства Нурида Аллахъярова.

По графику работы транспорта внутри Баку решение пока не принято, сообщили в Бакинском транспортном агентстве в понедельник.

Вооруженные силы Армении, осуществив масштабные провокации около 06:00 27 сентября, подвергли интенсивному обстрелу позиции азербайджанской армии вдоль всей линии фронта и населенные пункты, расположенные в прифронтовой зоне из крупнокалиберного оружия, минометов и артиллерийских установок различного калибра.

В результате интенсивного обстрела противником села Гапанлы Тертерского района, сел Чыраглы и Орта Гервенд Агдамского района, сел Алханлы и Шукюрбейли Физулинского района и села Джоджуг Марджанлы Джебраильского района среди мирного населения имеются убитые и раненые. Объектам гражданской инфраструктуры был нанесен серьезный урон.

При обстреле ранены гражданские лица.

В целях пресечения боевой активности вооруженных сил Армении и обеспечения безопасности мирного населения командование азербайджанской армии приняло решение начать контрнаступательную операцию войск по всему фронту.

В ходе контрнаступления Азербайджанская армия освободила в направлении Физули-Джабраила села Гараханбейли, Гервенд, селение Горадиз, Йухары Абдуррахманлы, Ашагы Абдуррахманлы, Бойук Марджанлы и Нюзгар. Кроме того, в направлении Агдере и Муровдага уничтожены несколько постов противника, эти высоты взяты под контроль азербайджанской армии.

Подразделения Вооруженных сил Азербайджана в ходе контрнаступления освободили одну из стратегических высот в Гёранбойском направлении фронта - высоту Муров горного хребта Муровдаг.

Президент Азербайджана, Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Ильхам Алиев подписал указ об объявлении военного положения с 00:00 28 сентября.

В Баку, Сумгайыте, Гяндже, Евлахе, Мингячевире, Нафталане, а также в Абшеронском, Джабраильском, Физулинском, Бейляганском, Агдамском, Тертерском, Гёйгёльском, Дашкесанском, Гедабейском, Товузском, Шамкирском, Газахском и Агстафинском районах с 21:00 до 06:00 будет действовать комендантский час. Выходить из дома без спецразрешения и документов, удостоверяющих личность, будет запрещено.

0
Теги:
Комендантский час, Автобусы
По теме
Автобусы по экспресс-линиям продолжат работу, пока не снизится пассажиропоток
Шамахинцы первыми в Азербайджане начали платить за проезд в автобусе банковской картой
В Баку сгорел еще один пассажирский автобус
Еще одно ЧП с BakuBus: автобус врезался в преграду в центре Баку