Новости

Космическое будущее Азербайджана могут приблизить Азимов, Гаррисон и Брэдбери

© Sputnik / Murad OrujovКнижные полки, архивное фото
Книжные полки, архивное фото - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Полвека назад человечество планировало совершать межгалактические перелеты, которые сегодня существуют только в голливудских фильмах и фантастической литературе.

О космонавтике обычно принято вспоминать 12 апреля, то есть в День космонавтики. В остальное время года космонавтика не вызывает особого интереса.

А вот 57 лет тому назад, 12 апреля 1961 года, весь мир с напряжением следил за первым полетом человека в космос. Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток-1" впервые совершил орбитальный полет вокруг планеты Земля. В Советском Союзе профессия космонавта считалась почетной. Каждый второй школьник на вопрос о выборе профессии отвечал, что желает стать космонавтом. Самые лучшие летчики-испытатели со временем пробовали себя в космических программах.

Россия остается ведущей державой в мировой космонавтике

Оказаться в числе советских космонавтов было делом непростым. Космонавтика в СССР была на особом счету. На нее работали конструкторские бюро, особые закрытые заводы, даже создавались специальные секретные города, где самые одаренные ученые занимались разработками в этой сфере.

Летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин с букетом ромашек, архивное фото - Sputnik Азербайджан
Фото
Юрий Гагарин и его знаменитая улыбка

Данные о сотрудниках космической сферы были так засекречены, что имена многих первопроходцев космонавтики были обнародованы только в годы перестройки. В годы холодной войны в борьбе с США за космос Советский Союз тратил на развитие этой отрасли колоссальные средства. В магазинах не хватало колбасы, сыра, мяса и масла. Найти приличную обувь и предметы первой необходимости было делом архисложным, но при этом постоянно по телевизору передавались новости об очередном космическом корабле, запущенном на орбиту. Советские люди с напряжением следили за стыковкой кораблей в открытом космосе и бурно обсуждали эту тему меж собой.

Россия и сегодня остается ведущей державой в мировой космонавтике. После завершения холодной войны США закрыли многие космические проекты, сократив финансирование этой сферы. В большинстве случаев интерес к космосу проявляется в запуске спутников связи. А западные страны не могут осилить в одиночку запуски орбитальных ракет. В таких проектах участвуют несколько стран, часто сотрудничая с российской стороной.

Объявлена дата запуска в космос второго спутника Azerspace >>

Мир стал слишком меркантильным. Если 50 лет назад человечество планировало совершать межгалактические перелеты на космических кораблях, то сегодня эти идеи в основном воплощаются в голливудских фильмах. И дешево, и увлекательно. Любые космические проекты должны приносить прибыль, поэтому каждая, даже маленькая, страна старается запустить на орбиту свой спутник. Такие спутники в эпоху телекоммуникационного бума действительно делают проект рентабельным.

Выходцы из Азербайджана успешно реализовывали себя в космической отрасли

После обретения Азербайджаном независимости космические идеи перестали быть привлекательными для населения. Приходилось решать более земные проблемы. Карабахская война, беженцы, потери территорий, развал всей экономики ввиду слома социалистической формации отодвинули в сторону космическую сферу.

Макет Луны-25-2 - Sputnik Азербайджан
Российский беспилотник "Луна-25" будет бороздить космос в поисках воды

А ведь в Азербайджане в свое время были предприятия космической промышленности. Например, на заводе "АЗОН" производили микросхемы и некоторое оборудование для космоса. Внутри предприятия действовал так называемый "почтовый ящик" — НИИ, включенный в структуру ВПК. С развалом СССР структуры "АЗОН" деградировали, а продукция потеряла значимость. Но с 2006 года завод включен в состав министерства оборонной промышленности АР.

В Азербайджане было секретное производство особых жуков. Получаемая из них жидкость использовалось в космической промышленности. Это было очень дорогое и выгодное производство. Но оно было полностью уничтожено из соображений биологической безопасности в период развала СССР.

В лицо этого азербайджанца знали только космонавты >>

Многие выходцы из Азербайджана вполне успешно реализовывали себя в космической отрасли. О легендарном Кериме Керимове стало известно лишь в 1987 году. А ведь он был одним из ведущих специалистов космической сферы Советского Союза, 25 лет занимал пост председателя Государственной комиссии по пилотируемым полетам. Азербайджан по праву может гордиться и Физули Фараджевым, действительным членом Академии общественных наук России, обладателем почетной медали имени Циолковского Федерации космонавтики РФ. Фараджев принимал непосредственное участие в создании знаменитого космического самолета "Буран". В Советском Союзе было почетно работать в сфере науки и космической отрасли. Быть космонавтом являлось мечтой каждого мальчишки.

В продаже трудно найти литературу о дальних космических путешествиях

Южный полюс Юпитера - Sputnik Азербайджан
Фото
Космические пейзажи марта в фотографиях
Возврат к прошлому космическому наследию в Азербайджане произошел в 2000 годах. Распоряжением президента Ильхама Алиева от 3 мая 2010 года был учрежден первый спутниковый оператор Кавказа ОАО Азеркосмос (Azеrkosmos). С этого времени властями Азербайджана ставилась задача создания и развития космической промышленности страны.

Уже в 2013 году на орбиту запускается телекоммуникационный спутник Azerspace-1. Это стало началом развития космической отрасли. Сегодня Azеrkosmos работает в тесном контакте с министерством транспорта, связи и высоких технологий. В 2018 году планируется запуск еще одного спутника — Azerspace-2. Надо признать, что первый спутник Азербайджана приносит стране определенную прибыль в твердой валюте.

Конечно, создание подобной структуры радует. После долгих лет забвения космическая отрасль в Азербайджане развивается, создана конкретная организация, занимающаяся космосом. Но имеются некоторые проблемы. В стране никак не пропагандируются космические идеи. Ни телевидение, ни другие СМИ не уделяют этой теме практически никакого внимания.

Американцы присвоили себе Луну >>

Азербайджанцы не читают фантастику и в продаже трудно найти литературу о дальних космических путешествиях, нашествии инопланетных цивилизаций, космическом разуме и так далее. Вряд ли кто-то из школьников выразит желание посвятить себя космонавтике. Молодежь едет получать образование за рубежом в основном на маркетологов, экономистов, журналистов, юристов. Интереса к фундаментальным наукам нет. Правда, из-за развития сферы ИКТ привлекательными стали такие профессии как программист, веб-дизайнер, системный администратор. Но и в этой сфере все еще не хватает квалифицированных специалистов.

А начать надо с самого простого — переводов

В обществе не превалирует идея будущей модели технотронного общества, где, возможно, межпланетные путешествия станут реальностью. Безусловно, надо понимать, что технологии наступают нам на пятки. Для будущего развития космической промышленности Азербайджану нужно воспитать и обучить поколение развитых людей, готовых жить и работать в космическую эру. Космическое мышление в корне отличается от земного, и для его внедрения нужно создавать особую среду.

Запуск самодельной ракеты, построенной Майком Хьюзом - Sputnik Азербайджан
"Безумный" Майк: и все-таки она плоская!

Тут нужно серьезно поработать и в сфере образования, и необходимо создавать специальные парки для молодых дарований, где они могли бы развиваться. Безопасность нашей жизни непосредственно связана с космосом, со спутниковой инфраструктурой. А часть молодежи нужно стимулировать на обучение для дальнейшей работы в космической промышленности. По крайней мере, в соседней России есть все возможности для этого.

А начать надо с самого простого, то есть с переводов книг знаменитых фантастов, например Айзека Азимова, Гарри Гаррисона, Рэя Брэдбери. Поверьте, эта увлекательная литература привлечет внимание молодежи похлеще любых научных трудов по космосу…