Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли позирует в британском посольстве в Риме, прежде чем получить медаль рыцарства от британского посла, 24 ноября 2004 год

Памяти Великого мастера: мир попрощался с легендарным Джанфранко Дзеффирелли

4063
(обновлено 15:39 18.06.2019)
Фуад Мамедов-Пашабейли
В минувшую субботу, 15 июня, мир облетела печальная весть. Свой земной путь закончил еще один гениальный итальянец, великий режиссер Джанфранко Дзеффирелли. 17 июня состоялась церемония прощания с несравненным постановщиком на Капитолийской площади в Риме.

Бакинцы старших поколений помнят, с каким оглушительным успехом в кинотеатрах нашего города, да и по всему СССР, демонстрировалась экранизация Дзеффирелли бессмертной трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта".

Жан Габен - обладатель неповторимой мужской харизмы>>

В начале семидесятых кинотеатры громадной страны ставили рекорды проката на этой картине. Дзеффирелли удалось добиться горячих зрительских симпатий по всему миру, поставив картину, казалось бы, на совсем не кассовую тему. Да, великая шекспировская трагедия о любви, но разве мало было (до и после постановки Дзеффирелли) экранизаций произведений великого британца, которые, мягко говоря, не пользовались успехом у зрителей?

Франко Дзеффирелли
© AP Photo / Jerry Mosey
Франко Дзеффирелли

Дзеффирелли, приняв идею руководства кинокомпании Paramount Pictures перенести на экран "Ромео и Джульетту", сделал все возможное для того, чтобы тщательно воссоздать атмосферу эпохи. Снял картину режиссер в Италии. Натура - в старой Тоскане, а павильоны - на студии "Чинечитта" в Риме, где была построена главная площадь Вероны того времени.

Более того, Дзеффирелли пошел на риск, пригласив на главные роли юных англичан – 16-летнюю Оливию Хасси и 17-летнего Леонарда Уайтинга. Он максимально приблизил возраст актеров к тому в каком были герои трагедии Шекспира. Подбор актеров был безупречен. Молоды актеры блистательно справились со своей задачей. Вместе с этим, до сих пор невозможно забыть, как изумительно сыграл Меркуцио Джон Макинери, а Тибальта Майкл Йорк!

А как великолепен был Майло О Ши в роли монаха Лоренцо и Пэт Хейвуд, которая создала на экране образ кормилицы Джульетты! Сочетание шекспировской поэзии и современности, высочайшая культура постановки, великолепные актерские работы - все это обеспечило фильму триумфальный прокат как в СССР, так и в Европе и Америке. Бесподобная музыка, написанная величайшим композитором Нино Рота к этому фильму, востребована и любима по сей день.

Безусловно, что огромному успеху в СССР этого фильма способствовал великолепный дубляж. Евгений Герасимов (Ромео), Анна Каменкова (Джульетта), Всеволод Ларионов (Меркуцио), Василий Лановой (Тибальт) и другие выдающиеся советские актеры сумели передать русскоязычному зрителю все величие шекспировской трагедии.

На фотографии, сделанной 24 августа 1981 года, итальянский режиссер Франко Дзеффирелли (слева) и американский актер Мартин Хевитт во время телешоу в Париже
© AFP 2019 / GEORGES PAVUNIC
На фотографии, сделанной 24 августа 1981 года, итальянский режиссер Франко Дзеффирелли (слева) и американский актер Мартин Хевитт во время телешоу в Париже

Этот фильм принес Дзеффирелли оглушительную известность. Он получил международное признание и вместе с ним два "Оскара" - за лучший фильм и режиссуру.

К этому фурору Дзеффирелли шел через свои университеты. Пройдя войну, он в 1946 году стал театральным художником и актером театра в Риме, где и познакомился с гениальным Лукино Висконти. Дзеффирелли становится ассистентом Висконти и как губка впитывает уроки мэтра. Вместе с этим он начинает ставить спектакли и на этом поприще добивается заметных успехов.

Его приглашает знаменитый театр Ла Скала для художественного оформления оперы Россини "Золушка". Дзеффирелли удается испросить разрешения руководства театра и на режиссуру этой оперы.

В 1953 году, после триумфа "Золушки", критика признала Дзеффирелли выдающимся оперным режиссером. С тех пор он поставил большое количество опер и пьес в знаменитых театрах Лондона, Парижа, Милана, Нью-Йорка и других городов. Он также работает как постановщик драматических спектаклей.

Но в кино… До "Ромео и Джульетты" была еще одна великолепная экранизация, на этот раз комедии Шекспира "Укрощение строптивой". Этот фильм также демонстрировался в СССР и пользовался успехом. Яркое, красочное, веселое, несколько фарсовое зрелище поставлено по оригинальному тексту Шекспира с сохранением всех диалогов. В главных ролях в этой картине снялись великие актеры Элизабет Тейлор и Ричард Бартон.

Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли машет толпе на 5-й авеню в Нью-Йорке 14 октября 2002 года
© AFP 2019 / DOUG KANTER
Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли машет толпе на 5-й авеню в Нью-Йорке 14 октября 2002 года

После шекспировских экранизаций режиссер тщательно подбирал материал для своего следующего фильма. Он снял фильм "Брат Солнце, сестра Луна" о жизни Франциска Ассизского, а потом телевизионный художественный фильм "Иисус из Назарета". Эти работы Дзеффирелли также были встречены тепло как публикой, так и критикой.

В 1980-е годы Дзеффирелли осуществляет несколько успешных экранизаций опер. Его творения сразу можно узнать по огромному актерскому составу и роскошным костюмам. "Богема", " Тоска", "Травиата", "Отелло" и ряд других опер засверкали новыми гранями в его постановке. Режиссер часто с особой теплотой вспоминал празднование юбилея "Отелло", которое проходило в Ла Скала в 1987 году с участием Пласидо Доминго. Это был великолепный праздник.

Все работы Дзеффирелли - в кино, драматическом и оперном театрах - всегда понятны широкому зрителю. "Я считаю, что большое искусство должно быть понятно всем, а не только специальной публике", - говорил режиссер. И в этом было его кредо.

Наверное именно этим он мотивировался, когда пригласил на роль датского принца австралийца Мэла Гибсона в свою экранизацию "Гамлета". Режиссер хотел, чтобы имя популярного актера вызвало интерес молодежи к его очередной шекспировской экранизации.

На мой взгляд, эксперимент не особенно удался. Сведущие зрители, которые видели великих Лоуренса Оливье и Иннокентия Смоктуновского в этой роли, не приняли гибсоновского Гамлета. На мой взгляд, именно неудачный выбор актера на главную роль предопределил снисходительно-равнодушное восприятие этой экранизации бессмертной трагедии.

Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли во время 39-го Каннского международного фестиваля, 17 мая 1986 года
© AFP 2019 / JEAN-LOUP GAUTREAU
Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли во время 39-го Каннского международного фестиваля, 17 мая 1986 года

Дзеффирелли снимает "Джейн Эйр" по роману Шарлотты Бронте. Режиссер сумел удивительно тонко воспроизвести атмосферу Англии ХIX века, особую английскую сдержанность в эмоциях. Экранизация пользовалась заслуженным успехом.

После смерти великой певицы Марии Каллас режиссер получил предложение снять о ней фильм. В 2002 году на экраны вышла картина "Каллас навсегда". Режиссеру удалось передать судьбу несчастной, но великой женщины, роль которой блистательно сыграла Фанни Ардан.

Из других киноработ Мастера отметим фильмы "Чемпион", "Чай с Муссолини" и "Бесконечная любовь".

Джанфранко Корса Дзеффирелли прожил 96 лет. Долгая и насыщенная событиями жизнь. Что любопытно, он не считал себя итальянцем, а все время подчеркивал: "Я не итальянец, а флорентинец. Флоренция веками стояла над нациями и была артистическим центром мира".

Великий Мастер режиссуры очень любил свою Флоренцию, и вчера после церемонии прощания в Риме его похоронили в городе, где он родился 12 февраля 1923 года, предав родной земле на кладбище Сан-Порте.

4063
Загрузка...


Орбита Sputnik