Человек за чтением книг, фото из архива

Наука и образование: актуальные вопросы и перспективы развития

128
(обновлено 00:44 12.12.2017)
Образование является той стратегической сферой, доступ к которой должен быть максимально универсализован для всех слоев населения независимо от социального положения.

На сегодняшний день одними из самых, если не самыми актуальными вопросами "повестки дня" в стране являются вопросы, связанные с системой образования и неразрывной с ней научной сферой. По моему глубокому убеждению, современные проблемы науки и системы образования в стране имеют свои объективные и субъективные причины.

Одной из основных объективных причин, думаю, является фактор того, что в целом, с развалом Советского Союза, дезинтеграционные процессы на территории постсоветского пространства вместе с политической сферой, затронули, к сожалению, социальную, экономическую, научную и образовательную сферу, что явилось, на мой взгляд, одной из главных системных ошибок горе-реформаторов начала 90-х годов.

К субъективным же факторам нужно отнести в первую очередь, недостаточное понимание менеджментом системы образования динамично формирующихся актуальных вызовов и трендов.

О каких же вызовах и трендах идет речь? Надо отметить, что на сегодняшний день в мире достаточно четко сформировались следующие трендообразующие системы в развитии науки и в первую очередь, в прикладном ее сегменте. Эти системы следующие: 1) связанные с развитием генной инженерии и молекулярной биологии биотехнологии; 2) нанотехнологии; 3) системы искусственного интеллекта; 4) глобальные информационные сети; 5) интегрированные высокоскоростные транспортные системы.

Внедрение этих систем существенным образом позволяет повысить эффективность экономических процессов, вместе с тем значительно снижая показатели капиталоемкости, что является не менее важным моментом. Вместе с тем, в последнее время, наряду с вышеуказанными пятью системами, формируется и шестая система, связанная с интегрированным внедрением нанотехнологий, биотехнологий и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Эта система может стать локомотивом развития всей мировой прикладной науки и конечно же, эта система наряду с пятью вышеуказанными системами и вкупе с теми вызовами, которые они несут с собой, должны не просто быть исследованы, на них во многом и должна ориентироваться система образования и науки в стране.

При этом я не случайно связываю эти две сферы. Уверен, что для динамичного, устойчивого и поступательного развития любого государства система науки и образования должна быть интегрирована, причем эта интеграция должна быть осуществлена в том числе институционально. В этом случае, думается, четче придет осознание того, что система образования в стране должна серьезно структуризироваться и систематизироваться.

В связи с этим, на мой взгляд, необходимо вновь проанализировать вопросы, связанные с переходом от дедуктивной к индуктивной системе образования, сделать этот процесс, с одной стороны, системным, чтобы избежать той хаотичности, которая наблюдается в связи с несоответствием учебных планов и учебных процессов с принятой линией на переход к индуктивной системе. С другой стороны, сам этот переход, считаю, должен носить сегментарный характер и ни в коем случае не должен охватывать все специальности.

На мой взгляд, в стране на примере, в частности, Бакинского Филиала МГУ можно отчетливо видеть ту успешную модель комплексного интегрированного развития науки и образования, в частности структурированного подхода к организации системы образования, внедрение которой могло бы быть эффективно и в республиканском масштабе. Исходя из этого примера, можно констатировать, что успешное формирование высшего менеджмента является одним из важнейших критериев успеха в общем управлении системой науки и образования.

Вместе с тем, думаю, именно под такую систему высшего образования должна быть органично адаптирована и система среднего образования в стране. Наряду с этим хочу особо подчеркнуть необходимость доступности и массовости качественного образования, поскольку образование является той стратегической сферой, доступ к которой должен быть максимально универсализован для всех слоев населения независимо от социального положения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

128
Теги:
Наука, образование, Азербайджан
Загрузка...


Орбита Sputnik