Итальянский кинематографист Федерико Феллини на фестивале в Каннах, 18 мая 1987 года

Столетие славы: режиссер, чьи фильмы не оставляли равнодушным никого

1476
(обновлено 11:09 20.01.2020)
В день столетнего юбилея весь мир вспоминает заслуги перед культурой гения итальянского кинематографа, режиссера и сценариста Федерико Феллини.

Мы все родом из детства. Знаменитая фраза великого француза Антуана де Сент-Экзюпери красиво подтверждает незыблемую связь взрослых людей со своими детскими впечатлениями и переживаниями. С тем временем, когда маленький, но человек, понимает происходящее соответственно только лишь своим восприятиям, и пока ему в этом не мешают его жизненный опыт и накопленные знания.

Бесконечна дискуссия о том, в каком возрасте человек наиболее точен в своих оценках происходящего с ним и им увиденного. Почтенный возраст насчитывают и разногласия по поводу фразы "Устами младенца глаголет истина", которая берет свое начало с библейских времен. Мы могли бы с вами, уважаемый читатель, также окунуться в эту вечную тему, но суть сегодняшней публикации в другом. Так зачем же я заговорил об этом?

Дело в том, что я вспомнил свое детство, начав писать о великом кинорежиссере Федерико Феллини. Мне было всего шесть лет, когда я впервые соприкоснулся с его творчеством. Дед - заядлый киноман - регулярно посещал не только те кинотеатры Баку, где шли недавно вышедшие в прокат фильмы, но и кинотеатр "Знание", где демонстрировались ленты, не получившие широкого проката в СССР, или те, что показывались повторно. Частенько он брал меня с собой. Именно во время одного из таких просмотров я в нежном возрасте познакомился с бессмертным произведением великого Феллини, столетие со дня рождения которого празднует сегодня весь кинематографический мир.

Итальянский кинематографист, режиссер и сценарист Федерико Феллини, 8 февраля 1980

Много писали и пишут о том, что для оценки творчества Феллини необходимо ознакомиться с многочисленными книгами, а также и с биографией великого постановщика. Мол, только тогда становится понятным все, что он хотел сказать в своих картинах. Это, несомненно, так, но величие Феллини в том, что он своими шедеврами мог сильно воздействовать и на подсознание человека и, более того, его фильмы не оставляли равнодушным никого, независимо от возраста и рода занятий.

Финансист, бейсболист, актер, режиссер: Кевин Костнер сделал верный выбор >>

Я убедился в этом на собственном детском опыте. Дошкольником я увидел его фильм "Дорога", который меня буквально потряс. Сразу же после просмотра я замкнулся в себе, несмотря на все старания деда меня разговорить. Шестилетнему мальчику было глубоко жаль Джельсомину, но как ни странно, мне было жаль и Дзампано, который выступал в неприглядном свете, однако в конце что-то понял, но вновь не обрел преданную им Джельсомину, от которой осталась одна лишь песенка.

Я был слишком мал для того, чтобы оценить неповторимую игру величайших актеров Джульеты Мазины и Энтони Куинна, не знаком был с громадным опытом человечества и с философскими книгами, но эта история потрясла меня и, самое главное, заставила задуматься. Шестилетний мальчик понял, что нужно внимательнее относиться к человеку, понял, что нельзя предавать, и что измена близким людям - самый короткий путь к проклятому одиночеству. Все это сумел добиться своим шедевром Феллини.

Родился мэтр кинематографа в городке Римини на Адриатике и в детские годы на него огромное впечатление произвел цирк, приехавший туда на гастроли. Безусловно, именно с тех детских впечатлений черпал свое вдохновение Федерико, создавая "Дорогу".

Актер, режиссер, гений и основатель неореализма: памяти Витторио Де Сика >>

После обучения в монастырском колледже в Фао, Федерико переезжает во Флоренцию, где обучается репортерству. В 1938 году он уже в Риме, зарабатывает журналистикой и пишет для радио, варьете, а также сочиняет рекламные тексты.

Ivan Crosceno
Шведская актриса Анита Экберг и итальянский режиссер Федерико Феллини стоят в пригороде Рима, 29 мая 1961

В 1943 году он знакомится со своей будущей женой Джульеттой Мазиной. После войны Феллини совершенно случайно знакомится с Роберто Росселини и помогает последнему написать сценарий к фильму "Рим - открытый город", который положил начало неореализму.

Блистательная карьера в жертву семье: вспоминая Грейс Келли >>

Сценарий "Дороги" Феллини написал в 1949 году. Долгое время ему не удается воплотить написанное на экране. Но в 1954 году наконец Феллини сделал это. Результат – оглушающий мировой успех! Более шестидесяти мировых кинопремий и в том числе "Оскар".

Еще один шедевр Феллини последовал через несколько лет. В 1957 году он снимает "Ночи Кабирии" - историю проститутки, которая стремится изменить свою жизнь, но это ей никак не удается. Многие критики указывали на библейский смысл картины Феллини, сюжет вечной борьбы добра и зла. Однако неискушенные зрители так же горячо приняли этот фильм, поскольку картина ненавязчиво, но убедительно показывала, что самое главное в человеке - это Вера.

Несмотря на то, что несчастную Кабирию раз за разом жестоко обманывают и предают, она тем не менее продолжает верить в будущее, в то, что она в конце концов достигнет желаемого. Незабываем и прекрасен конец картины, где обманутая в очередной раз Кабирия улыбается сквозь слезы, когда вместо злобы и ненависти в ее взгляде и улыбке видна Надежда на будущее и, несмотря ни на что, Вера в людей. Главную роль Кабирии с неповторимым мастерством сыграла жена Феллини, великая Джульетта Мазина, которой удалось передать на экране тончайшие нюансы внутреннего состояния своей героини.

Сильная актриса и стильная женщина: Сигурни Уивер - 70 >>

Был актер, про которого Феллини говорил: "Марчелло и я - это одно целое". С участием Мастроянни в 1959 году на экраны вышел еще один великий фильм Феллини - "Сладкая жизнь", где популярный актер с большой силой сыграл роль пронырливого журналиста.

© AFP 2020 /
Режиссер Федерико Феллини во время съемок своего фильма «Амаркорд», Рим, 1974.

В этой картине Феллини четко показывает бессмысленность и пустоту жизни, когда в ней царствуют разобщенность и одиночество. Лента с триумфом прошла по экранам мира и получила "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля. Но что самое важное, картина Феллини оказала огромное влияние на кинематографистов всего мира, а ее финал по праву был признан одной из самых утонченных лирических сцен в истории кино.

И Бог создал женщину: Брижит Бардо отмечает 85-летие >>

Следующий фильм - "Восемь с половиной", где главным героем был кинорежиссер Гвидо Ансельми (в блистательном исполнении Мастроянни), считается во многом биографической картиной Феллини. Феллини и Мастроянни были в этом фильме изумительны, и картина заслуженно получила множество премий, в числе которых главный приз Московского международного фестиваля и американский "Оскар".

Далее были фильмы "Джульетта и духи", с мазиной и Мастроянни в главных ролях, "Рим Феллини", который проникнут светлым чувством праздника.

В 1973 году мэтр снимает "Амаркорд" о Римини, городе своего детства. Этот фильм мэтра также был удостоен "Оскара".

Следующая картина - "Казанова Федерико Феллини" - вызвала споры среди критиков и некоторое разочарование зрителей, которые были недовольны вольной трактовкой мемуаров известного сердцееда.

Чуть более двух недель понадобилось Феллини , чтобы снять "Репетицию с оркестром". Картина построена как телерепортаж о репетиции. Дирижеру не удается найти общий язык с оркестром, но в финале ему это все же удается. Фильм был принят неоднозначно, но именно этого Феллини и добивался.

Блистательная Софи Лорен отмечает юбилей >>

Потом последовали притча "И корабль плывет", "Джинджер и Фред" о знаменитых танцорах Роджерс и Астере, которых блестяще сыграли Мастрояни и Мазина, а также похожая на исповедь лента "Интервью" , в которой Феллини возвращает Мастроянни и Аниту Экберг в "Сладкую жизнь". В последнем своем фильме "Голос луны" мэтр рассказал о толковании мира с позиции только что вышедшего из психбольницы больного.

© AP Photo / Reed Saxon
Марчелло Мастроянни, Федерико Феллини (в центре) и Софи Лорен на 65-й ежегодной церемонии вручения премии Оскар в Лос-Анджелесе, 29 марта 1993

В марте 1993 года великому режиссеру был присужден очередной "Оскар" за вклад в киноискусство. В этом же году 30 октября Феллини и Мазина собирались отметить 50-летие их совместной жизни. За две недели до этого Феллини свалил инсульт, но он все же дожил до этой знаменательной даты. Великого чародея кино не стало 31 октября, через день после юбилея.

Вся Италия скорбела, движение в столице было остановлено. Везде по последнему пути мэтра к фамильному склепу в Римини траурный кортеж встречали и провожали аплодисментами. Джульетта пережила мужа всего на пять месяцев, она просто не могла дышать без него, как в переносном, так и в прямом смысле (у нее был рак лёгких). По ее завещанию, она была похоронена рядом с горячо любимым Федерико и с его портретом в руках.

Они прожили долгую и счастливую жизнь, которую омрачало отсутствие детей. Когда речь заходила об этой драматической стороне жизни великой пары, Федерико Феллини часто повторял: "Мои фильмы - это наши дети". Дети, которые несмотря на уход из жизни великих родителей, продолжают потрясать своей глубиной любителей кинематографа во всем мире.

1476
Теги:
юбилей, режиссер, Италия
Загрузка...


Орбита Sputnik